Скачать 78.11 Kb.
|
Межрегиональная общественная организация Научно-просветительский центр «Холокост» на базе Международной службы розыска (Бад Арользен) и Музея Ванзейской конференции (Берлин) организовал 3–12 мая 2013г. проведение международного семинара по преподаванию истории Холокоста. Участниками семинара стали ученые и учителя России, реализующие образовательные программы, научные исследования и поисковые проекты по изучению Холокоста. Программа семинара оказалась чрезвычайно насыщенной, интересной и полезной. Российские педагоги изучили и обсудили использование научно-методических материалов, разработанных коллегами мемориального и образовательного Дома Ванзейской конференции, германо-российского музея Берлин-Карлхорст, Международной службы розыска в Бад Арользене, гимназии Шиллера в Берлине, Мемориала у вокзала Грюневальд, Еврейского музея Берлина, музея «Топография террора», мемориального комплекса Заксенхаузен. Впервые российские ученые и педагоги приняли участие в семинаре по работе с архивными документами Центра Бад Альрозен, содержащих информацию о 17,5 миллионах человек: узников 2500 лагерей; людях, сосланных на принудительные работы на территорию Третьего Рейха (иностранных гражданах, прибывших в Германию добровольно по вербовке Рейха; иностранных граждан, мобилизованных немецкими биржами по найму рабочей силы для работы на оккупированных территориях; граждан, не являющихся подданными Германии и насильно вывезенных сюда немецкими властями из Восточной Европы для удовлетворения нужд в рабочей силе), а также перемещенных лицах и беженцах. Международная служба розыска Бад Альрозен предоставляет информацию выжившим жертвам национал-социалистического террора, содержавшимся в концентрационных лагерях, гетто, тюрьмах гестапо, на принудительных работах и в лагерях для перемещенных лиц, а также членам их семей. Информацию можно получить, заполнив формуляр запроса по розыску лиц ( http://www.its-arolsen.org/ru). Архив в Бад Арользене является важным источником информации для исследований о депортации, изгнании и миграции во время и после Второй мировой войны. Преподавание темы Холокоста для современного образования является актуальной и сложной темой. История Холокоста изучалась под влиянием социально-политических изменений в условиях послевоенного переустройства мира, противостояния систем в эпоху Холодной войны и глобальных перемен после падения Берлинской стены и распада Советского Союза. Обращение к теме Холокоста в современном образовании связано с проблемой формирования исторической памяти новых поколений стран и народов – участников Второй мировой войны. Кто и о ком должен помнить? Это особенно значимый вопрос для гражданского воспитания подрастающих поколений. Актуальность изучения Холокоста связана также с проблематикой миграционных потоков, межэтнических конфликтов в современном мире. Тема Холокоста изучается в контексте истории Второй мировой войны и Великой Отечественной и помогает более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами. Материалы темы используются в изучении проблем идеологии тоталитарных государств, нарушения прав человека. Как сделать, чтобы полученные на уроках истории знания о Холокосте стали основой для внутреннего противодействия современным проявлениям ксенофобии и антисемитизма? Какими методами достичь желаемых результатов? Методики преподавания темы Холокоста основаны на изучении фактов: видеосвидетельств, дневников, материалов прессы, литературных произведений, организации учебных исследований и проектов, поисково-краеведческой работы, музейной педагогики и т.д. Методические материалы (большинство из них представлено на сайте Центра «Холокост» http://www.holocf.ru/), разработанные специалистами образовательных центров Германии, – это преимущественно проблемные модули, содержащие вопросы-задания к фактическим материалам разных этапов истории Холокоста:
Материалы, разработанные сотрудниками мемориально-образовательного Дома Ванзейской конференции (www.ghwk.de), представляют собой систему заданий, ориентированную на три уровня познавательной деятельности. Первый уровень – воспроизводящий, направленный на знакомство с документом: ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа и разбора текста. Все задания ориентированы на понимание текста. Например, изучая Протокол обсуждения «Окончательного решения еврейского вопроса» 20 января 1942 года, учащиеся отвечают на вопросы:
Вопросы составлены таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, но и сам прочитал источник «вдоль и поперек» несколько раз, сумел добыть как можно больше информации и на основе полученной информации поставил вопросы к источнику и доказал свою точку зрения. Второй уровень заданий – преобразующий, направлен на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме, проигрывать ситуации. Примером являются задания к фотографиям: первое фото – «Арест профсоюзных лидеров штурмовиками», второе фото – «Инсценировка бойкота еврейских магазинов», третье фото – «Еврейский погром в Берлине в июне 1938г.», четвертое фото – «10 ноября 1938 года, Баден Баден, мужчины-евреи под конвоем СС, полиции и гестаповцев идут к синагоге, которую запланировано сжечь» , пятое фото – «Лагерь Маутнаузен». На первом этапе с учащимися организуется обсуждение содержания фотографий: что видим, как ведут себя люди, позируют ли они, различается ли поведение участников события и т.д. Обобщающее задание выполняется по группам: на основании фотографий описать, оценить состояние общественного сознания немцев в 1938 году. Примером творческо-поискового типа задания является вопрос к плакатам нацистской Германии:
Третий уровень – творческо-поисковый, предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала. Например, учащимся (по группам) предлагается изучить фотоматериалы, копии документов и т.п. и подготовить в творческой форме ответы на задания:
Подобным заданием является работа «Лента времени». Учащиеся получают карточки с названиями событий, необходимо их рассортировать в последовательности событии на ленте времени и охарактеризовать представленный процесс, дополнить этот перечень необходимыми элементами и обосновать свои дополнения. Наиболее сложным, противоречивым для участников семинара оказалась работа с собственными впечатлениями о ландшафте памяти в Берлине. Посещение мемориалов, музеев, посвященных Второй мировой войне, вызвало дискуссию среди участников семинара:
Музейная педагогика в этом отношении в Германии актуальна и общественно значима, представляемые здесь документы демонстрируют факты, которые известны историкам-специалистам, но сложно принимаются общественным мнением: истоки антисемитизма, нацизма в Германии глубже истории гитлеризма; массовые уничтожения восточно-европейского гражданского населения являлись одной из военных целей; Холокост начался именно на оккупированных территориях Советского Союза, в этих преступлениях участвовали целые подразделения Вермахта, причем приказам там практически не сопротивлялись; среди военных и мирного населения был распространен антисемитизм и расизм. Интересна методика взаимных экскурсий, организуемых в мемориально-образовательном Центре Ванзейской конференции. Учащимся предлагается по группам подготовить авторские презентации выбранных ими материалов выставки в залах музея. В Центре топографии нацизма (Берлин) экскурсовод предлагает обсудить в течение экскурсии четыре–пять фотографий из огромной экспозиции. На примере этого обсуждения, посетители начинают «видеть» смыслы и содержание всей экспозиции. К сожалению, в этом музее, созданном в 2006г., практически отсутствуют советские фотоматериалы. В германо-российском музее в Карлхорсте в мае 2013г. открыта новая экспозиция, в которой сделана попытка представить историю окончания войны в мае 1945 года как со стороны стран-победительниц, так и со стороны населения Германии (www.caenieve.com). Примером актуальности музейной педагогики в Германии является музей в Заксенхаузене, в 1933, 1938–1945гг. концентрационном лагере, заключенными которого были немецкие коммунисты, затем – гомосексуалы, цыгане, чешские коммунисты и советские военнопленные. Здесь находилось Главное управление лагерей, решались вопросы организации питания, труда, планирование массовых убийств. «Офисные убийцы» (ни в чем не виноватые после войны) подписывали приказы: как убивать просто, дешево и быстро. Самые большие массовые убийства – советских военнопленных. Самым противоречивым в Заксенхаузе является памятный знак «Жертвам сталинского режима (1945–1950гг.)», установленный после объединения Германии. Посещение такого музея – это необходимое условие предупреждения неонацизма, гражданского образования населения, но при этом решающее значение имеет позиция экскурсоводов, его трактовки и оценки событий истории «обыденного нацизма». Участники семинара посетили два занятия в гимназии Шиллера –(www.schiller-gymnasium-berlin.de): урок немецкого языка в восьмом классе, на котором была блестяще представлена методика межпредметной интеграции при чтении рассказа о судьбе беженцев войны и урок-дискуссию в 11 классе (об историческом значении краха нацизма для немцев). Содержание посещенных уроков является позитивным примером, образцом гражданского образования и воспитания в современной школе. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дома Ванзейской конференции, германо-российского музея Берлин-Карлхорст, Международной службы розыска в Бад Арользене, гимназии Шиллера... | Положение о межрегиональном конкурсе проектов «Живая вода» Организаторы конкурса: Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Межрегиональная общественная... | ||
Информационный бюллетень, мсх, 3-4, 2007 г Журнал научно-образовательных и творческих проектов. Межрегиональная творческая общественная организация «Интеллект будущего» | Республиканское унитарное предприятие Научно-практический центр Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-технической конференции «Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном... | ||
Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы... Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции | Памятка для тех, кто выбрал вместо военной службы альтернативную... Пермская городская общественная благотворительная организация Центр поддержки демократических молодежных инициатив | ||
Xiii санкт-петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам Приглашаем Вас принять участие в работе XIII санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам,... | В целях организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся... Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в Пестовском муниципальном... | ||
В целях организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся... Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в Пестовском муниципальном... | Уважаемые коллеги! Международной научно-практической Интернет–конференции «Актуальные проблемы менеджмента качества и сертификации», которая проводится... | ||
Ано «Центр социально-политических исследований и проектов» общесто и этнополитика Международной научно-практической Интернет-конференции 1 апреля – 15 июня 2009 года | Научно-издательский центр априори приглашает Вас принять участие... Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу... | ||
Отчёт о деятельности кроо нкау за 2013г Коми республиканская общественная организация национально-культурная автономия «Украина» (кроо нка «Украина»). С 14 января 2014г.... | Программа третьей международной конференции «Синтез документального... Галиуллин Камиль Рахимович, профессор, декан филологического факультета Приветствие участников конференции | ||
М еждународная научно-просветительская конференция Адлерских чтений – международной научно-просветительской конференции «Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и... | Заведующий Архивом Российского Научно-просветительного Центра «Холокост» Собиборе. Состоялись памятные мероприятия в Польше, Израиле и в Мемориальной синагоге на Поклонной Горе в Москве. Последние были... |