Скачать 0.58 Mb.
|
Общее образование Интегрированный урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М.В. Ломоносов" Кузнецова Любовь Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 Цель: познакомить учащихся с приёмами быстрых вычислений. Задачи: закреплять вычислительные навыки через решение примеров, уравнений и задач, способствовать формированию умения применять математические знания в новой ситуации; активизировать познавательный интерес учащихся к жизни и деятельности нашего земляка-помора М.В. Ломоносова; формировать умения работать коллективно и самостоятельно, уважая мнение других; прививать интерес к предмету, к истории своей Родины; создавать условия для снятия умственного напряжения через двигательную активность учащихся и музыкальное оформление. Оборудование: карточки с названиями мер времени, таблицы для устного счёта, индивидуальный лист для учащихся, буклет, задания для "мозаики", презентация о М.В. Ломоносове. Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний.
Логические карточки. Как получили число в центре таблицы?
27х11 - как сосчитать? 27х11=27x (10+1)= 27x10 + 27x1=270+27=297 3. Постановка проблемы.
Показать несколько примеров. Дети называют двузначные числа, учитель мгновенно умножает на 11. (Мотивация. Определение темы, цели и задач урока).
4. Этап открытия новых знаний.
Числа записываются в два столбика: сумма цифр меньше 10, сумма цифр 10 и больше 10. Числа называют учащиеся, учитель пишет ответы, дети определяют, как работает приём. Например: 26х11=286 73х11=803 43х11=473 85х11=935
а) Если сумма цифр двузначного числа не превышает 10, надо: 1) цифры этого числа раздвинуть; 2) поставить между ними сумму этих цифр: 72 х 11 = 7(7 + 2)2 = 792 б) Если сумма цифр равна 10 или больше 10, надо: 1) мысленно раздвинуть цифры этого числа; 2) поставить между ними сумму этих цифр; 3) к первой цифре прибавить единицу, а вторую и третью оставить без изменения. 94 х 11 = 9(13)4 = (9 + 1)34 = 1034 5. Первичные закрепления (ситуация успеха).
Теперь, когда мы научились быстро считать, отправляемся в путешествие. 6. Физкультминутка.
7. Знакомство с биографией учёного. Презентация "Биография Ломоносова".
А как называется деревня, расшифруем: 3 - Мишанинская, 5 - Денисовка. Для этого необходимо решить задачу, её ответ нам и поможет. Задача. Необходимо ответить на вопрос: сколько уток? Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя другими и три в ряд, сколько всего летело уток? (Решение разбирается на доске. Учащиеся доказывают свой выбор. Ответ: 3).
Михайло - единственный сын крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова, человека состоятельного, который одним из первых оснастил своё судно так, как это делали голландские моряки. А как за быстроходность назвали морское судно, поможет узнать нам ребус. (Слайд №5: судно. Ребус. Ответ: "Чайка".) Ребус: Ч , Михайло растёт здоровым и сильным мальчиком, сообразительным, любознательным, с 10 лет он ходит с отцом в море. Учиться мальчик начал поздно, лет с 12. К тому времени он уже освоил рыбный промысел, но дивное устройство окружающего мира не даёт ему покоя. Так хочется учиться! 8. Самостоятельная работа с самопроверкой. Повторение. Первые свои книги мальчик учит наизусть. (Слайд №6: книги). Как называются книги, "врата учёности"? ("Арифметика", "Грамматика"). Кто их авторы, вам необходимо расшифровать. (Смотри индивидуальный лист для учащихся. Задание 1.) Самопроверка. "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого были "вратами учености" М.В. Ломоносова. 9. Индивидуальная работа. Пока класс расшифровывает авторов учебников, двое учащихся складывают математическую мозаику. Им предложены "осколки" мозаики (карточки с заданиями) и лист ватмана с ответами. Необходимо, выполнив задания на карточках, приклеить их на ватман, точно на место ответа. Получится высказывание Ломоносова о математике. (Варианты заданий на усмотрение учителя: например, найдите 1/2 числа 100. Ответ: 50). 10. Решение задачи.
