Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей»





Скачать 124.67 Kb.
НазваниеУрок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей»
Дата публикации10.08.2014
Размер124.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей».
Тип урока: УОНЗ.
Цели: 1) Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение исторических событий 1941-1944г. (блокады Ленинграда).

2) Формировать УУД:

- Личностные: личностное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:


  1. Личностные: внутренняя позиция на установление школьником связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется и нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор.




  1. Предметные: создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны , образ войны, в которой народ вновь, как и в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; разбираться в основных событиях Великой Отечественной войны.

  2. Метапредметные:

Р: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом и иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Задачи:

1) воспитательные: воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи; чувство ответственности за судьбу своей страны, которую нужно беречь не только от внешних захватчиков, но и от человеконенавистничества.

2) развивающие: содействовать развитию интереса к истории, кругозора и речи детей, творческого воображения;

3) образовательные: создать условия для формирования и расширения представлений учащихся о Великой Отечественной войне и её героях.

Основные понятия: блокада Ленинграда; блокадный хлеб; дорога жизни.
Межпредметные связи: математика, информатика, окружающий мир.
Ресурсы: 1) основные: презентация «900 дней и ночей»; мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран; симфония «Ленинградская»; музыка «Поклонимся великим тем годам»; выставка книг о блокаде Ленинграда; письма в виде треугольников.

2) дополнительные: еженедельник (для самооценки); алгоритм самооценки.
Метод обучения: деятельностный.
Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.
Домашнее задание: обязательное: Уч. с. 56- 59 - пересказ;

по желанию: проект, презентация или сообщение по изученной теме.



Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня мы проведём с вами необычный урок, т.к. на нём присутствует много гостей. Поприветствуем их.

3. Знакомство с планом урока.

- Обратите внимание на план нашего урока. Помощницей нашего урока звезда, которая будет указывать путь, на каком этапе урока мы находимся.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.


К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)

Цели:

- организовать актуализацию знаний учащихся событий 1941 года;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1). Вступительное слово учителя.

- Урок я начну со стихотворения Щипачёва

«22 июня 1941 года». (слайд 3)

- О чём это стихотворение?

2). Опрос домашнего задания.

- Началась война. Советский народ встал на защиту своей Родины. В годы войны единственной связью между солдатами и их родными были письма (треуголки), которые очень долго доходили до адресата.

- Мы тоже получили почту, в каждом из них содержится вопрос. Вам ребята нужно найти эти письма (используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса по методике В.Ф.Базарного).

Какие события происходили в сентябре 1941 года?

Расскажи, как готовились москвичи к обороне города?

Как выглядела столица в годы войны?

Почему фашистам не удалось захватить Москву?

Расскажи о героизме в боях на подступах к городу.

Когда произошла важнейшая битва под Москвой?

Вывод: в 1941 году наши войска отстояли Москву, до окончания войны было ещё далеко.


Учащиеся слушают учителя и формулируют тему урока.

Педагог обращает внимание детей на карточки с заданиями. Дети рассматривают их, обсуждают и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).


П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- Что произошло дальше? Какие трудности пережили жители нашей страны после 1941года?

Знакомы ли вам такие понятия как «блокада Ленинграда», «блокадный хлеб», «дорога жизни»?

-Какую проблему урока для себя обозначим?

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают проблему урока с помощью учителя.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий.

1. Организует постановку цели урока.

- Какую цель перед собой поставим?

(узнать о событиях, которые происходили в городе - герое Ленинграде, изучив тему «900 дней и ночей»).

2. Организует составление совместного плана действий.

План урока:

блокада Ленинграда;

блокадный хлеб;

дорога жизни;

прорыв блокады;

память жива…


С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.


П: выделение, формулирование познавательных задач, формулирование ответов на вопросы.

Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание ;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

- В качестве эпиграфа нашего урока взяты слова

«Был город – фронт,

была блокада…»
Блокада Ленинграда.

- «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом».

О. Берггольц (читают дети)
Из воспоминаний: (читают дети)
( слайд 6 и 7)
Блокадный хлеб.

- Блокада мешала завозить в город продукты питания, продовольственные склады пострадали от вражеских бомбардировок.

По карточкам горожанам выдавали только хлеб, других продуктов просто не было. 2 сентября снижение норм продажи хлеба.

