Скачать 47.26 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе Тема урока «М.В.Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме». Цели урока: изучить оду; дать представление о Ломоносове как поэте – гражданине; познакомить учеников с особенностями классицизма; способствовать пробуждению патриотического чувства. Данный урок второй по изучению творчества М.В.Ломоносова. Ученики получили задание прочитать оду и составить план произведения. 1.Объявляется тема и цели урока. 2. Изучение оды в виде беседы. - Дома вы прочитали произведение Ломоносова. Как оно звучит? (Торжественно, возвышенно). - Благодаря чему создается такое торжественное звучание? (В ней много архаизмов, метафор, мифологических имен, имен исторических деятелей). - Почему Ломоносов пишет именно так? (Это гимн, произведение, которое прославляет). - Как вы думаете, что и почему? (В начале стихотворения прославляется тишина, мир, благодаря которому раскрываются богатства России и достигается благополучие ее граждан). - Как движется стихотворение дальше? Прочитайте. - Кто еще и за что воспевается автором? (Прославление мира переходит в прославление Елизаветы. Она стала монархом – миротворцем, просветителем). - Ваше отношение к поэту в связи с этим? Он перед ней заискивает? (Известно, что Елизавета была совсем не такой, а заурядной, обыкновенной личностью). - Объясните строки: Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток. Ломоносову хотелось, чтобы Елизавета творила добро своим подданным. Он рисует ее такой, какой бы хотел ее видеть. - Какие еще изменения происходят? Какая новая поэтическая тема появляется? Обратимся к тексту. В стихотворении появляется человек, достойный прославления, - Петр. Звучит благодарное слово судьбе, пославшей такого Человека России. - Объясните. Звучит текст. Как необычны образы Марса, Нептуна, Невы! Назовите выразительные средства. Метафоры. - Соотнесите темы Петра и Елизаветы. Ломоносов славит Елизавету только как дочь Петра, и она должна взять отца за образец. - Движение оды останавливается на образе Петра? Нет, появляется еще один образ – России. Следовательно, название оды носит верноподданнический характер, что было традиционным для литературы 18 века, но мы теперь понимаем, что поэт славит Россию, которая неразрывно связана с именем Петра, поэтому их образы даны в единстве. - Какой вы увидели Россию? Несметные богатства: реки, моря, леса, земные недра. Ими нужно овладеть и обратить на пользу страны, народа. - Кому это сделать под силу? Прежде всего, людям науки – ученым. - Какой образ входит в оду? Образ Росса. - Кто это? Русский человек, россиянин, в которого верит поэт, верит в его гений, в его творческие силы, верит, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Таким образом, в оде Россия неотделима от всего человечества, от достижений человеческой мысли. Развитием мировой науки Ломоносов предсказал перспективу развития русской науки. Ода становится гимном Родине. - Вы не почувствовали, что в оде есть еще один герой? Конечно, это автор. - Определите мой следующий вопрос. Каким вы себе представляете его? Ломоносов пишет о Платоне, «Невтоне» по праву: он сам гений, сам достиг вершин в науках. Это человек государственного ума, которому дороги интересы Родины. Он видит свой долг в служении Отечеству. - Ломоносов написал оду. Попробуйте дать определение и записать его. Ода-это торжественное стихотворное произведение, посвященное официальному событию, историческому лицу. - Как вы думаете, когда стихотворение перестает быть одой? Со слов: «Науки юношей питают…» - Как бы вы прочитали эти строфы? (Просто, доверительно). - Попробуйте. Читают 2 ученика. (Ода перерастает в размышление о счастье, жизненном успехе, о том, что способно поддержать, в чем можно найти утешение. Нет ничего надежнее, чем знания, наука). - Вы согласны с поэтом? (Польза знаний в наши дни неоспорима). Приведите примеры. 3. Формирование начального представления о классицизме. - Давайте подумаем над значением слова «идеал». Это то, к чему стремится человек всей душой, это совершенство. Проверим наше определение по Словарю С.И.Ожегова. - Запишите те слова, которые могут, на ваш взгляд, составить понятие «идеал Ломоносова». Родина, мир, труд, наука, самоотверженность, долг. Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже. - Сделайте, пожалуйста, вывод. Каким же предстает М.В.Ломоносов в оде? (Он поэт-гражданин, верящий в силу науки, образования, думающий о государственных интересах). - Дома вам предлагалось составить план оды. Прочитайте. Ответы 2 учеников. - Что поражает? (Стройность произведения, его последовательность. Это особенность поэзии Ломоносова, особенность оды как жанра). - Пишу на доске слова: беспорядочность, горячность, спонтанность. Их можно употребить для характеристики оды? Нет, невозможно, т. к. ода подчиняется законам логики, разума. - Какой вид искусства получил особенное развитие в Петровскую эпоху? Зодчество, архитектура. Звучат строки Пушкина: Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… Ода Ломоносова и город строятся по одному образцу. Если сопоставить Москву и Петербург 18 века, то можно сразу сказать: в Москве легко было заблудиться, а в Петербурге, городе проспектов и площадей, нет. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…- писал Пушкин. - Как вы думаете, почему искусство строится именно так: «горделиво», торжественно? Наверное, потому, чтобы придать величие русскому государству. Тема могущества и величия России сочетается в искусстве, и в поэзии Ломоносова в том числе, с прославлением Петра Первого как просвещенного государя. В 18 веке зарождается новое искусство, в основе которого лежит вера в человека и его силы. Для людей слово «идеал» характеризует направленность мышления. Должны были быть образцы, к которым следовало стремиться. Они были найдены в античности. Отсюда слово «идеальный» - классический, образцовый, совершенный. Искусство стали называть классицистическим – классицизмом. - Вспомним язык оды Ломоносова – торжественный, возвышенный, метафорический. Представим, что в ней появились грубоватые, просторечные слова. Что бы изменилось? Не было бы торжественности, строгости, величавости. - Выведите важное правило искусства 18 века. Правило единообразия. Ломоносов создал теорию «трех штилей», соблюдение которой стало нормой. Классицизм – это нормативное искусство, имеющее жизнеутверждающий характер, веру в силу разума, науки, творческие силы русского человека. Главная задача классицизма – создание монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, служения Родине. 4. Обобщающее слово учителя. Подведение итогов урока. На дом ученики получают задание: прочитать статью учебника «Классицизм», подготовить сообщение об оде Ломоносова как классицистическом произведении. |
Список литературы для летнего чтения ... | Тема Цель урока Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества... | ||
Список литературы для 9 классов негуманитарного направления Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» «Разговор с Анакреоном» «Вечернее размышление... | Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова типичное произведение в духе классицизма»... | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. В. Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обществознания в 6 классе. Тема: Гражданин Отечества достойный сын. Гражданин и коррупция | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | Вторая половина XVIII столетия в России связана с имен императрицы,... Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз... | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней... | Конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов" |