Решение задачи. Некий человек продавал купцу коня за 150 рублей. Купец посчитал, что такая цена слишком велика для такого недостойного коня, и передумал. Продавец предложил купцу тогда купить только гвозди в подковах, а коня он отдаст бесплатно. "В каждой подкове 5 гвоздей. Дай мне за один гвоздь один рубль, за второй — два рубля, за третий — три и так все гвозди купи". Обрадовался купец такой цене, решив, что заплатит не более 100 рублей за гвозди и коня возьмёт в придачу, и согласился. Но когда пришлось отдавать деньги, понял, что проторговался: обманул его продавец. На сколько рублей обманул купца продавец? (Слайд № 7 со схемой задачи.) Чтение, анализ и решение задачи (фронтальная работа). 1) 5х4= 20 (гвоздей) 2) 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+16+17+18+19+20=210 (рублей)- заплатил купец. 3) 210-150=на 60 (рублей)- переплатил купец. 11. Беседа о вкладе М.В. Ломоносова в науки. Презентация "Биография М. В. Ломоносова".
Курс академии 12 лет, юноша заканчивает за 5. А между тем житиё – бытиё в школе было скудное и суровое "3 копейки в день, 1-квасу,1-хлеба, 1-на прочие нужды". Михайло – лучший ученик. С 11-ю способными к наукам учениками он продолжает обучение в Петербургской Академии наук, а затем его отправляют заграницу, где он изучает 16 научных дисциплин. (Слайд №10. Марбургский университет. Фрейберг). В 1741 году он возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. Работать сложно, так как руководит Академией группа профессоров-иностранцев, которые не могут простить крестьянскому сыну независимости и гениальности. Суровый север, невзгоды закалили М.В. Ломоносова, он работает на благо родины: добивается, чтобы преподавание в Академии велось на русском языке, а не на латыни. М.В.Ломоносов - … (К каждой следующей фразе слайды №11-17). Химик. Он создал первую в России химическую лабораторию. (Химия в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд "первейших наук", создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы - смальты, основал мозаичную фабрику). Физик. Изучал атмосферное электричество. (По физике в 1748 году им было сделано открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества). Астроном. Открыл наличие атмосферы на Венере. Метеоролог. Наблюдал за погодой, сделал вариант барометра. (Ломоносов был пионером в метеорологии, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра). Географ. Руководил созданием "Атласа Российского", составил карту Северного Ледовитого океана и схему морских течений, призывал к освоению арктического мореплавания. (Его считают одним из основоположников российской географии). Минералог. Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог, работал над "Всеобщей российской минералогией". Художник. Создавал картины из смальты. Поэт и филолог. Сочинял оды, создал "Российскую грамматику" - первый свод правил русского языка. Историк. Им создан труд "Древняя российская история". М.В. Ломоносов многое сделал для российской науки. Немало усилий он приложил к тому, чтобы в России был свой университет.12 января 1755 года императрицей Елизаветой был подписан указ об учреждении в Москве Университета, а 24 января он был открыт. Московский Университет стал центром русской культуры. Со времени его основания и до наших дней из его стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир. (Слайд № 18. Фото Московского университета). А.С. Пушкин говорил о Ломоносове: "…Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом." (Слайд №19. Портрет Пушкина. Обсуждение высказывания).
Мы гордимся тем, что мы - земляки Ломоносова. Постарайтесь с честью нести это звание, приумножая славу нашего Отечества, развивая науку и культуру. Любите знания, как их любил Ломоносов! 12. Подведение итогов. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Чем он вам запомнился. (Самооценка). Как вы потрудились, понравился ли вам урок? (Рефлексия). Спасибо за урок! (Детям вручаются подарки - буклеты о Ломоносове). Урок математики в 6 классе Тема: "Отношения и проценты" Кошик Елена Викторовна, учитель математики МОУ СОШ № 95 Сюжетная идея: детям предлагается проследить за субботним днем ученика 6 класса. У мальчика заканчивается последний урок, он радуется предстоящим выходным. Приходит из школы домой, и вся семья, по очереди, обращается к нему за помощью. Помогая родителям, другу, сестре, он решает задачи по теме "Отношения и проценты". Сюжет позволяет каждому ребенку увидеть практическое применение данной темы. Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме "Отношения и проценты"; показать практическое применение знаний по этой теме в жизни учащегося 6 класса; активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке игровых моментов и средств ИКТ, повышать интерес к изучению предмета; развивать умение работы с интерактивной доской; воспитывать стремление помогать родным, близким, друзьям. Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский. Технические средства: интерактивная доска Smart Board. План урока:
Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня мы будем повторять материал по теме "Отношения и проценты". Откройте тетради, подпишите число и тему урока. Учитель: Нам предстоит понаблюдать за одним днем жизни шестиклассника и его семьи – мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, друга. (Учитель щелкает по изображениям – появляются все герои урока). Учитель: Постараемся проследить, где в жизни нам могут пригодиться знания по этой теме. (Переход на следующий слайд с помощью панели инструментов). 2. Устный счет, повторение теоретического материала, запись домашнего задания. (Слайд 2). Задания выполняют все учащиеся класса, фиксируя ответы в тетрадях. Учитель формулирует задания (вслух): 1) замените отношения равным, записанным меньшими числами; 2) разделите 1 час в отношении 1:5; 3) замените процент дробью; 4) выразите отношение в процентах; 5) найдите 30% от 20 тонн; 6) найдите длину пути, если 12 % пути составляют 24 км. Проверка: учитель открывает ответы, щелкая по прямоугольникам с заданиями. Один из учеников отвечает правила, щелкая на кнопки соответственно номерам проверяемых заданий. Учитель: Мы повторили основные правила и виды задач этой темы: они вам помогут при решении домашнего задания. Записываем в дневник. Учитель щелкает по нижнему левому углу экрана. Учитель щелкает по верхнему правому углу экрана – звенит звонок; щелкаем по изображению мальчика – звучит стихотворение: Звенит звонок с последнего урока, Довольный я иду домой! Суббота! Ура! Не нужно повторять, учить, считать и вычислять. Я с облегчением вздохну, Хоть погуляю, отдохну! Учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду: щелкает на картинку – появляется изображение дедушки, щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Меня встречает дома дед С большой, большой стопой газет. И говорит: "Внучок, прочти! Что непонятно, объясни!" Учитель щелкает на ссылку – переходим к 3 слайду. 3. Отработка основных видов задач. (Слайды 3-11): Голоса избирателей за кандидатов Иванова и Петрова распределились в отношении 1:3. За кандидата Петрова проголосовало в 3 раза больше избирателей. Каждый третий избиратель проголосовал за Иванова. Каждый четвертый избиратель проголосовал за Иванова. 1) На понимание смысла выражений, содержащих понятия "процент" и "отношение". (Слайды 3 -5). - Дед выписал непонятные предложения. Попробуйте разъяснить их смысл, выбрав из предложенных вариантов верные. Три ученика по очереди выходят к доске и выбирают верные варианты, помечая их маркером. Проверка: щелкнуть по каждому утверждению, неверное исчезнет. На слайде №5 учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду, щелкает на картинку - появляется изображение бабушки, щелкает на ссылку - звучит стих: Мы только с дедом разобрались, Бабуля подает рецепт И говорит: " Внучок прочти, Что непонятно объясни!" Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду №6. 2) На части. (Слайды № 6-7). Учитель: Возьмите, пожалуйста, празднично оформленные рецепты (карточки с рецептом пирога). Сейчас мы попробуем разобраться, а потом вы можете вместе с мамой или бабушкой испечь пирог по этому рецепту. Поэтому работаем прямо на карточках. Учитель: Читаем задачу, составляем краткую запись: Печенье "Песочное" Для приготовления 0,55 кг теста требуется мука, сметана и сахар. Сколько нужно взять каждого компонента, если их количество находится в отношении 5 : 2 : 4 соответственно? Ответ выразите в граммах.
Как вы понимаете запись 5:2:4? Запишем кратко. (Слайд 6). Учитель щелчком открывает затененные ячейки таблицы. Учитель: Что необходимо найти, чтобы узнать, сколько кг приходится на 5, 2 и 4 части? Как узнать, сколько кг приходится на 1 часть? Дети решают задачу в тетрадях, заполняя пропуски на слайде 7. Проверка: учитель перемещает вниз объект с надписью "Проверь!" - Как килограммы выразить в граммах? Проверка: учитель щелкает по пропуску – появляется окончательный ответ. На слайде 7 учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду. Учитель щелкает на картинку – появляется изображение родителей, на ссылку - звучит стихотворение: Родители куда-то потерялись, Уже готовы пироги. И как позднее оказалось: "Сынок! Смекни и оцени!" Весь день диваны выбирали, Им скидки и подарки предлагали, А они ко мне пришли: "Сынок! Смекни и оцени!" Учитель щелкает на ссылку – переход к слайду 8. 3) На прикидку и оценку результата. (Слайд 8). Учитель: Попробуем оценить примерную стоимость диванов со скидкой и дать совет родителям. Сначала повторим таблицу перевода процента в дробь. (Учитель щелкает ссылку на физкультминутку в нижнем левом углу слайда). Физкультминутка (в программе Роwer Point). При щелчке по экрану появляются равенства. Дети должны поднять руки вверх, если равенство неверно, и хлопнуть в ладоши, если равенство верно. Работаем устно, фронтально. Возвращаемся к слайду 8. Учитель: Найдем примерную цену дивана со скидкой в 1 магазине. Дети рассуждают: "15 999 р. Это почти 16 000 р., 25% это четверть, четверть от 16000 р. это 4000 р., 16000 – 4000 = 12000 р. - окончательная цена дивана". Аналогично рассуждаем по 2 и 3 магазину. Проверить правильность ответов можно, стерев "ластиком" защитный слой в белом прямоугольнике. Учитель: Сравним результаты прикидки в трех магазинах. Что посоветуем родителям? Учитель щелкает кнопку возврата к слайду 1. Учитель щелкает на картинку – появляется изображение друга, на ссылку - звучит стихотворение: Наконец, пошел гулять, Не поверите - опять Мне пришлось начать считать, А случилось это так: С Мишкой мы в футбол играли, В ворота мячик забивали: Он попал пять из восьми, Я же 6 из 10. И пришлось нам посчитать, Чей же лучше результат? Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду 9. 4) На сравнение отношений. (Слайд 9). Учитель: Какой способ сравнения вы предложите ребятам? Составим план решения. Учитель перемещает мяч на синее поле 3 раза – появляется план. Дети в тетради решают задачу. Проверка: перемещаем мяч каждого мальчика на синее поле. Учитель: Сравним результаты. Учитель щелкает кнопку возврата к слайду 1, щелкает на картинку – появляется изображение сестры, щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Моя старшая сестра Сидит с контрольной мается. У нее вторую ночь Расчет не получается. В биологии она Во много раз сильней меня. Но с процентами задачу Решать, наверно, буду Я! Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду 10. 5) На нахождение процента от числа и числа по проценту. (Слайды 10, 11). Учитель: Читаем текст задачи на карточке. Составим краткую запись. Ученики работают в тетради. Учитель щелчком открывает затененные ячейки. (Слайд 10). Учитель: Вам предложена разрезная версия решенной задачи. Попробуйте собрать решение, выбрав нужные действия. Дайте им пояснения. Учащиеся работают в парах. Проверка: учитель щелчком по кнопкам первого столбика открывает нужные действия. Учитель: Не кажется ли вам, ребята, что выбраны лишние действия? Давайте разделим их на два способа. (Учитель отщелкивает обратно ненужные окна). Поясним оставшиеся действия. Переходим к следующему слайду с помощью панели инструментов. Итог урока. Учитель щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Вот и закончилась суббота, Внучок уже спокойно спит. Семья за чаем обсуждает, Как всем помог их ученик! Учитель: Ребята, вы тоже шестиклассники и, обладая знаниями по теме "Отношения и проценты", можете сами ориентироваться во многих жизненных ситуациях и помогать другим. Учитель: В конце урока я предлагаю вам проверить свои силы в задании "Проверь себя сам!". Возьмите карточки и впишите буквы правильных ответов. Проверка: переходим к следующему слайду с помощью панели инструментов. Самостоятельная работа. - Оцените свою работу по следующим критериям: "5" - верно 7 заданий. "4" - верно 5, 6 заданий. "3" - верно 3, 4 задания. Учитель: Поднимите руку те, у кого оценки "4" и "5". Молодцы! Спасибо за урок. Урок технологии в 5 классе |
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Урок окружающего мира в 3д классе. Тема: Экологическая безопасность Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая | ||
Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | Урок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты» Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит... |