ТемА «Что изучает география»





Скачать 180.25 Kb.
НазваниеТемА «Что изучает география»
Дата публикации07.08.2013
Размер180.25 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > География > Контрольные вопросы


Уроки по начальному курсу географии,

5 класс
И.И. Баринова, Т.А. Карташева, Москва

темА 1. «Что изучает география»

Основные задачи изучения этого раздела:

• сформировать интерес к изучению нового предмета «география»;

• продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника;

• составлять простейшие описания методов географических исследований.

Практически все уроки этого раздела можно построить как эмоциональные – рассказы и беседы о том, что и как изучает география.
Урок 1. Мир, в котором мы живем

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели и задачи: сформировать представления о мире, в котором мы живем, – об уникальной планете Земля и о науке «География»; развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения. Физическая карта полушарий, атлас, учебник; презентация.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа.

Новые понятия и термины: география, живая и неживая природа.

Основное содержание.

Земля – уникальная планета: из всех планет Солнечной системы только на ней существует жизнь. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны – они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, – явления природы – делятся на физические и биологические. Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, т которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух. Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы. Мир неживой природы – это море и океаны, равнины и горы, полезные ископаемые и воздух.

Практическое задание. Знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью (приемы работы с этими источниками информации).

Результаты урока. Знакомство с новым учебным предметом «География», объектами живой и неживой природы; с уникальной планетой Земля – общим домом человечества. Знакомство с новым учебником (прием работы с учебником).

Контрольные вопросы и задания:

1. Что составляет мир живой природы Земли?

2. Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.

3. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?

4. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.

5. Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.

6. Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?

Домашнее задание: § 1, задания 1 – 4 в рабочей тетради.

P.S. Учителю желательно обратить внимание школьников на новый учебник, отметить, что в нем содержится большое количество интересных иллюстраций, поэтому иногда кажется, что один параграф очень велик по объему. На самом деле большую часть параграфов занимают иллюстрации, помогающие понять главное в тексте.
Урок 2. Науки о природе

Тип урока: изучение новых знаний

Цели и задачи: формирование представления о естественных науках, изучающих природу; о современной географии.

Средства обучения. Учебник, атлас, диск, рабочая тетрадь.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, анализ учебника.

Новые понятия и термины: естественные науки: география, астрономия, физика, химия, биология, экология.

Основное содержание.

Люди всегда стремились познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Науки о природе получили общее название «естественные науки». Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. К основным наукам о природе относятся астрономия, физика, химия, география, биология, геология, экология. Астрономия – это наука о небесных телах. Физика рассматривает разнообразные явления природы. Химия – это наука о веществах и их превращениях. География изучает нашу планету. Биология – это наука о живой природе. Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Практическое задание: анализ текста и рисунков учебника, объяснение, что изучает та или иная наука о природе.

Результаты урока: науки о природе – это естественные науки. Астрономия изучает небесные тела; физика – разнообразные явления природы; химия – наука о веществах и их превращениях; география – наука о Земле; биология – о живой природе; экология – о взаимоотношениях человека и природы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите известные вам науки о природе, расскажите, что изучает каждая из этих наук.

2. Что такое тела, вещества, явления природы?

3. С какими веществами, телами, явлениями природы вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Домашнее задание: § 2, задание диска.

Урок 3. География – наука о Земле

Тип урока: изучение нового.

Цели и задачи: познакомить с предметом изучения географии, отдельными ветвями этой науки.

Средства обучения: учебник, атлас, диск, рабочая тетрадь, карта мира.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, анализ текста и иллюстраций учебника.

Новые термины и понятия: физическая и социально-экономическая география; демография; биогеография; инженерная география.

Основное содержание.

Современная география образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию. Физическая география изучает природу земной поверхности. К физико-географическим наукам относятся геоморфология, климатология, биогеография и др. Социально-экономическая география изучает разнообразие мира и людей и его хозяйство. Этот раздел также объединяет множество наук: военную, политическую, историческую географию и др.

Практические задания: анализ текста учебника, заполнение схемы «Древо географических наук».

Результаты урока: знания о двух основных разделах географии: физико-географической и социально-экономической.

Контрольные вопросы и задания:

1. На какие два основных раздела делят географию?

2. Какая наука изучает природу земной поверхности?

3. Что изучает экономическая география?

4. Почему количество географических наук постоянно увеличивается?

5. Как современная география связана с другими науками? Приведите примеры.

6. Приведите примеры географических объектов на территории вашего района, являющихся объектом изучения: а) физической географии; б) социально-экономической географии.

Домашнее задание: § 3, задания после § и в рабочей тетради.

Урок 4. Как географы изучают Землю

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи: закрепить знания о ветвях географической науки, познакомить с методами географических исследований.

Средства обучения: учебник, атлас, диск.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, рассказ учителя.

Новые термины и понятия: методы географических исследований: географическое описание, картографический метод, сравнительно-географический метод, аэрокосмический, статистический.

Основное содержание.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, аэрокосмический и статистический методы.

Практические задания: ответы на вопросы учебника после § 3, работа с диском по теме § 4.

Результаты урока: проверка сформированности знаний о двух основных разделах географии, а также о методах географических исследованиях – традиционных и современных.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как древние люди изучали Землю?

2. В чем заключается метод географического описания?

3. Какую роль играет в наше время картографический метод?

4. Что дает современной географии аэрокосмический метод?

5. Подумайте, какие традиционные методы географических исследований применяются и в наш компьютерный век.

Домашнее задание: повторить I раздел и подготовиться к итоговой проверке.
ТЕМА 2. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ

Урок 5. Географические открытия древности и Средневековья

Тип урока: комбинированный (15 мин. – изучение нового, 25 мин – итоговая проверка знаний и умений по I разделу).

Цели и задачи: проверить качество усвоения знаний по первому разделу и владение основными понятиями и терминами; знакомство с историей географических открытий.

Средства обучения: учебник, карта полушарий, рабочая тетрадь.

Географическая номенклатура: Средиземноморье, Африка, Азорские и Канарские о-ва, Испания, Ирландия, Великобритания, Индия, Китай; океаны – Атлантический, Индийский.

Персоналии: Геродот, Пифей, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

Практическая работа № 1. Обозначение на к/к плавания финикийцев и географических открытий Средневековья.

Результаты урока: после образного рассказа учителя о первых географических открытиях, о трудностях и романтике дальних путешествий кроме эмоционально-воспитательного воздействия пятиклассники усваивают следующие фактические знания о том, что финикийцы первыми обогнули Африку. Геродот оставил описания многих стран. Пифей нашел путь к Британским островам. Эратосфен дал название науке – «география», измерил окружность Земли. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, Африки, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.

Во второй части урока (большей по времени) учащиеся выполняют итоговые задания по I разделу, в том числе и такие, которые будут проверяться во время сдачи ЕГЭ в старших классах.

В ходе краткой беседы учитель напоминает школьникам, что они узнали из этого раздела, с какими основными понятиями и терминами познакомились:

Земля – уникальная планета: только на ней существует жизнь. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, – явления природы – делятся на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Науки о природе называют естественными науками. К ним относятся астрономия, физика, химия, география, биология, геология, экология.

Современная география образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, аэрокосмический и статистический методы.

Основные понятия и термины раздела: живая природа, неживая природа, явления природы: физические, биологические; естественные науки, физическая география, социально-экономическая география, методы географических исследований.

После этого классу предлагается выполнить задания из рабочей тетради.

Задание 1. Почему Земля – уникальная планета?

Чем она отличается от других планет?

_________________________________________________________________

Задание 2. Какие свойства отличают живую природу от неживой природы? Дополните предложение.

Объекты живой природы питаются, ______________, ______________,

______________. Они живые организмы.

Задание 3. Выпишите в два столбика объекты живой и неживой природы. Стрелками покажите связи между ними.

Живая природа Неживая природа

полотно 29

Задание 4. Напишите по два примера явлений в живой и неживой природе.

Явление живой природы:

_____________________________________________________________________________________

Явление неживой природы:

_____________________________________________________________________________________

Задание 5. Приведите примеры разрушительных явлений неживой природы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Расскажите о воздействии человека на природу на примере вашей местности.

Приведите примеры положительного влияния человека:

на живую природу _______________________________________________________________

на неживую природу _____________________________________________________________
Приведите примеры отрицательного влияния человека:

на живую природу _______________________________________________________________

на неживую природу ____________________________________________________________
Задание 7. Установите соответствие между наукой и тем, что она изучает. Покажите соответствие стрелками.

Наука




Что изучает

физика

небесные тела

химия

связи между живыми организмами и окружающей средой

астрономия

вещества и их превращения

экология

явления природы

биология

живую природу

география

строение, состав, историю развития Земли


Задание 8. Заполните схему.

