Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района Приморского края
«Рассмотрено» «Согласованно» « Утверждаю»
на заседании Зам. дир. по УВР Директор МКОУ «СОШ № 24»
районного методического объединения Немцева Т. А._________ Коноваленко Г. С._______
учителей географии «____» __________2013 г «____» _________2013г
пр № _____ от ___________
Руководитель РМО
________________________
Рабочая программа учебного курса «Природоведение»
для 5 класса
Составитель: Рокина Л. В.
учитель географии первой квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 24»
2013-2014 уч. год Структурные элементы рабочей программы:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
При изучении курса закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы;
углубляются и систематизируются знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
В соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана в программу включены вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Количество часов в год 68
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Практические работы 8
Плановые контрольные работы (уроки обобщения) 5 Рабочая программа составлена на основании: на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению 2004 г., примерной программы для основного общего образования по природоведению 2004 г.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических
работ.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые самостоятельные работы; тестирование, фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п
| Дата проведения
| Тема урока
| Кол-во час
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Практические работы
| Домашнее задание
| план
| факт
| Изучение природы (4 часа)
| 1
|
|
| Введение. Науки о природе
| 1
| НМ
| Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология
| Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы; как можно использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.
Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать
|
| С.6-14
| 2
|
|
| Методы изучения природы
| 1
| КБ
| Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
| Знать основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение); увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое для научных исследований.
Уметь пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами
| Знакомство с оборудованием для научных исследований
| С.15-17
| 3
|
|
| Измерение
|
| П
|
| Уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
| Проведение измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
| С.17
| 4
|
|
| Великие естествоиспытатели
| 1
| КБ
| Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский
| Знать основных учёных – естествоиспытателей, внесших наибольший вклад в изучение природы.
Уметь рассказать о важнейших работах и открытиях учёных - естествоиспытателей
|
| С. 21-22
| Вселенная (14 часов)
| 5
|
|
| Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную
| 1
| НМ
| Вселенная, модель Вселенной, Пифагор
| Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли.
Уметь самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу
|
| С. 24-25
| 6
|
|
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| 1
| КБ
| Аристотель, Клавдий Птолемей
| Знать какой вклад в науку внесли Аристотель и Клавдий Птолемей, в чем заключались их взгляды на строение мира.
Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них
|
| С. 26-28
| 7
|
|
| Николай Коперник его модель Вселенной
| 1
| КБ
| Николай Коперник
| Знать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником; в чём заключалось её отличие от модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметь сравнивать модель Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею
|
| С.29-30
| 8
|
|
| Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника
| 1
| КБ
| Джордано Бруно, Галилео Галилей
| Знать, в чём заключались заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесённый Г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной.
Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы
|
| С.30-33
| 9
|
|
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы
| 1
| КБ
| Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс
| Знать строение Солнечной системы, названия, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы.
Уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы, показать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты
|
| С. 34-36, таблица
| 10
|
|
| Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
| 1
| П
| Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
| Знать планеты – гиганты и их характеристики: размеры, наличие атмосферы, поверхность, удалённость от Солнца, спутники.
Уметь сравнивать планеты – гиганты между собой, а также с планетами земной группы
|
| С. 39-42, таблица
| 11
|
|
| Спутники планет
| 1
| КБ
| Луна, кольцо Сатурна, спутники планет
| Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы
|
| С. 36, записи
| 12
|
|
| Астероиды. Кометы
| 1
| КБ
| Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост
| Знать, что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы;
Уметь показать, в чём заключается особенность строения астероидов и комет
|
| С. 43-44
| 13
|
|
| Метеоры. Метеориты
| 1
| КБ
| Метеоры, метеориты
| Знать, что представляют собой метеориты и метеоры, в чём заключается их значение для планеты Земля.
Уметь отличать метеориты от метеоров
|
| С.44-47
| 14
|
|
| Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда
| 1
| КБ
| Звёзды, Солнце, Солнечная система
| Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию
|
| С. 48
| 15
|
|
| Многообразие звёзд
| 1
| КБ
| Звёзды: гиганты, сверхгиганты, карлики, созвездия
| Знать, что звёзды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звёзд и их характеристики.
Уметь показать на карте звёздного неба наиболее яркие звёзды, входящие в состав созвездий
|
| С.48-50
| 16
|
|
| Созвездия
| 1
| П
| Созвездия Северного полушария
| Знать, что представляют собой созвездия – условные фигуры из ярких звёзд на ночном небе.
Уметь находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Орёл, Лира, Лебедь и др.
| Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария
| С.50
| 17
|
|
| Галактики. Световой год
| 1
| КБ
| Галактики, Млечный путь, световой год
| Знать о множестве галактик во Вселенной, методы их изучения; что представляет собой галактика Млечный Путь, её характеристики; знать астрономическую единицу длины – световой год; каково положение Солнечной системы в нашей Галактике.
Уметь находить на ночном небе Млечный Путь, показать на карте звёздного неба видимые галактики
|
| Записи в тетради, повторить с.24-50
| 18.
|
|
| Контрольная работа «Вселенная»
| 1
| УКК
|
| Знать основные этапы развития взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звёзд, созвездия Северного полушария; характеристику галактик.
Уметь отвечать на вопросы, совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать
|
|
| Земля (18 часов)
| 19.
|
|
| Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли
| 1
| НМ
| Гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О. Ю. Шмидта, Д. Джинса
| Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли Ж. Бюффона, И. Канта, О. Ю. Шмидта, П. Лапласа; современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Уметь сравнивать гипотезы о возникновении Земли между собой, выявляя их сильные и слабые стороны по сравнению с современными представлениями о возникновении Солнечной системы
|
| С.54-58
| 20.
|
|
| Внутреннее строение Земли
| 1
| КБ
| Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры
| Знать о внутренних оболочках Земли, о последовательности их расположения, характеристиках и роли в процессах, происходящих на поверхности Земли.
Уметь показать на модели Земли расположение и строение внутренних оболочек Земли
|
| С.60
| 21.
|
|
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
| 1
| П
| Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минералы, полезные ископаемые
| Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые», классификацию полезных ископаемых.
Уметь приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях
| Описание минералов и горных пород, определение их свойств
| С.61-63
| |