Скачать 1.43 Mb.
|
Четвертый межрегиональный филологический мегапроект "Науки юношей питают" Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах» Конкурсная работа «Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ» Автор: Захарьина Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «МСОШ» Мамонтовского района Алтайского края Декабрь 2011 Пояснительная записка Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут быть использованы на факультативных занятиях, а также на уроках развития речи. Дидактические материалы разработаны на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет, творческих работах и их фрагментах учащихся МБОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» 2005 – 2011 гг. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий по данным дидактическим материалам: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний. Использование предлагаемого дидактического материала обеспечивает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Обучение сочинению осуществляется через работу с фрагментами ученических сочинений, с «негативными» текстами («антиобразцами»), деформированными текстами (с пропусками), текстами-моделями и др. Организуется работа с речевыми, фактическими, этическими ошибками, экспертная оценка сочинений. Блок 1. Композиция сочинения 1. Анализ таблицы «Критерии оценивания задания С1» 2. Составление плана сочинения по критериям оценивания заданий 2012 г. Практическая часть 1. Выразительное чтение исходного текста Исходный текст №1: (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели. (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели. (6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику. (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!» (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд. (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила: (11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её. (15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил. (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути. (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву) 2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту. - Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст? - удивление, сочувствие: человек с одной рукой надевает молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения - восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет показывать свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»). - Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа
Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:
- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов? Любовь бывает разная. Какая бы она ни была, её нельзя называть «несчастливой», «несчастной». - Какую любовь описывает В.Астафьев? Слепую? Безответную? Рабскую? Преданную? Несчастливую? Жертвенную? … - Смог ли сам автор дать определение этой любви? (перечитайте предложения 22-23) Автор не навязывает свою точку зрения, он приглашает нас, читателей, к размышлению. Писатель лишь отмечает, что такую любовь ему «постичь непосильно». - Нужна ли человеку такая любовь? - Нет, не нужна. - Да, нужна. Любовь бывает разная. Каждый имеет право на любовь и возможность по-своему распоряжаться своими чувствами: страдать от неразделённой любви, терпеть унижения от любимого человека или же наслаждаться счастливыми мгновениями. Какое бы определение мы ни дали любви инвалида-фронтовика, это всё равно любовь, любовь большая и искренняя, возвышающая его, того, кто любит. - Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию В.Астафьева, его концепцию любви?
- Обмен мнениями 3. Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки? Сочинение 1 (без правки): Автор данного текста, В.Астафьев, размышляет о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. На что способны люди ради любви? Эта проблема, поставленная автором, очень актуальна в наши дни. В.Астафьев заставляет задуматься над тем, что важнее в человеке: «внутренний мир» или внешность? Сейчас существует множество таких случаев, когда женщины выходят замуж за инвалидов. Поэтому проблема, которую выдвинул автор, заинтересовала меня сразу. В.Астафьев считает: «…такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно». Конечно, такие взаимоотношения не каждый способен выдержать. Я полностью согласна с мнением автора. Ведь нет жизни без любви. В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов. Моя соседка, по этическим причинам не буду называть её фамилию и имя, жила как все: утром ходила на работу, вечером хозяйничала дома. Но в один прекрасный день её сбила машин. Теперь она «привязана» к инвалидной коляске. Соседка не может самостоятельно передвигаться. Думала ли она, что с ней произойдёт такой случай? Конечно, нет. Но в одном ей всё-таки повезло: она вышла замуж за хорошего человека. Он не бросил жену в трудную минуту. Наоборот, муж всегда поддерживает её, помогает во всём. В заключение хочу сказать, что любовь – сильное чувство, ради которого люди способны на безумные поступки. Сочинение 2 (без правки) В своём тексте В.Астафьев рассматривает проблему преданной любви. Автор пишет об отношениях мужа-фронтовика и его жены. Проблема, прозвучавшая в тексте, актуальна в наше время. Она обсуждается всеми: педагогами, телеведущими, писателями, социологами – в книгах, на телевидении, в частных беседах. Но звучание данной проблемы в тексте В.Астафьева поразило меня сокровенностью высказанных мыслей. Автор пишет о том, как преданно могут любить люди. Инвалид войны, оставшийся без руки, готов выполнять любые прихоти своей жены. Она же очень холодно относится к своему мужу. Авторская позиция понятна: никто не должен быть рабом в руках любимого человека. Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн. Вспомним «Гранатовый браслет». Желтков стал жертвой любви, потому что не мог быть рядом с человеком, который ему дорог. Например, повесть «Олеся», написанная тем же писателем. Героиня очень любила Ивана Тимофеевича. Олеся хорошо умела гадать. Она точно знала, что если останется со своим возлюбленным, то принесёт ему несчастье. Поэтому Олеся пожертвовала своими чувствами и покинула героя. Прочитанный текст заставил меня ещё раз задуматься о том, что очень часто люди становятся жертвами любви. 4. Презентация результата. Комментарии учащихся Сочинение 1. Объём соответствует норме. Нет чёткости в формулировке проблемы. Отсутствует текстуальный комментарий. Приведён один аргумент с опорой на жизненный опыт. (ср. «В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов.») В сочинении всего три абзаца, т.е. нарушено абзацное членение… Сочинение 2. Объём соответствует норме. Формулировка проблемы, комментарий, авторская позиция не выделены в разные абзацы. Выражая свое мнение, ученица допускает логическую ошибку («Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн»). Аргументы не сопровождены тезисами, неверно выделены абзацы…
Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту? Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение? Задания для самостоятельной работы:
Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении Актуализация знаний. - Назовите структурные части сочинения-рассуждения. - Чтение и анализ творческих работ Теоретический материал. Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может
Формы зачинов:
Грамматические средства оформления зачинов:
Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д. Речевые клише:
Дидактический материал для практической работы Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений 1) «Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли? 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни? 5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? 6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? 7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.
Задание для самостоятельной работы Написать несколько вариантов зачина по тексту. Исходный текст №2: (1)Удивительная пора - детство. (2)Каким бы оно ни было бедным, всё равно представляется в зрелом возрасте как самое хорошее, светлое, радостное время. (3)Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле... (4)Постоянные трудности быта ложились на плечи родителей, в нашей семье - на плечи мамы. (5)Но странно: чем дальше это время, тем теплее воспоминания о городах детства в чудесном краю - Приморье. (6)«3елёная» гимназия (после установления Советской власти - трудовая школа) приняла нас, выходцев из Гнилого угла, без сопротивления, но и без восторга. (7)Начальница гимназии, дворянка, представительная дама с лорнетом, затянутая в корсет, глядела обычно поверх детских голов. (8)Шествуя по широкой лестнице на второй этаж в свой красиво обставленный кабинет, она не замечала вновь поступивших и обращалась только к ученикам «из прежних». (9)С высоты своего роста ей нетрудно было смотреть поверх наших буйных голов. (10)Это нас нимало не смущало. (11)Мы не чувствовали себя в школьном большом здании с большими светлыми окнами парнями. (12)Мы инстинктивно понимали, что теперь все это наше, общее. (13)Маленькая горстка прежних гимназистов, родители которых не успели или не захотели бежать в Японию или Китай, сначала держалась особняком, потом растворилась в общей школьной массе. (14)«3елёной» наша школа называлась по традиции. (15)До революции в городе существовало две гимназии для привилегированных. (16)Ученицы одной - на Суйфунской улице - носили зелёную форму (лягушки), ученики другой - на Пушкинской улице - коричневую (тараканы). (17)Не вспомню теперь имена наших педагогов, но прозвища некоторых, их манеру преподавания память сохранила. (18)Например, «обществоведка» (мы её между собой звали Сова) любила, чтобы все формулировки выучивались наизусть. (19)Я до сих пор могу в любую минуту отчеканить. «Империализм - это есть капитализм в той стадии развития, когда сложилась монополия финансового капитала, приобрёл выдающуюся роль вывоз капитала и начался раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. ». (20)Строгий математик так же строго учил нас своему предмету. (21)Этот суровый учитель лодырей и ловкачей не терпел. (22)Беспощадно ставил «неуд.» -тогда были такие отметки: «хор.», «уд.», «неуд.». (23)Мы его уважали всемерно, и во время его уроков в классе стояла тишина, нарушаемая только его голосом, стуком мела о черную доску или ответом ученика. (24)Очень хорошо относились мы к учителю рисования, но шум на уроках бывал как на переменках. (25)Ученики, свободно перемещаясь по классу от одной парты к другой, подходили к его столу. (26)Он нам всё разрешал, кроме безделья. (27)«Художниками вы не станете, вернее, не все станете, - говорил он, - но понимать пропорции фигур вы будете...» (28)Каждое поколение торопит школьные годы. (29)Торопит то, что невозвратно, что ничем восполнить нельзя. (30)Школьные годы начинаешь ценить уже в зрелом возрасте, а пока бегаешь в школу, сидишь на уроках - всё представляется довольно тяжёлой обязанностью. (По Л. Стешовой) Варианты выполнения задания:
Блок 3. Как сформулировать проблему исходного текста? Теоретическая часть Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Основные виды проблем: Речевые клише. Формулируем проблему
3.2. Работа в парах. Определив тему, формулируй проблему. Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:
Исходный текст №3: (1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я. (2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька! (10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!.. (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке. (20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!.. (26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье! (28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил - и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!» (33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский) Исходный текст №4: (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал. (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей. - (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом... (12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого. (13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад. (18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк». (21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22ДНад этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (по В. Солоухину) Исходный текст №5 (1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд. (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консервативной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами). (7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой. (8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества. (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним. (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову) Исходный текст №6: (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него, - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе. (Н. Гоголь) Вопросы самоконтроля:
Задание для самостоятельной работы: подобрать небольшой фрагмент художественного или публицистического текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором. Практическая работа по теме « Самостоятельно формулируем проблему, обсуждаемую автором текста». Цель: 1. Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте; 2. Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление. 3. Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах. Форма занятия: практическая работа по группам Оборудование: тетрадь, карточки с заданиями, памятки Ход урока:
3. Актуализация знаний
4. Самостоятельная работа в группах. Каждая из трёх групп работает с двумя текстами и заданиями. Задания для практической работы Группа №1. Тема: «Формулируем проблему, обсуждаемую автором исходного текста» Текст№7. Выразительно прочитайте текст: (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому). Какая проблема не затрагивается К.Г.Паустовским? 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества; 4) проблема старости Текст №8. Выразительно прочитайте текст: Орел и воробьи. Сказка-притча (1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”. (6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали. (8) И сказал тогда Орел воробьям: - Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце. (12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”… (14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. (15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
Задание для группы №2 |
Реферат «Методы математической статистики» Научно-практическая конференция... Творческие работы учащихся по предмету (проекты, исследования и др.), представленные учениками Претендента на конкурсах, фестивалях... | Конкурс учебно исследовательских и проектных работ учащихся «науки юношей питают» Крася глаза в движущемся транспорте, вы можете нанести себе механическое повреждение, – это травма глаза кисточкой для туши. Если... | ||
Результаты конференции Прошедшая школьная конференция «Науки юношей питают» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Занятия с книгами юность питают | ||
О проведении Олимпиады по истории авиации и воздухоплаванию Артамента г. Москвы, Департамента науки и промышленной политики, мгту им. Н. Э. Баумана, «мати» ргту им. К. Э. Циолковского, Московского... | Западное управление министерства образования и науки Самарской области... О проведении краевых соревнований по мини-футболу среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального... | ||
Бортникова Наталья Валерьевна 4-16-38 Проект Правительство Хабаровского... Проект разработан на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2013 г. №... | Введение задачи Накопленные в виде снега атмосферные осадки питают поверхностные и грунтовые воды, режим которых в значительной мере зависит от распределения... | ||
Управление образования и науки Приоритетный национальный проект «Образование»: позитивный опыт сельских общеобразовательных учреждений | Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник питают... | Урок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»... Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе... | ||
Этнометодологический проект Г. Гарфинкеля и современная «этнография науки» Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях | Проект Заключения Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники: сборные команды юношей от параллелей 9, 10, 11 классов, в количестве 10 человек | Проект MyLibrary (облачное хранилище документов с поддержкой семантики) Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» |