полотно 18

полотно 14
Современный этап

______________________________________________________________________________

Древний этап

______________________________________________________________________________


полотно 11прямая соединительная линия 12прямая соединительная линия 6

полотно 8прямая соединительная линия 9прямая соединительная линия 10


______________________________

______________________________

_________Изучает_________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

_________Изучает_____________

______________________________

______________________________


Задание 9. Выскажите свое мнение: Что интересного и важного вы сможете узнать, изучая географию?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Какими методами географических исследований пользовались первые землепроходцы и мореплаватели?

1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

3) _______________________________________________________________

4) _______________________________________________________________
Какой метод географических исследований появился с развитием науки и техники?

_________________________________________________________________

Задание 11. Какими методами исследования вы пользовались, когда вели дневник наблюдений за погодой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими методами исследования вы воспользуетесь, если будете изучать почвы своей местности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 6. Важнейшие географические открытия

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи: познакомить школьников с важнейшими географическими открытиями материков Америки, Австралии, Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Ф. Магеллана; научить работать с контурной картой.

Средства обучения: учебник, атлас, к/к, карта полушарий, презентация.

Методы и формы работы: рассказ учителя, работа учащихся с к/к и учебником.

Новые термины и понятия: часть света, материк.

Основное содержание.

Древнегреческим ученым были известны Европа, Азия, Африка (ее называли Ливией), хотя их очертания на картах того времени еще очень далеки от подлинных. Америка была открыта в 1492 г. Х. Колумбом, который пытался найти короткий путь в Азию. Первое кругосветное путешествие совершил Ф. Магеллан. Первооткрывателем Австралии оказался голландский мореплаватель В. Янсзон, ступивший на этот материк в 1606 г. В XVIII в. открыл и исследовал восточные берега этого материка Д. Кук. Антарктиду открыли в 1820 г. русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Практические задания: заполнение таблиц по материалу предыдущего урока и работа с контурной картой.

Задание 1. Прочитайте в учебнике и запишите в таблицу, какие путешествия и открытия совершали географы древности.

Древнегреческий ученый

Где побывал

Вклад в развитие географии


Геродот



_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________



Пифей


_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________



Эрастофен


_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая работа № 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья

1. На контурной карте подпишите названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века подчеркните зеленым цветом.

2. Прочитайте в учебнике и запишите в таблицу, какие главные географические открытия были сделаны в Средневековье.

Путешественник

Где побывал и в какие годы

Какое значение имело путешествие


Марко Поло



_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________


Бартоломео Диаш



_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________


Васко да Гама



_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

3. На контурную карту нанесите зеленым цветом маршруты путешественников Средневековья разными условными знаками. На месте для условных обозначений расшифруйте условные знаки.

Результаты урока: проверка знаний о путешествиях и открытиях географов древности; знания об открытии Америки Х. Колумбом в 1492 г., о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана в 1519 – 1521 гг., об открытии Австралии В. Янсзоном в 1606 г. и Антарктиды в 1820 г. русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.
Контрольные вопросы и задания:

1. Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?

2. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

3. Найдите на картах атласа объекты, названные именами знаменитых путешественников, о которых вы прочитали в этом параграфе.

4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о каком-либо путешественнике и его экспедиции.

5. Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.

Домашнее задание: § 6, задания диска, заполнение к/к – практическая работа № 2.

Практическая работа № 2. Великие географические открытия

  1. Прочитайте в учебнике и запишите в таблицу, какие географические открытия были сделаны великими путешественниками.

Путешественник

Где побывал и в какие годы

Какое значение имело путешествие


Христофор Колумб



_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________



Фернан Магеллан


_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________



Джеймс Кук


_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев


_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2. На контурную карту (с. 0 – 0) нанесите красным цветом маршруты великих путешественников разными условными знаками. На месте для условных обозначений дайте расшифровку условных знаков.

Подчеркните названия материков, открытых этими путешественниками, красным цветом.

3. Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 7. Открытия русских путешественников

Тип урока: изучение нового.

Цели и задачи: познакомить школьников с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.

Средства обучения: учебник, атлас, видеоматериалы, рабочая тетрадь.

Методы и формы работы: мини-лекция учителя с видео иллюстрацией; работа с учебником и картами.

Новые термины и понятия: землепроходцы, новые географические названия.

Основное содержание.

Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы. Купец Афанасий Никитин – один из первых европейцев, посетивших Индию. С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. Стремительное продвижение русских на восток, преодоление сложных природных условий и огромных расстояний. В. Беринг и А. Чириков открыли северо-западные берега Америки.

Практические задания: нанесение на к/к всех географических объектов, упомянутых в тексте учебника.

Результаты урока: знания об исследовании Европы и Азии новгородцами, землепроходцами; открытие пролива между Евразией и Америкой; путешествие первого европейца, тверского купца Афанасия Никитина в Индию; обозначение маршрутов путешествий на к/к, развитие пространственных представлений пятиклассников.
Контрольные вопросы и задания:

1. Опишите маршрут путешествия А. Никитина.

2. В чем заслуга С.И. Дежнева?

3. Как называется пролив между Азией и Америкой?

4. Как были открыты северо-западные берега Северной Америки?

Домашнее задание: § 7, задания из диска, завершение заполнения к/к, начатое на уроке.
Урок 8. Итоговый урок по теме «Как люди открывали Землю»

Тип урока: закрепление, проверка, систематизация знаний и умений по теме.

Цели и задачи: сформировать представления об истории географических открытий, в том числе и русских путешественников; воспитание уважения к мужеству первооткрывателей новых земель; развитие умений анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа.

Средства обучения: учебник, карты, рабочая тетрадь.

Методы и формы работы: эвристическая беседа по теме, самостоятельная работа с к/к и учебником.

Основное содержание.

В изучении нашей планеты приняли участие многие народы. Финикийские мореплаватели первыми обогнули Африку. Великий древнегреческий путешественник Геродот оставил описание многих стран. Эратосфен дал название науке – «география», измерил окружность Земли. Пифей нашел путь к Британским островам. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло, который провел в своих странствиях 22 года. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.

Америка была открыта в 1492 г. Х. Колумбом. Первое кругосветное путешествие совершил Ф. Магеллан. Австралию открыл в 1606 г. голландец В. Янсзон, а Антарктиду в 1820 г. – русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы. А. Никитин одним из первых европейцев посетил Индию. С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В. Беринг и А. Чириков открыли северо-западные берега Америки.

Практические задания. Завершение работы с к/к – практическая работа № 2; самостоятельная подготовка презентаций и их показ по теме «Десять великих путешественников» (по выбору учащихся). Выполнение заданий рабочей тетради:

Задание 1. По дополнительным источникам информации выясните, в честь кого Америка получила свое название. Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой географический объект назван в честь Христофора Колумба?

__________________________________________________________________

Задание 2. Выпишите в тетрадь три географических объекта, названных в честь российских землепроходцев.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. По дополнительным источникам информации подготовьте краткое сообщение об одной из экспедиций российских землепроходцев по плану.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ТемА «Что изучает география» iconПлан Факт Что изучает география ( 4 часа) 1

ТемА «Что изучает география» iconУрок Что изучает география?
...
ТемА «Что изучает география» iconКалендарно тематическое планирование № п/п Раздел, тема Количество часов Дата
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые...
ТемА «Что изучает география» iconУрок №2. Тема: «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
ТемА «Что изучает география» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что изучает биология? Что изучает ботаника? Биологические объекты, процессы и явления. Уникальные биологические объекты. История...
ТемА «Что изучает география» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Что изучает география. П. Р. Путешествие по карте: изучение расположения различных географических объектов
ТемА «Что изучает география» iconКурс состоит из пяти разделов: что изучает география 2ч как люди открывали Землю 3ч
«литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»
ТемА «Что изучает география» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
ТемА «Что изучает география» iconТематическое планирование Начальный курс географии 5 класс
...
ТемА «Что изучает география» iconТема урока Кол-во часов
Вводный инструктаж по от. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения, опыты
ТемА «Что изучает география» iconУрок 1/1 Тема урока: Что изучает физика. Налюдения и опыты
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
ТемА «Что изучает география» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает...
ТемА «Что изучает география» iconТема урока, Элементы содержания
Что изучает новая история. Понятие «новое время». Хронологические границы, этапы. Человек нового времени. Запад и Восток: особенности...
ТемА «Что изучает география» iconРазработка урока по информатике на тему «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
ТемА «Что изучает география» iconУрока Тема Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Биология –наука о живой природе. Что изучает биология. Возникновение. Роль растений
ТемА «Что изучает география» iconТема урока: : Что изучает физика Цели урока
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск