Скачать 166.07 Kb.
|
Рег.№_______ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 4 г. МОЖАЙСКА
Рабочая программа химического научного общества для __8 - 11кл.____ классов учителя Евтушенко Н.Н. Тема: «МАТЕРИАЛЫ И ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» г. Можайск 2010 г. Пояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения- гимназии. Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области химии, обогащение мировоззрения и научного кругозора, развитие мотивации учения. Место курса в образовательном процессе. В повседневной жизни нас окружает бесконечное количество натуральных, искусственных и синтетических материалов. Поэтому изучение химии не может ограничиваться знакомством с реактивами, а должно помочь учащимся ориентироваться в сложном мире окружающих человека химических веществ и их превращений. Содержание разработанного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний учащихся с привлечением адаптированньх для школьника фундаментальных теоретических основ курса «Коллоидная Химия» и раскрытии отдельных прикладных аспектов. Цели, задачи, образовательные результаты Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся, приобретенных в курсе химии .При его построении проблемы коллоидной химии избраны в качестве базовых, поскольку в основном учебном курсе химии им уделяется очень мало внимания. Между тем роль соответствующих знаний исключительно велика в достижении понимания множества процессов, происходящих в окружающей нас действительности. К таковым относятся процессы, составляющие сущность приготовления пищи, окрашивания и обработки тканей, процессы, протекающие при различных косметических манипуляциях, при питании растений и т. п. Разработка данного курса обусловлена следующими причинами: — учетом широких возможностей для общекультурного и методологического образования учащихся; — реальными возможностями развития функциональной грамотности современного человека, химической компетентности, основанной на объяснении химизма процессов, с которыми ученик встречается в повседневной жизни; — опытом апробации изучения отдельных вопросов программы в рамках традиционного обучения химии; — неизменным интересом значительной части учащихся и учителей к данному материалу; возможностями вовлечения учащихся, изучающих данный курс, в особую деятельность по чтению лекций для младших школьников, разработке и проведению дидактических игр, организации исследовательской деятельности, направленной на поиск объяснений явлений, происходящих в окружающей действительности, и т. п. Основными целями изучения курса являются: — развитие интереса к химическим знаниям; — развитие функциональной грамотности, химической компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира; — совершенствование и расширение предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической (в том числе экспериментальной) деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования. Каждая тема курса позволяет отработать, расширить и углубить знания учащихся по определенным вопросам базовой программы (дисперсные системы, жесткость воды, гидролиз). Это очень важно, поскольку в существующих условиях крайнего дефицита времени не удается рассмотреть их с достаточной полнотой, Поэтому можно говорить об определенной компенсирующей функции курса, дополняющей основные решаемые им задачи. В рамках предлагаемой логики курса осуществляются постепенное формирование и развитие понятий коллоидной химии. От определения дисперсных систем мы следуем к рассмотрению более сложных вопросов дисциплины. Так, первая тема «Ремонт в вашем доме вводит в мир дисперсных систем и простейших явлений коллоидной химии. Основные понятия адсорбции изучаются в темах «Химия стирки» и «Что мы едим, что мы пьем». Электрокинетические свойства дисперсных систем вводятся в теме «Химия здоровья и красоты» . Каждая тема курса связана также с определенным типом дисперсных систем. Хотя их изучение происходит не в классической последовательности, а лишь способствует углублению понимания процессов, происходящих в окружающей вас жизни. Так, тема «Ремонт в нашем доме» в большей степени связана с твердыми пенами, изучением их структурно- механических свойств; «Химия стирки» изучает поверхностно –активные вещества; свойства высокомолекулярных веществ и эмульсий раскрывает тема «Что мы едим, что мы пьем», «Химия здоровья и красоты» акцентирует внимание на свойствах паст, гелей, золей, аэрозолей. Многоаспектность прикладной компоненты курса определяет возможность положительного влияния его изучения на развитие мотивации химического образования. Прикладная направленность курса предполагает активное вовлечение учащихся в процесс анализа событий и явлений окружающей действительности с целью их объяснения с позиций науки. В связи с этим большое внимание предполагается уделить организации разноуровневой (репродуктивной, продуктивной) самостоятельной работы учеников с литературными источниками, фотографиями, материалами периодической печати, химическими материалами. На занятиях преобладающей формой является диалог, опирающийся на широкие межпредметные связи и жизненный опыт учащихся. Самостоятельная работа учеников может быть реализована посредством подготовки творческих работ по выбору, которые включают в себя подготовку сообщений и информационных карточек, демонстрационных и раздаточных коллекций для последующей организации лабораторных и практических работ по химии. В практических экспериментальных исследованиях важное место принадлежит организации мини-исследований окружающих предметов быта. Продолжительность курса 102 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 3 часа в неделю. Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни», составители И.М.Титова, Е.И.Евстафьева. Формы контроля достижений учащихся . Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы обобщаются на конференции. Литература : 1.Зайковский И.И. Занимательная химия.- М.Учпедгиз. 2.Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. 3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. 4.Федров Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. 5.Юдин А.М. Химия в нашем доме. 6.Покровский А.А. Беседы о питании. 7.Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика. 8.Несмеянов А.И. Пища будущего. 9.Фримант М.Химия в действии. 10.Химия для вас. Лаки и краски в вашем доме. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (3 ч.) Химия наука об изменяющемся веществе и способах получения веществ с заранее заданными свойствами. Исторические примеры создания новых материалов, изменяющих быт. Историческая ретроспектива на материале любого из примеров: а) из истории посуды (глиняная, медная, золотая, оловянная ,мельхиоровая, эмалированная и т. д.) и материалов, из которых она изготовлялась; б) лекарственные средства (от мыла до антибиотиков) Формы творческих заданий Подготовка рефератов из истории посуды; лекарственные средства. Тема 1. Ремонт в нашем доме (15 ч.) Классификация дисперсных систем ,дисперсность. Адгезия. Коллоидно-химические основы использования клеев и красок. Крахмальный клейстер. Из истории использования красок и клеев в древности. Ограничения использования свинецсодержащих красок (только для фасадных работ). Современные лакокрасочные материалы: олифы, масляные краски, эмали, лаки, водно-дисперсионные краски. Грунтовки. Шпатлевки. Способы подготовки окрашиваемой поверхности к работе. Строительные материалы как твердые пены, их структурно-механические свойства: прочность, вязкость, слеживание. Гипс: состав, основы использования. Области применения гипса. Гипсокартон, Лабораторный эксперимент Опыт Тиндаля. Классифицирование примеров дисперсных систем, используемых в быту. Сравнительный анализ адгезионной способности различных клеев и материалов. Изготовление гипсовой отливки детской игрушки. Формы творческих заданий (по выбору) Разработка схемы конспекта «Использование клеев и красок в быту». Проект проведения домашнего ремонта: составление перечня необходимых материалов. Тема 2. Химия стирки (21 ч) Из истории стирки: особенности стирки в древних Греции и Риме. Вытяжка из золы как средство для стирки в старину. Мыло и его свойства. Из истории получения мыла. Особенности современного производства мыла. Жесткость воды. Синтетические моющие средства. Адсорбция поверхностно-активных веществ. Механизм моющего действия. Состав химических волокон, свойства тканей и особенности стирки. Пятна и способы их устранения. Растворы, их практическое применение. Расчеты при приготовлении растворов. Лабораторный эксперимент: а) сравнительная характеристика моющего действия мыла к СМС в жесткой и мягкой воде; б) удаление с поверхности ткани пятен йода, жира, фруктового сока. В)приготовление растворов заданной концентрации. Формы творческих заданий (по выбору) Разработка презентации «Мыло в истории цивилизации». Выполнение подборки информационных карточек по проблеме» I1риемы удаления пятен». Тема З. Что мы едим, что мы пьем (26 ч) Вода ,которую мы пьем. Природные полимеры — жиры, углеводы, белки: состав, основные физико-химические свойства, энергетическая ценность. Процессы, происходящие при их обработке (в приготовлении мяса, при варке и хранении картофеля механизм черствления хлеба). Азот в пище. Набухание, диффузия, осмос в приготовлении пищи. Хлорид натрия и сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин. Консерванты пищевых продуктов: сернистый газ, сульфит натрия, бензойная кислота и др. Ароматизаторы глутамат натрия к др. Пряности. Чай, кофе: вещества, входящие в их состав. Различные системы питания: вегетарианство, раздельное питание и т. п. Природные антиоксиданты(плоды черники). Лабораторный эксперимент а) качественные реакции на белки, денатурация белков; б) исследование кинетики набухания полимеров. Изучение влияния кислоты, щелочи, соли на набухание желатина; в) определение витамина С в яблоке; г) природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины); д) карамелизация сахара и его горение в присутствии катализатора; е)определение концентрации железа в воде различными способами; е)определение качественного состава меда; Ж)определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ; И)определение азота в пищевых продуктов. Формы творческих заданий • Подготовка схемы конспекта: Осмос и диффузия на кухне» , «Природные красители и индикаторы» • Подготовка сообщений по проблемам «Основы рационального приготовления пищи», «Различные системы питания».Нитраты, их влияние на здоровье человека. «Значение белковой пищи для человека; опасность модных «белковых диет» • Подготовка к дискуссии :Выбор системы питания- мода или необходимость?» Тема 4. Химия здоровья и красоты «(26ч) Лекарства и яды в древности и средневековье. Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции. Золи и суспензии. Строение мицеллы. Двойной электрический слой. Коагуляция золей электролитами . Лекарства: основные правила приема. Физико-химические основы некоторых медицинских процедур: электрофорез, электрокардиограмма. Вредные вещества в вашем доме. Растения, поглощающие из воздуха вредные примеси (хлорофитум). Фитонциды некоторых растений в качестве лечебных средств. Адсорбенты. Пористые тела. Пористость. Удельная поверхность. О вреде курения. Устройство и принцип действия противогаза Особенности свойств паст и гелей. Состав и свойства зубных паст и косметических гелей. Особенности проявления их свойств и правила хранения. Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Кремы для загара. Химия волос: химическая завивка и окраска. Обесцвечивание волос с помощью пероксида натрия и гидроксида аммония. Препараты из белковых веществ как средства ухода за волосами, кожей, ногтями. Химия запаха. Общие представления о химических основах старинных рецептов. О технологии изготовления духов в Финикии, Египте, Италии и Франции. Дезодоранты как аэрозоли. Механизмы действия дезодорантов. Декоративная косметика: химический состав, содержание вредных веществ. Правила корректного пользования духами и косметикой. Украшения. Драгоценные и полудрагоценные камни как твердые золи. Из истории знаменитых камней. Изделия из стекла. Лабораторный эксперимент. а) коагуляция золей электролитами. Определение заряда коллоидной частицы в разных средах (на примере золя гидрата окиси железа); б) адсорбция активированным углем из растворов. Адсорбция сигаретного дыма активированным углем; в) определение запахов пряностей. Дегустация разных сортов чая. Коллекция запахов; г) образование геля желатины; д) приготовление золя смолы. Формы творческих заданий Подготовка схем-конспектов «Адсорбция в окружающем нас мире. Из истории знаменитых камней.» Тема 5. Химия досуга (4 ч) Содержание определяется интересами учащихся (например, химия — автолюбителям, фотолюбителям и др.). Данную тему можно посвятить ответам на вопросы учащихся. Каждый из них в результате изучения курса может выбрать наиболее интересное для него направление для выполнения исследовательской работы. Это позволит выстроить индивидуальный маршрут учащегося, поможет раскрыть его потенциал и удовлетворить интересы. Тема6. Итоговое занятие (3 часа). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий... Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое... | Исследовательская работа «Исследование загрязнения городских почв тяжелыми металлами» Эти вещества, накапливаясь год от года, оказывают вредное влияние на растения, животных и человека. Количество тяжелых металлов в... | ||
Химия в нашей жизни Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,... | «Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни | ||
Человек с самого рождения окружен шумом и вибрациями или колебаниями... По мере развития техники шум все больше окружает человека в повседневной жизни, поэтому антропогенный шум, вибрация и электромагнитные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущая идея: значимость и необходимость такого простого и привычного для нас предмета, как карандаш, в повседневной жизни | ||
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни В своем реферате я объясню, зачем нам необходимы определенные металлы и почему без некоторых не можем существовать ни мы, ни окружающие... | «Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни В своем реферате я объясню, зачем нам необходимы определенные металлы и почему без некоторых не можем существовать ни мы, ни окружающие... | ||
Пальмы первенства Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для... | Отчетные материалы Москвы основам информационных технологий, распределенных по возрасту, характеру занятости, образованию, уровню начальной подготовки... | ||
Урок природоведения в 5 классе Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для... | ТемА «Что изучает география» Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для... | ||
Уровни организации живой природы Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для... | Урок 31 Тема: закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для... | ||
Программа объединения «акварелька» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Помогает формировать художественный вкус, учит... | «Симметрия вокруг нас» С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе.... |