Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…»





Скачать 76.72 Kb.
НазваниеРазработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…»
Дата публикации15.08.2014
Размер76.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Наименование общеобразовательного учреждения:
МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова - типичное произведение в духе классицизма» (9 класс).

Разработано и проведено: Удодовой Аллой Михайловной, учителем русского языка и литературы I категории.
Место работы: МОУ «Золотухинская СОШ»
Стаж работы: 18 лет.
Адрес: Локтевский район, С. Золотуха, ул. Степная, 1-2
Контактный телефон: 8-385-86-25-4-25

Золотуха 2011г.

Пояснительная записка.
Данный урок второй в системе уроков по изучению творчества М. В. Ломоносова в 9 классе. На первом уроке учащиеся узнали общие сведения о М. Ломоносове, познакомились с Ломоносовым как с реформатором русского языка, стихосложения и системы жанров. Подробно остановились на жанре оды как любимом жанре Ломоносова. Дома ребята должны были ответить на вопрос: что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму, вспомнив при этом особенности классицизма как художественного направления, и прочитать выразительно текст оды. Кроме того было дано индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию по теме «Классицизм в России».

Второй урок по творчеству М. Ломоносова посвящен анализу «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны…»

Цель урока: доказать, что ода Ломоносова - типичное классицистическое произведение.
Задачи:

- вспомнить характерные черты русского классицизма;

- выяснить историю создания оды;

- произвести текстуальный анализ оды, взяв за основу типичные черты русского классицизма.
Оборудование:

  1. слайдовая презентация «Русский классицизм»,

  2. слайдовая презентация «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» - типичное классицистическое произведение».



1

Конспект урока.
Реализация домашнего задания:
Вопрос: Что такое ода?

Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму?
Мотивация.
Учитель читает слова, принадлежащие В. К. Кюхельбекеру: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» (слова записаны на слайде).

Вопрос: Давайте разберемся, что хотел выразить этими словами друг

А.С. Пушкина

(Разбираются непонятные слова, архаизмы: сетует – жалуется, межует –мечет, перуны – стрелы, супостат – враг, блажит – восхваляет, праведник – человек, живущий по закону божию, изверг – жестокий человек).
Целеполагание: Учитель наводящими вопросами подводит детей к формулировке темы и определению целей и задач урока.
Ребята, дома вы должны были прочитать оду М. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…».
Вопрос: Исходя из всего вышесказанного, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу оды Ломоносова «На день восшествия»)
Вопрос: Если вспомнить, что ода Ломоносова принадлежит к классицизму, что будет нашей основной задачей на уроке? (Доказать, что эта ода является типичным произведением классицизма.)
Вопрос: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма»).
Тема записывается учителем на доске, учениками в тетради.
Вопрос: Какую работу нужно провести, чтобы сделать анализ оды?

Дети предлагают: ответить на вопросы (вопросы записываются на доске или отображаются в слайдовой презентации)

1. В связи с чем и когда была написана ода?

2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация)

3. Какой стихотворный размер использует автор?

2

4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?

Далее идет работа по предложенным детьми вопросам.

  1. В связи с чем и когда была написана ода?

(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы Петровны. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России).


  1. Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

(Патриотический восторг, призыв и т. д.)
3. Какой стихотворный размер выбирает автор?

(Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)

4. Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
Этот вопрос становится стержневой проблемой текстуального анализа оды.
Выразительное чтение оды и выделение микротем, т. е. составление плана оды:

(Ребята называют микротемы, обычно не замечая, что ода состоит из трех частей)

- картины мирной жизни

- восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?)

- гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?)

- описание безграничных просторов и богатств России

- обращение к молодежи - овладевать науками.
Вопрос: Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится главное лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды?. Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые мы выделили в плане?

(главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды…

3

Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей).


Вопрос: Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

(Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия российского государства).
Вопрос: Что вы можете сказать о центральной части оды?

(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительно).
Вопрос: Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

(Потрет императрицы выставлен на слайде)

(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).
Вопрос: Каким стилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.
Вопрос: Какие приемы характерные для стиля русской классической оды встречаются в этом произведении:

Находим:

- метафоры, сравнения;

- употребление образов античной мифологии;

- архаические слова и выражения;

- олицетворения;

- гиперболы;

- риторические вопросы и восклицания.
4

Задание: Составить трехчастный план, который в тоже время является классицистической композицией, присущей оде. (Слайд)

  1. Вступление. Мир – основа блага государства.

  2. Главная часть Величие России, ее процветание:

А) хвала щедротам Елизаветы;

Б) заслуги Петра перед народами России;

В) неисчерпаемые богатства и красота России;

Г) призыв к российской молодежи овладевать науками;

Д) наука и ее роль в российском обществе

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Рефлексия.
Вопрос: Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Вывод: Все вышесказанное доказывает, что данная ода по содержанию и форме действительно является классицистической. (Каждая мысль учащихся, делающих обобщение по теме, высвечивается на слайде).

1. Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

2. Идеализация царицы Елизаветы.

3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды.

5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
Д/з: выучить отрывок из оды Ломоносова.

5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconСписок литературы для летнего чтения
...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconСписок литературы для 9 классов негуманитарного направления
Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» «Разговор с Анакреоном» «Вечернее размышление...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconТема Цель урока
Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconУрок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин....
Тема урока «М. В. Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconОсновное содержание
Какие мероприятия, проведённые в правление Елизаветы Петровны, кажутся вам наиболее значимыми для истории России?
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconКонспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв
Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. В. Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconРазработка урока чтения по теме «Понятие «слог»
Разработка урока чтения по теме «Понятие «слог». Деление слов на слоги. Практическое значение слога»
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск