Скачать 67.47 Kb.
|
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А.Плешаков) Цели и задачи урока: - Расширить знания о жизни растений; - Дать учащимся представление о способах распространения семян растений; - Познакомить со стадиями их роста и развития из семени; - Учить наблюдательности, работе в группах; - Развивать творческое мышление, умение точно и грамотно высказывать свои мысли; Предварительная подготовка За 4 недели до проведения урока класс был разбит на 4 группы, которые проращивали семена фасоли, а затем выращивали фасоль в разных условиях. На уроке дети тоже работают в группах. Ход урока I. Орг. момент Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. II. Постановка целей - Сегодня урок у нас необычный. Вы и сидите необычно. Сегодня наша научная лаборатория поведает всем о научных открытиях, сделанных её сотрудниками. В течение нескольких недель велись наблюдения за объектами. Что или кто будет главным на уроке мы узнаем, разгадав кроссворд. III. Проверка домашнего задания Слайд 1 - Молодцы! Дополните слово по горизонтали.(растения) Слайд 2 -А теперь прочитайте слова английского учёного Дэвида Берни и объясните их. (Растения для себя пищу вырабатывают сами из углекислого газа и воды на свету и щедро делятся этой пищей с нами. Кроме этого, растения выделяют в воздух кислород, кот.необходим для нашего дыхания) IV. Работа по теме урока - Итак, объектом нашего исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов… Аудиозапись - Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей) - Почему их так много? (питаются цветочным соком - нектаром) - Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей ни одной. Как вы думаете, почему так произошло? - Оказывается, что насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу- ОПЫЛЕНИЕ. Происходит это так. Слайд 3 Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда насекомое посещает цветок, на какую-нибудь часть его тела – на спинку, крылья или брюшко – прилипает пыльца. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения и пыльца попадает на него. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. Если опыления не произойдёт, плодов, а значит и семян не будет. Такой цветок называют пустоцвет. Т.о. пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Слайд 4 В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микро птички и переносится ей с цветка на цветок. - После опыления из цветов появляются плоды, а в них семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить: как же путешествуют, т.е. распространяются эти семена? Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать! 1гр. – КЛЁН 2гр – ЧЕРЕДА 3гр. – ОДУВАНЧИК 4гр. – РЕПЕЙНИК Слайд 5 - Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе. - Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений. Готовят учащиеся Сообщение о бешеном огурце (Слайд 6). Сообщение о перекати-поле (Слайд 7). Слайд 8 - А вот обычные кокосовые орехи далеко уплывают от родного берега, уносимые морскими течениями. Длительность их путешествия может достигать двух месяцев, а дальность – 2000 км, прежде, чем им встретится земля. Особые волокна на скорлупе удерживают орех на плаву. - Вот таким чудесным образом могут расселяться семена растений, совершая далёкие путешествия при помощи ветра, водных потоков, животных, людей. - А почему они путешествуют? Зачем семена так приспособились к путешествиям на дальние расстояния? Могли бы высыпаться рядом с растением!? (Не смогут вырасти взрослые растения. Им не хватит места.) - Итак, в результате путешествия, семена растений попадают в разные условия, в разные места. Что же происходит дальше? (прорастают) - Вот и к нам попали семена фасоли, над которыми в нашей научной лаборатории был поставлен эксперимент. Каждая группа наблюдала за проращиванием семян. О результатах наблюдений узнаем от старших научных сотрудников. Выступления детей. 1 группа(прохладное сухое место) - Предположите, почему ничего не произошло? 2 группа(тёплое сухое место) - Предположите, почему ничего не произошло? 3 группа(прохладное сырое место) - Предположите, почему так произошло? 4 группа (тёплое сырое место) - Предположите, почему так произошло? - Сделайте вывод. Что же оказалось самым важным для прорастания семян?(вода, тепло, свет) - Итак, для прорастания растения оказались важны: Слайд 9 (левая часть) ВОЗДУХ СВЕТ ВОДА ТЕПЛО - Пророщенные семена были посажены в один день, но опять же попали в разные условия: Выступления детей. 1 группа(почва + тёплое место + полив) - Предположите, почему так произошло? 2 группа(почва + прохладное место + полив) - Предположите, почему не появилось ростков? 3 группа(почва + тёплое место без полива) - Предположите, почему некоторые семена засохли? 4 группа(без почвы + вода + тёплое место) - Предположите, вырастет ли взрослое растение? - Сделайте вывод! Что же необходимо для роста и развития растения? (свет, вода, тепло, почва!) - Таким образом, для развития и роста растений необходимы: Слайд 9 (правая часть) ВОЗДУХ СВЕТ ТЕПЛО ПОЧВА - Почему для роста и развития растений так важна почва? (Вода растворяет минеральные вещества, кот. нужны растениям) -А теперь давайте рассмотрим стадии (этапы) развития растений. - Каждой группе я предлагаю рассмотреть предложенный рисунок и рассказать о том, как развивается растение из семени. Может быть на ваших рисунках чего-то не хватает? Высказывания детей. Слайд 10 - Да, действительно. Весной, когда почва сырая и тёплая, семя набухает, раскрывается и выпускает корень, затем появляется росток. Зелёный росток устремляется сквозь почву к свету. Появляется первая пара листочков, затем вторая. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Появляются цветы. А на их месте плоды с семенами. На ваших рисунках действительно не хватает стадии плодов и семян. V. Закрепление - Но у каждого ли растения есть эта стадия образования плодов и семян ? ( только при условии опыления цветка) - Кто же помогает цветкам опыляться? (насекомые, животные, человек, птички-колибри) - Какие же условия необходимы для прорастания семян растений? ( воздух, вода, тепло, свет) - А для развития и роста растений? ( ещё и почва, т.к.именно из неё растение получает минеральные соли) - А теперь каждому из вас я предлагаю выполнить задание, в котором нужно цифрами обозначить последовательность стадий развития растений. Индивид.карточки.
- Проверим, правильность выполнения задания. Слайд 11 - А что происходит после пятой стадии? (опять семя…) - Какой процесс в природе напоминает процесс роста и развития растений? (круговорот, цикл) - А теперь для подтверждения того, что все сотрудники нашей лаборатории усвоили сегодняшний урок, выполним задание в Рабочей тетради на стр. 36 задание 7. Сначала всей группой обсуждаете правильное выполнение, а потом записываете. - Старшие научные сотрудники, сообщите мне о правильности выполнения задания вашей группой. VI. Резерв - А теперь для повторения поиграем в игру, которая называется « Третий лишний». Из 3 слов, появляющихся на строке, вам нужно исключить лишнее и объяснить почему? Слайд 12 VII. Итог урока - Молодцы! А теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже знакомых нам слов: ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ… ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ… Слайд 13 К уроку прилагается презентация. |
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений» Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали : как... | Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | ||
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зависимость растений от... Учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», 2011г., программа развивающего обучения Л. В. Занкова | Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений» Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение | Урок окружающего мира в 4-м классе по теме Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических... | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | «Влияние различных веществ на рост и развитие растений» Целью исследования является накопление и обработка данных о влиянии солей тяжёлых металлов на рост и развитие растений, а так же... | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Реферат «Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений» Кроме указанных жизненно необходимых элементов, определённое значение имеют хлористый натрий, марганец, железо, фтор, йод, бром,... | ||
Урок по предметам обж окружающего мира во 2 классе с использованием... Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2класса начальной школы в 2 частях – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2003. – (Зеленый... | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода» Цель урока: ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов | Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги» Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать |