Этапы
| ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
| Формы и методы
| I.
| Организационный
Организационный момент (приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку)
|
| II.
| Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию учебного материала
|
|
| Проверка выполнения домашнего задания
Беседа по вопросам:
Чем были вызваны частые дворцовые перевороты в России?
Что вам кажется наиболее характерным для царствования Анны Иоанновны?
Какие мероприятия, проведённые в правление Елизаветы Петровны, кажутся вам наиболее значимыми для истории России?
Какую роль и почему играла гвардия в середине XVIII в.?
Сообщение темы, цели, задач урока
|
Мотивация учебной деятельности
Беседа с учащимися по вопросам
|
III.
|
Изучение нового материала
| Вступительное слово преподавателя
|
| На прошлом занятии мы узнали об обстоятельствах, которые сделали жену свергнутого Петра III российской императрицей под именем Екатерины II.
Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами, которые сделали страну самым могущественным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно уже современники называли это время «золотым веком».
- Что отличало правление Екатерины II от правления Петра III?
(идеал правителя, социальная опора власти, идеи и т.д. ). На основе предложенных характеристик правления Екатерины II сформулируйте наиболее характерные тенденции периода царствования Екатерины II. Наиболее характерные тенденции периода царствования Екатерины II:
Следование духу петровского правления - стремление к реформированию государства.
Продворянская внутренняя политика
Политика «просвещённого абсолютизма»
XVIII век вошел в историю Западной Европы как эпоха Просвещения. Идеи Просвещения вызвали к жизни различные способы создания «царства Разума». Один путь — расшатывание основ абсолютной монархии и попытка революционного переустройства общества (Франция). По другому пути пошли монархи феодальных европейских государств, которые стремились к осуществлению на практике роли «монарха-философа». Это выражалось в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов: упразднении некоторых сословных привилегий, подчинении церкви государству; проведении реформ — крестьянской, судебной, школьного обучения; смягчении цензуры; покровительстве промышленности и торговле; развитии «художеств» и просвещения (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии).
Во второй половине XVIII в. абсолютная монархия в России также приняла форму «просвещенного абсолютизма».
-Работа с понятием «просвещенный абсолютизм»
-Что такое абсолютизм? Эпоха просвещения?
Просвещение – идейное течение в ряде стран Европы, ознаменовавшее переход к буржуазным обновлениям. Охватывает период от буржуазной революции в Англии до Великой Французской революции (сер. XVIII – 2 половина XVIII вв.) (См. схему «Борьба с революционной Францией»). Просветители (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье) выступали за изменение современного им общества на основах разума путем распространения идей справедливости, свободы, равенства, братства; научных знаний. В России Просвещение возникло во второй половине XVIII века; связано с деятельностью Н.И. Новикова и А.Н. Радищева.
- Почему правление Екатерины II характеризуют как «просвещённый абсолютизм»?
- Как представляла задачи просвещенного монарха Екатерина II?
Традиционно это понятие связывается с царствованием Екатерины II. Основные принципы сословно-правовой политики «просвещенного абсолютизма» получили выражение в «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии (1767) и в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Первые реформы
Ликвидация дискредитировавшего себя Кабинета министров;
Восстановление значения Сената (1763 г.) и усиление роли генерал-прокурора;
Восстановление Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата;
Ликвидация гетманства на Украине (1764 г.)
- Как вы думаете, на что были направлены эти меры?
Одним из наиболее ярких проявлений «просвещённого абсолютизма» явилась Комиссия по составлению нового Уложения - Уложенная комиссия
- Когда и при каком царе был составлен последний свод законов России?
Этот свод уже не мог удовлетворять потребности общества и государства ко времени царствования Екатерины II, потому что уложение 1649 г. было составлено более ста лет назад, фактически в другую эпоху. Общество и государственное устройство за это время значительно изменились.
Работа с учебником с.150, учащиеся самостоятельно читают раздел о созыве комиссии для составления нового Уложения.
Заполнение таблицы:
Цель созыва Уложенной комиссии
| Результаты её работы
| Выработка нового свода законов
Выяснение настроений разных слоёв общества
Обсуждение наказов депутатов
| Выработать новое уложение не удалось. Роспуск комиссии
Отмена крепостного права невозможна
Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу
Раскол в среде дворянства (потомственное и личное).
|
Проанализируйте фрагменты подготовленных материалов к Наказу депутатам Уложенной комиссии.
