Рабочая программа учебного предмета «Природоведение»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Дата публикации31.07.2014
Размер161 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школы:

учителей естественнонаучного цикла __________О.А.Фоменко _______Т.В.Болгова

Протокол № 1 Приказ №___

от « 28 » августа 2013г. от «____» сентября 2013г.

Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»
5 класс
2013-2014 учебный год

Составила

учитель биологии

О.А.Фоменко
Бобров-2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению Т.С.Суховой.
Нормативно – правовая база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении, зарегистрированный в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312.

4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана».

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 № 2885.

8. Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 № 03 – 105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Цели программы:


  1. Освоение знаниями о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.

  2. Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.


Задачи курса:


  1. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  2. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  3. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.


Место курса в учебном плане:
2 часа в неделю из часов федерального компонента

70 часов в год; лабораторные работы – 9; экскурсии - 5
Результаты изучения курса:
В результате изучения природоведения ученик должен

  1. Знать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы;

  • их простейшую классификацию;

  • отдельные методы изучения природы;

  • основные характеристики погоды;

  • факторы здорового образа жизни;

  • экологические проблемы своей местности и пути их решения.

  1. Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности;

  • узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных;

  • определять название растений и животных с использованием атласа- определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;

  • оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Содержание курса:


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение.

1

2.

Что тебя окружает. Живая и неживая природа.

6

3.

Многообразие природных явлений.

2

4.

Химические явления в живой и неживой природе.

5

5.

Физические явления в живой и неживой природе.

7

6.

Биологические явления.

3

7.

Особенности живого организма.

27

8.

Движения в сферах планеты Земля и в космосе.

9

9.

Освоение природы человеком.

7

10.

Повторение.

3

Итого




70

Литература:
Для учителя:

  1. Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф», 2009.

  2. Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002.

  3. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа, 2009.


Для учащихся:

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  5. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  6. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  7. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000.

  8. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой – М.: Аванта +, 2001.



Перспективно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Тип урока

Вид контроля

Примечание


план

фактически

1.

Введение

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




  1. Что тебя окружает. Живая и неживая природа (6 ч.)

2.

Живая и неживая природа.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа»

3.

Загадки природы.

1







комбинированный

текущий




4.

Единство живой и неживой природы.

1







комбинированный

текущий




5.

Изменяется ли окружающий нас мир?

1







комбинированный

текущий

Практическая работа №1

6.

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

1







комбинированный

текущий




7.

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

1







комбинированный

текущий




  1. Многообразие природных явлений (2 ч.)

8.

Все течет, все изменяется.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий

Практическая работа №2

9.

Чем различаются химические и физические явления?

1







комбинированный

текущий




  1. Химические явления в живой и неживой природе (5 ч.)

10.

Как узнать, что химическая реакция произошла?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




11.

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

1







комбинированный

текущий




12.

Какие условия необходимы для реакции горения?

1







комбинированный

текущий




13.

Вещества, образуемые растениями.

1







комбинированный

текущий

Практическая работа №3

14.

Обобщающий урок по разделу «Химические явления в живой и неживой природе».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




  1. Физические явления в живой и неживой природе (7 ч.)




15.

Что необходимо знать, изучая физические явления?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




16.

Магнитные и электрические явления.

1







комбинированный

текущий

ЛР №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»

17.

Механическое движение в живой и неживой природе.

1







комбинированный

текущий




18.

Световые явления в живой и неживой природе.

1







комбинированный

текущий




19.

Свет в жизни живых организмов.

1







комбинированный

текущий

Практическая работа №4

20.

Звуковые явления в живой и неживой природе.

1







комбинированный

текущий




21.

Обобщающий урок по разделу «Физические явления в живой и неживой природе».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




  1. Биологические явления (3 ч.)

22.

Как идет жизнь на Земле.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




23.

Прибор, открывающий «невидимое».

1







комбинированный

текущий

ЛР №2 «Знакомство с микроскопом»

24.

Живое и неживое под микроскопом

1







комбинированный

текущий

ЛР №3 «Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

  1. Особенности живого организма (27 ч.)

25.

Как размножаются живые организмы?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




26.

Как размножаются животные?

1







комбинированный

текущий




27.

Как размножаются растения?

1







комбинированный

текущий




28.

Строение семени.

1







комбинированный

текущий

ЛР №4 «Изучение строения семени»

29.

Могут ли растений производить потомство без помощи семян?

1







комбинированный

текущий




30.

Как переселяются растения?

1







комбинированный

текущий

Экскурсия №2 «Распространение плодов и семян»

31.

Обобщающий урок по главе «Размножение живых организмов».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




32.

Почему всем хватает места на Земле?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




33.

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1







комбинированный

текущий




34.

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

1







комбинированный

текущий




35.

Обобщающий урок по главе «Приспособленность живых организмов».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




36.

Как питаются разные животные?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




37.

Как питается растение?

1







комбинированный

текущий

ЛР №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

38.

Только ли лист кормит растение?

1







комбинированный

текущий

ЛР №6 «Рассматривание корней растений»

39.

Как питаются паразиты?

1







комбинированный

текущий




40.

Обобщающий урок по главе «Питание живых организмов».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




41.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




42.

Можно ли жить без воды?

1







комбинированный

текущий




43.

Можно ли жить не питаясь?

1







комбинированный

текущий




44.

Как можно добыть энергию для жизни?

1







комбинированный

текущий

Экскурсия №3 «Живые организмы зимой»

45.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

1







комбинированный

текущий




46.

Обобщающий урок по главе «Энерге-тический обмен живых организмов».

1







урок обобщения и систематизации знаний


тематический




47.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий

ЛР №7 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

48.

Разнообразие клеток многоклеточных организмов

1







комбинированный

текущий

ЛР №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов»

49.

Можно ли жить и не дышать?

1







комбинированный

текущий




50.

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1







комбинированный

текущий




51.

Обобщающий урок по разделу «Особенности живого организма».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




  1. Движения в сферах планеты Земля и в космосе (9 ч.)

52.

Изменение облика Земли и живых организмов.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




53.

Движение литосферы.

1







комбинированный

текущий




54.

Движение атмосферы.

1







комбинированный

текущий




55.

Движение гидросферы.

1







комбинированный

текущий




56.

Круговорот воды в природе.

1







комбинированный

текущий




57.

Взаимосвязь сфер Земли.

1







комбинированный

текущий




58.

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

1







комбинированный

текущий

ЛР №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

59.

Обобщающий урок по разделу «Движения в сферах планеты Земля и в космосе».

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




60.

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




  1. Освоение природы человеком (7 ч.)

61.

Роль современной науки в жизни человечества.

1







урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний

текущий




62.

Живые организмы весной.

1







комбинированный

текущий

Экскурсия №4 «Живые организмы весной»

63.

Человек-часть природы.

1







комбинированный

текущий




64.

Влияние человека на биосферу.

1







комбинированный

текущий




65.

Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

1







комбинированный

текущий




66.

Звуки в живой природе.

1







комбинированный

текущий

Экскурсия №5 «Звуки в живой природе»

67.

Красота и гармония в природе.

1







комбинированный

текущий

Практическая работа №5

  1. Повторение (3 ч.)

68.

Итоговое повторение.

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




69.

Итоговое повторение.

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




70.

Задания на лето.

1







урок обобщения и систематизации знаний

тематический




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой, представленой в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы:...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
В. Б. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6 изд., стереотип....
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа курса «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск