Скачать 76.72 Kb.
|
Наименование общеобразовательного учреждения: МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова - типичное произведение в духе классицизма» (9 класс). Разработано и проведено: Удодовой Аллой Михайловной, учителем русского языка и литературы I категории. Место работы: МОУ «Золотухинская СОШ» Стаж работы: 18 лет. Адрес: Локтевский район, С. Золотуха, ул. Степная, 1-2 Контактный телефон: 8-385-86-25-4-25 Золотуха 2011г. Пояснительная записка. Данный урок второй в системе уроков по изучению творчества М. В. Ломоносова в 9 классе. На первом уроке учащиеся узнали общие сведения о М. Ломоносове, познакомились с Ломоносовым как с реформатором русского языка, стихосложения и системы жанров. Подробно остановились на жанре оды как любимом жанре Ломоносова. Дома ребята должны были ответить на вопрос: что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму, вспомнив при этом особенности классицизма как художественного направления, и прочитать выразительно текст оды. Кроме того было дано индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию по теме «Классицизм в России». Второй урок по творчеству М. Ломоносова посвящен анализу «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны…» Цель урока: доказать, что ода Ломоносова - типичное классицистическое произведение. Задачи: - вспомнить характерные черты русского классицизма; - выяснить историю создания оды; - произвести текстуальный анализ оды, взяв за основу типичные черты русского классицизма. Оборудование:
1 Конспект урока. Реализация домашнего задания: Вопрос: Что такое ода? Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму? Мотивация. Учитель читает слова, принадлежащие В. К. Кюхельбекеру: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» (слова записаны на слайде). Вопрос: Давайте разберемся, что хотел выразить этими словами друг А.С. Пушкина (Разбираются непонятные слова, архаизмы: сетует – жалуется, межует –мечет, перуны – стрелы, супостат – враг, блажит – восхваляет, праведник – человек, живущий по закону божию, изверг – жестокий человек). Целеполагание: Учитель наводящими вопросами подводит детей к формулировке темы и определению целей и задач урока. Ребята, дома вы должны были прочитать оду М. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…». Вопрос: Исходя из всего вышесказанного, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу оды Ломоносова «На день восшествия») Вопрос: Если вспомнить, что ода Ломоносова принадлежит к классицизму, что будет нашей основной задачей на уроке? (Доказать, что эта ода является типичным произведением классицизма.) Вопрос: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма»). Тема записывается учителем на доске, учениками в тетради. Вопрос: Какую работу нужно провести, чтобы сделать анализ оды? Дети предлагают: ответить на вопросы (вопросы записываются на доске или отображаются в слайдовой презентации) 1. В связи с чем и когда была написана ода? 2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация) 3. Какой стихотворный размер использует автор? 2 4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической? Далее идет работа по предложенным детьми вопросам.
(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы Петровны. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России).
(Патриотический восторг, призыв и т. д.) 3. Какой стихотворный размер выбирает автор? (Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.) 4. Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? Этот вопрос становится стержневой проблемой текстуального анализа оды. Выразительное чтение оды и выделение микротем, т. е. составление плана оды: (Ребята называют микротемы, обычно не замечая, что ода состоит из трех частей) - картины мирной жизни - восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) - гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?) - описание безграничных просторов и богатств России - обращение к молодежи - овладевать науками. Вопрос: Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится главное лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды?. Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые мы выделили в плане? (главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… 3 Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей). Вопрос: Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? (Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия российского государства). Вопрос: Что вы можете сказать о центральной части оды? (Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительно). Вопрос: Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. (Потрет императрицы выставлен на слайде) (Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого). Вопрос: Каким стилем написана ода? Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания. Вопрос: Какие приемы характерные для стиля русской классической оды встречаются в этом произведении: Находим: - метафоры, сравнения; - употребление образов античной мифологии; - архаические слова и выражения; - олицетворения; - гиперболы; - риторические вопросы и восклицания. 4 Задание: Составить трехчастный план, который в тоже время является классицистической композицией, присущей оде. (Слайд)
А) хвала щедротам Елизаветы; Б) заслуги Петра перед народами России; В) неисчерпаемые богатства и красота России; Г) призыв к российской молодежи овладевать науками; Д) наука и ее роль в российском обществе 3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России. Рефлексия. Вопрос: Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Вывод: Все вышесказанное доказывает, что данная ода по содержанию и форме действительно является классицистической. (Каждая мысль учащихся, делающих обобщение по теме, высвечивается на слайде). 1. Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. 2. Идеализация царицы Елизаветы. 3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. 4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды. 5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение. Д/з: выучить отрывок из оды Ломоносова. 5 |
Список литературы для летнего чтения ... | Список литературы для 9 классов негуманитарного направления Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» «Разговор с Анакреоном» «Вечернее размышление... | ||
Тема Цель урока Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества... | Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин.... Тема урока «М. В. Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни... | ||
Основное содержание Какие мероприятия, проведённые в правление Елизаветы Петровны, кажутся вам наиболее значимыми для истории России? | Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. В. Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова | Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | ||
Разработка урока чтения по теме «Понятие «слог» Разработка урока чтения по теме «Понятие «слог». Деление слов на слоги. Практическое значение слога» | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2) | Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа |