Автор урока: Коровина Виктория Станиславовна
Территория: Левокумский муниципальный район, с.Левокумское
Наименование учреждения: Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Краткая аннотация: вводное занятие по истории в 6 классе по теме « Восточные славяне в VI - IX вв.»
СЦЕНАРИЙ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА .
(урок проводится индивидуально с ребёнком-инвалидом в сети Интернет)
Тема урока
| Восточные славяне в VI - IX вв.
| Предмет
| История средних веков.
| Класс
| 6 класс
| Тип урока
| Дистанционный урок изучения нового материала.
| Форма урока
| урок истории с применением дистанционных технологий
| Цель урока
| создать мотивационную и ориентационную основу для изучения нового раздела – «Древнерусское государство»;
сформировать образное представление о восточных славянах: местах расселения, характере, занятиях, укладе жизни, трудовых процессах.
развивать умения анализа, абстрагирования, сравнения, обобщения при работе с историческими документами; умения работы с исторической картой.
развивать речь учащегося, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале
| Задачи урока
| Предметные:
познакомить с укладом жизни, местами расселения, обрядами восточных славян.
Метапредметные:
учить добывать информацию, работая с интернет- ресурсами : с интерактивными картами, с тестами, кроссвордами, тренажерами.
расширять словарный запас через развитие умения пользоваться ресурсами интернета;
развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
развивать навык работы на компьютере.
Личностные:
содействовать формированию интереса к жизни предков;
способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);
формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; умение вести учебный диалог; осуществлять самоконтроль; умение анализировать и оценивать свою работу.
| Формируемые УУД
|
Личностные:
Формирует действие нравственно-этического оценивания и ориентации в усваиваемом содержании;
Регулятивные:
формирование умения организации своей учебной деятельности;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
умение работать индивидуально и с учителем
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.
умение работать с различными источниками информации.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| информационно-коммуникативные технологии, активные методы обучения; деятельностный подход; личностно-ориентированная технология, работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
| Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока
| компьютер с выходом в Интернет, ресурсы информационной среды i-школа http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454 , приложения Web 2.0 LearningApps.org https://learningapps.org/myapps.php
| Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся
| умение пользоваться Skype, электронной почтой.
| Учебно-методическое обеспечение
| программа по Всеобщей истории для 5-9 классов и История государства и народов России для 6-9 классов (фрагменты, относящиеся к курсу 6 класса). Под редакцией А.О. Чубарьяна и А.А. Данилова.
| Время реализации урока
| 45 минут
|
Структура дистанционного урока
№
| Этапы урока
| Дидактические функции
| Деятельность учеников
| Время
| 1
| Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
| внешняя и внутренняя (психологическая ) подготовка учащегося к уроку
| подключение к сети Интернет, вход в Skype, приветствие учителя
| 3
| 2
| Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.
| формулирование темы урока.
| ученик открывает в i-классе урок , читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.
| 3
| 3
| Изучение новых знаний и первичное их закрепление.
| Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
| Работает со страницей в i-классе, приложениями, презентацией, высланными по электронной почте
| 10
| 4
| Физминутка.
| реализация двигательной активности, психоэмоциональная разрядка.
| Выполняет упражнения, предложенные учителем
| 5
| 5
| Изучение новых знаний и первичное их закрепление.
| Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
| Работает со страницей в i-классе, приложениями, презентацией, высланными по электронной почте
| 10
| 6
| Самостоятельная работа с самопроверкой.
| Первичная проверка понимания.
| работа с электронной почтой, выполнение теста
| 10
| 7
| Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Анализирует, оценивает свою работу на уроке
|
| 2
| 5
| Домашнее задание
|
| поиск ссылки в
i-школе, прощание с учителем, выход из сети
| 2
|
Ход занятия.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
| Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта с ребенком.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Примечание
| Звонок ученице по Skype.
Здравствуй, Настя.
Я рада тебя видеть.
Какое у тебя сейчас настроение?
Надеюсь, что настроение до конца урока у нас останется хорошим.
| Здоровается с учителем
| Включить Skype, позвонить ученице.
| II. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.
| Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Примечание
| Сегодня у нас тобой очень интересная тема. Открой в i-классе 20 урок.
Прочитай его тему.(Расселение восточных славян.)
| Открывает в i-классе 20 урок
| http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454
| Как ты думаешь, что мы будем изучать сегодня?
| Читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.
|
| Мы не только узнаем, где селились наши предки — восточные славяне, но и ответим на вопросы: К какой языковой семье они относились? Как вели свое хозяйство? С кем воевали? Как оборонялись?
Давай попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.
|
|
| III. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.
| Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Примечание
| Славяне - один из древнейших народов Земли. Исторические корни славян уходят в те времена, когда славяне выделялись из общей семьи индоевропейских, индоиранских (арийских) народов.
Кто такие индоевропейцы?
| высказывает свои предположения, ищет верный ответ на возникший вопрос.
|
| Индоевропейцы - древнейшее население огромных территорий Европы и Азии.
В IV-III тыс. до н.э. индоевропейцы разделились на группы:
Восточная группа: индийцы, иранцы, армяне, таджики;
Балтская группа: литовцы, латыши;
Славянская группа: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, хорваты;
Западноевро- пейская группа: англичане, французы, греки, итальянцы
|
| Слайд 2, 3 презентации
| Считается очевидным, что сам термин «славяне» появился впервые в письменных источниках в VI в.
Во II-VII вв. н.э. - в период Великого переселения народов - славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).
|
|
| Где же селились восточные славяне?Давай обратимся к карте.
| Называет названия племен, где расселялись.
| http://iclass.home-edu.ru/file.php/287/urok20/karta.jpg
| Как ты считаешь названия племен зависят от места их обитания?
| Высказывает предположения, ищет доказательства
| Слайд 4
| Рассмотри изображения славян разных племенных союзов. Какие сходства и различия ты видишь?Определи, какими чертами обладали славяне?
| Возможный ответ - Терпеливые, сильные, смелые, неутомимые, способные спокойно переносить голод и всякую нужду.
| http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454
| А сейчас давай прочтем, что говорил Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах и ответим на вопросы:
| Читает документы, отвечает на вопросы. (При возникновении затруднения в выполнении задания - учитель помогает наводящими вопросами.)
| Приложение 1
| На какие нравственные качества указывают авторы?
Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде славян?
| 1.Гостеприимные, преданные. 2.Селятся в лесах, у рек, озёр и болот. Хижины жалкие со многими выходами для возможности убежать в случае опасности.
3. Одежду ткали из льна и конопли, пряли из шерсти коз и овец нитки и вязали. Зимой носили шубы, сшитые из шкур домашних и диких животных. Любили славяне и украшения
|
| Открой слайд 2 презентации и посмотри, как одевались восточные славяне
| Перечисляет одежду древних славян
| Слайд 5
| А сейчас давай рассмотрим жилища древних славян и прочтем, как они назывались, и что они из себя представляли
| Читает названия жилища, выделляет его особенности
| Слайд 6, 7
| IV. Физминутка.
| Цель – реализация двигательной активности, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
| А сейчас давай немного расслабимся.
| Потягивание
Руки на пояс. Наклоны головы.- 4 раза
Закрываем глаза ладошками с поворотамии разведением рук в стороны.
Вращение кистями с подниманием рук вверх.
|
| V. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.
| Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.
| Отдохнули, теперь продолжим работу.
Ячейкой общества у славян был род или родовая община. Что такое родовая община?
| -Коллектив родственников, живших и работавших вместе.
|
| Давай прочтем, что писал Прокопий Кесарийский об общественных отношениях славян.
| Чтение исторического документа.
| Приложение 2
| Как осуществлялось управление в родовых общинах?
| Извлекая информацию из текста, делает вывод.
Важные вопросы в родовой общине решались сообща.
|
| Участие в таких собраниях принимали только мужчины-воины. Здесь же избирались предводитель родовой общины – родовой старейшина, который имел большую власть. Несколько родов объединялись в племя. Несколько племён объединялись в племенной союз или союз племён.В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (вече) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.
|
|
| Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел — бортничеством, охотой, рыболовством.
|
| Слайд 8
| Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки":
Балтийское море - Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море - Константинополь.
| Слушает аудиозапись
| http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php
| Попробуй представить себя на месте славян. Какие бы чувства ты испытала, если бы охота и рыболовство приносили скудную добычу или год оказался очень скудным на урожай?
| Предполагаемый ответ — страх голода, смерти. Если ученик затрудняется, учитель помогает ему найти ответ.
|
| Поэтому славяне искали ответ в природе, смотрели на неё, как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Как называется вера во множество богов?
Наверное, ты слышала такие слова как святилище, идол, капище, но не знала, что эти слова очень старые и относятся ко времени, когда славяне были язычниками.
Давай прочтем их определения
| Язычество
Чтение терминов в словаре.
| Словарь
| Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
|
| Слайд 9
| VI. Самостоятельная работа с самопроверкой .
| Цель – проверить усвоение материала, вести учебный диалог, развитие речи, умение выражать свои мысли.
| А сейчас давай проверим, что ты усвоила на нашем уроке.
| Решает кроссворд «Союзы племен восточных славян»
| http://LearningApps.org/682465
|
| выполняет упражнение на соответствие «Языческие боги славян»
| http://LearningApps.org/665968
|
| отвечает на вопросы викторины «Восточные славяне в древности»
| http://LearningApps.org/646509
| VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
| Понравился ли тебе урок?
Какое задание очень понравилось выполнять?
Какое задание оказалось трудным?
За что себя можешь похвалить?
| Беседа с учителем
| Можно предложииь заполнить таблицу, высланную по электронной почте. (Приложение 3)
| VIII. Домашнее задание
| Изучить материал урока 20, выполнить тест. http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=195605
Изучить исторический документ, ответить на вопрос.http://iclass.home-edu.ru/mod/assign/view.php?id=424805
Нарисовать в программе Neo Office схему управления у древних славян
Спасибо за работу, до свидания.
| Выбирает из предложенных понравившиеся задания для домашней работы.
| Задания присылаются по Skype или e-mail и объясняются учителем
|
Словарь
Индоевропейцы - древнейшее население огромных территорий Европы и Азии.
Бортничество-бортевое пчеловодство, добывание меда и воска диких лесных пчел из естественных дупел и разведение пчел в выдолбленных дуплах
Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.
Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.
Святилище — специальное место для ритуальных обрядов, к которому стягивались люди на "событие" (т. е. на совместное пребывание "со-бытие") со всего племени или даже из нескольких соседних дружественных племен.
Капище — место жертвоприношения богам и божествам
Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Дружина — княжеское войско. Приложение 1
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский.»
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую» Приложение 2 Прокопий Кесарийский. Об общественных отношениях славян.
«…Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров» Приложение 3
Получил прочные знания
| 9-10 б.
|
| Усвоил учебный материал частично
| 7-8 б.
|
| Мало понял, нужно ещё поработать
| 4-6 б.
|
| Сам справился с заданиями
| 9-10 б.
|
| Допускал ошибки
| 7-8 б.
|
| Сделал много ошибок
| 4-6 б.
|
| |