( слайд 8)

«Бедный ленинградский ломтик хлеба – он почти не весит на руке»

(О. Берггольц).

2 сентября 600г. 300г.

1 октября 400г. 200г.

13 ноября 300г. 150г.

20 ноября 250г. 125г.

самая низкая норма.

Из воспоминаний главного механика Дикова 2-го Ленинградского хлебозавода. (читают дети)

Елена Рывина «Блокада» (читают дети)

Дорога жизни.

- Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы называли её «Дорогой жизни», (слайд 10).

13 ноября – принято решение о строительстве ледовой трассы по Ладоге.

17 ноября – на лёд Ладоги вышла первая разведывательная группа с задачей пройти до деревни Кобона.

23 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием.

1 декабря – по дороге жизни перевезено 800 тонн муки.

Из воспоминаний шофёра «Дороги жизни» М.Твердохлеба (читают дети)

(слайд 11).

П.Богданов «Ладога» (читают дети)

- После тяжелой холодной зимы в условиях блокады появились, наконец, первые лучи солнца, зазеленела трава. В мае возобновились занятия в школах. В осаждённом городе родилась симфония «Ленинградская», (слайд 12).

Прорыв блокады.

(слайд 13)

  1. января 1943г. – началась операция по прорыву блокады .

18 января 1943г. – блокада Ленинграда была прорвана.

От Советского информбюро сообщение 19 января 1943 года.

Из выступления по радио 3 февраля 1944г. О.Берггольц

(слайд 14)

- 27 января 1944г. – враг отброшен от города на 100км. Освобождение Ленинграда от вражеской блокады завершено!

Через год, город Ленинград был награждён Орденом Ленина.
Память жива…

а). Монумент на Пискарёвском кладбище.

(слайд 15)

б). Указ о присвоении город- герой Ленинград.

в). Выставка книг о блокаде Ленинграда.


Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание.

Читают вслух.

Читают вслух.

Читают воспоминания.
Читают стихотворение.

Слушают симфонию, делятся впечатлениями.


Читают.

Рассматривают монумент.
Знакомятся с указом.

Узнают книги о блокаде Ленинграда.

П: выделение, формулирование познавательных задач, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Р: умение работать по коллективно составленному плану

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7 мин)

Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику с.60.

- Обратите внимание на дневник Тани Савичевой Ленинградской школьницы, которой в начале войны было 11 лет.

(работа проводится по методике академика Базарного с использованием сенсорно- координаторных тренажей в позе свободного стояния 5мин.).

Ольга Берггольц «Армия» (читают дети)


Работают по учебнику.


Читают.

Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;

П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

а) Работа по индивидуальным маршрутным листам на проверку усвоения нового знания.

Выполняют задание самостоятельно на листочках.


Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму.

Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;


- воспитывать чувство патриотизма, уважения к погибшим в войне.

- О чем мы сегодня говорили на уроке? (слайд 16) Что нового узнали? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, все ли было понятно?


Минута молчания.

Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Дети встают и слушают музыку.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, чувства гордости за свою страну.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconНазвание: 900 дней и ночей
Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок истории «Блокада Ленинграда»
Он длился с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года – 900 дней и вошел в историю под названием «Блокада». Мы посвятим наш урок...
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconПродолжительность поездки 8 дней / 7 ночей
Даты организации 20. 27. 06; 27. 06. 04. 07.; 25. 07. 01. 08.; 01. 08. 08. 08. 2011г
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconКлассический лондон 8 дней / 7 ночей
Заезды по субботам: su-245, 08: 30-09. 45 / su-246, 13. 30-20: 10; su-239, 06: 30-07. 35 / su-244, 22. 35-05: 20
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconТрадиционные ж/д туры в Санкт –Петербург (до апреля 2014г.)
Город над вольной Невой (понедельник среда). 10 дней / 9 ночей. Цена от 14 290 руб
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» icon7 дней / 6 ночей цюрих – (Штайн ам Райн Шаффхаузен – Рейнский водопад)
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconВнеклассное мероприятие. Тема: «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев»
Тема: Разрешите наше любопытство, Ермак Тимофеевич. (Посвящается 430-летию похода дружины Ермака в Сибирь). 28
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру»
...
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок истории в 8 классе по теме
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconВеликобритания spo # 048 лондон 8 дней / 7 ночей
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей» iconКонспект факультативного занятия в 11 классе по теме
«Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск