Рассмотрено на заседании
«___» ____________2013г.
МО
Протокол №_______
От «__» __________2013г.
| Согласовано заместителем директора
по УВР
_____________________
«__»____________2013г.
| Утверждено приказом директора лицея
_______/ Т.С. Черняева
№___от________2013г.
| Рабочая программа
учебного предмета
«Краеведение»
34 часа
5 класс
Составил учитель истории
Узденова С.Б.
Усть-Джегута 2013г.
Пояснительная записка Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно–эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ
Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования. Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся. В курсе «Краеведение» в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности является основой для нравственного воспитания. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания. Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, ценностного отношения учащихся к родному краю.
Цели:
Формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом региона, о современном состоянии родного края и перспективах его развития.
Развитие познавательных интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.
Воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Карачаево-Черкесскую республику
Задачи:
Главная задача курса «Краеведение»: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции. Образовательные задачи:
Формирование образа территории на основе комплексного подхода и показа взаимодействия природы, населения и хозяйства
Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края.
Развитие познавательного интереса к изучению истории родного края.
Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.
Воспитательные задачи:
Развитие гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к нему.
Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона.
Формирование интереса и бережного отношения к культурным и историческим памятникам КЧР.
Формирование нравственно–эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края.
Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме.
Укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории и культуры края через рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края в семье через беседы;
совместное чтение литературы, книг местных писателей;
семейные экскурсии;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры
Развивающие задачи:
Развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Развитие навыков работы с различными источниками информации.
Знакомство и развитие навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.
Приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании
учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также общепедагогические принципы доступности и научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, гуманизации и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Карачаево-Черкесской республики;
историю становления и развития района в контексте основных исторических событий в России;
историческую географию родного края;
производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района;
памятники и произведения художественной культуры края;
основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать исторические события в крае и России в целом, давать оценку событиям и их значению для истории края;
определять роль историко-географической среды обитания людей на территории края и города;
проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты;
грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог.
Результаты реализации программы
Формирование:
устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края;
умения устанавливать связи между прошлым и современностью;
способности творчески мыслить и рассуждать;
умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Используются современные педагогические технологии:
проблемное обучение;
проектные методы в обучении;
здоровьесберегающие технологии;
использование исследовательского метода в обучении;
информационно-коммуникационные технологии;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
технология «Развитие критического мышления» и др.
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
выставки рисунков и фотографий учащихся;
интеллектуальные игры ( «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.);
анкетирование.
Тематическое планирование курса «Краеведение »
5 класс
№
уроков
| Тема
| Количество часов
| Дата
|
| Вводный урок инструктажа по охране труда и технике безопасности.
Краеведение-это что?
| 1
|
|
| Родной край-частица мира
| 1
|
|
| Наш край в древности
| 1
|
|
| Когда человек начал заселять Кавказ?
| 1
|
|
| Когда человек начал заселять Кавказ?
| 1
|
|
| Государство аланов
| 1
|
|
| Государство аланов
| 1
|
|
| Самые древние храмы в Архызе
| 1
|
|
| Самые древние храмы в Архызе
| 1
|
|
| Этнический состав населения КЧР
| 1
|
|
| Религиозные верования народов КЧР
| 1
|
|
| Религиозные верования народов КЧР
| 1
|
|
| Хозяйственный уклад
| 1
|
|
| Традиции и обычаи народов Карачаево-Черкесии
| 1
|
|
| Традиции и обычаи народов Карачаево-Черкесии
| 1
|
|
| Народное творчество
| 1
|
|
| Народное творчество
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Наш край с древнейших времен»
| 1
|
|
| Наш быт и быт наших предков
| 1
|
|
| Наш быт и быт наших предков
| 1
|
|
| Моя родословная
| 1
|
|
| Традиции моей семьи
| 1
|
|
| Рассказ- воспоминание о тех, кого нет
| 1
|
|
| Наш город
| 1
|
|
| Символика моей родины
| 1
|
|
| Каменная летопись нашего города, республики
| 1
|
|
| Каменная летопись нашего города, республики
| 1
|
|
| КЧР в составе России
| 1
|
|
| Современный облик КЧР
| 1
|
|
| Современный облик КЧР
| 1
|
|
| Знаменитые земляки
| 1
|
|
| Знаменитые земляки
| 1
|
|
| Знаменитые земляки
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Карачаево-Черкесия – наш край родной»
| 1
|
| |