КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Тема урока
| Задачи урока
| Основные понятии и термины
| предметная
| метапредметная
| личностная
| Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| 1.
| Россия – наша Родина.
| Восстановление целостного представления о нашей Родине России.
Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.
| Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.
| Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.
| Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.
| Блок 2. Основы религиозных культур
| 2.
| Культура и религия.
| Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. .
| Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
| 3.
| Культура и религия.
| Формирование понимания связи между культурой и религией.
| Формирование познавательных УУД: структурирование знаний.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| Культура и религия. Культурный человек, культура поведения.
| 4.
| Возникновение религий. Древнейшие верования.
| Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога.
| Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
| Пантеон Многобожие. Завет. Храм.
| 5.
| Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
| Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях.
| Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм.
| 6.
| Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.
| Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.
| Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Веды, Типитака, Танах.
| 7.
| Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.
| Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.
| Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Тора, Библия, Коран.
| 8.
| Хранители предания в религиях мира.
| Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.
| Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама.
| 9.
| Добро и зло Возникновение зла в мире.
| Формирование знания о возникновении в мире зла.
| Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
| Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.
| 10.
| Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
| Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».
| Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
| Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция
| 11.
| Человек в религиозных традициях мира.
| Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.
| Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Молитва, таинства, намаз, мантра.
| 12.
| Священные сооружения.
| Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.
| Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
| Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
| Храм, икона, синагога, мечеть.
| 13.
| Священные сооружения.
| Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.
| Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
| Минарет, ступа, пагода
| 14.
| Искусство в религиозной культуре.
| Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама.
| Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Искусство. Икона, каллиграфия, арабески.
| 15.
| Искусство в религиозной культуре.
| Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма.
| Семисвечник, способы изображения Будды
| 16.
| Творческие работы ученика
| Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.
| Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
|
| 17.
| История религий в России.
| Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.
| Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Митрополия, Патриарх, монах, монастырь,
Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.
| 18.
| История религий в России.
| Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности.
| Митрополия, Патриарх, монах, монастырь,
Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.
| 19 -
20.
| Религиозные ритуалы, обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве
| Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России.
| Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.
| 21.
| Паломничества и святыни.
| Формирование представления о главных святынях мировых религий.
| Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
| Паломничество, мощи. Хадж. Накхор.
| 22-23
| Праздники и календари.
| Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России.
| Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган.
|
| Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица).
Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.
| 24.
| Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
| Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
.
| Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
| Заповеди, притча, бодхисатва.
| 25.
| Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
| 26.
| Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
| Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».
| Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.
| Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
| Милосердие, сострадание, милостыня.
| 27.
| Семья, семейные ценности.
| Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.
| Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
| Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.
| Семья.
| 28.
| Долг, свобода, ответственность, труд.
| Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.
| Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование мотивации к труду, работе на результат.
| Долг, свобода, ответственность, труд.
| Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России
| 29.
| Любовь и уважение к Отечеству.
| Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.
| Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
| Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
| Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
| 30.
| Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
| 31 - 34
| Итоговая презентация творческих проектов.
| Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа
России.
| Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
| |