Введение задачи





Скачать 71.46 Kb.
НазваниеВведение задачи
Дата публикации06.11.2014
Размер71.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ВВЕДЕНИЕ

Задачи: изучить толщину снежного покрова.

Методы изучения: изучение литературы, наблюдения, измерения, эксперимент.
Оборудование:  метр деревянный, блокнот, карандаш, лопата саперная, термометр.

Снежный покров оказывает громадное влияние на быт и хозяйственную деятельность человека. Особенно велико его значение в сельском хозяйстве и транспорте. Свойствами снежного покрова уже сейчас широко пользуются в практике нашего социалистического народного хозяйства: при помощи снегозадержания на полях значительно повышают урожайность, устройством щитов и живых защит проводится успешная борьба со снежными заносами на железных и шоссейных дорогах; предупреждается вредное воздействие паводковых весенних вод; ведется планомерная борьба со снежными лавинами в горных районах и т. п.

Снежный покров—один из важнейших факторов в изменении физико-географической среды. Вследствие малой теплопроводности и газопроницаемости снежный покров предохраняет почву от глубокого промерзания, а зимующих под снегом животных и растений от резких колебаний температур. Почвенные и геоморфологические процессы под снегом протекают совершенно иначе, чем на бесснежных пространствах. Накопленные в виде снега атмосферные осадки питают поверхностные и грунтовые воды, режим которых в значительной мере зависит от распределения снежного покрова, его физических свойств и характера снеготаяния.

Являясь продуктом климата, снежный покров сам становится мощным климатообразующим фактором. Он оказывает влияние и на летний температурный режим почв, режим влажности почв, распределение животных и растительных организмов и даже некоторых форм рельефа.

При помощи снега можно произвести глубокие изменения климатических и почвенных процессов, можно изменять состав и характер растительности, вести борьбу с вредителями полей и т. п.

В великом плане переделки природы вопросы изучения и использования снежного покрова займут одно из первых мест.
Снежный покров

При устойчивых отрицательных температурах воздуха снег, выпавший на земную поверхность, остается лежать на ней в виде снежного покрова. В высоких полярных широтах (Антарктида, Гренландия, Арктический бассейн) снежный покров сохраняется круглый год. В умеренных и тропических широтах снег удерживается круглый год только на больших высотах в горах. На равнинах умеренных широт снежный покров стаивает весной и устанавливается вновь осенью.

В таянии снежного покрова основную роль играет перенос теплых воздушных масс с температурой выше нуля. Нагревание снега солнечной радиацией имеет второстепенное значение вследствие большого альбедо снега. Только загрязненный снег, например в городах, нагревается солнечными лучами больше и тает быстрее, чем чистый.

В снежном покрове содержится много воздуха, поэтому его плотность небольшая: масса 1 м³ снега равна 20 – 200 кг, т.е. плотность снега составляет всего 0,02 – 0,2 кг/м³ от плотности воды. Такой рыхлый снежный покров обладает наименьшей теплопроводностью. За зиму снежный покров слеживается и уплотняется. Особенно увеличивается его плотность при оттепелях или весенних дождях. В наших районах средняя плотность снежного покрова растет от 0,14 (в ноябре) до 0,32 (в апреле). Если поверхность снега подтаивает, а затем снова подмерзает, образуется твердая ледяная корка – наст.

Устойчивый снежный покров не образуется так далеко в низких широтах, как само выпадение снега. В отдельные дни снег может выпадать и в очень низких широтах (до 20-25° с.ш. на суше), но он тут же тает. Выпадение снега в равнинных местностях наблюдается почти по всей Европе, кроме крайнего юго-запада. Например, в Южной Италии за год бывает в среднем один день со снегом и снежный покров не устанавливается. На побережье Северной Африки, в Сирии и Палестине снег выпадает 1 раз в год или еще реже. На территории России снег выпадает повсеместно. В большей части страны снег составляет 25-30% годовой суммы осадков. На Южном берегу Крыма, в низинах Закавказья и на юге Туркменистана в отдельные годы снег не выпадает. Устойчивый снежный покров в этих районах либо не устанавливается вовсе, либо лежит очень не долго.

В России первый снежный покров появляется на Новосибирских островах в среднем в конце августа, на крайнем северо-востоке – в начале октября, а у нас – в конце октября или в начале ноября, а на южном берегу Крыма и в Средней Азии – в первой декаде января. На возвышенностях снежный покров устанавливается раньше, чем на низменностях. Устойчивый снежный покров не устанавливается сразу. Вскоре после появления покров может сойти при оттепелях, затем образуется снова и т.д. устойчивый покров, сохраняющийся до весны, удерживается на почве в среднем до 6 месяцев. На южных островах Северной Земли он удерживается свыше 9 месяцев. На Южном берегу Крыма снег лежит менее 10 дней, на юго-восточном побережье Каспия – менее 4 дней.

Наибольшей высоты снежный покров достигает на юге европейской части России к началу февраля; затем начинается его сход. На крайнем северо-востоке европейской части России наибольшая высота достигается только к апрелю. К концу февраля на Южном берегу Крыма и в Туркменистане снега уже не остается, а на Северной Земле он лежит до начала июля.

Высота снежного покрова тем больше, чем больше осадков выпадает при отрицательных температурах и чем меньше в зимний период оттепелей. В многолетнем среднем очень высокий снежный покров внутри Камчатки (до 100 см) и еще больше на ее юго-восточном побережье (до 150 см в защищенных местах, а в горах и до 300 см ). Так же высок снежный покров  и на Сахалине. Снежный покров до 90 см и более наблюдается на Северном Урале и в западных предгорьях Среднесибирского плоскогорья. К югу и западу от этого района высота снежного покрова убывает. В большинстве районов европейской части России она свыше 50 см. В Москве снежный покров достигает к первой декаде марта 60 см, в Санкт-Петербурге – 50 см. К югу высота снежного покрова убывает. На северных берегах Черного, Азовского и Каспийского морей она менее 10 см.

В особенно снежные годы снежный покров на западе страны в 4 раза больше многолетнего среднего, на северо-востоке – в 1,5 – 2 раза.

Распределение снежного покрова в сильной степени зависит от местности. В низких местах рельефа снежный покров имеет большую высоту, так как снег наносится туда ветром; на возвышенностях снежный покров, наоборот, тоньше из-за ветрового сноса. При переносе снега ветром особенно много его накапливается у препятствий (заборов, лесных посадок и др.), где высота покрова возрастает. На этой закономерности основаны мероприятия по задержанию снега на полях и по защите железных дорог от снега. Снегозадержание имеет очень большое значение. В наших краях применяют разнообразные методы снегозадержания: расстанавливают зимой на полях искусственные переносные преграды (щиты, заборы, снопы, снежные валики и кучи и т. п.); применяют снегопахание и снегоуплотнение.

Климатическое значение снежного покрова

Снежный покров – продукт атмосферных процессов и, следовательно, климата, но в то же время он сам влияет на климат, как и на другие составляющие географического ландшафта. Температура на поверхности снежного покрова ниже, чем на поверхности почвы, не покрытой снегом. Малая теплопроводность снега  приводит к тому, что потеря тепла с поверхности снежного покрова не покрывается притоком тепла из более глубоких его слоев и из почвы. Почва, покрытая снегом, сохраняет зимой достаточно высокую температуру. На этом основано и озимое земледелие: снежный покров предохраняет всходы от вымерзания. По наблюдениям, поверхность почвы под снегом в январе в среднем на 15°С теплее, а за зиму на 5 – 7°С теплее, чем поверхность почвы, искусственно обнаженная от снега. Даже на глубине в несколько десятков сантиметров почва под снегом теплее, чем обнаженная почва.

В наших районах при снежном покрове высотой 40 – 50 см температура поверхности почвы под ним на 6 – 7°С выше, чем температура обнаженной почвы, и на 10°С выше, чем температура на поверхности снежного покрова. Зимнее промерзание почвы под снегом достигает глубины порядка 40 см, а без снега может распространяться до глубины более 150 см. В то же время в лесах почва под снегом обычно не промерзает вовсе.

Чем тоньше снежный покров зимой, тем сильнее промерзание почвы при прочих равных условиях. В Восточной Сибири и Забайкалье снежный покров очень невелик (в Забайкалье менее 20 см) вследствие господствующего там зимой режима высокого атмосферного давления, и температуры на поверхности снега зимой очень низкие. Поэтому в Иркутске, например, почва промерзает под снегом в среднем до глубины 177 см.

Снежный покров охлаждает воздух. Весной при таянии снежного покрова приток тепла идет на таяние снега, и температура воздуха остается близкой к нулю до тех пор, пока снег не стает. Запасы воды, накапливаемые за зиму в снежном покрове, примерно на 50% обеспечивают питание рек. С весенним таянием снега связаны половодья на ее равнинных реках. Высота половодья зависит не только от накопленных за зиму запасов снега, но и от быстроты его таяния и от свойств поверхности почвы. Особенно высоки половодья, если снег осенью выпадает на замерзшую почву: весной талые воды вследствие этого не впитываются в почву, а стекают.

Наличие снежного покрова сильно повышает освещенность. Рассеянная радиация увеличивается вследствие отражения как прямой, так и рассеянной от снежного покрова и  вторичного ее рассеивания, поэтому повышается и освещенность.
Заключение

Таким образом, снежный покров самопроизвольно влияет на многие изменения климата. Он предохраняет почву зимой от чрезмерной потери тепла. Излучение идет с поверхности снежного покрова; почва под снегом остается более теплой, чем обнаженная почва. Суточная амплитуда температуры на поверхности почвы под снегом резко уменьшается.

Снежный покров предохраняет от вымерзания растительность, которая в свою очередь задерживает снег. И, например, если будет уничтожена растительность, задерживающая снег, то метели снимут снежный покров, обнажив грунт.

Исследования прогностических свойств снежного покрова открывают путь к созданию новых, значительно более надежных методик расчетов снеговых паводков и снегового стока, определение глубины сезонного промерзания грунта, прогноза условий снегозаносимости и лавинной опасности и т. д.

Снежный покров уменьшает потерю тепла почвой и колебания ее температуры. Но сама поверхность покрова сильно отражает солнечную радиацию днем и сильно охлаждается излучением ночью, поэтому она охлаждает и находящийся над ней воздух. Весной на таяние снежного покрова тратится большое количество тепла, которое берется из атмосферы; таким образом, температура воздуха над тающим снежным покровом остается близкой к нулю. Таяние снежного покрова обогащает почву влагой и имеет тем самым большое значение для климатического режима теплого времени года.

Литература:

1.  Дюнин А.К. В царстве снега. – Новосибирск: Наука, 1983.

2.  Земцова А.И. Климат Сахалина. – Л.: Гидрометеоиздат, 1968.

3.  Никольская В.В. Дальний Восток. – М.: Гидрометеоиздат, 1962.

4.  Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во КолосС, 2004.

5. http://www.bestreferat.ru/referat-189975.html




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение задачи iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Введение задачи iconТесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса Д, Э, эи, бу, Ф, 4 курс нэ. Введение
Задачи на понимание терминов, логические задачи, расчётные задачи, ситуационные задачи, тесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса –...
Введение задачи iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...
Введение задачи icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Введение задачи icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Введение задачи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность»
Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии...
Введение задачи iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:...
Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных...
Введение задачи iconЗнаменитые геодезисты
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1 страница
Введение задачи iconВведение. Предмет, цели и задачи курса
Статус дисциплины: общепрофессиональный цикл, национально-региональный (вузовский) компонент
Введение задачи iconРеферат по английскому языку ученицы 8 «А» класса Седовой Анны
Введение. Цель, задачи, методы, актуальность исследования стр
Введение задачи icon1. Введение. Цель, задачи, концепции, структура, база изучения курса
Статус дисциплины: Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, является дисциплиной по выбору
Введение задачи iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Введение задачи iconОбъект данного реферата – облака. Цель данной работы: образование...
Введение 3
Введение задачи iconКодекс этики введение
Цели, задачи и направления деятельности педагогического коллектива в 2012-2013 учебном году. Представление основных образовательных...
Введение задачи iconТематическое планирование № п/п Тема урока Задачи урока
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Введение задачи icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск