Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме





Скачать 65.83 Kb.
НазваниеЗаседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме
Дата публикации07.07.2014
Размер65.83 Kb.
ТипЗаседание
100-bal.ru > История > Заседание




Заседание историко – краеведческого научного общества

учащихся «Славяне» по теме:

«Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ».

Разработчик:

Сиденко Е.В. учитель истории

МОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края

Цели заседания:

  1. Обозначить два образа Кавказа и показать роль Ставрополья в истории «погибельного» и «цветущего» Кавказа.

  2. Провести презентацию творческих, исследовательских проектов членов НОУ «Славяне».

  3. Воспитывать в учащихся чувство любви и гордости к своей «малой» Родине.


Ход заседания:

Лейтмотив:

Звучит музыкальный отрывок из песни «Живи, родник».

По ходу слова учителя.

- Познавая историю, мы познаём себя. Кто мы? Откуда идём? Где наши корни? Неужели прав был краевед Г.Н. Прозрителев, написавший почти 100 лет назад: «Нынешние обитатели Ставропольской губернии забыли уже, что там, где стоят их многолюдные богатые сёла, была беспредельная степь, и ветер гулял на всём её пространстве. Забыли они первых смелых выходцев из внутренних губерний, отважившихся пуститься на Кавказ и обосновать там своё жительство. Много испытаний выпало на долю первых тружеников, поставивших здесь первые свои землянки, но ни опасность, ни сама смерть не пугали, и русский человек только с упованием на Бога сменял один другого в этом шествии на далёкую окраину, и «погибельный» Кавказ обратил в цветущий край».

Учебная задача :

Ребята, какие два образа Кавказа предстали перед вами?

( ответы: Кавказ погибельный и цветущий).

Предлагаю сегодня воссоздать эти два образа:

Кавказ «погибельный» Кавказ «цветущий»

Учитель:

Итак! Кавказ «погибельный». Чтобы понять этот образ, надо обратиться к истокам.

Актуализация знаний.

а) 1777 год – говорит ли вам о чём – либо эта дата?

Ответ: дата основания г. Ставрополя.

б) С какими событиями в истории России связано основание г.

Ставрополя.

Ответ: строительство Азово – Моздокской оборонительной линии

после русско – турецких войн.

в) С чьими именами связано основание Ставрополя?

Ответ: Екатерина II , Г.Потёмкин.

Работа с историческим документом с элементом исторической ретроспективы.

Учитель:

- Вы, императрица Екатерина II. Прошу озвучить вас сей документ.

( Ученица зачитывает отрывок из Указа Екатерины II о строительстве Азово – Моздокской линии и 10 крепостях на ней).

Учитель:

Из всех крепостей, основанных на Азово – Моздокской линии, наиважнейшей была Ставропольская. Расположенная на возвышенности, в преддверии Кавказа крепость имела наблюдательное значение для верховий Кубани. Через неё шло сообщение России с Закавказьем и снабжение всех войск, расположенных на линии.

Может быть, именно это позволило великому А.С. Пушкину сказать:

«Твоими, Ставрополь, глазами

Глядит Россия на Кавказ».

Подбор фактов к образу «погибельного» Кавказа.

Учитель:

А что же видится ей? А видится России:

- Как иногда черкес проворный,

Широкой степью, по горам,

В косматой шапке, в бурке чёрной,

К луке склоняясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна.

К войне заранее приучаясь.

А.С. Пушкин

Приведите примеры погибельных войн на Кавказе.

Ответы: русско – турецкая 1768 - 1774 годов

русско – турецкая 1779 – 1781 годов

Крымская война

Кавказская война.

Учитель:

Именно простой русский человек, вольный казак, пришёл сюда, чтобы волею России наладить оборону, покончить с кровавыми междоусобными войнами, освоить эти погибельные территории.

И вновь строки А.С. Пушкина:

- О чём ты думаешь, казак?

Воспоминаешь прежни битвы,

На смертном поле свой бивак

Полков хвалебные мотивы

И Родину!

Как вы думаете, для кого ещё этот край стал погибельным?

Ответы: для декабристов.

Учитель:

«Тёплой Сибирью» называли тогда в России Кавказ: сюда, под горские пули ссылало самодержавие своих политических противников, они были брошены на самые опасные участки Кавказского фронта.
Анализ исторического документа.

Учащиеся работают с документом, обсуждают его и отвечают на вопросы:

- Сколько декабристов побывало на Кавказе?

- Имена декабристов, непосредственно побывавших в г. Ставрополе.

( Лорер, Назимов, Одоевский, Черкасов, Бестужев – Марлинский).


Представление творческого проекта «Декабристы на Кавказе».

Просмотр компьютерной презентации с портретами декабристов и рассказом об их судьбе, подготовленной творческой группой учащихся.

Учитель:

Можно ли согласиться с образом «погибельного» Кавказа сегодня?

Ответы: да, можно. На Кавказе современном идёт война в Чечне, постоянные межрегиональные конфликты, гибнут мирные люди, рождённые для созидания.
Представление исследовательского проекта «Поколения, опалённые войной» (судьбы казинцев, служивших в Чечне).
Посмотрите, какие исторические аналогии возникают. Ставрополь сегодняшний – это тот же форпост России, решающий те же задачи, что стояли и перед нашими предками. И даже строки А.С. Пушкина всё также трагично звучат и в сегодняшние дни:

В долине той враждою жадной
Сражен наездник молодой,

Там ныне тень могилы хладной

Воспримет труп его немой.
Образ - Кавказ «цветущий».

Учитель: Перейдём от трагического образа Кавказа к воссозданию образа цветущего. Давайте вспомним о людях, которые несли сюда созидание, оптимизм, веру в то, что этот край может стать цветущим. О ком бы вы вспомнили в первую очередь?

Ответы учащихся.

Подбор фактов к образу Кавказ «цветущий».

I. А я бы сначала вспомнила о крестьянах. За короткий исторический период они распахали бескрайние степи, основали и отстроили множество сёл и хуторов, вывели замечательные сорта пшеницы и породы скота, вступили в тесные связи с местными народами. Среди них были и наши предки – основатели села Казинка.

Презентация членами историко – краеведческого НОУ исследовательских работ с представлением компьютерных презентаций: «Спорные вопросы образования села Казинка», «Жизнь и быт казинских крестьян».
Экскурсия к музейным экспонатам.

Наше село основали простые труженики – хлеборобы. Давайте рассмотрим музейные экспонаты – орудия труда, те, с помощью которых нашим предкам приходилось обустраивать свою жизнь и ответим на вопросы:

- Как называются эти предметы?

- Для чего они были предназначены?

Экспонаты: башармак – для обмолота зерна;

кубышка – использовалась как сосуд для воды в поле;

цеп – для обмолота зерна;

крынка – для хранения молочных продуктов;

долотцо – для стирки белья;

рубель – утюг;

рогач – приспособление для печи;

кочерга – для разравнивания угольков в печи.
II. Образ цветущего Кавказа неразрывно связан с деятелями культуры, побывавшими здесь. С лёгкой руки А.С. Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии. «Забуду ли его кремнистые вершины» - восклицал поэт. Именно Пушкин – первооткрыватель Кавказа.

- А для кого ещё Кавказ был источником вдохновения?

- Какие вы знаете произведения о Кавказе?

Ответы: А.С. Пушкин «Кавказский пленник», «Путешествие в Арзрум».

М.Ю. Лермонтов «Кавказский пленник», «Утро на Кавказе»,

«Хаджи – Абрек», «Герой нашего времени».

Л.Н. Толстой «Хаджи – Мурат», «Письма с Кавказа».

М.И. Глинка «Лезгинка».

