Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Татарское педагогическое училище»
Конспект конкурсного урока
студента 53 группы Попова Юрия Юрьевича
класс 4-б МОУ СОШ № 4 г. Татарска
предмет Русский язык (развитие речи)
Тема урока « Пишем объявления»
Цель урока: формирование речевых умений, познавательного интереса,
потребности в использовании данного жанра текста.
Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)
Ведущий метод: словесный, практический
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (самостоя тельная работа), коллективный способ (ученик-учитель), групповая
Методическое обеспечение: стандарт нового поколения, программа на-чальной школы, тематическое планирование, УМК по русскому языку, словари, наглядные средства обучения, аудиовизуальные средства, индивидуальные карточки.
Время: 45 мин.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Цель: настроить детей на предстоящую работу.
Методы и приемы: словесный.
Отводимое время: 1 минута.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| (на экране слайд с детьми)
-Друзья мои, я очень рад
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте, сочиним урок!?
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
| Приветствуют учителя.
|
Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.
Цель: формировать собственное отношение к содержанию урока.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Отводимое время: 5-7 минут.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| -
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жанрами речи, обратите, пожалуйста, ваше внимание на слайд и изучите его содержание. - Скажите, что общего в этих текстах?
(принимаю разные варианты ответов)
- В чем их отличие?
(принимаю разные варианты ответов)
- Молодцы, ребята. Давайте выполним следующее задание. (На доске написаны виды жанров речи)
- Что вы увидели на этой стороне доски?
- Как вы думаете, что нам необходимо выполнить?
- Верно. Вам нужно напротив каждого поставить ту цифру, которая соответствует данному жанру.
Дневник – 3
Записка – 2
Инструкция – 4
Письмо – 1
- Что у вас получилось сделать?
- Что не получилось в работе?
- Прочитайте данный текст еще раз и скажите, к какому жанру речи мы его можем отнести.
- Почему вы так решили?
(Поддерживаю детей, поощряю словесно)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым жанром речи. С каким, как вы думаете? - Но чтобы объявление получилось и вышло в свет, что мы должны сделать? - Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? - Хорошо. Тема нашего урока так и звучит: Пишем объявление. (Слайд)
Ребята, подумайте над вопросом.
Какую роль играют в жизни людей объявления?
-Спасибо, ребята, за ваши мысли, в ходе урока мы постараемся получить ответы на этот вопрос.
- Работать над изучением данной темы мы будем по следующему плану. Прочитайте его.
План
1. Что такое объявление.
2. О чем говорит объявление.
3. Структура объявления.
4. Пишем объявления.
- Ребята, давайте поставим задачи нашего урока по предложенному плану. Прочитайте еще раз план и скажите, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке.
- Что вам уже известно об объявлении? - Что бы вы хотели еще узнать о данном понятии?
|
(Читают)
Отвечают 5-6 учеников
Отвечают 5-6 учеников Ответы детей Ответы детей
Дети по очереди выходят к доске, ставят цифру и объясняют, доказывают правильность выбора.
-Получилось соотнести жанры речи.
- У нас остался один текст лишним.
-Этот текст можем назвать объявлением.
Несколько учеников высказывают свое мнение. -Мы сегодня познакомимся с новым жанром речи - объявление.
-Мы должны написать его. - Мы должны научиться писать объявления.
Разные варианты ответов
(Читают)
- Мы должны узнать, что такое объявление.
- Нам нужно узнать, какую информацию несет объявление.
- Мы должны изучить структуру объявления.
- Нам нужно научиться писать объявления.
(ответы детей) (ответы детей)
|
III.Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового мате-
риала
Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ребенка; научить писать объявления
Методы и приемы: беседа, рассказ, словесный, демонстрационный
Отводимое время: 10-14 мин.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| - Давайте с вами откроем тетради, запишем число и «Классная работа». Пропишите с новой строки слово «объявление», поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(В это время даю работу со словарями)
- Ребята, а что такое объявление, как вы думаете?
- Сейчас мы узнаем, что такое объявление, а ответят нам Сергей и Артём, они работали по толковым словарям и готовы нам ответить.
- Одинаковы ли определения по словарям?
- Чем они похожи, в чем их отличие?
- Что должно быть общего в данных определениях? - Я тоже для вас подготовил информацию по другим словарям. Обратите внимание на слайд: Объявление – это устный или письменный текст, в котором четко сообщается: что, где, когда происходит.
В объявлении содержится точная конкретная информация.
- Скажите, как вы поняли, что такое объявление. - Если объявление тоже жанр, то когда мы обращаемся к нему? - Какие особенности этого жанра вы можете назвать?
- Скажите, что такое синонимы?
- Какие слова синонимы вы можете подобрать к слову «объявление»?
- Давайте запишем эти слова в тетради и у доски по очереди.
(Обращаю внимание на написание у доски)
- За что можно поблагодарить Свету?
| Прописывают.
Ответы детей.
Ответы детей.
(ответы детей)
Ответы детей.
Ответы детей.
- Ответы учеников
- Афиша, извещение, реклама. Записывают.
-Она красиво пишет, комментирует, умеет объяснить орфограммы
|
IV. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний,
умений и навыков. Цель: применять знания в стандартной и нестандартной ситуации на практике Методы и приемы: учебное исследование, проблемные, практическая и самостоятельная работа, объяснение. Отводимое время: 15-17 мин.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| - Мы с вами узнали, что такое объявление, на какие вопросы оно отвечает. А теперь скажите, что же содержит текст объявления?
- О чем оно нас может информировать?
- А сейчас послушайте стихотворение, которое вам поможет ответить на заданный вопрос:
О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!
- Какую информацию содержит объявление?
- Чтобы объявление было правильным, вспомните, на какие три вопроса оно должно отвечать?
- Смогли ли мы ответить на вопросы: Что такое объявление? О чем оно информирует? Что нам в этом помогло? - В ответе на второй вопрос нам поможет следующий слайд. Обратите внимание на него.
- Внимание! 29 октября в 14.00 в районном Доме культуры состоится детский спектакль
по произведению Э. Успенского
«Дядя Федор и его друзья»
Приглашаем всех желающих!
Администрация Сравните данные иллюстрации. Что вы можете сказать?
- Где мы можем найти объявление?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Как же нам ответить на вопросы: Что? Где? Когда?
- А поможет нам в этом следующее объявление. Прочитайте его. - О чем говорится в данном объявлении?
- Где он будет проходить? - Когда будет проходить?
- Таким образом, чтобы объявление было правильным, на какие вопросы оно должно давать ответ? - Теперь давайте вместе составим объявление. Посмотрите на слайд. Скажите, можно ли назвать это объявлением?
Внимание! Сегодня .......... состоится .............................. в ................ Приглашаем всех желающих!
,,,,,,,,,
- Что нам нужно сделать для того, чтобы получилось объявление? - Предлагаю вам самостоятельно в тетрадях выполнить это задание.
(одновременно несколько учеников работают по индивидуальным карточкам, выполняя задание по исправлению ошибок при построении данных объявлений) - Давайте проверим, что у нас получилось.
- Но у нас еще работали несколько ребят индивидуально. Давайте посмотрим, что у них получилось.
- Молодцы! Хорошо!
- Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?
- Вам предлагается выполнить следующее задание на выбор.
По данной картинке составить:
письмо;
записку;
объявление.
Выберите то, что вам ближе, и можете приступить к выполнению.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
- Скажите еще раз, где мы можем встретить объявление? - Как вы думаете, в песне мы можем встретить объявление?
- Чтобы нам в этом убедиться, давайте все вместе прослушаем песню, по окончании которой вам нужно написать объявление о потерявшемся щенке. Давайте ещё раз вспомним, какое объявление является верным?
- Если информация на какой-либо вопрос не отвечает, вам нужно будет ее придумать самостоятельно.
(проигрывается песня)
- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Как вы думаете, с какой целью мы должны писать объявление?
- О чем оно говорит?
- Какова сфера его использования? -Ребята, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос: Какую роль играют в жизни людей объявления?
|
-Текст объявления содержит информацию, сообщение.
Ответы учеников
- Что? Где? Когда?
(ответы детей)
- Объявление может быть в письменной и устной форме.
Перечисляют.
Отвечают. Говорят. -В объявлении говорится о том, что состоится спектакль.
- Спектакль будет проходить в районном Доме культуры.
- Он состоится в 14.00 часов.
-Оно должно отвечать на вопросы: Что? Где? Когда?
Ответы детей.
-Нам необходимо вставить пропущенные слова, которые отвечают на вопросы: что? где? когда?
Выполняют Ответы детей
Зачитывают варианты объявлений
-Дети пришли на концерт.
Выполняют задание
-Мы можем встретить объявления в газете, журнале, услышать их по радио. Разные варианты ответов.
- Верное объявление отвечает на вопросы: Что? Где? Когда?
Слушают и приступают к выполнению задания.
Зачитывают. Ответы детей.
Разные варианты ответов.
- Их можно найти в журналах, газетах, на телевидении, услышать по радио Ответы детей
|
V. Оценочно – рефлексивный этап. Цель: стимулировать активность учащихся, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности.
Отводимое время: 2-3 мин.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| - Спасибо, ребята! Я очень рад тому, что помог вам понять, что такое объявление. А теперь, ребята, давайте проанализируем нашу деятельность по следующим вопросам:
- Выполнение этой работы мне понравилось, потому что _______________ .
- Наиболее трудным мне показалось _________________________________.
- Самым интересным было _________.
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то сделал бы следующее ______.
- Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________.
Выберите любой критерий и ответьте. Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарен
За то, что встретили тепло,
За ваши мысли и молчанье.
|
Ответы детей.
|
VI. Актуализация субъектного опыта учащихся на этапе выполнения
домашнего задания.
Цель: создать условия для эффективного выполнения самостоятельных заданий, самореализации личности учащихся. Методы и приемы: словесный
Отводимое время: 2-3 мин.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| - Домашнее задание вы будете выполнять по выбору:
первый вариант задания - составить объявление о проведении классного часа;
второй вариант – объявление о приезде цирка в наш город;
третий вариант – объявление о проведении школьного концерта на каникулах.
-четвертый вариант - составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь.
Тем, кого заинтересовала изученная тема, предлагаю просмотреть газеты, журналы, найти в них различные объявления и дать им оценку с точки зрения грамотности составления.
- Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок».
|
Ученики благодарят друг друга и учителя за совместную работу.
|
Литература:
Ладыженская Т.А. Развитие речи. 5 класс.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
|