Скачать 38.85 Kb.
|
Методическая копилка Статья из сборника «Форум педагогического мастерства – 2012». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М.МОНТЕССОРИ НА УРОКАХ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В КЛАССАХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ
Обучающиеся со сложными дефектами – это особая категория детей, имеющих в наряду с нарушениями в познавательной сфере, нарушения опорно-двигательного аппарата. Концепция М.Монтессори в полной мере отвечает целям и задачам коррекционно-развивающего обучения детей со сложными дефектами. Под педагогикой М.Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет проявить свои индивидуальные способности. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Использование элементов данной метоки на уроках самообслуживанию позволяет решить следующие задачи:
При отборе методов и приемов работы требуется особый подход. Только гибкий подход к подбору материала дает доступность и понятность обучающимся. Деятельность каждого сводится к тому, что помощь нужна на каждом этапе урока. Индивидуальный подход к каждому дает возможность для успешного продвижения в умения, знаниях, в развитие в целом (не умел хлопать в ладоши, стал хлопать сопряженно, научился хлопать по подражанию и, как успешный итог - хлопает самостоятельно). Для работы с данной категорией обучающихся приемлемы элементы методики М.Монтессори: геометрические рамки-вкладыши, познавательные рамки-вкладыши, шнуровки, игрушки с застежками (пуговицы, заклепки и пр.), наборы для рукоделия, переливание воды в разные предметы. Использование элементов методики М.Монтессори на уроках по самообслуживанию дает возможность обучающимся выполнять какую-либо деятельность как сопряженно, так и по подражанию, а в дальнейшем, возможно, и самостоятельно. Предлагаемый сценарий урока иллюстрирует возможности методики М.Монтессори при изучении предмета «Самообслуживание». Конспект урока по самообслуживанию 3 класс Тема: Пуговицы. Цель: формирование представления о пуговицах разных размеров, формы и цвета. Задачи: 1. Формировать представления о пуговицах разных размеров, формы и цвета.
Оборудование: коробочка пуговицы разных размеров, форм, цвету, одежда с пуговицами, рамки с пуговицами, геометрические фигуры – круг, овал, квадрат. Ход урока.
Сообщение темы урока. Парты расставлены так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. - Ребята, чем мы будем заниматься на уроке, вы узнаете из нашей коробочки. Что же сегодня в ней лежит? Дети рассматривают коробочку, называют, что лежит в коробочке. - Правильно, в коробочке лежат пуговицы.
- Посмотрите внимательно на пуговицы, все пуговицы одинаковы? Дети сравнивают пуговицы по размеру, цвету, и форме. - А вы знаете, что пуговицами можно играть? Игра «Сортировка по цвету». Дети раскладывают пуговицы в баночки одинакового цвета. Игра «Сортировка по форме». Дети раскладывают на геометрические фигурки: круг, овал, квадрат. - А для чего нужны пуговицы? Застегивать одежду. - А у кого на одежде есть пуговицы. Дети показывают пуговицы на своей одежде, учитель обращает внимание, что у каждого ребенка они одинаковые по размеру, форме, цвету. - Давайте потренируемся для начала застегивать пуговицы на рамочке. Дети застегивают пуговицы на рамке. - Кто умеет застегивать пуговицы на рубашке, кофточке? Дети показывают умения застегивать пуговицы. Учитываю ошибки для работы на следующем уроке по продолжению темы. -Молодцы, ребята, вы хорошо выполняли задания, застегивать пуговицы мы будем еще тренироваться на следующем уроке.
Записать в дневник, донести до родителей о необходимости развития умения застегивать пуговицы.
- Что мы сегодня делали на уроке? Для чего нужны пуговицы? Какой формы (цвета) бывают пуговицы? Таким образом, использование элементов М.Монтессори повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в классах для обучающихся со сложными дефектами на уроках по самообслуживанию. Литература
|
О проведении муниципального конкурса «Методическая копилка учителя технологии» Данный приказ до сведения педагогических | Методическая копилка В методической копилке вы найдете ответы на эти вопросы, познакомитесь с примерами компетентностно – ориентированных заданий и рекомендациями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая копилка справочных материалов для изучения романтических произведений А. Грина | Список цор по Иностранному языку ... | ||
Методическая копилка учителя Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов Серия «Школа радости», Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовленный материал к районному конкурсу учителей технологии «Методическая копилка для уроков технологии» декабрь 2012 г | Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | ||
Проект "Науки юношей питают" Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах» | Для учителя начальных классов (копилка опыта) Разработки Натальи Рубиной по использованию теории решения изобретательских задач в начальной школе | ||
Моу дополнительного образования «Центр развития образования» Педагогическая копилка Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,... | Методическая работа 2012 – 2013 уч г Методическая тема: Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда | ||
Тема публикации, адрес Мастер-класс «Культура речи учителя. Использование элементов методики развития критического мышления на уроках русского языка» сайт... | Методическая работа педагогического коллектива Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности» | ||
Научно-исследовательская, творческая и учебно-методическая деятельность Пцк и преподавательского состава. Методическая работа в училище осуществляется под контролем администрации и методиста | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... |