Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт





Скачать 169.99 Kb.
НазваниеФормирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт
Дата публикации19.10.2013
Размер169.99 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
Формирование и развитие ИКТ - компетенций

у обучающихсяна уроках информатики и ИКТ

Куликова Т.В.

МОУ СОШ № 10

учитель информатики и ИКТ
1

Вхождение человеческой цивилизации в инфор­мационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Харак­тер изменений, происходящих в системе образова­ния, отражается в понятии стратегия "образования для будущего". Суть стратегии "образования для будущего" характеризует­ся следующими факторами:

• смещение основного акцента с усвоения значи­тельных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобрете­ния новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информаци­ей, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критич­ного), а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа "форми­ровать профессиональные знания, умения и навы­ки" принципом "формировать профессиональную компетентность".

Анализ характеристик, присущих информацион­ному обществу, позволяет выделить проблему специ­альной подготовки человека к жизни в информацион­ном обществе, формирование информа­ционной и коммуникационной компетентности школьников.

Информационно-коммуникационная компетент­ность школьников определяется как спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информацион­но-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникацион­ные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

Учащиеся класса делятся на 2 группы. Группам предлагается лист ватмана, клей и маркеры.

Задания группам:

На листе ватмана записать что по их мнению входит в понятие ИКТ-грамотности.

Далее демонстрируется работа групп, обсуждается по слайду проверяем.
ИКТ-грамотность — это использование цифро­вых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверен­ное владение учащимися всеми составляющими навы­ками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Задания группам:

Перевернуть лист ватмана и приклеить таблички с расшифровкой составляющих ИКТ-компетентности. Далее работы групп обсуждаются и проверяются с использованием презентации.
Структуру ИКТ-компетентности составляют сле­дующие познавательные навыки:

Определение

(идентификация)


Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии поиска

Качество синтаксиса

Управление



Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция


Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информации

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка



Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск



Создание

Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культу­ре, расе, этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


2.

Приведу пример урока на котором уделяется особое внимание формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников.

Практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ».

Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

  • Доступ;

  • Управление;

  • Интеграция;

  • Оценка;

  • Создание текстового документа




  1. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.

Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): Ученые и Техники.

Задания группам

1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».

2. «История развития вычислительной техники».
Далее группы выполняют полученное задание по созданию статей и потом оценивают свою ИКТ-компетентность.

Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти сайты со статьями о ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники.

В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термин поиска или сразу вводит фамилию учёного.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном.

Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного.

Интеграция



В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление).

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска


Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом.

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

  1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы.

  2. Где работал.

  3. Вклад в науку.

  4. Основные научные труды.

Задание 2. «История развития вычислительной техники».

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники.

В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термины поиска.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ.

Выбор сайтов

На сайте, содержащем общую информацию по теме теста с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение.

Интеграция

В отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения.

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска.

Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

  1. Годы применения

  2. Элементная база

  3. Количество ЭВМ в мире

  4. Габариты

  5. Быстродействие

  6. Носители информации

  7. Особенности

  8. Характер программного обеспечения.

Задания рассчитаны на 30 минут.

  1. Оценка работы по приведенной ниже схеме.

Задание 1.

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

1.Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых.

Знание видных учёных, внесших вклад в развитие информатики и вычислительной техники.




Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Средний








Не использует «И»

Низкий





2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Умение быстро и осознанно читать текст.





Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.







Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.  



3.Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.





Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.







Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.



Задание 2.

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

1.Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит нужные термины.

Знание поколений ЭВМ и счетных устройств до появления ЭВМ.




Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Средний








Не использует «И»

Низкий





2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Умение быстро и осознанно читать текст.





Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.







Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.  



3.Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.





Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.







Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.





Итоги:

Наблюдаемые данные

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Качество синтаксиса










2. Качество и уровень работы с выбранными ресурсами










3. Качество полученного текста











Классификации компетентности


 

Доступ

Управление

Передача

Создание

Определение

Интеграция

Оценка

Выше базового

К

К

К

К

К

П

П

Базовый

П

П

П

П

П

П

П

Ниже базового

П

П

П

П

П

Н

Н


К (Высокий)- компетентен, П (Средний) - приемлемо, Н(Низкий) - неприемлемо
Формирование ИКТ-компетентности происходит не только на уроках информатики, а на всех уроках в школе, про­исходит во внеурочное время при общении со сверстника­ми, родителями. Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей ис­пользования специальных методов и приемов:

  1. в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (помнить о ней всегда);

  2. потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (целей

будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);

  1. на уроках следует выделять время для самостоя­тельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

  2. формированию ИКТ-компетентности помогает ис­пользование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Необходимо акцентировать внимание учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ–компетентность. Именно поэтому важно понять, что такое ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность. В дальнейшем необходима разработка методик выработки навыков, составляющих ИКТ–компетентность, и учебных заданий, на основе которых эти навыки можно будет вырабатывать. На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ–компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ–компетентность.
Рефлексия

Метод «ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ»
Алгоритм реализации метода


  1. Каждый участник состоявшегося педагогического взаи­модействия поочередно (в определенной последовательнос­ти) должен обратиться с пожеланиями к себе и другим по ито­гам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

  2. Заканчивает цепочку пожеланий педагог и подводит итоги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Формирование географических компетенций у учащихся через применение икт на уроках географии
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconУчебное пособие по информатики и икт по Главе 1 «Основы социальной...
Добро пожаловать на страницы электронного учебника! Я, Петрова Алина, студентка III курса специальности «Прикладная информатика»...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconИспользование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся

Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике и икт (системно-информационная...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconКоллекция эор в лвс на сервере школы, подключение школы к Интернет
Икт в школьных предметах, использование икт в жизни, непрерывное обучение педагогов в сфере икт и развитие информационной среды школы...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconКалендарно-тематическое планирование «Информатика и икт» 8 класс
Цели изучения курса информатики и икт. Техника безопасности и организация рабочего места. Интернет безопасность
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной...
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconНа уроках, какого типа Вы используете икт чаще всего и почему?
Повторительно-обобщающие уроки (икт позволяют разнообразить способы закрепления знаний)
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconОпыта
«Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся через применение икт в учебно-воспитательном процессе»
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconОтчет по изучению на семинаре учителей шмо математики, информатики...
«Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций на уроках математики, информатики и естествознания»
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск