Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.03.2014
Размер74.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"-это правда истории или вымысел ?»

Преподаватели Зимина Татьяна Александровна,

Беззубов Сергей Сергеевич




Цели:

  • формирование представления о том, как исторические события отражаются в художественном произведении;

  • сформировать личную позицию каждого ученика к Бородинской битве и стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

  • развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.

Оборудование:

  • портрет М.Ю.Лермонтова,

  • видеофрагмент "Отечественная война 1812 года”,

  • компьютер, медиапроектор,

  • презентация

План урока:

    1. Орг.момент.

    2. Постановка проблемного вопроса. Формулирование целей и задач урока.

    3. Слово о поэте М.Ю.Лермонтове: причины обращения к теме Бородинского сражения.

    4.   Историческая справка о Бородинском сражении.

    5. Выразительное чтение стихотворения.

    6.   Работа с текстом:

А)работа с историческими терминами )кроссворд );

Б)сравнение исторических фактов со строками стихотворения;

В)определение настроения солдат;

Г)Анализ образа героя-рассказчика;

    1. Итоги урока.

    2.       Домашнее задание.

Эпиграф урока:

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


М.Ю.Лермонтов

Ход урока

  1. Орг. момент.

2.Постановка проблемного вопроса. Формулирование целей и задач урока.

На доске изображена линия времени и отмечены 3 даты. Ребята, помогите восстановить ход исторических событий, соотнесите дату и событие.

Даты: 1812, 1837, 2012

События: Бородинское сражение, Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», Год истории.

(Ребята выходят по очереди к доске и на линии времени отмечают дату и событие)

-Как вы думаете, ребята, что связывает эти три даты, которые будут в центре внимания нашего сегодняшнего урока? (200-летие Бородинской битвы и 175-летие стихотворения «Бородино»). А как может быть связано художественное произведение- стихотворение «Бородино» и Бородинское сражение- главное историческое событие войны1812года? (Гипотезы учеников)

Итак, вы считаете, что стих-ие Лермонтова-отражение исторического героического прошлого русского народа. А я считаю, что это художественный вымысел.

Таким образом, перед нами проблема: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»- это правда истории или художественный вымысел? ( слайд 1 презентации)

Каким образом мы сможем это выяснить? (надо прочитать, проанализировать стих-ие, сравнить с историческими фактами и сделать вывод)

Предлагаю найти доказательства.

Слово учителя. У нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе, то есть это будет интегрированный урок. Поэтому мы пригласили на урок учителя истории Беззубова С.С., а также уважаемых гостей.

Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!” (сл.2)

3.Слово о поэте М.Ю.Лермонтове: причины обращения к теме Бородинского сражения.

-Как вы думаете, почему М.Ю.Лермонтов обратился к теме Бородинского сражения? (ответы учеников) (сл.3)

-Обращение к этой теме не случайно- это героическое прошлое нашего народа, которым восхищался поэт.

А что вы знаете, ребята, о той битве, которой в этом году исполняется 200-летие?( ответы)

Поскольку вы ещё не изучаете историю России, то мы попросим рассказать более подробно о Бородинской битве учителя истории.

4. Историческая справка о Бородинском сражении. )видеофрагмент)

Историческая справка. http://www.hrono.info/sobyt/borodino.html

 Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Выясним, что вы запомнили из рассказа? Ответьте на вопросы Слайд 4

5 Сейчас мы прочитаем стихотворение "Бородино”.

Но прежде чем обратиться к его анализу, я вам предлагаю таблицу (сл. 5),заполняя которую мы сможем найти ответ на проблемный вопрос.

-Чтение стихотворения

Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?

6. Работа с текстом.

А) Если вы внимательно читали «Бородино», то заметили ,что в стихотворении есть слова – военные термины. Проверим их значение.

-Отгадаем кроссворд. Слайды 6-12

-Как вы думаете, для чего поэт ввел в текст военные термины и в какую колонку таблицы мы их отметим? Слайды 13

Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке? (Да, есть, тексты объединены одной темой – темой Бородинского сражения)

Б). Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

Первый факт анализируем вместе с классом, затем групповая работа.

Групповая работа. Слайд14- девятнадцатый

Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

 







1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*

Мы долго молча отступали…

И вот нашли большое поле…

2 группа

Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.*

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

3 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

4 группа

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).

Заполнение таблицы "Правда истории – вымысел»

В какой столбик таблицы "Правда истории – вымысел” следует занести "Эпизоды Бородинского боя”. (В столбик "Правда истории”)

У.: Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.

Определим настроение героев стихотворения.

В). Задание группе №1 слайд20

Цель следующей работы – найти доказательство, что в тексте есть вымысел.

Какое настроение было у солдат, когда они "долго молча отступали”?

Дети отвечают.

Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?

С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства. 

Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними. 

Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения? Объясните, почему. Табличка "Настроение героев” заносится в колонку "Вымысел”

Задание группе №2 слайд21Задание группе №2:

Цель следующего этапа работы – выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.

Определите, есть ли в стихотворении портрет рассказчика и указание на его возраст. Почему?

Какими чертами личности он, по-вашему, обладал?

Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?

Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит "Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

Вопрос: к правде истории или вымыслу мы отнесём образ героя-рассказчика?

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

Обобщите материал. (Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).

К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка). (К вымыслу)

Правда

Вымысел

Эпизоды Бородинского боя

Настроение, чувства мысли героев

Образ героя-рассказчика

7. Итоги урока.

Подводим итог нашей работе. Слайд22

Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения? (Сочетание правды и вымысла)

-Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? (Ответы детей).

Слово учителя.

В этом году,26 августа, мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).слайд23

Оценки. Отметки.

Домашнее задание. Слайд24

Вспомнить, какие художественные произведения, ранее изученные нами, связаны с историческими событиями

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск