Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения»





НазваниеТема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения»
страница1/4
Дата публикации02.07.2014
Размер0.52 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4
Семинар-практикум

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Цель: Организация обучения педагогов по подготовке к введению ФГОС ООО. Оказание помощи в теоретическом и практическом осмыслении идеологии и методологии нового стандарта.

План семинара

1. Плюсы и минусы традиционного урока. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС. Ильина Т.Е.

2.Технологическая карта урока. Фалькова Л.А.

3. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по

ФГОС. Тимофеева С.А.

4.Деятельность учителя и обучающихся. Байсалямова Г.А.

5.Из опыта работы. Кучинская Н.В.

Коржевская О.В.

Фуражкина С.И.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Плюсы и минусы традиционного урока. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС

Учитель истории - Ильина Т.Е.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? dsc02244.jpg

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.  

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.


Плюсы

Минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания»

На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.




Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 

Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.









Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

  • Знание типологии урока

  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

  • Планирование воспитательной функции урока.

  • Комплексное планирование задач урока.

  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

  • Практическая направленность учебного процесса.

  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся.

  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).

  • Включение компьютеров в педагогические технологии.

  • Дифференциация домашних заданий.

  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

  • Обеспечение эстетических условий.

  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

  • Имидж учителя.

  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.

Технологическая карта урока

Методист школы - Фалькова Л.А.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. dsc02246.jpg

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

• освобождается время для творчества учителя;

• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

• обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

• используются эффективные методы работы с информацией;

• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconТема семинара: «Современный урок в соответствии с требованиями фгос»
Цель: систематизация знаний учителей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconСистема оценки достижений требований учащихся в свете Стандартов фгос оо второго поколения
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доклад на тему «Современный урок физики в условиях внедрения фгос второго поколения»
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПлан методической работы на 2012-2013 учебный год
Современный урок в свете реализации национального проекта «Наша новая школа» федеральных стандартов II поколения
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconУрок английского языка, 4 а класс тема: «Прошедшее время»
«Технология системно-деятельностного подхоад при переходе на фгос второго поколения»
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconСведения о повышении квалификации педагогических работников
«Проектирование образовательной среды основной школы в контексте требований фгос оо», «Современный урок фгос: Эффективные технологии,...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconУважаемый коллега, Ваш доклад включен в программу V научной конференции...
О состоянии учебно-лабораторной и научной базы в свете требований фгос третьего поколения
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconСтруктура урока русского языка в свете требований фгос летунова О....
В фгос " метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПлан рассмотрен на заседании нтс протокол №1 от 4 октября 2012 г....
О состоянии учебно-лабораторной и научной базы в свете требований фгос третьего поколения
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5- 6 классов....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconМетодическая тема школы на 2013 – 2014 уч г
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос второго поколения
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconСовременный урок в контексте фгос нового поколения
Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор(ы): В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова / в процессе разработки программы авторы исходили из требований Федерального...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модернизация информационного образовательного пространства лицея на основе современных информационных технологий и систем для повышения...
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск