№ Урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Сроки
| Знания и умения
| 1
| Введение. Русский язык- один из развитых языков мира.
| 1 ч.
|
| Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества, познакомиться с понятием «развитой язык». Уметь различать устную речь и слушание. Письменную речь и чтение.
|
| Повторение пройденного в 5 классе ( 13ч. + 2 р/р )
|
|
|
| 2
| Фонетика и графика Фонетический разбор слова. Орфография.
| 1 ч.
|
| Знать порядок фонетического разбора слова, знать пары согласных по твердости и мягкости. Уметь производить фонетический разбор, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.
| 3
| Части слова. Разбор слова по составу.. Орфограммы в приставках и корнях слов.
| 1 ч.
|
| Знать порядок морфемного разбора слова, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь производить морфемный разбор слова и находить орфограммы в корнях и приставках.
| 4
| Части речи Морфологический разбор слова.
| 1 ч.
|
| Знать части речи.
Уметь производить морфологический разбор слова.
| 5
| Орфограммы в окончаниях слов
| 1 ч.
|
| Знать, уметь находить и правильно писать орфограммы в окончаниях слов.
| 6
| Р/р Сочинение на тему «Памятный день летних каникул».
| 1ч.
|
| Уметь писать сочнения повествовательного характера.
| 7
| Словосочетание.
| 1ч.
|
| Знать строение словосочетания, Уметь производить разбор словосочетаний и составлять словосочетания.
| 8
| Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
|
| 1 ч
|
| Виды простых предложений. Члены простых предложений и основы. Условия постановки знаков препинания.
| 9-10
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
| 2 ч.
|
| Знать структурные отличия простых и сложных предложений, знать правило постановки запятой в сложном предложении. Уметь находить границы частей в сложном предложении, обосновывать постановку запятой в сложном предложении.
| 11
| Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложений.
| 1 ч.
|
| Знать порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого и сложного предложения.
| 12-13
| Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи.
| 1 ч.
|
| Знать , что такое прямая речь, диалог. Уметь правильно ставить знаки препинания при прямой речи, при диалоге.
| 14
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 15
| Работа над ошибками
| 1 ч.
|
|
| 16
| Р/р Текст. Официально – деловой стиль речи.
|
|
| Знать, что такое текст, виды текста, знать характеристику официально-делового стиля речи. Уметь определять принадлежность текста к стилю речи.
|
| Лексика и фразеология. Культура речи.
/ 11ч. + 2 р/р /
|
|
|
| 17
| Повторение изученного в 5 классе. / Значение слова, многозначные и однозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы
| 1 ч.
|
| Знать понятия «лексическое» и «грамматическое» значения слов, однозначные и многозначные слова, переносное значение слова, синонимы и антонимы.
| 18
| Общеупотребительные слова.
| 1 ч.
|
| Знать различие слов русского языка по сфере употребления. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова.
| 19
| Р/р Собирания материала к сочинению по картине А. Герасимова « После дождя».
| 1 ч.
|
| Уметь описывать предметы, изображенные на картине.
| 20
| Профессионализмы
| 1 ч.
|
| Знать о профессиональных словах, сфере их употребления. Уметь находить профессиональные слова в словарях, объяснять их значение.
| 21
| Диалектизмы
| 1 ч.
|
| Знать диалектизмы, нормы употребления диалектной лексики. Уметь определять уместность-неуместность использования диалектных слов.
| 22
| Р/р Сжатое изложение «Собиратель русских слов».
| 1 ч.
|
| Знать способы сжатия текста. Уметь строить сжатый текст.
| 23
| Жаргонизмы
|
| 1 ч.
| Знать, что такое жаргонизмы. Уметь определять уместность их употребления.
| 24
| Эмоционально-окрашенные слова.
| 1 ч.
|
| Знать эмоционально- окрашенные слова, уметь их употреблять.
| 25
| Устаревшие и новые слова.
| 1 ч.
|
| Знать о причинах устаревания и появления новых слов в русском языке. Уметь пользоваться толковыми словарем для определения устаревших и новых слов.
| 26
| Исконно-русские и заимствованные слова.
| 1 ч.
|
| Знать о исконно-русских и заимствованных словах в русском языке.
| 27
| Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
| 1 ч.
|
| Знать о фразеологизмах, их роли в обогащении речи. Уметь употреблять в речи фразелогизмы.
| 28
| Повторение по теме «Лексика».
| 1 ч.
|
|
| 29
| Зачет по теме «Лексика».
| 1 ч.
|
|
|
| Словообразование и орфография. Культура речи./ 27ч + 4 р/р /
|
|
|
| 30-31
| Повторение изученного в 5 классе.
| 2 ч.
|
| Знать основные сведения по словообразовании, полученные в 5 классе, совершенствовать умения определять зависимость правописания слов от его строения
| 32
| Р/р Описание помещения. Слово: Интерьер
| 1 ч.
|
| Знать слово «интерьер», уметь описывать предмет.
| 33-35
| Основные способы образования слов в русском языке.
| 3 ч.
|
| Знать основные способы образования слов в русском языке, уметь определять способы образования слов.
| 36
| Этимология слов
| 1 ч.
|
| Знать, что такое этимология слова.
| 37
| Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
| 1 ч.
|
| Уметь систематизировать материал к сочинению, уметь составлять сложный план.
| 38-39
| Буква о-а в корне -кос – касс.
| 2 ч.
|
| Знать условия выбора и написания –кос-кас, уметь владеть способом выбора букв в корне –кос-кас.
| 40-42
| Буквы о-а в корне –гор-гар
| 3 ч.
|
| Знать лексическое значение корня –гор-гар, уметь определять условия выбора о-а в корне гор-гар.
| 43
| Буквы ы –и после приставок
| 1 ч.
|
| Знать условия выбора букв и-ы после приставок на согласные, уметь правильно применять правило.
| 44-47
| Гласные в приставках пре-при.
| 4 ч.
|
| Знать о зависимости написания гласных в приставках пре-при от их лексического значения. Уметь определять лексическое значение приставки при со значением «приближения», объяснять значение слов с приставкой пре и правильно их писать.
| 48
| Контрольный диктант
|
|
|
| 49
| Работа над ошибками
| 1 ч.
|
|
| 50
| Р/р Выборочное изложение /описать обитель главного героя/
| 1 ч
|
| Уметь выборочно излагать текст.
| 51
| Соединительные о-е в сложных словах
| 1 ч.
|
| Знать об образовании сложных слов с помощью гласных о-е. уметь выбирать гласные о-е в сложных словах.
| 52
| Сложносокращенные слова
| 1 ч.
|
| Знать о видах сложносокращенных слов по способу их образования, уметь правильно их употреблять
| 53
| Р/р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро».
| 1 ч.
|
| Уметь описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы.
| 54
| Морфемный и словообразовательный разбор слова
| 1 ч.
|
| Знать о различении словообразовательного разбора и разбора по составу, умет производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
| 55-57
| Обобщение по теме «Словообразование»
| 3 ч.
|
|
| 558
| Зачет по теме «Словообразование»
| 1 ч.
|
|
| 59
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 60
| Анализ контрольного диктанта.
| 1 ч.
|
|
|
| Морфология. Имя существительное. ( 21ч. + 3 р/р)
|
|
|
| 61 -62
| Повторение изученного в 5 классе /морфологические признаки, падежные окончания, ь знак после шипящих/
| 2ч.
|
| Знать морфологические признаки существительного, синтаксическую роль в предложении, уметь правильно писать падежные окончания существительных.
| 63
| Р/р Написать письмо одному из друзей.
| 1 ч.
|
| Знать о том, какие могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету), уметь написать дружеское письмо.
| 64
| Разносклоняемые имена существительные.
| 1 ч.
|
| Знать разносклоняемые имена существительные, уметь склонять существительные на –мя.
| 65
| Буква е в суффиксе ен существительных на мя.
| 1 ч.
|
| Уметь склонять существительные на –мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих сущ- ных.
| 66
| Несклоняемые имена существительные.
| 1 ч.
|
| Знать о несклоняемых существительных, употреблении их в косвенных падежах. Уметь употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах.
| 67
| Род несклоняемых имен существительных.
| 1 ч.
|
| Знать способы определения рода несклоняемых имен существительных.
| 68
| Имена существительные общего рода.
| 1 ч.
|
| Знать об именах существительных общего рода. Уметь определять их род.
| 69
| Морфологический разбор имени существительного.
| 1 ч.
|
| Знать морфологический разбор имени существительного, уметь определять морфологические признаки существительного
| 70
| Р/р Сочинение « Первый раз в цирке».
| 1 ч.
|
| Уметь писать сочинение – описание по определенной теме.
| 71 -72
| Не с существительными
| 2 ч.
|
| Знать условия выбора слитного или раздельного написания не с сущ-ми, уметь различать не – приставку, частицу, часть корня.
| 73
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 74
| Работа над ошибками
| 1 ч
|
|
| 75-76
| Буквы щ – ч в суффиксе чик- щик.
| 2 ч.
|
| Знать условия написания суф-сов чик- щик в существительных. Уметь применять этот способ для правильного написания суф-сов чик- щик.
| 77
| Гласные в суффиксах существительных ек – ик.
| 1 ч.
|
| Знать об образовании сущ-ных с помощью суф-сов ек- ик, владеть способом выбора суф-сов ек – ик.
| 78
| Гласные о – е после шипящих в суффиксах существительных.
| 1 ч.
|
| Знать условия выбора гласных о-е после шипящих, уметь применять правило.
| 79
| Дефисное и слитное написание слов с пол. Полу
| 1 ч.
|
| Знать условия дефисного и слитного слов с пол, полу и уметь их применять.
| 80
| Итоговое повторение по теме «Имя существительное».
| 1 ч
|
|
| 81
| Зачет по теме «Имя существительное»
| 1 ч .
|
|
| 82
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 83
| Работа над ошибками
| 1ч.
|
|
| 84
| Р/р Сочинение повествовательного характера. Описание помещения по личным впечатлениям.
| 1 ч
|
| Уметь писать сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям.
|
| Морфология. Имя прилагательное. (24ч. + 4 р/р )
|
|
|
| 85 -86
| Повторение изученного в 5 классе. ( синтаксическая роль, окончания прилагательных, краткие прилагательные)
| 2 ч.
|
| Знать условия выбора падежных окончаний прилагательных, уметь правильно писать краткие прилагательные. Определять синтаксическую роль прилагательных .
| 87 -88
| Р/р Описание природы. Описать уголок природы.
| 2 ч.
|
| Уметь описать какой – либо уголок природы по личным наблюдениям.
| 89 -90
| Степени сравнения имен прилагательных / сравнительная степень /
| 2 ч.
|
| Знать способ образования сравнительной степени. Уметь находить прилагательные в сравнительной степени.
|
|
|
|
|
| 91
| Степени сравнения имен прилагательных (превосходная степень )
| 1 ч.
|
| Знать способ образования превосходной степени. Уметь находить прилагательные в превосходной степени.
| 92
| Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.
| 1 ч.
|
| Знать разряды прилагательных, уметь находить качественные прилагательные.
| 93
| Относительные прилагательные.
| 1 ч.
|
| Знать относительные прилагательные уметь их различать.
| 94
| Притяжательные прилагательные.
| 1 ч.
|
| Знать, что обозначают притяжательные прилагательные, уметь правильно писать и употребляя их.
| 95
| Р/р Выборочное изложение / отрывок из повести А. С. Пушкина «Метель» /
| 1 ч.
|
| Уметь выбирать материал для описания ветра, неба, снега. Земли. Использовать в изложении качественные прилагательные.
| 96
| Морфологический разбор прилагательного
| 1 ч.
|
| Знать морфологический разбор прилагательного, уметь определять морфологические признаки прилагательного.
| 97
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 98
| Работа над ошибками
| 1 ч.
|
|
| 99 -100
| Не с прилагательным
| 2 ч
|
| Знать условия выбора написания не с прилагательными, уметь правильно писать не с прилагательными.
| 101
| Буквы о-е после шипящих и Ц в суф-сах прилагательных.
| 1 ч.
|
| Знать условия выбора о-е в суф-сах прилагательных, уметь правильно писать буквы о-е в корне, суф-се, окончаниях существительных и прилагательных.
| 102
| Р/р Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
| 1 ч.
|
| Уметь описывать пейзаж по картине, использовать синонимы
| 103 -104
| Одна и две буквы н в суф-сах прилагательных.
| 2 ч.
|
| Знать условия выбора н –нн в суф-сах прилагательных, уметь правильно писать н-нн в суф-сах прилагательных.
| 105
| Различение на письме суф-сов прилагательных к-ск.
| 1 ч.
|
| Уметь различать на письме суф-сы к-ск.
| 106 -108
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
| 3 ч.
|
| Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные.
| 109 -110
| Обобщение по теме « Имя прилагательное».
| 2 ч.
|
|
| 111
| Контрольная работа
| 1 ч.
|
|
| 112
| Контрольный диктант
| 1 ч
|
|
|
| Имя числительное ( 16ч. + 2 р/р )
|
|
|
| 113 -114
| Имя числительное как часть речи.
| 2 ч.
|
| Знать морфологические признаки числительного, уметь находить числительные в тексте.
| 115
| Простые и составные числительные.
| 1 ч.
|
| Знать простые и составные числительные, уметь различать простые и составные числительные.
| 116
| Мягкий знак на конце и в середине числительных.
| 1 ч.
|
| Уметь применять орфографическое правило при написании числительных.
| 117
| Разряды количественных числительных
| 1 ч.
|
| Знать разряды количественных числительных, уметь определять разряд количественных числительных
| 118
| Числительные, обозначающие целые числа( склонение числит. сорок, девяносто, сто/
| 1 ч.
|
| Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающие целые числа.
| 119
| Числительные, обозначающие целые числа (склонение составных числительных)
| 1 ч.
|
| Уметь склонять составные числительные.
| 120
| Р/р Выборочное изложение (М.М. Пришвин «Кладовая солнца» /Настя и Митраша/.
| 1 ч.
|
| Уметь написать выборочное изложение на тему «Митраша» или «Настя», выбрать абзацы в тексте повести.
| 121
| Дробные числительные.
| 1 ч.
|
| Знать о функции дробных числительных, особенностях их склонения, уметь правильно употреблять дробные числительные.
| 122
| Собирательные числительные.
| 1 ч.
|
| Знать значение собирательных числительных, уметь употреблять в речи собирательные числительные.
| 123 - 124
| Порядковые числительные.
| 2 ч.
|
| Знать о синтаксической роли порядковых числительных, уметь разграничивать количественные и порядковые числительные.
| 125
| Морфологический разбор числительных.
| 1 ч.
|
| Знать план разбора числительного, уметь определять морфологические признаки числительного.
| 126-127
| Систематизация и обобщение изученного о числительном.
| 2 ч.
|
|
| 128
| Зачет по теме «Имя числительное»
| 1 ч.
|
|
| 129
| Контрольный диктант
| 1 ч
|
|
| 130
| Р/р Подготовить выступление на тему «Берегите природу»
| 1 ч.
|
|
|
| Местоимение (21ч. + 4 р/р)
|
|
|
| 131
| Местоимение как часть речи
| 1 ч.
|
| Знать о местоимении как части речи, о синтаксической роли местоимений, уметь находить местоимения в тексте, правильно употреблять местоимения.
| 132
| Разряды местоимений. Личные местоимения.
| 1 ч.
|
| Знать личные местоимения, уметь правильно писать местоимения с предлогами.
| 133
| Возвратное местоимение себя.
| 1 ч.
|
| Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя.
| 134
| Юмористический рассказ «Как я однажды помогал маме»
| 1 ч.
|
|
| 135
| Вопросительные местоимения.
|
|
| Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи.
| 136
| Относительные местоимения.
| 1 ч.
|
| Знать относительные местоимения, их употребление в речи. Уметь различать относительные и вопросительные местоимения.
| 137-138
| Неопределенные местоимения
| 2ч.
|
| Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия дефисного написания и написания с не.
| 139-140
| Отрицательные местоимения.
| 1 ч.
|
| Уметь распознавать приставки не-ни в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.
| 141-142
| Притяжательные местоимения.
| 2 ч.
|
| Знать склонение притяжательных местоимений.
| 143
| Р/р Рассуждение
| 1 ч.
|
| Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь составлять рассуждение самостоятельного характера.
| 144-145
| Указательные местоимения.
| 2 ч.
|
| Уметь находить указательные местоимения в тексте, использовать их как средство связи.
| 146-147
| Определительные местоимения.
| 2 ч.
|
| Знать значение определительных местоимении, уметь использовать их в речи.
| 148
| Р/р Сочинение «Рассказ старого учебника».
| 1 ч.
|
| Написать сочинении –рассказ о книгах, используя диалог и прямую речь.
| 149
| Морфологический разбор местоимения.
| 1 ч.
|
| Знать морфологические признаки местоимения и уметь их определять.
| 150
| Р/р Сочинение по картине Е. Р. Сыромятниковой «Первые зрители».
| 1 ч.
|
| Устное и письменное описание изображенного на картине.
| 151-152
| Повторение изученного по теме «Местоимение».
| 2 ч.
|
|
| 153
| Контрольный диктант
| 1 ч.
|
|
| 154
| Анализ контрольного диктанта.
| 1 ч.
|
|
|
| Глагол (26ч + 6р/р)
|
|
|
| 155-156-157
| Повторение изученного о глаголе в 5 классе.
| 3 ч.
|
| Знать грамматические признаки глагола, уметь правильно писать безударные личные окончания глагола.
| 158
| Р/р Сочинение – рассказ на тему «Степа колет дрова».
| 1 ч.
|
| Уметь написать сочинение– рассказ по определенной теме.
| 159
| Разноспрягаемые глаголы.
| 1 ч.
|
| Уметь правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов. Употреблять их.
| 160-161
| Глаголы переходные и непереходные.
| 2 ч.
|
| Уметь различать переходные и непереходные глаголы.
| 162-163
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.
| 2 ч.
|
| Уметь правильно употреблять глаголы в изъявительном наклонении.
| 164
| Р/р Изложение / рассказ об экскурсии на автозавод/.
| 1 ч.
|
| Уметь написать изложение в форме рассказа.
| 165-166
| Условное наклонение.
| 2 ч.
|
| Знать, как образуется условное наклонение, уметь различать формы условного и изъявительного наклонения.
| 167
| Р/р Сочинение на тему «Если бы я был/а/ учителем.»
| 1 ч.
|
| Написать сочинение, употребляя глаголы в условном наклонении.
| 168-169
| Повелительное наклонение.
| 2 ч.
|
| Уметь находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, использовать их в речи.
| 170
| Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.
| 1 ч.
|
| Знать различие написания глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.
| 171
| Р/р Рассказ по рисункам
| 1 ч.
|
| Написать рассказ по рисункам.
| 172
| Употребление наклонений.
| 1 ч.
|
| Знать о различных способах выражения в языке просьбы, приказания с помощью разных наклонений глагола.
| 173
| Зачет по теме «Наклонение глагола»
| 1 ч.
|
|
| 174
| Контрольный диктант.
| 1 ч
|
|
| 175-176
| Безличные глаголы.
| 2 ч.
|
| Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи.
| 177
| Морфологический разбор глагола.
| 1 ч.
|
| Знать порядок морфологического разбора глагола, уметь определять морфологические признаки глагола.
| 178
| Р/р Рассказ на основе услышанного.
| 1 ч.
|
| Уметь составить рассказ на основе услышанного.
| 179
| Р/р Сочинение «Когда моя мама, сестра училась в школе /начинала работать, путешествовать и т. д./
| 1 ч
|
| Уметь начать свое сочинение, включить в него услышанный рассказ, закончить сочинении.
| 180-181
| Правописание гласных в суффиксах глаголов.
| 2 ч.
|
| Уметь владеть способом действия при выборе гласных в суф-сах глаголов.
| 182-183
| Повторение изученного по теме «Глагол».
| 2 ч.
|
|
| 184
| Итоговый урок по теме «Глагол».
| 1 ч.
|
|
| 185
| Зачет по теме «Глагол»
| 1 ч.
|
|
| 186-187
| Контрольный диктант и работа над ошибками
| 2 ч
|
|
|
| Повторение пройденного в 6 классе ( 20 ч. + 4 р/р)
|
|
|
| 188
| Разделы науки о языке
| 1 ч.
|
| Знать назначение языка в обществе, разделы науки о языке, систематизация изученного по морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации.
| 189-190-191
| Орфография. Орфографический разбор.
| 3 ч.
|
| Уметь группировать слова с изученными орфограммами по основному условию выбора и графически их обозначать.
| 192-193
| Пунктуация, Пунктуационный разбор.
| 2 ч.
|
| Повторение изученных пунктуационных правил, Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.
| 194-195
| Р/р Сочинение на тему «Майский день, каким я его увидел/а/ сегодня «Правда ли, что весна лучшее время года».
| 2 ч.
|
| Написать сочинение
| 196-197
| Лексика и фразеология
| 2 ч.
|
| Уметь толковать лексическое значение слова, уметь пользоваться толковым словарем.
| 198-199-200
| Морфология. Морфологический разбор.
| 3 ч.
|
| Уметь распознавать слово как часть речи, распределять части речи по группам, производить морфологический разбор.
| 201-202
| Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
| 2 ч.
|
| Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор.
| 203-204-205
| Синтаксис. Синтаксический разбор
| 3 ч.
|
| Знать строение словосочетаний и предложений, уметь производить
| 206
| Контрольное тестирование за 6 класс
| 1 ч
|
| синтаксический разбор.
| 207
| Контрольный диктант
| 1
|
|
| 208
| Работа над ошибками
| 1
|
|
| 209-210
| Сочинение по упр №549
| 2 ч
|
|
|
|