Пояснительная записка Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Постепенно ребенок начинает не только красиво говорить, но и, что весьма немаловажно, - красиво, аккуратно писать. У него начинают активно развиваться фантазия, воображение, умение анализировать, сравнивать, размышлять, обобщать. Наряду с логическим мышлением возникает и побуждение, опираясь на приобретенные, пусть пока еще и довольно незначительные, опыт и знания, самому решать возникающие на его жизненном пути проблемы. Есть еще множество прекрасных, замечательных вещей, качеств, которые могут развиться в душе, в поведении ребенка благодаря чтению и любви к книге.
Как привить ученику любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Важно организовать сотрудничество детей на уроке: научившихся читать до школы и нечитающих, знающих буквы и не знающих их. На своих уроках я предлагаю задания различного уровня сложности. Пусть каждый ребенок использует то, что ему доступно на данный момент, так как и рисунки, и ребусы, и модели слов — своеобразные шаги в освоении чтения и письма.
Первоклассникам необходимо помочь в преодолении трудностей, ведь им ещё не всё подвластно. Я знаю, что если у детей есть желание, есть интерес, значит, они многого достигнут. Так активизируется познавательная активность школьников.
Литературное чтение 1 класс
учитель начальных классов Чарыева Татьяна Владимировна
Конспект урока
Тема урока: Знакомство со звуком [йо], буквой Ё.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: развитие речевых способностей первоклассников, развитие фонематического слуха детей, формирование способности к четкой артикуляции, воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
Задачи: Познакомить детей с гласным звуком [йо] и буквой Ё,
Показать особенность звуков, которые обозначаются этими буквами.
Развитие умения проводить звуковой анализ слов.
Воспитывать любовь к чтению, любознательность.
Оборудование: компьютер, изображение ёжика; образ буквы Ё; учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Этап урока
| Содержание
| Формирование УУД
| I.Организационный момент
| Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится
Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
| Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| II. Актуализация опорных знаний.
| Учащиеся представляют творческие работы с ранее изученными буквами
(рисунки).
На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
| Познавательные УУД
Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.
| III. Работа над новым материалом.
| О какой букве идёт речь в загадке?
Между сосен, между елок Бродит тысяча иголок. Но не сделать ни стежка Все иголки без ушка!
Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с гласным звуком [йо], с буквой Ё)
- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный)
-Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и[О])
Дети доказывают необходимость звука [йо] и приводят слова с [йо] в трех позициях:
в начале слова: ёлка, ёж, ёрзать.
в середине: Семён, Лёва, Лёня, Лёша и т.д.
в конце: моё, твоё, бельё.
Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Ё, научиться читать слоги и слова с буквой Ё)
Сейчас, дети, вы узнаете, как читается (произносится) согласный перед Ё.
| Познавательные УУД
Познавательные УУД.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
| IV. Физминутка
| Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет:
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
|
| V.Закрепление.
| Коллективная работа.
На доске слова: ВОЗ ВОЛ НОС
Сколько звуков в слове ВОЛ?
Как слышится первый звук?
Какой гласный звук в этом слове?
Учитель просит детей преобразовать слово ВОЛ в слово ВЁЛ.
Как теперь слышится первый звук в слове?
Можно ли оставить О после первой согласной? (Нет, тогда получилось бы опять слово ВОЛ).
Так же преобразуются слова ВОЗ, НОС. Обязательно обращается внимание на изменение значения слов. Сопоставление слов:
ВОЛ НОС ВОЗ ВЁЛ НЁС ВЁЗ
Как читается первая буква в каждой паре слов? (В первом твердо, во втором мягко).
Когда согласная читается твердо? (Перед буквой О).
Когда она читается мягко? (Перед буквой Ё). Чтение слогов с договариванием до целого слова:
ло...шадь во ... лы пол..ка Лё ... ша вёд..ра пё ... рышко Сё ... ма То ... ня тё ..тя
Затем дети рассматривают элементы буквы
Буква-«колючка»
Ёлка,
Ёж
И ёрш.
И всё ужасно колко -
И ёж, и ёрш, и ёлка.
Учитель предлагает детям почитать по слоговым таблицам:
| Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД.
| VI.Работа по учебнику
| Выполнение заданий на странице 38 – 39
Отгадывание кроссворда на стр.39
Чтение слогов, слов, предложений
Работа над текстом для читающих детей «Как Ёжик с Медвежонком приснились Зайцу»
| Познавательные УУД.
Смысловое чтение. Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
| VII. Итог урока.
| Вот и подходит к концу урок.
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)
- Из скольких звуков она состоит? ([й’],[о])
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
- Что еще интересного запомнили о букве Ё? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
- Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Учитель показывает книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
| Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
| VIII. Рефлексия
| - Мне всё удалось
- У меня вызвало затруднение…
- У меня всё получилось
- Я узнал…
|
| |