Основное содержание





Скачать 96.18 Kb.
НазваниеОсновное содержание
Дата публикации30.12.2014
Размер96.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

Этапы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Формы и методы

I.

Организационный

Организационный момент (приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку)



II.

Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию учебного материала







Проверка выполнения домашнего задания

Беседа по вопросам:

  1. Чем были вызваны частые дворцовые перевороты в России?

  2. Что вам кажется наиболее характерным для царствования Анны Иоанновны?

  3. Какие мероприятия, проведённые в правление Елизаветы Петровны, кажутся вам наиболее значимыми для истории России?

  4. Какую роль и почему играла гвардия в середине XVIII в.?


Сообщение темы, цели, задач урока



Мотивация учебной деятельности

Беседа с учащимися по вопросам


III.


Изучение нового материала


Вступительное слово преподавателя



На прошлом занятии мы узнали об обстоятельствах, которые сделали жену свергнутого Петра III российской императрицей под именем Екатерины II.

Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами, которые сделали страну самым могущественным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно уже современники называли это время «золотым веком».

- Что отличало правление Екатерины II от правления Петра III?

(идеал правителя, социальная опора власти, идеи и т.д. ).
На основе предложенных характеристик правления Екатерины II сформулируйте наиболее характерные тенденции периода царствования Екатерины II.
Наиболее характерные тенденции периода царствования Екатерины II:

  1. Следование духу петровского правления - стремление к реформированию государства.

  2. Продворянская внутренняя политика

  3. Политика «просвещённого абсолютизма»


XVIII век вошел в историю Западной Европы как эпоха Просвещения. Идеи Просвещения вызвали к жизни различные способы создания «царства Разума». Один путь — расшатывание основ абсолютной монархии и попытка революционного переустройства общества (Франция). По другому пути пошли монархи феодальных европейских государств, которые стремились к осуществлению на практике роли «монарха-философа». Это выражалось в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов: упразднении некоторых сословных привилегий, подчинении церкви государству; проведении реформ — крестьянской, судебной, школьного обучения; смягчении цензуры; покровительстве промышленности и торговле; развитии «художеств» и просвещения (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии).

Во второй половине XVIII в. абсолютная монархия в России также приняла форму «просвещенного абсолютизма».

-Работа с понятием «просвещенный абсолютизм»

-Что такое абсолютизм? Эпоха просвещения?

Просвещение – идейное течение в ряде стран Европы, ознаменовавшее переход к буржуазным обновлениям. Охватывает период от буржуазной революции в Англии до Великой Французской революции (сер. XVIII – 2 половина XVIII вв.) (См. схему «Борьба с революционной Францией»). Просветители (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье) выступали за изменение современного им общества на основах разума путем распространения идей справедливости, свободы, равенства, братства; научных знаний. В России Просвещение возникло во второй половине XVIII века; связано с деятельностью Н.И. Новикова и А.Н. Радищева.

- Почему правление Екатерины II характеризуют как «просвещённый абсолютизм»?

- Как представляла задачи просвещенного монарха Екатерина II?

Традиционно это понятие связывается с царствованием Екатерины II. Основные принципы сословно-правовой политики «просвещенного абсолютизма» получили выражение в «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии (1767) и в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785).
Первые реформы

  1. Ликвидация дискредитировавшего себя Кабинета министров;

  2. Восстановление значения Сената (1763 г.) и усиление роли генерал-прокурора;

  3. Восстановление Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата;

  4. Ликвидация гетманства на Украине (1764 г.)

- Как вы думаете, на что были направлены эти меры?

Одним из наиболее ярких проявлений «просвещённого абсолютизма» явилась Комиссия по составлению нового Уложения - Уложенная комиссия

- Когда и при каком царе был составлен последний свод законов России?

Этот свод уже не мог удовлетворять потребности общества и государства ко времени царствования Екатерины II, потому что уложение 1649 г. было составлено более ста лет назад, фактически в другую эпоху. Общество и государственное устройство за это время значительно изменились.

Работа с учебником с.150, учащиеся самостоятельно читают раздел о созыве комиссии для составления нового Уложения.

Заполнение таблицы:

Цель созыва Уложенной комиссии

Результаты её работы

  1. Выработка нового свода законов

  2. Выяснение настроений разных слоёв общества

  3. Обсуждение наказов депутатов

  1. Выработать новое уложение не удалось. Роспуск комиссии

  2. Отмена крепостного права невозможна

  3. Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу

  4. Раскол в среде дворянства (потомственное и личное).


Проанализируйте фрагменты подготовленных материалов к Наказу депутатам Уложенной комиссии.

«Когда случается, что обществу необходима собственность частного лица, не надо действовать силой политического закона, но, напротив, нужно, чтобы в этом случае восторжествовал закон гражданский, который смотрит на каждое частное лицо материнскими глазами, как если бы это лицо было равноценно всему обществу. Если власть хочет построить какое-нибудь общественное здание

Или провести дорогу, она обязана за это вознаградить пострадавших.

Комиссия не должна приступать к выполнению своих заданий до того, как она будет полностью осведомлена о нынешнем положении в стране, потому что любое изменение не должно ни в коем случае стать самодовлеющем, а должно служить для исправления недостатков, когда такие недостатки есть, однако всё доброе и полезное надо оставлять и не менять, потому что оно должно всегда оставаться в силе.

Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оного добру, надлежит законами и то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями».

Вопросы к документу:

  1. Чем отличается взгляд императрицы на взаимоотношения государства и общества от традиционного подхода к этой проблеме российских властей предшествующих времён?

  2. Какие методы преобразований императрица считала наиболее приемлемыми? Почему?


«Внутренние реформы Екатерины II»


Реформы

Цель

Содержание

Реформы управления

  1. Ликвидация автономий Запорожской Сечи (1791), Донского казачества (1775), Волжского казачества (1781)



Губернская реформа (1775)

Сокращение вольности казачьих областей


Взять под строгий контроль все районы страны и использовать для этого ресурсы государства и местного дворянства.

Донское и яицкое казачество урезалось в правах. Вводилась система губернских учреждений.
Страна поделена на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось примерно 300 тыс. человек. Губернии делились на уезды (30 тыс. человек). Несколько губерний объединялись в наместничества или генерал-губернаторства.

Экономические реформы

  1. Свобода открытия промышленных предприятий (1775)

  2. Повышение оплаты труда приписных крестьян (1779)




Централизация управления и дальнейшие свободы в области экономической деятельности

Объявлена свобода на производства ситца, разрешался свободный вывоз хлеба за границу. Любому человеку дозволялось основать предприятия в любой отрасли промышленности. Правительство разрешало включаться в широкий промышленный, промысловый, торговый поток крестьянству, городским ремесленникам, открывало двери для рыночных отношений.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775)

Документально оформить и чётко определить права и обязанности двух ведущих сословий – дворянского и городского.

Дворяне освобождены от обязательной государственной службы, от уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. Дворянство обрело право на самоуправление. Городским жителям дано право самоуправления. Получают защиту закона: без следствия и суда нельзя наказать человека, лишить его собственности.


  1. Проанализируйте экономическую политику правительства. Чем она диктовалась?

  2. Что можно считать итогом политики «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике?

Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике:
      1) Усиление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления.
      2) Расширение прав и свобод дворянства, превращение его в привилегированное сословие — опору самодержавия.
      3) Усиление власти помещиков над крестьянами.
      4) Поощрение экономического развития страны.
      5) Развитие просвещения и культуры.



Мозговой штурм, краткая запись высказываний обучающихся на доске, акцентирование внимания на характеристиках правления Екатерины II.

Корректировка высказываний обучающихся, запись в тетрадь
Вступительное слово преподавателя
Самостоятельная работа с учебником:

(с.149) прочитать и выписать в тетрадь определение «просвещённого абсолютизма».

Объяснение преподавателя
Высказывания обучающихся на основе рассказа преподавателя и материала учебника

Работа обучающихся с учебником


Работа в группах
Самостоятельная работа с историческим источником и беседа по вопросам


Объяснение материала преподавателем, в ходе которого учащиеся заполняют таблицу

Формулирование выводов.



IV.

Закрепление изученного материала

  1. вариант:

Один иностранный посол спросил императрицу Екатерину II: - Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются? - Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно, - ответила государыня. Не слукавила ли императрица, так ответив послу? Согласны ли вы с утверждением, что «екатерининский век» был «золотым веком российского дворянства»?


Проведение мини-дебатов

Работа в группах

V.

Подведение итогов урока


Фронтальная беседа


VI.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 22, с. 149-153, ответить на вопросы в конце параграфа.

  2. На выбор обучающихся:

- В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II? (письменный ответ на вопрос)

- Составить на выбор мультимедийную презентацию «Сподвижники Екатерины II », «Итоги правления Екатерины II» и представить ее перед учащимися (диск).

- Екатерина II: оценки современников и потомков (реферат)


Инструктаж по выполнению домашнего задания


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основное содержание iconУрок Тема и ее основное содержание

Основное содержание iconУрока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития...
Основное содержание iconПротокол № от
Охватывает все основное содержание программного материала
Основное содержание iconОсновное содержание
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Основное содержание iconКонкурс «Секреты мастерства»
Охватывает все основное содержание программного материала
Основное содержание iconГлавной целью среднего образования
Охватывает все основное содержание программного материала
Основное содержание iconОсновное содержание
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Буранная средняя общеобразовательная школа»
Основное содержание iconО самообследовании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Охватывает основное содержание курса информатики и икт
Основное содержание iconОсновное содержание работы
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Основное содержание iconДокумента и его основное содержание
Диплом призера школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Основное содержание iconПрограмма дисциплины «Социология рекламы» для направленияподготовки бакалавра
Охватывает все основное содержание программного материала
Основное содержание iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Педченко
Охватывает все основное содержание программного материала
Основное содержание iconДокумента и его основное содержание
Диплом призера школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре(теория)
Основное содержание iconСогласовано
Что такое Средние века. Основное содержание курса «История Средних веков». Хронологические рамки средневековья
Основное содержание iconПроверочная работа Новая история 8 класс
Основное содержание экономического развития стран Европы и США в 19 веке определяется понятием
Основное содержание iconРефератов по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
Основное содержание договоров о разграничении предметов ведения между федеральным центром и регионом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск