Пропаганда и внушение





Скачать 270.36 Kb.
НазваниеПропаганда и внушение
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер270.36 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Информатика > Книга
  1   2   3

Пропаганда и внушение


Книга американских исследователей Гарта Джоуэтта (Хьюстонский университет) и Виктории О'Доннел (Северо-Техасский университет) посвящена анализу пропаганды и феномена внушения в современном мире. Авторы дают следующие дефиниции: «Пропаганда представляет собой форму коммуникации, которая отличается от внушения тем, что стремится добиться реакции, способствующей реализации желаемых самим пропагандистом целей. Внушение основано на принципе взаимодействия и стремится удовлетворить потребности как того, кто внушает, так и объекта внушения. Модель пропаганды описывает, каким образом элементы информационной коммуникации и коммуникации внушения можно инкорпорировать в пропагандистскую коммуникацию».

Пропаганда, по мнению авторов, является предметом изучения истории, политической науки, социологии и психологии. История имеет дело с практическими делами пропагандиста, обобщающими события, а также вызывающими определенные события. Политическая наука анализирует идеологию практиков-пропагандистов и законы формирования общественного мнения. Социология рассматривает пропаганду в контексте социальных движений, а также контрпропаганду, которая возникает в противовес этим движениям. В последнее время пропаганда все шире изучается как массовая культура и как способ, при помощи которого можно оказать влияние на культуру.

Авторы считают пропаганду коммуникацией, а внушение — подразделом пропаганды. Хотя эти два понятия имеют много общего, они не совпадают. Для их изучения предлагается так называемый «коммуникационный подход», позволяющий выделить «коммуникационные переменные» с целью определения «связи послания с контекстом, анализа реакций и ответственности аудитории и прослеживания развития пропагандистской коммуникации как процесса». Коммуникация представляет собой процесс сближения, при котором посылающий и принимающий стремятся создать информацию и поделиться ею. Для процесса сближения характерна тенденция как посылающего, так и принимающего двигаться к одной точке или же соединиться в едином фокусе. Сближение осуществляют следующие элементы коммуникации: коммуникатор, послание, канал, аудитория, обратная связь и результаты послания.

Пропаганда, отмечают авторы, в самом нейтральном смысле слова означает распространение или «проталкивание» определенных идей. Часто этот термин используется в негативном смысле. Определить послание message как «пропаганду» означает вести речь о чем-то отрицательном и нечестном. Часто в качестве синонимов «пропаганды» используются слова «ложь», «искажение», «манипуляция», «психологическая война», «промывание мозгов». Когда акцент делается на целях, пропаганда ассоциируется с контролем и рассматривается как сознательная попытка изменить или сохранить существующий баланс власти, который выгоден самому пропагандисту. В действительности задача пропаганды состоит в том, чтобы распространить среди аудитории определенную идеологию для достижения заранее сформулированной цели. Будь то правительственное агентство, стремящееся поощрить массовую волну патриотизма в периоды войны, военный руководитель, стремящийся запугать противника путем преувеличения своей силы, или корпорация, пытающаяся «продать» собственный имидж с целью своей легитимации в глазах клиентов, — во всех случаях существует тщательно составленный план манипуляции аудиторией при помощи символов для достижения определенных целей. Пропаганда представляет собой «целенаправленное и систематическое стремление формировать восприятия, манипулировать знаниями и направлять поведение для достижения реакции., способствующей реализации желаемой пропагандистом цели». Цели пропаганды устанавливаются априори. Пропаганда стремится «втиснуть» информацию в определенные рамки и отвлечь реципиента от любых вопросов, выходящих за эти рамки. Однако современная технология способна моментально передавать информацию в любой район земного шара, в связи с чем становится все труднее сохранить ту или иную страну в изоляции от идей и информации, общих для всего остального мира. К тому же сама пропаганда как форма коммуникации испытывает влияние новейших достижений научно-технического прогресса, которые в той или иной степени оказываются доступны всем странам.

Хотя пропаганда принимает различные формы, она почти всегда представляет собой в той или иной форме «активизированную идеологию», иногда пропаганда служит средством возбуждения общественного мнения в поддержку определенных целей, а часто выполняет интеграционные функции, делая публику пассивной и отвлекая ее от любых форм несогласия с существующей системой. Пропаганда подразделяется на «белую», «серую» и «черную» в зависимости от ее источника и достоверности информации. При «белой» пропаганде ее источники можно установить с большой точностью, и информация более или менее соответствует действительности. При «серой» пропаганде источник в точности определить нельзя, а достоверность информации находится под вопросом. «Черная» пропаганда использует ложный источник, распространяет ложь и сфабрикованные сообщения и поэтому рассматривается как «большая ложь». Для характеристики пропаганды используется также термин «дезинформация». Это, как правило, «черная» пропаганда, поскольку она использует ложную информацию. Таким образом, пропаганда строится на широкой гамме сообщений — от правды до откровенной лжи. В то же время в ее основе лежат определенные ценности и идеология. Ее средства могут варьироваться от обычной тенденциозной информации до откровенной лжи, но цели всегда заранее определены в пользу пропагандиста.

Еще один аспект пропаганды — «субпропаганда». В данном случае задача пропагандиста состоит в распространении еще не известной аудитории доктрины, при этом требуется значительный период времени для формирования у аудитории необходимого состояния умов, благоприятного для принятия данной доктрины. Для этого используются различные средства и стимулы. Вслед за бывшим руководителем исследовательского отдела ЮСИА Дж. Мартином авторы называют субпропаганду «вспомогательной коммуникацией», т.е. деятельностью, направленной на выявление путей соприкосновения с предполагаемой аудиторией. Вспомогательная коммуникация часто принимает форму радиосообщений, пресс-релизов, книг, памфлетов, культурных программ, выставок, фильмов, языковых курсов, личных контактов и т.д. Все это направлено на то, чтобы создать дружественную атмосферу среди тех, в ком в будущем может возникнуть потребность. Примером такой вспомогательной коммуникации может служить оказание влияния на журналистов с целью благоприятного освещения ими тех или иных аспектов политики США путем предоставления им различного рода льгот и вознаграждения. В литературе о пропаганде часто ссылаются на «массовое внушение», полагая, что пропаганда представляет собой внушение, идущее в направлении от одного к многим. Пропаганда связана с общественными процессами в целом, в то время как внушение рассматривается как индивидуальный психологический процесс. Однако можно утверждать, что пропаганда и внушение достаточно часто пока еще смешиваются.

Информация, используемая для достижения определенной цели объяснения или инструктирования, является информативной коммуникацией. Люди стремятся получить информацию, чтобы понять свое окружение. Полученная информация уменьшает неопределенность, поэтому содержащиеся в информации сообщения можно анализировать в зависимости от масштабов уменьшенной неопределенности. В целом информативная коммуникация считается нейтральной, поскольку она основана на очень специфическом и ограниченном использовании языка. Информативный коммуникатор отличается от других типов коммуникаторов тем, что он преследует цель достижения взаимного понимания.

Пропаганда использует информативную коммуникацию с той же целью. Отличие заключается в том, что цель здесь состоит не в достижении взаимного понимания, а в том, чтобы способствовать достижению целей самого пропагандиста, причем не обязательно в пользу реципиента. Однако реципиент может поверить, что коммуникация носит информативный характер. Зачастую «белая» пропаганда очень похожа на информативную коммуникацию, поскольку информация исходит от источника, который легко можно установить, а факты в целом достоверны. Различие между «белой» пропагандой и информативной коммуникацией состоит в том, что первая преследует партийные интересы. Технические приемы информативной коммуникации используются также в «серой» и «черной» разновидностях пропаганды, где информация скорее всего недостоверна или даже выдумана.

Внушение как форму коммуникации обычно характеризуют как «коммуникационный процесс», цель которого — оказать влияние и вызвать определенную реакцию. Внушающий и объект внушения связаны между собой вербальными или невербальными символами, с помощью которых внушающий пытается навязать определенные идеи или формы поведения. Люди реагируют на внушение, которое обещает им удовлетворение тех или иных потребностей и интересов. Поэтому внушающий должен учитывать как свои потребности, так и потребности объекта внушения. Внушение представляет собой взаимосвязанный процесс, в котором обе стороны зависят друг от друга. Это ситуация взаимной зависимости. Внушающий, понимающий, что внушение представляет собой сделку, в которой обе стороны приближаются к посланию-событию и используют его для удовлетворения своих потребностей, никогда не будет иметь пассивной аудитории. Именно активная аудитория стремится к тому, чтобы внушающий удовлетворил ее потребности, и именно активный внушающий знает, что он должен апеллировать к потребностям аудитории. Политик, стремящийся получить голоса, должен обратиться к потребностям избирателей. Избиратели, убежденные в том, что политик удовлетворит их потребности, удовлетворят его потребности, отдавая за него на выборах свои голоса.

Существуют три различные формы реакции аудитории на внушение. Во-первых, это формирование реакции. Данная форма похожа на обучение, где внушающий — учитель, а объект внушения — ученик. Внушающий может формировать реакцию, обучая аудиторию как действовать. Если реакция аудитории усиливается с помощью обещаний, в отношении этой цели у аудитории утверждаются позитивные установки. Во-вторых, это усиление существующих реакций. Если аудитория уже имеет позитивные установки в отношении обсуждаемого вопроса, внушающий напоминает об этих установках и пытается еще более укрепить их. В-третьих, это изменение реакций. Это наиболее трудная форма внушения, потому что она предусматривает стремление убедить людей отказаться от одних установок и принять другие, перейти с нейтральной на позитивную позицию, изменить поведение и т.д. Поскольку люди не любят изменений, внушающий должен связать просьбу изменить ту или иную позицию с чем-то другим, во что аудитория уже верит. Такое положение называется «якорем». Оно уже принято объектом внушения и используется для привязывания к нему новых установок и форм поведения. Такими «якорями» могут быть убеждения, ценности, установки, групповые нормы и т.д.

Аудитория, как правило, не принимает послание пропагандиста или внушающего, если считает, что содержащееся в нем мнение навязывается ему извне. Реципиент воспринимает «якоря», на которых базируется это мнение, как свои собственные. В идеале пропагандист является в некотором роде «альтер эго», вторым я реципиента. Иными словами, пропаганда отрицает дистанцию между источником пропаганды и аудиторией. Подобным образом при внушении необходима идентификация между внушающим и объектом внушения. «Они разделяют общие чувства, концепции, имиджи и идеи, которые заставляют их чувствовать одинаково. Внушающий анализирует аудиторию, чтобы быть способным выразить ее потребности, желания, личные и общественные убеждения, установки и ценности». В общем внушающий предполагает, что аудитория имеет доступ к информации о других аспектах противоречивых проблем. Конечно, в соответствии со своими намерениями он может ввести аудиторию в заблуждение. Иногда аудитория осознает это, но она может согласиться на изменение позиций, полагая, что в рассуждениях внушающего содержится скрытый смысл. Иногда аудитория не осознает, что ее вводят в заблуждение. Такую ситуацию авторы называют пропагандой. Как правило, пропагандист может эксплуатировать убеждения, ценности и групповые нормы аудитории для поощрения ее предубеждений и интересов. В таком случае декларируются потребности аудитории, а истинные намерения пропагандиста не раскрываются.

С начала изучения риторики, которую вплоть до XX в. считали внушением, теоретиков интересовала проблема этики. Форма правления в Древней Греции поощряла публичные выступления граждан. Люди открыто выражали свои мнения и участвовали в принятии политических и юридических решений. Афинская система подвергала остракизму любого человека, который подозревался в предосудительных действиях, лишая его права публично выступать. Люди изучали риторику почти как систему образования, если не как сам образ жизни. В своей «Риторике» Аристотель сформулировал концепцию доверия (этоса) как форму доказательства и способ внушения. Этос как доказательство, заключенное в самом выступлении, предоставляет аудитории информацию о характере и доброй воле внушающего. Решающее значение для изучения риторики имеет аудитория, логическое построение достигается при ее участии. Эта система напоминает силлогизм, в котором отсутствуют отдельные элементы. Причем сама аудитория дополняет отсутствующие логические звенья, тем самым стимулируется ее вовлеченность в дискуссию. Аристотель рассматривал эту систему как способ защиты V истины и справедливости от неправды и обмана. Первый учитель риторики в Римской империи Квинтилиан считал, что совершенный оратор должен быть добрым человеком, который умеет хорошо говорить. Такую же точку зрения отстаивал св. Августин в V в. н.э. В «Христианской доктрине» он настойчиво проводит мысль о том, что истина должна быть главной целью любого общественного обсуждения.

Классические концепции риторики, особенно о добром человеке, который умеет хорошо говорить, обновлялись в средние века, периоды Ренессанса и Реформации. Неоклассические работы по внушению были опубликованы в европейских странах. В тот же период, когда Н.Макиавелли опубликовал работу «Князь» («Государь»), в которой оправдывались нечестные методы завоевания власти, такие теоретики риторики, как гуманист и религиозный реформатор Ф.Меланхтон в Германии, Л.Кокс и Т.Уилсон в Англии, продолжали традицию Цицерона и Квинтилиана.

