Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования





Скачать 374.14 Kb.
НазваниеВоспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования
страница1/3
Дата публикации12.08.2014
Размер374.14 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Толкачев Александр Иванович


воспитание физических качеств

у юношей гимназии в блочно-модульном

варианте планирования

Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического

воспитания, спортивной тренировки, 

оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Улан- Удэ - 2007
Работа выполнена в Бурятском государственном университете.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Валерий Александрович Стрельников


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член Российского психологического

общества Олег Леонидович Подлиняев
кандидат педагогических наук

Баир Намдакович Найданов
Ведущая организация: Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск


Защита диссертации состоится «29 » мая 2007 г. в 11.00 часов

на заседании диссертационного совета Д. 212.022.02 при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, Россия, Бурятия, г. Улан- Удэ, ул. Смолина, 24а, www.bsu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат разослан «28 » апреля 2007 г
Ученый секретарь

диссертационного совета

канд. пед. наук, доцент Моргунова И.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современное состояние физического, психического и духовного здоровья учащихся общеобразовательной школы вызывает серьезное всеобщее опасение (Лях В.И., 1992). Особую тревогу вызывает состояние здоровья обучающихся в школах инновационного типа. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50 % гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильно выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. Проявление повышенной невротизации обнаружены у большинства (до 80%) учащихся школ нового типа. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются на 30% у младших школьников, на 24% у учащихся 5-9 классов и на 20% у старшеклассников, утверждает Н.К. Смирнов (2005).

Причиной таких негативных состояний здоровья является учебная нагрузка в школах этого типа, которая в зависимости от возраста учащихся превышает существующие гигиенические нормативы от 20 до 40% (Безруких М.М., Сонькин В.Д., 2002).

В связи с этим необходимым условием нового современного качества образования является оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки; создание в школах всех типов условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой (материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации 2002; Экспериментальный базисный учебный план, 2001; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г, Лубышева Л.И., 2000; Бальсевич В.К., Корунец А.И,, Прогонюк Л.Н., 2001; Безруких М.М., 2001 г и др.)

Одним из главных направлений при переводе школы на новое качественное функционирование будет являться разработка и внедрение инновационных образовательных технологий с учетом регионального опыта и местных условий. В Госстандарте и экспериментальной программе (Матвеев А. П., 2002) по физической культуре, с учетом 102 уроков, указывается, что одной из главных задач этого эксперимента является отработка технологии планирования содержания учебного материала по основным разделам программы. В настоящее время отечественная и зарубежная практика в области общей педагогики отдает предпочтение технологии модульного образования, которая включает в себя опережающее изучение теоретического материала, алгоритмизацию учебной деятельности, завершенность и согласованность циклов познания на основе блоко-модулей (Лаврентьев Г.В., 1998; Рябова Л.Ю., 1999; Стефаниди Л.Ю., 2000; Дружкин А.В., 2001; Обухова Н.Б, 2002; Бальсевич В.К., 2003; Чернякова Ю.С., 2003; и др.).

Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:

-наличием негативных изменений в состоянии здоровья у обучающихся в школах инновационного типа;

-оптимизацией учебной, психологической и физической нагрузки за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культуры;

-необходимостью внедрения в учебный процесс воспитания физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования.

Цель работы: экспериментальное обоснование эффективности блочно-модульного планирования воспитания физических качеств у юношей гимназии.

Задачи эксперимента:

  • теоретически обосновать внедрение в учебный процесс гимназии блочно-модульного планирования воспитания физических качеств юношей;

  • разработать блочно-модульное планирование;

  • экспериментальным путем доказать эффективность использования блочно-модульного планирования в процессе физического воспитания юношей гимназии.


Методы исследования:

- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- педагогическое тестирование (Лях В.И., 1996);

- педагогический эксперимент;

- педагогическое наблюдение;

- математическая статистика (Смирнов Ю.И., с соавт., 2000);

- метод анкетирования (Дубовицкая Г.Д., 2002).

Объектом исследования является процесс воспитания физических качеств у юношей в школах инновационного типа.

Предмет исследования: методология и технология построения структуры и содержания блочно-модульного варианта планирования воспитания физических качеств у юношей гимназии.

Гипотеза: предполагалось, что разработанное нами блочно-модульное планирование, состоящее из информационно-познавательного, репродуктивно-поискового модулей и этапа контроля дополнят у обучающихся теоретические знания, повысят у них уровень физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой.

Методологической основой исследования являются:

- фундаментальные работы по совершенствованию системы образования и созданию новых здоровьесберегающих технологий преподавания физической культуры (Баранков О.Н., 1991; Бальсевич В.К., 1996; Лубышева Л.И., 1999; Трещева О.Л., 2000; Плешаков А.Н., 2002; и др.);

- интеграция теории и методики физического воспитания и методов спортивной тренировки (Мейксон Г.Б., 1977; Матвеев Л.П., 1991; Вайнбаум Я.С., 1991; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001; Блинков С.Н., Левушкин С.П., 2002; и др.);

- блочно-модульные технологии в физическом воспитании школьников (Рябова Л.Ю., 1999; Стефаниди Л.Ю. 2000; Дружкин А.В., 2001; Обухова Н.Б, 2002; Чернякова Ю.С., 2003; и др);

- современные подходы к методике организации и аттестации в физическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений (Кузин В.В., 1998; Антропова М.В., 1999; Лях В.И., 2000; Безруких М.М., Сонькин В.Д., 2002, Бальевич В.К.,2002; Галимов Г.Я., 2006; и др.).

Научная новизна состоит в том, что:

- предложено блочно-модульное планирование воспитания физических качеств у юношей гимназии;

- представлена технология планирования учебного процесса по предмету «Физическая культура» для юношей гимназии X-XI классов;

- обоснована эффективность занятий, направленных на повышение уровня физической подготовленности у обучающихся в школах инновационного типа.

Теоретическая значимость исследования состоит в научно обоснованной возможности использования теоретических знаний, практических занятий и контроля за уровнем физической подготовленности обучающихся в блочно-модульном варианте планирования их содержания.

Введено в учебный процесс по физическому воспитанию юношей гимназии блочно-модульное планирование воспитания физических качеств.

Применение данного планирования оказывает существенное влияние на повышение у обучающихся уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой. В связи с этим предложено дополнение в теорию и методику физического воспитания общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость исследования: использование блочно-модульного планирования даёт возможность расширять у обучающихся теоретические знания по физической культуре, эффективно развивать физические качества и осуществлять качественный контроль за уровнем их развития. Планирование содержания уроков физического воспитания для юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования даёт возможность применять его в учебно-воспитательном процессе с юношами, обучающимися в различных типах школ, лицеях и колледжах.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций на факультативах по физической культуре в высших учебных заведениях, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются:

- многообразием методов, адекватных объекту и предмету исследования, репрезентативностью выбора количества исследуемых, статистической значимостью полученных данных;

-корректностью математической обработки экспериментального материала и достаточно значимым объемом выборки;

- воспроизводимостью результатов исследования и апробации выводов, полученных в ходе эксперимента.
База исследования. Работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения «Гимназия №1» г. Саянска. Всего на различных этапах исследования приняло участие 54 юноши, из них в экспериментальной работе – 36 юношей X – XI классов.

Апробация: основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждались на Международной, Всероссийской, региональных и областных научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Блочно-модульное планирование воспитания физических качеств у юношей гимназии.

  2. Результаты диссертационного исследования, доказывающие эффективность практического применения разработанного нами планирования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (171 источник, из них 9 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 150 страницах и включает 21 приложение, 4 таблицы, 7 рисунков и 10 фотографий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В начале педагогического эксперимента методами тестирования и математической обработки было выявлено, что уровень развития физических качеств у исследуемых в экспериментальных и контрольных классах в целом был идентичным, т.е. не имел достоверных различий. Это свидетельствует о правильности подбора и комплектования групп исследуемых для педагогического эксперимента.

В первой группе заниматься физической культурой изъявили желание в контрольном классе 59% юношей, в экспериментальном – 58,9%. Во второй контрольной группе - 57,9 %, в экспериментальной - 57,7% .

Наличие на начало эксперимента у всех исследуемых примерно равного уровня воспитания физических качеств и степени мотивации к занятиям физической культурой дало нам право провести экспериментальные исследования.

Они проводились на уроках физической культуры в МОУ «Гимназия№1» в 2004-05 учебном году. В первой и второй группе исследуемых проведено по 102 урока, продолжительность каждого 40 минут. Число недельных занятий – 3 раза. Каждую неделю юноши занимались физической культурой три раза. Все исследуемые не посещали дополнительных занятий физкультурной направленности.

При формировании навыков и умений в экспериментальных и контрольных классах применялись:

- одна программа по физическому воспитанию;

- одна сетка часов распределения программного материала;

- единое планирование в обучении навыкам и умениям;

- одинаковый набор спортивного инвентаря.

Основное отличие заключалось в методике воспитания физических качеств. В контрольных классах оно осуществлялось по традиционной методике.

Так, на уроке легкой атлетики в основном развивались скорость, скоростная выносливость, общая выносливость. На уроках спортивных игр – координационные способности, гимнастики – сила, силовая выносливость, лыжной подготовки – общая выносливость.

Величина нагрузки, ее объем и интенсивность были общими для всех обучающихся, т.е. не учитывались индивидуальные особенности обучающихся.

Для определения уровня подготовленности использовались тестовые упражнения, которые проводились три раза в год: в сентябре, в конце декабря и в мае.

Воспитание физических качеств и аттестация по предмету «физическая культура» в экспериментальных классах осуществлялись по разработанному нами блочно-модульному планированию.

Разработанное нами блочно-модульное планирование воспитания физических качеств состоит из трех модулей:

- информационно-познавательного;

-репродуктивно-поискового;

- этапа контроля.

В основу информационно-познавательного модуля заложен разработанный нами спецкурс «В здоровом теле – здоровый дух».

Содержание этого спецкурса состоит из знаний в области физиологии, спортивной медицины и основ спортивной тренировки. Знания курса сообщаются учащимся во время практических занятий на уроке физкультуры.

Репродуктивно-поисковый модуль содержит в себе планирование воспитания физических качеств на весь учебный год. В данном планировании при выборе начальных нагрузок учитывается исходный результат тестирования, на основе которого каждый ученик сам себе определяет количество подходов, повторений, скорость, время пробегания отрезков и длину дистанции.

Данное планирование включает в себя также направленность нагрузок, группу мышц, упражнения для развития силы, силовой выносливости, выносливости, определяет норму нагрузки, объем, метод выполнения и уроки, на которых выполняется втягивающий, развивающий и поддерживающий объем нагрузки.

Этап контроля включает в себя систему оценивания индивидуальных темпов развития физических качеств по пятибалльной системе. Это своего рода система аттестации по предмету «Физическая культура», оценка в которой ставится за разницу между исходным уровнем тестирования и результатом, показанным в ходе тестирования после каждой четверти. При этом оценка «пять» в начале года по всем тестам – это результат конца предыдущего года обучения, а в конце года она соответствует уровню государственной программы.

В организационном плане реализация учебных модулей осуществлялась путем функционирования совокупности взаимосвязанных блоков по следующей схеме:

В основу данного планирования взят блок – раздел государственной программы (Лях. В.И., с соавтр., 1993) «Развитие двигательных качеств», который включает в себя информационно-познавательный и репродуктивно-поисковый модули и этап контроля.

Каждый модуль включает в себя операционные блоки: информационный, текстово-информационный, коррекционно-информационный, проблемный, блок проверки и контроля.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconМониторинг здоровья учащихся Разработки преподавателя-организатора...
Оценка развития физических качеств учащихся 5-11-х классов на уроках физической культуры
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconРеферат по предмету физическая культура Тема: «влияние лыжного спорта...
Развитие специальных физических качеств, при занятиях лыжным спортом
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconИтоговый тест. Физическая культура Всего секций: 1
Вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, воспитание...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первомайского района к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни,...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconМетодическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»
Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconТип урока
Низкий старт (30-40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. Ору. Специальные беговые упражнения. Инструктаж...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconТип урока
Высокий старт (20-40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (50-60 м). Встречные эстафеты. Специальные беговые упражнения. Ору. Челночный...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования icon«Внедрение блочно модульной технологии в преподавание биологии»
Урок разработан для обучающихся 11 класса по программе среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (базовый...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconПример тематического планирования уроков по географии для 6 классов...
Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей....
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconКонспект занятия по обж в подготовительной группе
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты,...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconКонцепция развития гимназии на 2009 2014 годы Исполнитель: директор ноу
Целью создания Православной гимназии является получение образования, предусмотренного государственной программой в соответствии...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconКонспект урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconТаблица оценок умц по гочс тюменской области
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования icon«Утверждаю» Зав кафедрой Проф. Распопова Е. А
Использование тренажеров и трен устройств для развития физических качеств старшеклассников
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования iconКонспект урока Первая доврачебная помощь при кровотечениях
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск