Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки





Скачать 39.14 Kb.
НазваниеВозрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки
Дата публикации09.08.2013
Размер39.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Физкультурное образование детей и учащейся молодежи. Материалы международной научно-практической конференции (10-12 сентября 2008). – Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008, сс. 61-63

Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки

Ляховецкий В.А., Боброва Е.В.*
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», г. Санкт-Петербург; *НИИ Физиологии РАН им. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург
Реализация любого практического действия предполагает наличие и развертывание соответствующей ему внутренней программы, хранящейся в памяти [1]. И, если при воспроизведении хорошо известных движений основная нагрузка ложится на долговременную моторную память, то при формировании новых двигательных навыков необходимо участие моторной кратковременной памяти (КП). Моторная КП характеризуется емкостью, а также точностью и скоростью воспроизведения запомненных движений [2, 3]. Считается, что емкость моторной КП несколько ниже емкости зрительной КП и составляет 5±2 единицы [2, 5]. По мере взросления емкость моторной КП несколько увеличивается [5], а затем, по мере старения, начинает снижаться [6]. Также при старении уменьшается скорость воспроизведения и точность запомненных в КП движений [3]. Возрастное ухудшение характеристик КП в целом объясняют возрастающими трудностями организации временного хранения и целенаправленной обработки информации [7]. Однако характер возрастных изменений моторной КП в зависимости от того, ведущая или субдоминатная рука используется при запоминании движений, практически не изучен.

В эксперименте принимали участие две группы испытуемых. В первую группу (18-25 лет) входило 39 испытуемых, 37 правшей и двое левшей. Во вторую группу (35-60 лет) входило 25 испытуемых, все правши. Задачей испытуемых было запоминание и немедленное воспроизведение в отсутствии зрительной обратной связи движений руки по листу бумаги А4, разделенному на 24 клетки. В 7 из 24 клеток располагались цифры, по которым экспериментатор последовательно перемещал руку испытуемого. Затем испытуемый самостоятельно воспроизводил эти перемещения. Процедура тестирования осуществлялась сначала для ведущей, а затем для субдоминантной руки.

Оценивали ошибки положения по разности между положениями руки, когда экспериментатор перемещал руку испытуемого и когда испытуемый двигал рукой сам, и ошибки направления движения по углу между векторами движения руки, когда ее двигал экспериментатор и когда испытуемый двигал ею сам. По каждому из 6 движений определяли средние величины ошибок и среднюю точность движений, ошибочных с точки зрения запоминания направления или положения.

Результаты экспериментов показали, что в обеих группах процент правильных движений для субдоминатной руки не ниже, чем для ведущей руки; для группы 2 процент правильных движений обеих рук меньше, чем для группы 1. Средние величины ошибок для группы 2 достоверно (критерий Манна-Уитни, p < 0.05) выше, чем для группы 1. По-видимому, эти факты свидетельствуют о достоверном возрастном уменьшении объема моторной КП, что хорошо согласуется с [6]. Для ведущей руки для группы 2 средняя точность ошибочных движений достоверно (критерий знаков, p < 0.05) выше, чем для группы 1. В то же время для субдоминатной руки достоверных отличий средней точности ошибочных движений между группами 1 и 2 не выявлено.

Полученные результаты: уменьшение числа правильно запомненных движений, увеличение средних ошибок положения и направления движения, подтверждают данные о возрастном ухудшении характеристик моторной памяти [3, 4, 9]. Наблюдаемое достоверное увеличение степени ошибочности запомненных движений ведущей, но не субдоминатной, руки хорошо согласуется с данными о снижении индекса латеральности и более выраженном ухудшении точности движений ведущей руки [9]. На основе анализа двух типов ошибок движений возможно высказать ряд предположений о причинах неравномерного ухудшения точности движений рук.

Предполагается, что способы кодирования информации о пространстве отличаются в правом и левом полушарии [10]: правое полушарие обеспечивает метрический анализ пространственной информации, формируя точное координатное описание пространства, в то время как левое вычленяет общие свойства пространственной структуры. Ранее нами были выявлены различия в кодировании информации в моторной КП в зависимости от доминатности руки [11, 12]. Анализ ошибок направления движения показал, что при запоминании последовательности движений ведущей руки, управляемых структурами левого полушария [13], используется преимущественно кодирование изменения положения руки, т.е. вектора ее движения. А при запоминании аналогичных последовательностей движений субдоминатной руки, связанных с активностью структур обоих полушарий [13], используются оба типа кодирования - относительное и абсолютное (кодирование положения руки). Таким образом, возрастное увеличение степени ошибочности запоминания направления и положения движений ведущей руки, по-видимому, свидетельствует о снижении точности системы относительного кодирования, расположенной в левом полушарии. По-видимому, такое снижение может быть объяснено уменьшением роли левого полушария в функционировании системы рабочей памяти за счет возрастного уменьшения межполушарной асимметрии [14].

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект N 06-04-49488 и N 06-06-80152-а.


  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с.

  2. Заика Е.В., Кузнецов М.А. Кратковременная память и усвоение практических умений // Вопросы психологии. 1989. №2. сс.120-123.

  3. Smith C.D., Walton A., Loveland A.D., Umberger G.H., Kryscio R.J., Gash D.M. Memories that last in old age: motor skill learning and memory preservation // Neurobiol. Aging. 2005. Vol. 26, №6, pp.883-890.

  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

  5. Lechun X. A study on the relationship between short-term motor memory storage and precision and motor learning // Acta Psychologica Sinica. 1994. Vol. 26, №1, pp.21-27.

  6. Sawaki L., Yaseen Z., Kopylev L., Cohen L.G. Age-dependent changes in the ability to encode a novel elementary motor memory // Ann. Neurol. 2003. Vol. 53, №4, pp.521-524.

  7. Leonards U., Ibanez V., Giannakopoulos P. The role of stimulus type in age-related changes of visual working memory // Exp. Brain Res. 2002. Vol. 146, №2, pp.172-183.

  8. Oldfield R.C. The assessment and analysis of handedness: the Edinburgh
    inventory. Neuropsychologia. 1971. Vol. 9, pp. 97–113.

  9. Kalisch T, Wilimzig C, Kleibel N, Tegenthoff M, Dinse HR (2006) Age-Related attenuation of dominant hand superiority. PLoS ONE 1(1): e90.

  10. Jager G., Postma A. On the hemispheric specialization for categorical and coordinate spatial relations: a review of the current evidence // Neuropsychologia. 2003. Vol. 41, №4, pp. 504-515.

  11. Bobrova E.V., Lyakhovetskii V.A. Motor memory: action- and position-specific sequence representations // Proceedings of the 2th European Cognitive Science Conference. Greece, Delphi, 2007. Р. 901.

  12. Lyakhovetskii V.A., Bobrova E.V. The strategies of coding in spatial memory // Perception Supplement. 2007. Vol. 36. p.51.

  13. Grafton S.T., Hazeltine E., Ivry R.B. Motor sequence learning with the nondominant left hand. A PET functional imaging study // Exp. Brain Res. 2002. Vol. 146, №7, pp. 369–378.

  14. Dolcos F., Rice H.J., Cabeza R. Hemispheric asymmetry and aging: right hemisphere decline or asymmetry reduction. Neuroscience Biobehav. Rev. 2002. Vol. 26, pp. 819–825.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconКак дышат земноводные,почему они получили такое название?
При t0 +25-300 совершают-110-120 дыхательных движений; при понижении t0до +150- 76 движений; t0 +5 -оцепенение. +400 – 32 движения-...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconМеханические волны
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconКорпускулярная и волновая
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconИлья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconТема урока Тип урока
Корригировать и развивать произвольное внимание при запоминании разрядной таблицы
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconКонспект. Урок : Физическая культура. Класс: 6 Преподаватель: Луконин...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconЗанятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона....
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разновидности ходьбы (на носках, руки на пояс; на пятках, руки за голову; на внешней стороне ступни, руки за голову; выпадами, руки...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconМорфофункциональная характеристика детского организма в разные возрастные периоды жизни
Именно в процессе развития осу­ществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении....
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconДинамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconРекомендуемые темы рефератОВ
Функциональная анатомия жевательного аппарата. Биодинамика нижней челюсти. Возрастные изменения
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки icon«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а...
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. п ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны руки вверх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны,...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconУчебники Образовательной системы «Школа 2100»
Оте для выбора точного направления движения руки при письме элементов необходимо проанализировать и осмыслить движение руки. С этой...
Возрастные изменения при запоминании движений ведущей и субдоминатной руки iconРазвития мелкой моторики и её значение
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск