Скачать 136.51 Kb.
|
План –конспект урока-лекции по теме: Землетрясения. 7 класс. Учебные вопросы. 1.Зарождение землетрясений. 2.Понятие сейсмической активности районов. 3. Как оценивают землетрясения. 4. Последствия землетрясений. 5.Причины землетрясений в Оренбургской области. 6. Правила безопасного поведения при землетрясениях. Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны: а) знать: • способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения; • основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений; в) иметь представление о последствиях землетрясений. Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, доска, компьютерная презентация, компьютеры. Моменты, когда на уроке используются ресурсы сети Интернет.
1. Материал к уроку на тему: "Землетрясения"Петрова Елена Владимировна, зам. директора по УВР, учитель биологии Статья отнесена к разделам: Преподавание биологии | Преподавание географии | Преподавание ОБЖ , http:// festival.1september.ru/2005_2006/ 2. Также материалы новостей: Распечатано с сайта «Оренбургские новости» (http://news.orenburg-cci.ru). Адрес новости в Интернете: http://news.orenburg-cci.ru/?id=9303422 Тест найден для урока в Яндексе на запрос «тесты по обж» План урока: I. Орг. момент. (1 мин) II. Актуализация знаний. (1 мин) III. Работа в Интернете . (7 мин) IV. Презентация .(25 мин) V. Автоматизированное тестирование (8мин) VI.Д/з. (1 мин) VII. Итог урока. (2 мин) Основное содержание урока. 1.Понятие о землетрясении. Механизм возникновения землетрясения. Предвестники землетрясений. 2.Понятие сейсмически активных районов. Сейсмически активные районы. Основные тектонические плиты, на которые разделена земная кора, и сейсмические пояса. Линии разлома. 3.Изучение землетрясений. Регистрация колебаний земной коры с помощью специальных приборов. Сейсмограф. Шкала Рихтера и шкала Меркали. Примерное соотношение между магнитудой по Рихтеру и максимальной интенсивностью по Меркали. 4.Последствия землетрясений: Землетрясения в Армении и в Мехико. 5.Особенности сейсмичности Урала. Причины землетрясений в Оренбургской области. 6.Правила безопасного поведения при землетрясении: Действия при заблаговременном оповещении о землетрясений. Наиболее безопасные места для укрытия в здании (помещении); в школе; в доме (квартире); на улице. Заключение. Повторить основные моменты и проверить, как понята тема, при помощи теста. Вопросы для проверки полученных знаний. Что вы знаете из истории землетрясений? Что такое землетрясение и почему оно происходит? Назовите и покажите на карте наиболее сейсмоактивные районы. Каким прибором измеряется сила и направление землетрясения? Покажите на карте основные пояса землетрясений. Приведите примеры наиболее разрушительных землетрясений. Что представляет собой шкала интенсивности землетрясений (шкала Рихтера) и шкала интенсивности разрушений (шкала Меркали)? Чем опасны землетрясения и каковы их последствия? Расскажите порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении. Домашнее задание. Раздел 1, глава 2, темы 2.1. -2.5, задание 1; 2; 3. Практические задания. Выясните, возможно ли в вашем месте жительства землетрясение, какой силы? Определите в школе места, наиболее безопасные при землетрясении. Составьте план опасных (где возможно падение мебели и тяжелых предметов) и безопасных мест в вашей квартире (доме) на случай землетрясения. Попросите собрать в известном для всей семьи месте: электрический фонарик, транзисторный приемник с запасными батарейками, огнетушитель, аптечку, документы, а в холодное время -спальные мешки или одеяла. Разработайте план вашего поведения, если землетрясение произошло днем, когда родители были на работе, а вы дома. Материал к уроку по теме: “Землетрясения”. Зарождение землетрясений.
Карта землетрясений мира. Границы тектонических плит. Землетрясение в Армении.
Землетрясения случаются по всему миру, но чаще происходят неподалеку от краев тектонических плит. Особая сейсмическая активность присуща разлому Сан-Андреас, который простирается вдоль юго-западного побережья США. Линия разлома.
Изучение землетрясений. Ученые стали обозначать на картах сейсмически активные участки земной поверхности до того, как поняли природу землетрясений. Сейчас созданы станции сейсмического наблюдения. Ученые в опасных зонах берут пробы воды из колодцев и скважин, определяют количество радона. Самым точным прибором для обнаружения приближения землетрясения является сейсмограф. Что такое сейсмограф? Тем временем во многих сейсмически опасных зонах, учёные установили прибора, регистрирующие землетрясения, - сейсмографы. Сейсмограф состоит из маятника, например стальной горки, которая на пружине или тонкой проволоке подвешена к стойке, прочно закреплённой в грунте. Маятник соединён с пером, чертящим непрерывную линию на бумажной ленте. При быстрых колебаниях почвы бумага сотрясается вместе с ней, маятник же с пером по инерции остаются неподвижными. На бумаге появляется волнистая линия, отражающая колебание почвы. Кривая на бумажной ленте, укреплённой на медленно вращающемся барабане под наносящим линию пером, называется сейсмограммой. Шкала интенсивности землетрясений / по Рихтеру /
Шкала Меркалли. Шкала определяет силу землетрясения по 12-бальной шкале. Например: II балла: очень слабые толчки и колебания; покачивание висящих предметов. V баллов: достаточно сильные и вполне ощутимые толчки; проливается жидкость, падают предметы, бьются окна. VII баллов: очень сильные толчки; с крыш срывается покрытие; в зданиях появляются трещины. VIII баллов: разрушительное землетрясение; обвал непрочных строений, памятников. X баллов: тяжкие последствия; значительные разрушения застройки и ландшафта; возможны оползни и цунами. XII баллов: катастрофическое землетрясение; значительные изменения земной поверхности; земля идет волнами; незакрепленные предметы разлетаются во все стороны. Вопросы для проверки полученных знаний
Ответ на запрос с Интернета «Землетрясения в Орнебургской области». Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу оренбуржцев коснулись отголоски землетрясения, произошедшего в районе озера Байкал, сила которого составляла 8 баллов.По сообщению пресс-службы главного управления по делам ГО и ЧС области, 28 июня около 23 ч 30 минут местного времени в Оренбурге наблюдались последствия прохождения сейсмической волны от эпицентра землетрясения. По данным Альметьевской сейсмостанции, это были краткие незначительные подземные колебания силой 2 балла. Свидетелями их прохождения стали жители 9-этажных домов в районе Малой Земли и улицы Монтажников. По данным оперативного дежурного по делам ГОЧС области, жертв и разрушений нет. Оперативным дежурным по телевизонным каналам была передана информация для населения области об источнике подземных толчков и рекомендации жителям. Опубликовано: 01.07.2002, 13:59 Источник новости: Эфир Распечатано с сайта «Оренбургские новости» (http://news.orenburg-cci.ru). Адрес новости в Интернете: http://news.orenburg-cci.ru/?id=9303422 При полном или частичном использовании информации ссылка на «Оренбургские новости» обязательна. Copyright © 2002–2004 Студия Торгово-промышленной палаты Оренбургской области (www.orweb.ru). Особенности сейсмичности Урала. 18.08.2002 г. в 21.30 местного времени на территории между Златоустом и Миассом на глубине 4 - 8 км произошло землетрясение тектонического характера, магнитудой 2 - 2,4 по Рихтеру, что соответствует 3 баллам по шкале MSК-64. Оно обусловлено сжатием платформ - Восточно-Европейской и Западно-Европейской, между которыми расположены Уральские горы. Из ответа на запрос в лабораторию сейсмологии Института геофизики Уральского отделения РАН. В последние годы изучению сейсмичности Урала и его сейсмогенных зон придается большое значение. В пределах Среднего Урала неоднократно фиксировались сейсмические события с магнитудой более 4 и интенсивностью на поверхности 6 - 7 баллов по международной шкале MSK-64. По данным инструментальных наблюдений, землетрясения на Урале продолжаются и в настоящее время, причем в результате интенсивной разработки водохранилищ и другой крупномасштабной деятельности возрастает количество техногенных событий. Последствия землетрясений на Среднем Урале из-за его насыщенности промышленными и гражданскими объектами повышенной опасности и широкого развития шахтных полей в районах интенсивной добычи полезных ископаемых становятся все более ощутимыми. Так, события 28.05.1990 года в районе Южноуральского бокситового бассейна (Челябинская область), зафиксированные почти всеми сейсмологическими станциями Европы, Северной Америки и Антарктиды, привели