Изучение внушения в риторике на протяжении веков подчеркивало преданность истине при раскрытии действительных намерений внушающего и искреннюю озабоченность благом аудитории. Те страны, в которых установились тоталитарные режимы, более не дали миру сколько-нибудь значительных теорий риторики, в результате история риторики едва ли включает изучение пропаганды, кроме ссылок на злоупотребление риторическими техническими приемами для достижения нечестных целей. Нацисты в Германии имели «Майн кампф» Гитлера и дневники Геббельса в качестве руководства в пропаганде, но они не являются частью истории риторики, поскольку, как считают риторики, в риторике необходима прежде всего этика.

Пропаганда может быть информативной коммуникацией тогда, когда пропагандист и аудитория разделяют определенные общие идеи и когда что-то объясняется. Информация, передаваемая пропагандистом, может быть совершенно бесспорной и абсолютно верной. Однако пропагандист знает, что его задача состоит не в достижении взаимного понимания, а в достижении собственных целей. Пропагандист будет стремиться контролировать информацию и направлять общественное мнение, формируя восприятия с помощью стратегии информационной коммуникации.

Подобным образом внушающий разделяет с аудиторией идеи, объясняет, инструктирует с целью достижения взаимозависимости. Фактически внушающий эффективно использует данные скорее для обучения потенциальной аудитории, нежели для ее убеждения. Информация сама по себе не убеждает, а лишь обеспечивает доверие к внушающему. Однако внушение не всегда является информационной коммуникацией. Оно предельно ясно излагает свою цель, если действительно хочет изменения установок аудитории. Пропагандист же преследует собственные интересы или интересы своей организации часто за счет тех, на кого пропаганда направлена. Он стремится контролировать поток информации для направленного воздействия на общественное мнение и манипулирования поведением людей. Контроль над информацией принимает форму ее сокрытия, выпуска в заранее определенное время вместе с другой информацией, способной оказать влияние на восприятие людей, фабрикации информации, направления ее на специально подобранные группы, искажения информации. Авторы выделяют два основных способа, посредством которых пропагандист стремится контролировать поток информации: «во-первых, контролируя средства массовой коммуникации как источник распространения информации и, во-вторых, предоставляя искаженную информацию из источника, который внешне кажется достоверным».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пропаганда и внушение iconС законодательством Российской Федерации
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
Пропаганда и внушение iconКлассификатор информации, доступ к которой учащихся запрещен и разрешен
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
Пропаганда и внушение iconКлассификатор информации, доступ к которой обучающихся мбоу сош №11 запрещен
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
Пропаганда и внушение iconКлассификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии...
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
Пропаганда и внушение iconОсновные средства самосовершенствования — самовнушение и внушение
Приоритетные направления реализации стратегических партнерств гбоу впо сибгму минздрава России. Докладчик – и о проректора по срип...
Пропаганда и внушение iconЗадачи: Отработка навыков безопасного поведения в случае возникновения...
Задачи: Отработка навыков безопасного поведения в случае возникновения опасных ситуаций, пропаганда знаний в области гражданской...
Пропаганда и внушение iconНазвание проекта
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения и пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда и внушение iconАнализ деятельности коллектива школы за 2011- 2012 учебный год
Медицинское обслуживание, оздоровительная работа и санитарно гигиеническая пропаганда
Пропаганда и внушение iconНазвание конкурса
Цель программы: Пропаганда семейных ценностей, поддержка ответственного родительства и помощь детям, подвергшимся насилию в российских...
Пропаганда и внушение iconО проведении краевого (заочного) этапа
...
Пропаганда и внушение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения
Пропаганда и внушение iconЦели: Пропаганда занятий спортом и здорового образа жизни. Задачи
Цель: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении технических элементов баскетбола
Пропаганда и внушение iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию
Пропаганда и внушение iconГранта/конкурса
Основной целью конкурса является пропаганда маркетинга в качестве практического инструмента работы на отечественном рынке
Пропаганда и внушение iconКлассификатор информации, несовместимой с задачами образования
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию
Пропаганда и внушение iconПримерный классификатор информации, несовместимой с задачами
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск