№ п/п
| Раздел, тема
| Количество часов
| Дата
План/факт
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Виды контроля
Практич. Р.
Д/З.
|
| Введение (1 час)
| 1
| 1 нед. сент.
| Введение
| Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии.
Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
| Знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.
Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
| Анализ карт различной тематики.
Лекционный материал. Стр.5. Ознакомиться со структурой учебника.
|
| ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 часа).
Тема 1. Современная политическая карта мира (7 часов).
Политическая карта мира.
|
1
|
2 нед. сент.
|
Урок изучения новых знаний.
|
Политическая карта
мира. Изменения на политической карте мира. Сдвиги на политической карте мира - качественные и количественные,
|
Знать основные
этапы формирования политической карты мира, уметь давать характеристику каждого этапа
|
Анализ карт.
Лекционный материал.
|
| Мы рассматриваем многообразие стран современного мира.
| 1
| 3 нед. сент.
| Комбинированный урок.
| Многообразие стран современного мира и их основные группы государство, колониальные владения, «Большая семёрка», экономически-развитые страны, развивающиеся страны, НИС – новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие страны, «Азиатские тигры», страны с переходной экономикой, ВВП – внутренний валовой продукт, ВНП - внутренний национальный продукт, ИЧР – индекс человеческого развития
| Знать основные группы стран мира, уметь их показывать на политической карте мира, уметь определять типологию стран
| Устный индивидуальный опрос. Работа с картами и к.к.
Стр.9-13, работа в к.к., задание в РТ.
|
| Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира.
|
| 4 нед. сент.
| Комбинированный урок.
| Влияние международных отношений на политическую карту мира. Оценку политико-географического положения страны. Геополитика.
| Анализ и объяснение особенностей современного геополитического геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
| Анализ текста и карт.
Стр.14-16, задания вРТ.
|
| Мы знакомимся с государственным строем стран мира.
Практическая работа 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
| 1
| 1 нед. окт.
| Комбинированный урок.
| Государственный строй, формы правления и административно- территориальное устройство стран мира. Территория государства, акватория, анклав, территориальные воды, государственные границы, суверенитет государства, колония, республика, монархия, унитарное государство, федерация, демократия, диктатура, апартеид.
|
| Письменная проверочная работа. Практическая работа 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
Стр. 17-19, работа в к.к., задание в РТ.
|
| Мы узнаем о политической географии.
|
| 2 нед. окт.
| Комбинированный урок.
| Геополитика и политическая география. Международные организации. Политическая карта мира, международные отношения, вторая мировая война, железный занавес, локальные конфликты, «горячие» точки
| объяснять влияние международных отношений на политическую карту мира.
| Фронтальный опрос. Анализ карт.
Стр. 19-24, задание в РТ, подготовить доклад.
|
| Практическая работа №2 «Характеристика ПГП страны».
| 1
| 3 нед. окт.
| Урок-практикум
| Характеристика политико-географического положения страны.
| характеризовать ПГП страны
| Заслушивание докладов. Выполнение практической работы. Подготовка к к/р.
|
| Контрольная работа №1: «Современная политическая карта мира».
| 1
| 4 нед. окт.
| Урок контроля, оценки знаний учащихся.
| Написание теста в форме ЕГЭ
| Контроль, оценки знаний учащихся.
| тестовая работа
|
| Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (7 часов).
Мы изучаем взаимодействие общества и природы.
|
1
| 2 нед. нояб.
|
Урок изучения новых знаний.
|
Географическая среда, географический детерминизм, географический нигилизм, антропогенные ландшафты
|
объяснять взаимодействие общества и природы
Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определять степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
|
Анализ текста.
Стр. 25-27, задания в РТ.
|
| Мы оцениваем мировые природные ресурсы.
Практическая работа 3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира»
| 1
| 3 нед. нояб.
| Комбинированный урок.
| Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.
| Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов
| Фронтальный опрос. Выполнение практической работы. Работа со статистическими данными. Работа с картой.
Стр. 28-30, задания в РТ.
|
| География минеральных, земельных и водных ресурсов мира
| 1
| 4 нед. нояб.
| Комбинированный урок.
| Ресурсообеспеченность стран, размещение ресурсов. Главные месторождения.
| Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
характеризовать географию природных ресурсов Земли
| Работа по карточкам. Анализ текста учебника и карт.
Работа в к.к.
Стр.28-34, задания в РТ.
|
| География биологических, климатических, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана
| 1
| 1 нед. дек.
| Комбинированный урок.
| Ресурсообеспеченность стран, размещение ресурсов.
| Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов и территориальные сочетания.
характеризовать географию природных ресурсов Земли
| Тестирование. Анализ текста учебника и карт.
Работа в к.к.
Стр.34-40, задания в РТ, подготовить доклады.
|
| Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды.
| 1
| 2 нед. дек.
| Комбинированный урок.
| Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды.
Виды природных ресурсов биологические, климатические, космические, Мирового океана, нетрадиционной энергии, рекреационные; ресурсы - исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновляемые, невозобновляемые
| характеризовать основные типы природопользования
| Тестирование. Выслушивание докладов. Анализ текста учебника.
Стр.41-45, задания в РТ, доклады.
|
| Мы узнаем о географическом ресурсоведение и геоэкологии.
| 1
| 3 нед. дек.
| Урок - конференция
| Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологичекие проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах. Геоэкология
| Уметь: определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран мира и регионов мира.
| Фронтальный опрос. Выслушивание докладов.
Подготовка к зачету.
|
| Контрольная работа №2 по теме: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды».
| 1
| 4 нед. дек.
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
|
| Контроль, оценки знаний учащихся.
| Карточки с заданиями.
|
| Тема 3. География населения мира (6 часов).
Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения. I тип воспроизводства.
|
1
|
3 нед. янв.
|
Урок изучения новых знаний.
|
Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика.
|
характеризовать численность и воспроизводство населения
|
Беседа, анализ статистических данных, половозрастных пирамид, текста и карт учебника и атласа.
Стр. 57-60, задания в РТ.
|
| II тип воспроизводства населения. Демографическая политика.
Практическая работа 4 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира».
| 1
| 4 нед. янв.
| Комбинированный урок.
| Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика.
| характеризовать численность и воспроизводство населения
оценивать особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах
| Индивидуальный опрос. Выполнение практической работы. Анализ статистических данных, половозрастных пирамид, текста учебника и карт.
Стр. 60-66, задания в РТ.
|
| Мы узнаем о составе (структуре) населения.
Практическая работа 5 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».
| 1
| 1нед. февр.
| Комбинированный урок.
| Половой и возрастной, этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий
. Этнополитические и религиозные конфликты.
| составлять сравнительную оценку трудовых ресурсов стран и регионов мира,
определять степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами
| Письменная работа. Выполнение практической работы. Анализ статистических данных, половозрастных пирамид, текста учебника и карт.
Стр.66-70, задания в РТ.
|
| Мы характеризуем размещение и миграции населения.
|
| 2нед. февр.
| Комбинированный урок.
| Размещение и плотность населения
Миграции, виды миграций, география международных миграций
Расселение населения, городские населённые пункты, сельские населённые пункты, город, городской взрыв, столица.
| Характеризовать причины миграций и показывать на карте районы миграций и эмиграций
| Самостоятельная работа. Анализ статистических данных, текста учебника и карт.
Стр.71-74, задания в РТ.
|
| Мы сравниваем городское и сельское население.
Практическая работа 6 «Обозначение на контурной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов мира».
|
| 3 нед. февр.
| Комбинированный урок.
| Города-«миллионеры», урбанизация, ложная урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, дисперсный тип расселения, фермы, хутор
Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации
Крупнейшие города и городские
| характеризовать расселение населения
| Работа с дид. карточками. Выполнение практической работы. Анализ статистических данных, текста учебника и карт.
Стр.74-80, задания в РТ, подготовка к/р.
|
| Контрольная работа №3: «География населения мира».
| 1
| 4 нед. февр.
| Урок контроля, оценки знаний учащихся.
| Написание теста в форме ЕГЭ
| Контроль, оценки знаний учащихся.
| тестовая работа
|
| Тема 4. Научно – техническая революция и мировое хозяйство (4 часа).
Мы характеризуем научно-техническую революцию.
|
1
| 1 нед март.
| Урок изучения новых знаний.
| Понятие о научно-технической революции. Характерные черты и составные части НТР.
Мировое хозяйство, НТР – научно-техническая революция, военно-техническая революция, научно-технический прогресс, наукоёмкость, эволюционный и революционный пути развития, электронизация, комплексная автоматизация, биотехнологии, космизация, микропроцессоры, робототехника
| Знать понятие о научно-технической революции. Характерные черты и составные части НТР.
Уметь характеризовать основные ее черты
| Анализ текста учебника. Стр. 91-97, задания в РТ.
|
| Мы изучаем мировое хозяйство.
| 1
| 2 нед. март.
| Комбинированный урок.
| Мировое хозяйство, мировой рынок, международное географическое разделение труда, специализация народного хозяйства, отрасль международной специализации, машинная индустрия
Международная экономическая интеграция: региональная и отраслевая.
| характеризовать мировое хозяйство
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных. Стр. 98-102, задания в РТ.
|
| Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
| 1
| 3 нед мрт.
| Комбинированный урок.
| Структура Мирового хозяйства, стадии развития общества – аграрное, индустриальное, информационное, секторы хозяйства, первичный, вторичный, третичный (сфера услуг), четвертичный (информационная сфера), модели Мирового хозяйства, центр, периферия, территориальная структура хозяйства, старопромышленные районы, колониальная структура хозяйства, депрессивные районы, региональная политика
| характеризовать отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных. Стр. 102-110
|
| Мы знакомимся с факторами размещения.
| 1
| 1 нед апр.
| Комбинированный урок.
| Старые факторы: фактор территории, фактор экономико-географического положения, природно-ресурсный фактор, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов, фактор территориальной концентрации;
новые факторы: фактор наукоёмкости и экологический фактор
| анализировать и характеризовать факторы размещения
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных. Стр.110-115 Ответить на вопросы стр.118-120, задания в РТ.
|
| Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов).
Мы изучаем географию промышленности.
Топливно-энергетическая промышленность мира.
|
1
|
2 нед апр.
|
Комбинированный урок.
|
Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.
География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. География мирового сырьевого кризиса.
|
Давать характеристику ТЭК мира,
показывать крупные центры, знать географию промышленности мира
|
Анализ карт, текста учебника и статистических данных.
Стр.123-131, задания в РТ.
|
| Горнодобывающая промышленность мира.
|
| 3 нед.апр.
| Комбинированный урок.
| Основные центры. Отрасли горнодобывающей промышленности. Страны импортеры и экспортеры.
| Давать характеристику горнодобывающей промышленности мира.
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных.
Стр.131-133, учить лекционный материал, задания в РТ.
|
| Металлургия и машиностроение мира.
Практическая работа 7 «Составление экономико–географической характеристики (ЭГХ) одной из отраслей промышленности мира».
|
| 4 нед апр.
| Комбинированный урок.
| Основные центры. Отрасли машиностроения. Страны импортеры и экспортеры.
| Давать характеристику металлургической и машиностроительной промышленности мира
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных. Выполнение практической работы.
Стр.133-137, учить лекционный материал, задания в РТ.
|
| Химическая, лесная и текстильная промышленность мира.
Практическая работа 8 «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции, видов сырья».
|
| 1недмая
| Комбинированный урок.
| Четыре главных региона. Северный лесной пояс, южный лесной пояс.
Пять регионов. «Грязные производства»
| Давать характеристику химической,
лесной и
текстильной промышленности мира
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных. Выполнение практической работы.
Стр.138-140, учить лекционный материал, задания в РТ.
|
| Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства.
Практическая работа 9 «Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции».
| 1
| 2 нед. Мая
| Комбинированный урок.
| Товарное с/х, потребительское, агробизнес, «зеленая революция», растениеводство, животноводство, отраслевой состав
| Уметь определять страны– экспортеры
основных видов промышленной продукции, видов сырья
Определять страны– экспортеры
основных видов сельскохозяйственной продукции.
| Тестирование. Выполнение практической работы. Анализ карт, текста учебника и статистических данных.
Стр. 140-150, учить лекционный материал, работа в к.к. , задания в РТ.
|
| Мы занимаемся географией транспорта.
| 1
| 3 нед мая
| Комбинированный урок.
| Мировая ТС, Виды транспорта
| Уметь характеризовать основные виды транспорта мира
| Анализ карт, текста учебника и статистических данных.
Стр. 150-159, учить лекционный материал, работа в к.к. , задания в РТ.
|
| Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями. Практическая работа 10 «Составление картосхемы основных районов международного туризма».
| 1
| 4 нед мая
| Комбинированный урок.
| Общая характеристика. Мировая торговля. Международные финансовые отношения. Виды всемирных отношений. Туризм.
| Уметь составлять картосхемы основных районов международного туризма
| Фронтальный опрос. Выполнение практической работы. Анализ карт, текста учебника и статистических данных.
Стр.159-165, учить лекционный материал, работа в к.к. , задания в РТ, подготовка к.р.
|
| Контрольная работа №4 «География мирового хозяйства».
| 1
| 5 нед мая
| Урок контроля, оценки знаний учащихся.
| Написание теста в форме ЕГЭ
| Контроль, оценки знаний учащихся.
| тестовая работа
|
| Подготовка к ЕГЭ
| 1
|
|
| Анализ к/р. Выполнение заданий из сборника для подготовки к ЕГЭ
|
|
|