Рабочая программа учебного предмета «Краеведение»





Скачать 100.72 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Дата публикации18.07.2014
Размер100.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа

Рассмотрено на заседании

«___» ____________2013г.

МО

Протокол №_______

От «__» __________2013г.


Согласовано заместителем директора

по УВР

_____________________

«__»____________2013г.

Утверждено приказом директора лицея

_______/ Т.С. Черняева

№___от________2013г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Краеведение»

34 часа

5 класс

Составил учитель истории

Узденова С.Б.

Усть-Джегута 2013г.



Пояснительная записка
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно–эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.
Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.
Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся.
В курсе «Краеведение» в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности является основой для нравственного воспитания. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.
Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, ценностного отношения учащихся к родному краю.

Цели:



  • Формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом региона, о современном состоянии родного края и перспективах его развития.

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.

  • Воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Карачаево-Черкесскую республику


Задачи:

Главная задача курса «Краеведение»: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции.
 
Образовательные задачи:

  • Формирование образа территории на основе комплексного подхода и показа взаимодействия природы, населения и хозяйства

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края.

  • Развитие познавательного интереса к изучению истории родного края.

  • Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.



Воспитательные задачи:

  • Развитие гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к нему.

  • Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона.

  • Формирование интереса и бережного отношения к культурным и историческим памятникам КЧР.

  • Формирование нравственно–эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края.

  • Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме.




Укрепление семейных связей:

  • заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории и культуры края через рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы;

  • совместное чтение литературы, книг местных писателей;

  • семейные экскурсии;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры

Развивающие задачи

  • Развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.

  • Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  • Развитие навыков работы с различными источниками информации.

  • Знакомство и развитие навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.

  • Приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя.


Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании

учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также общепедагогические принципы доступности и научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, гуманизации и др.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:


  • важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Карачаево-Черкесской республики;

  • историю становления и развития района в контексте основных исторических событий в России;

  • историческую географию родного края;

  • производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района;

  • памятники и произведения художественной культуры края;

  • основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать исторические события в крае и России в целом, давать оценку событиям и их значению для истории края;

  • определять роль историко-географической среды обитания людей на территории края и города;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты;

  • грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог.




Результаты реализации программы

Формирование:

  • устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края;

  • умения устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способности творчески мыслить и рассуждать;

  • умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.


Используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;

  • проектные методы в обучении;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • использование исследовательского метода в обучении;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • технология «Развитие критического мышления» и др.


Формы контроля:

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

  • презентации проектов учащихся;

  • выставки рисунков и фотографий учащихся;

  • интеллектуальные игры ( «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.);

  • анкетирование.


Тематическое планирование курса «Краеведение »

5 класс



уроков

Тема

Количество часов

Дата



Вводный урок инструктажа по охране труда и технике безопасности.

Краеведение-это что?

1






Родной край-частица мира

1






Наш край в древности

1






Когда человек начал заселять Кавказ?

1






Когда человек начал заселять Кавказ?

1






Государство аланов

1






Государство аланов

1






Самые древние храмы в Архызе

1






Самые древние храмы в Архызе

1






Этнический состав населения КЧР

1






Религиозные верования народов КЧР

1






Религиозные верования народов КЧР

1






Хозяйственный уклад

1






Традиции и обычаи народов Карачаево-Черкесии

1






Традиции и обычаи народов Карачаево-Черкесии

1






Народное творчество

1






Народное творчество

1






Обобщающий урок: «Наш край с древнейших времен»

1






Наш быт и быт наших предков

1






Наш быт и быт наших предков

1






Моя родословная

1






Традиции моей семьи

1






Рассказ- воспоминание о тех, кого нет

1






Наш город

1






Символика моей родины

1






Каменная летопись нашего города, республики

1






Каменная летопись нашего города, республики

1






КЧР в составе России

1






Современный облик КЧР

1






Современный облик КЧР

1






Знаменитые земляки

1






Знаменитые земляки

1






Знаменитые земляки

1






Обобщающий урок: «Карачаево-Черкесия – наш край родной»

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»
Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconУчебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся....
Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск