Рабочая программа учебного курса «Природоведение»





Скачать 432.46 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Природоведение»
страница1/2
Дата публикации22.11.2014
Размер432.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» с. Богуславец

Красноармейского муниципального района Приморского края


«Рассмотрено» «Согласованно» « Утверждаю»

на заседании Зам. дир. по УВР Директор МКОУ «СОШ № 24»

районного методического объединения Немцева Т. А._________­­­­­­­ Коноваленко Г. С._______

учителей географии «____» __________2013 г «____» _________2013г

пр № _____ от ___________

Руководитель РМО

________________________


Рабочая программа учебного курса «Природоведение»

для 5 класса

Составитель: Рокина Л. В.

учитель географии первой квалификационной категории

МКОУ «СОШ № 24»

2013-2014 уч. год
Структурные элементы рабочей программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание тем учебного курса.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Список литературы (основной и дополнительной).

  7. Приложения к программе.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

При изучении курса закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы;

углубляются и систематизируются знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

В соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана в программу включены вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Количество часов в год 68

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Практические работы 8

Плановые контрольные работы (уроки обобщения) 5
Рабочая программа составлена на основании: на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению 2004 г., примерной программы для основного общего образования по природоведению 2004 г.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических

работ.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые самостоятельные работы; тестирование, фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п\п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Домашнее задание

план

факт

Изучение природы (4 часа)

1






Введение. Науки о природе

1

НМ

Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология

Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы; как можно использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.

Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать




С.6-14

2






Методы изучения природы

1

КБ

Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

Знать основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение); увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое для научных исследований.

Уметь пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами

Знакомство с оборудованием для научных исследований



С.15-17

3







Измерение




П




Уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

Проведение измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

С.17

4






Великие естествоиспытатели

1

КБ

Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский

Знать основных учёных – естествоиспытателей, внесших наибольший вклад в изучение природы.

Уметь рассказать о важнейших работах и открытиях учёных - естествоиспытателей



С. 21-22

Вселенная (14 часов)

5






Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

1

НМ

Вселенная, модель Вселенной, Пифагор

Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли.

Уметь самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу





С. 24-25

6






Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

КБ

Аристотель, Клавдий Птолемей

Знать какой вклад в науку внесли Аристотель и Клавдий Птолемей, в чем заключались их взгляды на строение мира.

Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них





С. 26-28

7






Николай Коперник его модель Вселенной

1

КБ

Николай Коперник

Знать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником; в чём заключалось её отличие от модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Уметь сравнивать модель Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею





С.29-30

8






Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника

1

КБ

Джордано Бруно, Галилео Галилей

Знать, в чём заключались заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесённый Г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной.

Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы





С.30-33

9






Солнечная система, её состав. Планеты земной группы

1

КБ

Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс

Знать строение Солнечной системы, названия, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы.

Уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы, показать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты





С. 34-36, таблица

10






Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

1

П

Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Знать планеты – гиганты и их характеристики: размеры, наличие атмосферы, поверхность, удалённость от Солнца, спутники.

Уметь сравнивать планеты – гиганты между собой, а также с планетами земной группы




С. 39-42, таблица

11






Спутники планет

1

КБ

Луна, кольцо Сатурна, спутники планет

Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.

Уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы




С. 36, записи

12






Астероиды. Кометы

1

КБ

Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост

Знать, что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы;

Уметь показать, в чём заключается особенность строения астероидов и комет




С. 43-44

13







Метеоры. Метеориты

1

КБ

Метеоры, метеориты

Знать, что представляют собой метеориты и метеоры, в чём заключается их значение для планеты Земля.

Уметь отличать метеориты от метеоров




С.44-47

14







Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда

1

КБ

Звёзды, Солнце, Солнечная система

Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию




С. 48

15







Многообразие звёзд

1

КБ

Звёзды: гиганты, сверхгиганты, карлики, созвездия

Знать, что звёзды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звёзд и их характеристики.

Уметь показать на карте звёздного неба наиболее яркие звёзды, входящие в состав созвездий




С.48-50

16







Созвездия


1

П

Созвездия Северного полушария

Знать, что представляют собой созвездия – условные фигуры из ярких звёзд на ночном небе.

Уметь находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Орёл, Лира, Лебедь и др.

Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария

С.50

17







Галактики. Световой год

1

КБ

Галактики, Млечный путь, световой год

Знать о множестве галактик во Вселенной, методы их изучения; что представляет собой галактика Млечный Путь, её характеристики; знать астрономическую единицу длины – световой год; каково положение Солнечной системы в нашей Галактике.

Уметь находить на ночном небе Млечный Путь, показать на карте звёздного неба видимые галактики




Записи в тетради, повторить с.24-50

18.







Контрольная работа «Вселенная»

1

УКК




Знать основные этапы развития взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звёзд, созвездия Северного полушария; характеристику галактик.

Уметь отвечать на вопросы, совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать







Земля (18 часов)

19.







Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли



1

НМ

Гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О. Ю. Шмидта, Д. Джинса

Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли Ж. Бюффона, И. Канта, О. Ю. Шмидта, П. Лапласа; современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Уметь сравнивать гипотезы о возникновении Земли между собой, выявляя их сильные и слабые стороны по сравнению с современными представлениями о возникновении Солнечной системы




С.54-58

20.







Внутреннее строение Земли

1

КБ

Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры

Знать о внутренних оболочках Земли, о последовательности их расположения, характеристиках и роли в процессах, происходящих на поверхности Земли.

Уметь показать на модели Земли расположение и строение внутренних оболочек Земли




С.60

21.







Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


1

П

Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минералы, полезные ископаемые

Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые», классификацию полезных ископаемых.

Уметь приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях

Описание минералов и горных пород, определение их свойств

С.61-63
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа курса «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Муниципальное...
В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф,...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по предмету природоведение
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И....
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа курса «Природоведение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск