Скачать 133.93 Kb.
|
Выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ г.Москвы № 899 Гусейнова М.Э. Урок окружающего мира в 4 классе Тема. Зона арктических пустынь. Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о географическом положении, об особенностях природы и экологических проблемах Арктики, значении природы данной зоны для человека. Задачи:
Тип учебного занятия: изучение нового материала с первичным закреплением. Вид учебного занятия: урок-путешествие. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Ожидаемый результат: учащиеся должны знать: положение зоны арктических пустынь на карте природных зон, особенности природы и деятельности человека, наиболее характерных для этой зоны представителей флоры и фауны, экологические проблемы в этой зоне; учащиеся должны уметь: определять и показывать зону арктических пустынь на карте природных зон, различать наиболее характерных для этой зоны представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; определять возможные причины экологических проблем в Арктике. Дидактический материал и оборудование: карта природных зон; атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба»;ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация для учителя; MacBook для учащихся с загруженной презентацией (тест«Моря, озера и реки России») ; тематическая подборка фотографий; карточки для индивидуального опроса; таблица «Знаю – хочу узнать – узнал», учебник Окружающего мира А.А.Плешаков, рабочая тетрадь по окружающему миру А.А.Плешаков; листы самооценки. Ход урока 1.Организационный момент (при входе в класс дети выбирают жетоны, по которым формируются группы) 2.Проверка знаний
а) Работа с картой природных зон Учитель: Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного ледовитого океана. Учитель: Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. б) Тест «Моря, озера и реки России» (Microsoft Office Power Point«Тест «Моря, озера и реки») 2.2. Индивидуальная работа по карточкам. /Проводится в ходе проверки домашнего задания./
Средне-Сибирское плоскогорье: Лена, Ангара, Печора, Колыма; Западно-Сибирская равнина: Обь, Енисей, Иртыш, Амур; Восточно-Европейская равнина: Волга, Индигарка, Кама, Дон.
Ответ: Море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря – Северный Ледовитый океан. Японское, Берингово, Охотское моря – Тихий океан. Балтийское, Черное моря – Атлантический океан. 3. Сообщение темы и цели урока (слайд ) Учитель: Кто догадался, куда мы с вами сегодня отправимся? - Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научно - исследовательская экспедиция отправляется за Полярный круг, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам, в зону арктических пустынь. Короткое название этой зоны – Арктика. - Это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов нашей экспедиции? (слайд ) 4. Изучение нового материала Учитель: Прежде чем отправиться в экспедицию, нам нужно составить план изучения Арктики. (работа в рабочей тетради с.24 №1) Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны?
Учитель: Молодцы! На какие вопросы вы уже можете ответить?
Учитель: Заполните первые две колонки таблицы:
Дети заполняют две первые колонки, исходя из полученной ранее информации и своих знаний, опыта. Третья колонка заполняется при подведении итогов.
Учитель: Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Учитель: Каким цветом обозначена на карте зона арктических пустынь? Учитель: В каком тепловом поясе находится эта природная зона? Учитель: Исходя из всего сказанного на уроке, опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете Арктику. /Заслушиваются рассказы детей./ Учитель: Молодцы! Многое вы уже знаете об Арктике. На какие вопросы нашего плана изучения этой зоны мы уже с вами ответили? /Ответы учащихся./ Учитель: Что еще мы должны изучить? /Ответы учащихся./ - Поскольку пока мы еще не можем дать точные ответы на некоторые пункты нашего плана, давайте попробуем провести исследование. Учитель: (слайд) На самолете мы отправляемся в экспедицию в зону арктических пустынь, уточним свои представления об этой зоне. Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: 1. Почему здесь такие суровые зимы? – задача для географов. 2. Какие растения встречаются в этой зоне? – задача для ботаников. 3. Какие животные населяют арктическую пустыню? – задача для зоологов. 4. Имеется ли здесь коренное население, и какие экологические проблемы существуют в Арктике по вине человека? – задача для экологов. Каждая группа получает раздаточный материал и опорную карточку. Материал самостоятельно изучается, обсуждается в группе. Дети готовят краткие сообщения. Если возникают вопросы, учитель консультирует. Карточка для географов:
Карточка для ботаников:
Карточка для зоологов:
Карточка для экологов 1:
Карточка для экологов 2:
5.Физкультминутка 6.Продолжение работы над новой темой (слайды) Рассказы членов экспедиции. (приложение 1) 7.Физкультминутка Учитель: Молодцы! Все научные группы хорошо поработали. Возвращаемся домой 8.Закрепление изученного материала
Учитель: Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже выращивают свое потомство.) Учитель: Оправдались ли ваши предположения? Учитель: Проверим, как вы справились с заданием в парах. (Слайд)
Учитель: Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «… - царство льда и снега»: Вопросы к кроссворду:
Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки. Ключевое слово: АРКТИКА. Дети восстанавливают предложение и читают его хором. 9.Подведение итогов (слайд) Учитель: Что нового вы узнали о зоне арктических пустынь? Учитель: Заполним третью колонку таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
Учитель: Чему вы сегодня учились на уроке? Учитель: Понравилось ли Вам быть исследователями? Учитель: Что понравилось в ходе исследования Арктики? Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке? Учитель: Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? Учитель: Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). (работа с листами самооценки) Используемая литература:
(приложение 1)
Арктика – это огромное пространство … Северного Ледовитого океана, с его морями и островами. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом и направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Поэтому здесь царство льда и снега. Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды и полярное сияние. Дуют холодные ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения зоны арктических пустынь. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
Учащиеся: К суровым условиям Арктики приспособились немногие растения. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей.
Учащиеся: К суровым условиям зоны Арктики приспособились животные, которых кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются полярные чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Кайры откладывают яйца прямо на голые уступы скал. На некоторых островах можно увидеть очень красивых птиц с необычными клювами - тупиков. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени, которые питаются рыбой. Моржи похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает гренландский кит.
Учащиеся: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу Севера, наблюдают за погодой. Проложен морской путь, по которому идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими многие промысловые рыбы. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
Учащиеся: Этот заповедник расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями на острове Врангеля. Он был организован в 1976 году и назван в честь полярного исследователя Ф.П. Врангеля. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной на побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку, которая выводит здесь потомство. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. На островах обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. На этот остров приходят медведицы из разных уголков Арктики, в берлогах у них каждый год появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей. На этом острове самое большое лежбище моржей. Остров Врангеля внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | ||
Урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов" | Урок окружающего мира в 3д классе. Тема: Экологическая безопасность Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая | ||
Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | Урок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты» Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит... |