«Когда случается, что обществу необходима собственность частного лица, не надо действовать силой политического закона, но, напротив, нужно, чтобы в этом случае восторжествовал закон гражданский, который смотрит на каждое частное лицо материнскими глазами, как если бы это лицо было равноценно всему обществу. Если власть хочет построить какое-нибудь общественное здание
Или провести дорогу, она обязана за это вознаградить пострадавших.
Комиссия не должна приступать к выполнению своих заданий до того, как она будет полностью осведомлена о нынешнем положении в стране, потому что любое изменение не должно ни в коем случае стать самодовлеющем, а должно служить для исправления недостатков, когда такие недостатки есть, однако всё доброе и полезное надо оставлять и не менять, потому что оно должно всегда оставаться в силе.
Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оного добру, надлежит законами и то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями».
Вопросы к документу:
Чем отличается взгляд императрицы на взаимоотношения государства и общества от традиционного подхода к этой проблеме российских властей предшествующих времён?
Какие методы преобразований императрица считала наиболее приемлемыми? Почему?
«Внутренние реформы Екатерины II»
Реформы
| Цель
| Содержание
| Реформы управления
Ликвидация автономий Запорожской Сечи (1791), Донского казачества (1775), Волжского казачества (1781)
Губернская реформа (1775)
| Сокращение вольности казачьих областей
Взять под строгий контроль все районы страны и использовать для этого ресурсы государства и местного дворянства.
| Донское и яицкое казачество урезалось в правах. Вводилась система губернских учреждений. Страна поделена на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось примерно 300 тыс. человек. Губернии делились на уезды (30 тыс. человек). Несколько губерний объединялись в наместничества или генерал-губернаторства.
| Экономические реформы
Свобода открытия промышленных предприятий (1775)
Повышение оплаты труда приписных крестьян (1779)
| Централизация управления и дальнейшие свободы в области экономической деятельности
| Объявлена свобода на производства ситца, разрешался свободный вывоз хлеба за границу. Любому человеку дозволялось основать предприятия в любой отрасли промышленности. Правительство разрешало включаться в широкий промышленный, промысловый, торговый поток крестьянству, городским ремесленникам, открывало двери для рыночных отношений.
| Сословные реформы
Жалованные грамоты дворянству и городам (1775)
| Документально оформить и чётко определить права и обязанности двух ведущих сословий – дворянского и городского.
| Дворяне освобождены от обязательной государственной службы, от уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. Дворянство обрело право на самоуправление. Городским жителям дано право самоуправления. Получают защиту закона: без следствия и суда нельзя наказать человека, лишить его собственности.
| Проанализируйте экономическую политику правительства. Чем она диктовалась?
Что можно считать итогом политики «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике?
Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике: 1) Усиление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления. 2) Расширение прав и свобод дворянства, превращение его в привилегированное сословие — опору самодержавия. 3) Усиление власти помещиков над крестьянами. 4) Поощрение экономического развития страны. 5) Развитие просвещения и культуры.
|
Мозговой штурм, краткая запись высказываний обучающихся на доске, акцентирование внимания на характеристиках правления Екатерины II.
Корректировка высказываний обучающихся, запись в тетрадь Вступительное слово преподавателя Самостоятельная работа с учебником:
(с.149) прочитать и выписать в тетрадь определение «просвещённого абсолютизма».
Объяснение преподавателя Высказывания обучающихся на основе рассказа преподавателя и материала учебника
Работа обучающихся с учебником
Работа в группах Самостоятельная работа с историческим источником и беседа по вопросам
Объяснение материала преподавателем, в ходе которого учащиеся заполняют таблицу
Формулирование выводов.
| IV.
| Закрепление изученного материала
вариант:
Один иностранный посол спросил императрицу Екатерину II: - Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются? - Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно, - ответила государыня. Не слукавила ли императрица, так ответив послу? Согласны ли вы с утверждением, что «екатерининский век» был «золотым веком российского дворянства»?
|
Проведение мини-дебатов
Работа в группах
| V.
| Подведение итогов урока
| Фронтальная беседа
| VI.
| Домашнее задание
Прочитать § 22, с. 149-153, ответить на вопросы в конце параграфа.
На выбор обучающихся:
- В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II? (письменный ответ на вопрос)
- Составить на выбор мультимедийную презентацию «Сподвижники Екатерины II », «Итоги правления Екатерины II» и представить ее перед учащимися (диск).
- Екатерина II: оценки современников и потомков (реферат)
| Инструктаж по выполнению домашнего задания
| |