Скачать 76.54 Kb.
|
Урок в 5 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи». Тип урока: повторение изученного материала, объяснение и закрепление нового. Цель: повторить сведения об имени прилагательном, изученные детьми в начальных классах Задачи: - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении; - развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание. - воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. План урока:
2.Орфографическая диктовка. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Вывод по уроку. 6.Домашнее задание. Ход урока. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку? Сейчас проверим. Опрос. - Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает слово как часть речи. - На какие три группы делятся части речи? /Самостоятельные, служебные, междометия/. - Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. … На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/. -С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи – это имя прилагательное. Знакомство с целью и задачами урока. - Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит. Откроем тетради, запишем: Девятнадцатое марта. Классная работа. Имя прилагательное как часть речи. В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта. /Один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради/. 2. Орфографическая диктовка. На дом было дано задание повторить правила правописания о – е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно. ( Сравнение с внешним видом учащихся). Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом. Вывод по правилам «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих» Выставляется оценка. Молодцы! Справились неплохо. Я очень рада. 3. Объяснение нового материала. - Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся у доски; у всех на партах распечатанные тексты), вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили? К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому). Ответы. Показывается рисунок дятла. Орфографическая работа: Пестрый, 1. с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. П. убор осеннего леса. 2. Неоднородный, из разных элементов. П. состав слушателей.3. Вычурный, цветистый. - Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? - Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?). Учитель обобщает сказанное учащимися по таблице, затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением). Страница 228. что вы еще узнали об имени прилагательном? - Выполним морфемный разбор слова – прилагательное. (У доски). Разминка. 4. Закрепление нового материала. Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем. - А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225. Учащийся читает задание, затем стихотворение у доски. - Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности). - Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится. - Грамматическое задание: карманчиках (морфемный разбор слова). В (сарафанчике) – сущ., (в чём?). Н.Ф. – сарафанчик; нариц., неодуш, м.р., 2 скл., стоит в ед.ч., П.п. Люблю (в чём?) в сарафанчике. Грустный – безрадостный, тоскливый, печальный. (Антонимы – веселая, радостная). - Выполнение упр.570 на стр. 226 (устно). - Какими членами предложения могут быть прилагательные? Вывод: прилагательные могут быть определением, сказуемым. - Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное, об этом мы узнаем на следующем уроке. 5. Обобщение. Вывод по уроку. Вопросы классу: 1) Что называется именем прилагательным? 2) Как изменяются прилагательные? 3) Какими членами предложения бывают прилагательные? 4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным? Оценки! 6. Домашнее задание. Параграф 102, выучить правило, записать в справочники; упр. 568 (прокомментировать ). К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому). К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому). К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому). Самоанализ урока русского языка в 5 классе. 19. 03. 2008 г. 1.Тема: «Имя прилагательное как часть речи» Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка практических умений и навыков.
образовательная- - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении; задачи развития – развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы; воспитательная- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.
Рассмотрим более подробно структуру урока.
Проведена орфографическая диктовка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.
Были использованы средства наглядности: схема( таблица), доска, раздаточный материал, учебник.
Учитель русского языка и литературы: Яранцева И.В. |