Представление урока:
1) Тема урока. Я – гражданин и ученик.
2)Место урока в теме, разделе, курсе (актуальность урока). Урок проходит в разделе «Ты и твоя семья, друзья» по курсу окружающий мир.
В современной России, находящейся на пути построения правового государства, образование и воспитание в духе соблюдения и уважения прав и свобод человека особенно актуально. Стратегической задачей обновления образовательной системы является воспитание самостоятельных, ответственных и инициативных людей, способных ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях, благополучных во взрослой жизни и признающих права и свободы человека высшей ценностью.
3) Цель урока. Создание условий для ознакомления правами ребёнка, обязанностями школьника, совершенствования гражданского самосознания обучающихся.
Вся работа направлена на самоопределение ребят в школьной жизни: через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.
4)Методы, формы, педтехнологии:
Урок проводится в комбинированной форме с использованием ИКТ. На уроке применяются разнообразные методы и приёмы, способствующие оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания правовых знаний к обобщающему и оценочному уровню представления материала:
– метод диалогического изложения;
– проблемный метод;
– игровой метод;
– метод проектов;
– психотренинг;
– метод релаксации;
С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей периоды работы чередуются с физкультминуткой, используются различные формы и методы работы. Использование ИКТ позволяет выделить основные аспекты содержания урока и последовательность его изложения. Отбор содержания материала, форм и методов деятельности осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и направлен на создание условий совершенствования их гражданского самосознания. Также используются социоигровые технологии.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 5)формируем умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения; 6)формируем умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2)формируем умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как справедливые или несправедливые; 3)формируем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как справедливые или несправедливые; 4)формируем умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД: 1)формируем умение определять цель деятельности;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
План -конспект урока: Предмет: Окружающий мир
Класс:1
Тема урока: Я – гражданин и ученик.
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: Создание условий для ознакомления правами ребёнка, обязанностями школьника, совершенствования
гражданского самосознания обучающихся.
Оборудование: Моноблок, экран, проектор, раздаточный материал, карандаши, магниты.
№№
п/п
| Этапы урока
| Ход урока
| Формируемые УУД на каждом этапе урока
| 1
| Оргмомент
| Звучит мелодия песни «Дорога добра».
– Здравствуйте, ребята! Сегодня 7 апреля, начнём урок. Он необычен. А назвала его я так: Я — гражданин и ученик. Урок посвящается году истории нашего Отечества. Ведь 2012 год – год истории нашей страны. (Слайды 1,2).
|
| 2
| Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
|
а) Анализ ситуаций. (Слайд 3.)
– Внимание, ребята! Ведь часто перед вами , наверняка, стоит выбор. – Помочь маме или пойти погулять?
– Делать уроки или сесть за компьютер?
– Нагрубить товарищу или решить спор по-дружески?
– Сказать правду или наврать?
– Как же поступить? От чего зависит ваш выбор? Вывод: принимать решение не просто, надо поступать по совести.
б) Игра «Да или нет» (Слайд 4.)
– Ваша задача: подставить слово « Да» к тому качеству, которое на ваш взгляд позволяет человеку поступить по совести, в других случаях – «Нет».
в) Работа со словарём. – Что такое справедливость? (Слайд 5.)
Из словаря С. И. Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине.» – Приведите примеры справедливого поступка из жизни. – Приведите примеры несправедливого поступка из жизни. – Что значит быть справедливым к одноклассникам?
Ребята выводят правило о справедливом отношении с одноклассниками (не мешать другим учиться и не давать мешать себе, быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.)
(Слайд 6)
| Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем,иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2)формируем умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как справедливые или несправедливые; 3) формируем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как справедливые или несправедливые.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
| 3
| Совместное открытие знаний
| а) Знакомство с правовыми документами. – Посмотрите на фотографию. Вы все разные, у вас разные вкусы , интересы, но все вы вместе – часть общества, поэтому у вас одинаковые права.( Слайд 7.) – Что такое права? – Права – это правила , по которым живут люди. Эти правила охраняются государством, то есть законом.
– Права есть у всех людей. Они есть и у детей. Эти права записаны в документе. Этот документ называется «Конвенция о правах ребёнка». Он создан в 1989 году. Эта дата вошла в историю нашей страны, потому что наша страна одна из первой подписалась под этим документом. Слово «конвенция» означает международный договор по специальному вопросу. Значит права ребёнка соблюдаются во всех странах. У каждого из вас есть права, эти права охраняются законом, значит каждый из вас гражданин – гражданин России. (Слайд 8.)
б)Ознакомление с основными правами Конвенции.
( Слайд 9-17.) – Вы пользуетесь этими правами? (Обсуждение.)
Вывод: никто не имеет право обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, получать медицинскую помощь.
К сожалению, в жизни человек нарушает права другого человека. Он при этом забывает свои обязанности.
в) Работа со словарём. – Что такое обязанности?
( «Обязанность – определённый круг действий, безусловных для выполнения.») – Обязанности бывают разные, они повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное помнить о них. – Мы – ученики. У нас есть обязанности. Поговорим об обязанностях в школе. Эти правила тоже записаны в документе. Он называется «Устав школы».(Слайд 18.) – Ученики обязаны:
-соблюдать устав школы;
-добросовестно учиться;
-бережно относиться к школьному имуществу;
-соблюдать правила поведения учащихся;
-уважать права других. Физкультминутка.
| Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2)формируем умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
| 4
| Применение нового знания
| а)Творческая работа в группах. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах.
(Слайд 19.)
1 группа: сделать рисунок-памятку о правах человека.
2 группа: из данных фраз собрать обязанности школьника.
Представление проекта (продолжить работу по созданию «Кодекса класса», вложить в портфолио класса.)
добросовестно учиться;
беречь школьное имущество;
беречь своё здоровье;
соблюдать правила поведения;
беречь здоровье окружающих;
соблюдать чистоту и порядок ;
соблюдать этику поведения.
б)Игра «Желаю добра». ( Дети изображают земной шар. Говорят друг другу «Я уважаю твоё право на образование и не буду тебе мешать учиться.»
| Познавательные УУД:
1)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 5)формируем умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения; 6)формируем умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД: 1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2)формируем умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор ,какой поступок совершить. Регулятивные УУД:
1)формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| 5
| Рефлексия
| – Что для себя нового открыли сегодня? – Какой вывод можем сделать?
Вывод: Главный закон жизни – поступать по совести. Надо идти по жизни по законам правды, добра, чести. Этому надо учиться с детства. Права соблюдаются при выполнении каждым человеком своих обязанностей. (Звучит песня «Дорога добра»).
| Коммуникативные УУД: 1)формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД:
1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Использованная литература :
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
Мастер — класс учителя начальной школы. Выпуск 2. – М. :Планета, 2011.
Рабочая учебная программа.
Интернет.
|