А.А. Алябьев – сборник песен и романсов «Кавказский певец».
III. Имена каких деятелей, внесших весомый вклад в процветание Кавказа, Ставрополья, вы бы ещё назвали?

Ответы: краеведы И.В. Бентковский, Г.Н. Прозрителев, Г.К. Праве;

хирург Н.И. Пирогов;

педагог Я.М. Неверов;

переводчик «Капитала» Г.А. Лопатин;

единственная женщина, имеющая орден св. Георгия 4 степени –

Римма Иванова.

Исследуя их жизненный путь, лишний раз убеждаешься в справедливости строк Пушкина:

Твоими, Ставрополь, глазами

Глядит Россия на Кавказ.

IV. Но, наверное, наиболее важна роль Ставрополья в Кавказском регионе именно в сегодняшние дни. Опять, как и раньше, выступает Ставрополь от имени всей России с призывами прекратить межнациональные распри, укрепить дружбу народов Кавказа. Выдвигает мирные инициативы. В мае 1997 года руководители Кавказских государств, республик, краев и областей подписали Декларацию о взаимопонимании, мире и межнациональном согласии. Такие встречи проходят регулярно, и их инициатором выступает правительство Ставропольского края.

V. Ребята! Что можем сделать мы с вами, простые люди, чтобы Кавказ всегда был цветущим?

Ответы учащихся.

В далёкие годы наши предки вели культурный обмен. Я думаю, что это наиболее действенная связь между людьми. Простым людям хочется духовного общения, которое проявляется через обмен культурными традициями, песнями, танцами. И закружатся русские в лихой «Барыне». И присоединяться к ним народы Кавказа с зажигательной «Лезгинкой».

(видеофрагменты танцев «Барыня», «Лезгинка»).

Именно на Ставрополье лежит миссия налаживания вот таких культурных контактов.
Рефлексия.

Сегодня мы рассмотрели с вами два образа Кавказа. Подведём итог нашему заседанию в форме синквейна.

Кавказ

погибельный, цветущий

освоили, защитили, преобразили

Ставрополь – форпост России на Кавказе

МИР

Именно о мире мечтают жители Ставрополья, Кавказа, России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconПлан работы научного общества учащихся и педагогов «Эрудит» мбоу «Средняя школа №3»
Заседание ноу №1 «Организация деятельности ноу «Эрудит» в прошедшем 2012-2013 учебном году»
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconЧленам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconРекомендации
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconЗаседание №2010-6 1 Заседание №2010-5 2 Заседание №2010-4 2 Заседание...
Докладчики: Александр Василюк, магистр 2го курса кафедры банковского дела гу вшэ, и Владимир Сосюрко
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconИтоги Интернет-конференции «Августовский педсовет фипи» 2008 года
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconЭкзаменационные вопросы по истории. Происхождение восточных славян....
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconП ланирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год
Планирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconИнформационная карта историко-краеведческого музея
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме icon1 марта 2012 года состоялось заседание научного общества курсантов,...
Обучаемые Белюи мвд россии стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи, присуждаемой в рамках приоритетного национального...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconЧто такое мифология и кто такие славяне
...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconАнализ работы научного общества учащихся в 2009 2010 учебном год
В сентябре 2009 года по рекомендации классных руководителей и по желанию учащихся было создано Научное общество учащихся
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconПлан работы научного общества учащихся на 2012-2013 учебный год №
Составление плана индивидуальных консультаций на предметных мо для одаренных и талантливых учащихся
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме icon«материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни»
Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения-...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconПлан работы научного эколого-географического общества «Заповедный уголок»
Цель: создание условий для развития творческих способностей одаренных учащихся, расширения их научного кругозора, развития самостоятельности...
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме iconПлан работы научного общества клио
«клио» в составе 16-18 уч-ся 7, 8 и 9 классов работало под руководством научного совета, в который вошли: Адлер Н. И., руководитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск