Скачать 112.88 Kb.
|
МОУ прогимназия «Центр детства» Московская область, г. Серпухов ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Доклад Использование информационных технологий в работе учителей-логопедов (К докладу прилагается презентация) Подготовила: Руководитель ГМО учителей-логопедов, учитель-логопед МОУ прогимназии «Центр детства» Комарова Л.А. 30 августа 2011 год ***(СЛАЙД 1) «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» (В. Г. Белинский) (СЛАЙД 2) Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Все чаще и чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Это открывает новые, эффективные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Несмотря на новизну, в основу информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные известными дефектологами-классиками: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, и др. (СЛАЙД 3) Компьютерные средства обучения в работе логопеда Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала. Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации ДОУ. Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.
(СЛАЙД 4) Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий (по-иному: ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны. Это:
Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи. Но хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.
В связи с этим логопедам необходимо повышать свой уровень по овладению работы с компьютером, что продиктовано современными требованиями к профессии. (СЛАЙД 5) Теперь рассмотрим ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ в коррекционном процессе учителя-логопеда:
Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях. Создание банка данных речевых показателей детей в начале и в конце коррекционной работы, анализ результатов в виде диаграмм. Планирование, конспекты занятий, паспорт кабинета, - вся документация логопеда в электронном виде очень удобна в использовании.
это один из самых популярных видов применения ИКТ. Компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать мультимедийную презентацию - это проявление профессиональных возможностей педагога на различных мероприятиях – методобъединениях, конференциях, мастер-классах, родительских собраниях и т.д. Мультимедийная презентация наглядно проиллюстрирует речь выступающего.
Для реализации коррекционных задач на фронтальных и индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами используются готовые игры (фрагментарно): «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Букварик-Смешарик» и т.д.
Интернет работает 24 часа в сутки, поэтому качественная разработка сайта для многих сфер становится не данью моде, а необходимостью.
повышения своего профессионализма. (СЛАЙД 6) Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации Power Point - самом популярном из всех видов применения ИКТ. Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Она основана на демонстрации слайд-шоу. Необходима для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В состав данного вида презентаций включается графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления». (СЛАЙД 7) Нашими достижениями в сфере применения ИКТ в 2010-2011 учебном году можно считать проведение конкурса презентаций «Творческая мастерская логопеда» в рамках ГМО учителей-логопедов г. Серпухова. Основной целью конкурса являлось создание условий для системного внедрения и активного использования информационно-коррекционных технологий в работе ДОУ. В конкурсе приняли участие 12 учителей-логопедов города. Созданные ими компьютерные презентации помогут в дальнейшем детям с недоразвитием речи усвоить, осмыслить лексико-грамматические категории, такие понятия, как «звук», «слово», «слог», будут способствовать формированию правильного произношения в интересной игровой форме. По итогам конкурса были объявлены 3 победителя. (СЛАЙД 8) Козеева Светлана Юрьевна - 1 место. Профессиональная работа, заслуживает самой высокой оценки. (СЛАЙД 9) Ремезкова Светлана Алексеевна – 2 место. Талантливое решение работы с сюжетной линией в стихотворной форме «Про мальчика Рому» всем очень запомнилась и понравилась. (СЛАЙД 10) Самсонова Наталья Юрьевна – 3 место за дидактическую игру «Поможем Маше». Работа яркая, творческая, на высоком профессиональном уровне. Также были отмечены презентации в 3 номинациях. (СЛАЙД 11) …. Спасибо вам, талантливые логопеды! Поздравим наших профессионалов! Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами. (СЛАЙД 12) Еще одно большое достижение в работе логопедов с применением ИКТ, - это создание Интернет-сайта «Логорадуга» . Он существует уже 2-ой год и отражает деятельность учителей-логопедов на ГМО, здесь даются полезные рекомендации родителям в доступной интересной форме. Сегодня создание и разработка сайта необходима любой организации для предоставления своей сферы деятельности в сети. С материалами сайта могут ознакомиться сотни родителей, логопедов, причем без нашего непосредственного участия. Это несомненное преимущество. Большая заслуга в разработке сайта принадлежит прекрасным специалистам-логопедам: Сапиной М.А. и Самсоновой Н.Ю. (СЛАЙД 13) Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе мы увидели. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Но! У каждого явления и предмета есть, к большому сожаленью, и отрицательная сторона. Неправильное использование компьютерной техники влечет за собой неблагоприятные последствия со стороны здоровья детей. Вот почему этому вопросу необходимо уделять большое значение. Занятия с использованием компьютера должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов: – использование новых моделей компьютера; – работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); – до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. (СЛАЙД 14) В заключении, хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов. Спасибо за внимание! Список литературы Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2. Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы “CorelDRAW” Логопед. 2009. № 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий. Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, проведенных с использованием современной компьютерной техники, можно привести следующие рекомендации: 1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. 2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение. 3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. 4. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене. 5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. 6. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. 7. Для ребенка 6 лет, если он абсолютно здоров, т.е. относится по состоянию здоровья к 1 группе максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 15 минут. Однако, не все дети дошкольного возраста абсолютно здоровы, многие из них имеют те или иные отклонения от нормы, или даже хронические заболевания. Для всех детей 5 лет и для имеющих отклонения в состоянии здоровья 6-летних время работы лучше сократить до 10 минут, для детей 7-12 лет - не более 20 минут, для ребят постарше - не более получаса. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, дозировать индивидуально. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2-х раз в неделю. Педагог, использующих в своей работе с детьми компьютерные средства обучения, обязан заботится о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Использование современных компьютеров и соблюдение вышеизложенных рекомендаций сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на человека. |
28 сентября 11 класс : Конференция молодых ученых в ибх (доклад учащихся... Октябрь–февраль 7–11 классы: Московская городская конференция проектных и исследовательских работ (естествознание), I тур | «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Сатирические средства изображения помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | ||
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни Способы использования металлов в медицине и определение их содержания | «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» реферат Задачи, стоявшие перед М. В. Ломоносовым, в области упорядочения стилистической системы русского языка | ||
Гоу гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»... | Реферат «Нанотехнологии в медицине» Сопова Софья 2011г. Гоу гимназия... | ||
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» реферат... В своём реферате, я хочу изучить строение и принцип работы нейронных сетей, процесс их обучения | Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский... Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович | ||
Хронотоп в романе Лермонтова ''Герой нашего времени Гбоу гимназия города Москвы Гимназия №1505 "Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория" | Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория реферат... «Риски, связанные с деятельность и технологическим прогрессом человечества» | ||
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Целью моей работы является рассмотреть основные версии расстрела царской семьи и сделать вывод о том, какая из них в наибольшей степени... | Школа как педагогическая система и объект научного управления Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»... | Публичный доклад Муниципальное бюджетное образовательное учреждение... Сдюсшор «Союз» расположена по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Спортивная д. 3а | ||
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» реферат Лекарства и яды У каждого лекарства, будь то аспирин или диол есть своя история, своя сфера применения и свои специфические свойства. Также и у ядов... | Гоу «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505»... Солнечной системы, и более всего узнать, существует ли такая планета, которая очень похожа на нашу, и на которой может существовать... |