к частичному разрушению наземных и подземных сооружений. На вышедшей недавно карте общего сейсмического районирования территории России выделена Среднеуральская область повышенной сейсмичности с оценкой величины максимальной балльности для основного строительства до 6 баллов, для особо важных и экологически опасных объектов до 8 баллов по шкале МSK-64. Уральские землетрясения имеют различную природу: - обвальную (карстово-провальную), которая характеризуется малой силой, небольшой площадью распространения и связана с существованием карстовых пустот (район Пермского и Башкирского Предуралья); - техногенную, причиной которых является обрушение сводов карстовых пустот в связи с горными выработками (Североуральский и Южноуральский бокситовые рудники, Верхнекамское месторождение калийных солей); - связанную с гидравлическим ударом (взрывом без воспламенения, с выбросом грунта). Это землетрясение наблюдалось близ д. Шишкино в 54 км от Оренбурга; - связанную со взрывом скопившихся под землей газов (событие 29.08.1914 г. в районе Сатки); - метеоритного происхождения (наблюдалось в с. Частые, Пермской губернии и на Нижне-Тагильском заводе). Однако значительная часть землетрясений Урала имеет тектоническую природу. Наиболее сильные из них наблюдались: 23.05.1798 г. в районе Перми - длилось несколько секунд, особенно ощущалось в каменных зданиях. 27.04.1847 г. в районе Кушвы, Верхне-Туринском, Нижне-Туринском и Бисертских приисках - продолжалось около минуты, слабое, не причинившее вреда. 29.01.1849 г. в г. Ишиме раздался глухой подземный гул, подобный сильному ветру, многие городские здания сотрясались, "из шкафов падала посуда и стекла в оконных рамах раскололись". 17.08.1914 г. в Билимбаевском заводе (западнее Екатеринбурга) падали дымовые трубы и сильно трещали стены. В Кунгуре было 5 толчков продолжительностью около минуты. В Нижне-Тагильском заводе землетрясение выразилось в легком колебании продолжительностью 0,5 мин. В Красноуфимске, Кургане и Златоусте - волнообразное колебание. Это землетрясение, подобно событию 23.05.1798 г., охватило целиком весь Средний Урал (от Красновишерска на севере до Троицка на юге и от Перми на западе до Кургана на востоке). 18.08.2002 г. в 21.30 местного времени на территории между Златоустом и Миассом на глубине 4 - 8 км произошло землетрясение тектонического характера, магнитудой 2 - 2,4 по Рихтеру, что соответствует 3 баллам по шкале MSK-64. Оно обусловлено сжатием платформ - Восточно-Европейской и Западно-Европейской, между которыми расположены Уральские горы. Таким образом, несмотря на то, что на фоне катастрофических землетрясений, происходящих в различных регионах Земли, Урал характеризуется относительно спокойной сейсмической обстановкой, его никак нельзя отнести к асейсмичным районам. Анализ исторических данных и инструментальных наблюдений последних лет убедительно показывает, что землетрясения с проявлениями на поверхности в 5 - 6 баллов (по международной шкале балльности MSK-64) происходили в различных районах Урала раз в 10 - 20 лет. Подавляющее большинство землетрясений произошло в пределах Среднего и Южного Урала - примерно от широты г. Серова - на севере до Златоуста - на юге. При этом чаще всего сейсмические события имели место в Пермском Приуралье и на Среднем Урале, то есть в густонаселенном и промышленно-развитом районе, где имеются сооружения повышенной опасности. Даже небольшие разрушения, вызванные землетрясениями на таких объектах, могут привести к катастрофическим экологическим последствиям и человеческим жертвам, поскольку большинство гражданских и промышленных объектов рассчитаны при строительстве лишь на 5-балльные. По своей природе значительная часть уральских землетрясений имеет тектоническое происхождение, однако в последние десятилетия участились сейсмические события техногенной природы тектонические напряжения плюс деятельность человека, нарушающая равновесное состояние массива горных пород. Н. БУКОВА, начальник Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера главного управлеыия по делам ГО и ЧС Челябинской области. В статье использованы материалы монографии "Сейсмичность и сейсмическое районирование Уральского региона". Екатеринбург: УрО РАН, 2001 г. Этот материал, представленный нам городской службой по делам ГО и ЧС, внес ясность по поводу природы толчков, происходивших в Златоусте 18 августа 2002 года. "Златоустовский рабочий" 23.08.02 ПОЧЕМУ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОИСХОДЯТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ? Давыдова Виктория, Павлова Елена, 8 Э класс Учитель географии Г.Г. Склярова, высшая квалификационная категория. Цель: Выявить причины землетрясений в Оренбургской области. Землетрясения - это внезапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах. Оно проявляется в подземных толчках и колебаниях земной поверхности. Землетрясения бывают тектонические и техногенные. Тектонические землетрясения связаны с процессами горообразования или движением литосферных плит, которые перемещаются под воздействием конвекционных течений, поднимающихся из высокотемпературной мантии. Техногенные землетрясения происходят из-за деятельности человека. Проводя подземные и ядерные взрывы, извлекая из недр большое количество нефти и газа, закачивая в образовавшиеся пустоты воду, создавая крупные водохранилища, которые своим весом давят на отдельные блоки земной коры, человек, сам того не желая, может вызвать подземные удары. В Оренбургской области слабые землетрясения возможны в восточной части, так как она расположена в зоне складчатости. Её западная часть- это Восточно- Европейская платформа. Исходя из тектонического строения, землетрясения здесь невозможны. Но в 2002 году жители некоторых районов Оренбурга стали очевидцами землетрясения. Мы проанализировали примеры, сопоставили факты, нанесли на карту эпицентры землетрясений и пришли к выводу, что на платформах они могут иметь различный характер: тектонический и техногенный. Причины тектонических землетрясений: волны, идущие от эпицентров землетрясений, расположенных в сейсмических поясах. Причины техногенных землетрясений: подземные взрывы, детонация сжатой нефти. При добыче нефти и газа образуются пустоты, что может привести к смещению пластов горных пород. В результате интенсивной добычи газа и нефти давление пластовых вод на их месторождениях уменьшается на 100 и более атмосфер, создав предпосылки для техногенных землетрясений и значительных межпластовых перетоков. Мы провели опрос очевидцев землетрясения 2002 года. В основном люди испытали удивление и страх. Достаточно большое количество опрошенных, неправильно повели себя в экстремальной ситуации: например, воспользовались лифтом. Ответы на третий вопрос показали, что знают как вести себя при землетрясении 55% респондентов. Это свидетельствует о том, что оренбуржцы не готовы к подобным экстремальным ситуациям. |
Конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина... План конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина Г. Н., Кгбоу дпо хк иро | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмически активные районы» | ||
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» Задачи: Учащиеся должны знать причины землетрясений, дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах... | Урок по курсу обж в 7 классе. Тема «Чрезвычайные ситуации природного... Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях | ||
Правила безопасного поведения при землетрясениях Понятие о землетрясении. Механизм возникновения землетрясения. Основные тектонические платы, на которые разделена земная кора, и... | Конспект открытого урока по природоведению в пятом классе Тема. Внутренние... Ведущие понятия: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения,... | ||
Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | Российские сми о мчс мониторинг за 24 марта г. Оглавление руководство... В москву вернулись спасатели мчс россии, работавшие в зоне землетрясения в Японии (Интернет-ресурс «Itar-tass com», 23. 03. 2011)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов мчс россии о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и... | Урок Движения земной коры. Землетрясения В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
«Землетрясения» Вопрос Что такое землетрясение? Укажите правильный ответ В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Календарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса... ... | ||
Конспект урока сбо (8 класс) по теме Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | Компьютерные технологии в науке и производстве. Вопросы к лекции №3 Ответы на все вопросы должны занимать не меньше 5 страниц. Шрифт Times New Roman 14. Интервал полуторный. Обложек не требуется. Фамилию... | ||
Компьютерные технологии в науке и производстве. Вопросы к лекции №2 Ответы на все вопросы должны занимать не меньше 5 страниц. Шрифт Times New Roman 14. Интервал полуторный. Обложек не требуется. Фамилию... | План введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого... |