Урок окружающего мира в 3д классе.
Тема: Экологическая безопасность.
Подготовила: учитель
МАОУ СОШ №19.
Антонова С.А.
Тема: Экологическая безопасность.
Цели урока:
а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.
б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
.в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип учебного занятия: урок открытия нового знания.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метапредметные результаты:
учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека. Личностные УУД- осознание себя жителем планеты земля;
-формировать личностное отношение к экологической проблеме.
ПознавательныеУУД- умение обобщать, давать определение понятиям;
-умение осуществлять сравнение и анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
-умение обобщать текстовую информацию, владеть поисковыми и творческими способностями, умение осуществлять синтез.
Регулятивные УУД- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи;
-умение планировать свою деятельность;
-умение осуществлять контроль учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в учебное действие;
-умение осознавать способы действия, приведших к успеху или неуспеху.
Коммуникативные УУД- формулировать свою точку зрения, аргументировать её, умение выслушивать других;
-умение договариваться о распределении функций между собой, задавать вопросы.
Оборудование:
конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
материал по составлению памяток ;
учебник, Окружающий мир;
презентация к уроку, ноутбук, нетбуки 4 штуки цифровые микроскопы 4 штуки;
видеоролик “Как прекрасен этот мир”;
листы бумаги, фломастеры и маленькие цветные клейкие смайлики
Этап
урока
| Ход урока
| УУД
|
| 1.Организационный
момент.
2.Повторение пройденного (фронтальный опрос.)
3. Видеоматериал
4.Описание проблемной ситуации.
5.Составление плана работы.
5. 6.Выход на тему урока.
7.Работа в группах.
8..Рассмотрим цепочку загрязнения.(работа в группах на листочках выстраивают цепь загрязнения)
9. Беседа учителя.
10.Физминутка 11.Работа в группах Опыт с водой.
П 12.Поиск информации и исследование.
Р 13.Работа с учебником н ( стр. 31 - 33).
14. Работа у доски.
И 15. Итог:
11. 16. Рефлексия.
| -Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
-Внимание на экран.
Что вы видите- Это– Земля.
-Чем планета земля отличается от других планет? ( это единственная планета, на которой возможна жизнь)
И как важно чтобы это продолжалось вечно? (мотивация)
-А без чего невозможна жизнь, вспомним, ответив на вопросы.
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле ( солнце).
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях (вода).
3. Плодородный слой Земли (почва).
4. Смесь газов (воздух.)
- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти вопросы? Какое отношение они могут иметь к нашему уроку?
-Что образуют воздух, вода и почва вместе? (окружающую среду)
Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!»
У.- что вы увидели? Какое настроение после просмотра фильма? Почему?
-Всегда ли так бывает на нашей планете?
-Почему? Как вы считаете? Что может произойти? Давайте проверим?
(Обсуждение детьми)
Учитель: Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)
Учитель:− Что произошло? Почему? (мир стал страшнее)
Проблемные вопросы:
1. -Что является источником загрязнения окружающей среды? (деятельность человека и природные катастрофы).
2.Какими путями в организм человека поступают вредные вещества?
3. Влияет ли загрязнение окружающей среды на здоровье человека?
4. Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. - Какой из данных вопросов является для нас самым главным с точки зрения обж?
-Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. -Почему?
(выслушиваются ответы детей)
Учитель: − Произошло нарушение экологии.
А что такое экология? (дети вспоминают)
- (выслушиваются мнения детей)
О чём мы с вами сегодня будем говорить?( об экологической безопасности). Попробуем ответить на второй вопрос.
Выполним небольшое практическое задание в группах.. Перед вами лежит листок А4, на котором изображена схема. Рядом полосочки, на которых записаны основные этапы поступления загрязняющих веществ в организм человека.
Ваша задача подумать и расположить эти этапы правильно.
1. Дети выстраивают цепочку загрязнения, устанавливают связь. (-выслушиваются мнения ребят)
-Почему вы расположили их таким образом?
-Давайте проверим вашу работу.
(презентация).
- Сравним результаты вашей работы с образцом.
Какой вывод вы можете сделать?
Итог: таким образом мы с вами составили цепочку загрязнения поступления загрязняющих веществ в организм человека.
Рассмотрим это наглядно на примере.
Дети рассматривают цепочку загрязнения на примере нефти.
Экологи и врачи продолжают бить тревогу: состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье.
Проводя исследование российские города на самых последних местах в рейтинге самых чистых городов мира по причине плохой экологии и низкого уровня здравоохранения.
Существуют всего три основных вида жизнеобеспечения – дыхание, еда и вода. И все это теперь представляет угрозу для человека!
-Хотелось бы подробнее остановиться на вопросе, почему у нас в стране с каждым годом растет число детей-инвалидов.
-За несколько последних десятилетий их число по России выросло в 13 раз.
-Еще в 1980 году было зарегистрировано около 50тыс. детей-инвалидов, в 1990 году – уже 155 тыс., а к 2007 году составило более 590тыс.
По данным столичного департамента социальной защиты населения на 2011 год число детей-инвалидов, проживающих в Москве, за год увеличилось более чем на 230 человек и составило порядка 28 тысячи.
И в качестве одной из основных причин возникновения инвалидности у детей врачи называют (помимо генетики и роста травматизма) ухудшение экологической ситуации.
Воздух
Болезни: нарушение кровообращения, нервной системы, хронические заболевания органов дыхания, онкология.
Еда
Болезни: дисбактериоз(от дис... и бактерии, качественное изменение бактериальной микрофлоры организма, главным образом его кишечника), гепатит, аллергия, онкологические заболевания, кожные заболевания, заболевание
печени, ожирение.
.Даже в самых вкусных и отлично приготовленных блюдах на нашем столе вполне могут содержаться пестициды, гербициды, нитраты и нитриты-остатки сельскохозяйственных удобрений и ядохимикаты. Нитрит и нитрат калия или натрия применяют как пищевая добавка или усилитель вкуса. Эти вещества не усваиваются в организме, а откладываются в печени и становятся причиной многих заболеваний.
Вода
Болезни: онкологические, гепатит, сердечно - сосудистые, органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта, а также генные мутации.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вода содержит 13 тысяч потенциально токсичных элементов .В 1991 году в п. Пироговский зафиксированы случаи эпидемии гепатита A – это инфекционное заболевание. Оно передаётся водным и пищевым путём .По-другому её ещё назвают (болезнь грязных рук).
А чтобы в этом убедится проведё опыт.
и исследуем воду из нашей речки «Клязьма».
-Что вы заметили?
Итог:.это ещё раз доказывает то, что окружающая среда находится в загрязнённом состоянии. -Осталось нам с вами найти пути защиты от вредного воздействия окружающей среды. Поговорим об экологической безопасности.
П -Эту работу вы попробуете сделать С самостоятельно, работая с учебником.
(у(учитель чётко проговаривает задачи, которые ст ставятся перед детьми).
(Ученики делятся на четыре группы и ищут способы защиты от загрязнения – воздуха, воды, почвы. Задача 4 группы - придумать и нарисовать условные знаки к правилам экологической безопасности).
-Я знаю, у вас все получится, успехов в работе! Через 6-10 мин. Мы ждем ваших результатов.
2. Представление полученного результата – продукта.
-Ребята, давайте рассмотрим результаты ваших работ. От каждой группы выступают по одному ученику, остальные уточняют и добавляют его ответ.
Дети выходят к доске, выбирают правильный
ответ и прикрепляют его к доске.
Учащиеся объясняют выбранные ими определения. (самопроверка, составленных памяток)
Ра Итог:- Работая в группах, каждая по своей теме, вы составили памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах,четвёртая придумала и нарисовала экологические знаки).
- в целом вы составили общую памятку экологической безопасности. Эту памятку вы можете вложить в своё портфолио.
-На какие важные вопросы мы пытались ответить?
-Какую проблему пытались решить?
-Какую работу проделали для решения данной проблемы?
Но закончить наш урок мне хотелось таким словами “ Человек может превратить в “рай” всю землю только тогда, когда он будет носить “рай” в самом себе ”.
Максим Исповедник
Оцените своё участие в уроке и работу по этим критериям. Я знаю, что такое экологическая безопасность и умею защитить себя
Я знаю о вреде загрязненной окружающей среды, но правила запомнил не все.
Я сегодня не смог все понять, но завтра повторю и научусь.
| К – мотивация, включение учеников в активную познавательную деятельность.
П – умение обобщать, давать определение понятиям.
П – умение осуществлять сравнение и анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
Р - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Р – умение планировать учебную деятельность.
Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, аргументировать её, умение выслушивать других.
П – умение использовать знаково – символические средства.
Р – умение осуществлять контроль учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в учебное действие.
П – умение устанавливать причинно – следственные связи.
Познавательные: умение обобщать текстовую информацию, владеть поисковыми и творческими способностями, умение осуществлять синтез.
Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций между собой
Регулятивные :умение осознавать способы действия, приведших к успеху или неуспеху
|
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
Слайд№4 Слайд№5
Видеоролик.1
Видеоролик 2
Слайд№6
Слайд№7
Слайд№8
Слайд№9
Слайд№10 Слайд№11
Слайд№12
Слайд№13
Слайд№14,15,16.
Слайд№17.
Слайд№18
| |