Восточные славяне в VI ix вв





Скачать 196.86 Kb.
НазваниеВосточные славяне в VI ix вв
Дата публикации13.08.2014
Размер196.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Автор урока: Коровина Виктория Станиславовна

Территория: Левокумский муниципальный район, с.Левокумское

Наименование учреждения: Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Краткая аннотация: вводное занятие по истории в 6 классе по теме « Восточные славяне в VI - IX вв.»

СЦЕНАРИЙ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА .

(урок проводится индивидуально с ребёнком-инвалидом в сети Интернет)

Тема урока

Восточные славяне в VI - IX вв.

Предмет

История средних веков.

Класс

6 класс

Тип урока

Дистанционный урок изучения нового материала.

Форма урока

урок истории с применением дистанционных технологий

Цель урока

  1. создать мотивационную и ориентационную основу для изучения нового раздела – «Древнерусское государство»;

  2. сформировать образное представление о восточных славянах: местах расселения, характере, занятиях, укладе жизни, трудовых процессах.

  3. развивать умения анализа, абстрагирования, сравнения, обобщения при работе с историческими документами; умения работы с исторической картой.

  4. развивать речь учащегося, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале




Задачи урока

Предметные:

  • познакомить с укладом жизни, местами расселения, обрядами восточных славян.

Метапредметные:

  • учить добывать информацию, работая с интернет- ресурсами : с интерактивными картами, с тестами, кроссвордами, тренажерами.

  • расширять словарный запас через развитие умения пользоваться ресурсами интернета;

  • развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

  • развивать навык работы на компьютере.

Личностные:

  • содействовать формированию интереса к жизни предков;

  • способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);

  • формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; умение вести учебный диалог; осуществлять самоконтроль; умение анализировать и оценивать свою работу.

Формируемые УУД


Личностные:

  • Формирует действие нравственно-этического оценивания и ориентации в усваиваемом содержании;

Регулятивные:

  • формирование умения организации своей учебной деятельности;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

  • умение работать индивидуально и с учителем

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи, современных средств коммуникации.

  • умение работать с различными источниками информации.



Используемые педагогические технологии, методы и приемы

информационно-коммуникативные технологии, активные методы обучения; деятельностный подход; личностно-ориентированная технология, работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока

компьютер с выходом в Интернет, ресурсы информационной среды i-школа http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454 , приложения Web 2.0 LearningApps.org https://learningapps.org/myapps.php

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся

умение пользоваться Skype, электронной почтой.

Учебно-методическое обеспечение

программа по Всеобщей истории для 5-9 классов и История государства и народов России для 6-9 классов (фрагменты, относящиеся к курсу 6 класса). Под редакцией А.О. Чубарьяна и А.А. Данилова.

Время реализации урока

45 минут


Структура дистанционного урока




Этапы урока

Дидактические функции

Деятельность учеников

Время

1

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

внешняя и внутренняя (психологическая ) подготовка учащегося к уроку

подключение к сети Интернет, вход в Skype, приветствие учителя

3

2

Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.

формулирование темы урока.

ученик открывает в i-классе урок , читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.

3

3

Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

Работает со страницей в i-классе, приложениями, презентацией, высланными по электронной почте

10

4

Физминутка.

реализация двигательной активности, психоэмоциональная разрядка.

Выполняет упражнения, предложенные учителем

5

5

Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

Работает со страницей в i-классе, приложениями, презентацией, высланными по электронной почте

10

6

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Первичная проверка понимания.

работа с электронной почтой, выполнение теста

10

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Анализирует, оценивает свою работу на уроке




2

5

Домашнее задание




поиск ссылки в

i-школе, прощание с учителем, выход из сети

2


Ход занятия.



I. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта с ребенком.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Звонок ученице по Skype.

Здравствуй, Настя.

Я рада тебя видеть.

Какое у тебя сейчас настроение?

Надеюсь, что настроение до конца урока у нас останется хорошим.

Здоровается с учителем

Включить Skype, позвонить ученице.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.

Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Сегодня у нас тобой очень интересная тема. Открой в i-классе 20 урок.

Прочитай его тему.(Расселение восточных славян.)

Открывает в i-классе 20 урок


http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454

Как ты думаешь, что мы будем изучать сегодня?

Читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.




Мы не только узнаем, где селились наши предки — восточные славяне, но и ответим на вопросы: К какой языковой семье они относились? Как вели свое хозяйство? С кем воевали? Как оборонялись?

Давай попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.







III. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Славяне - один из древнейших народов Земли. Исторические корни славян уходят в те времена, когда славяне выделялись из общей семьи индоевропейских, индоиранских (арийских) народов.

Кто такие индоевропейцы?

высказывает свои предположения, ищет верный ответ на возникший вопрос.




Индоевропейцы - древнейшее население огромных территорий Европы и Азии.

В IV-III тыс. до н.э. индоевропейцы разделились на группы:

  1. Восточная группа: индийцы, иранцы, армяне, таджики;

  2. Балтская группа: литовцы, латыши;

  3. Славянская группа: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, хорваты;

  4. Западноевро- пейская группа: англичане, французы, греки, итальянцы




Слайд 2, 3 презентации

Считается очевидным, что сам термин «славяне» появился впервые в письменных источниках в VI в.

Во II-VII вв. н.э. - в период Великого переселения народов - славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).







Где же селились восточные славяне?Давай обратимся к карте.

Называет названия племен, где расселялись.

http://iclass.home-edu.ru/file.php/287/urok20/karta.jpg

Как ты считаешь названия племен зависят от места их обитания?

Высказывает предположения, ищет доказательства

Слайд 4

Рассмотри изображения славян разных племенных союзов. Какие сходства и различия ты видишь?Определи, какими чертами обладали славяне?

Возможный ответ - Терпеливые, сильные, смелые, неутомимые, способные спокойно переносить голод и всякую нужду.


http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=41454

А сейчас давай прочтем, что говорил Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах и ответим на вопросы:

Читает документы, отвечает на вопросы. (При возникновении затруднения в выполнении задания - учитель помогает наводящими вопросами.)

Приложение 1

  1. На какие нравственные качества указывают авторы?

  2. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?



  1. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде славян?




1.Гостеприимные, преданные.
2.Селятся в лесах, у рек, озёр и болот. Хижины жалкие со многими выходами для возможности убежать в случае опасности.

3. Одежду ткали из льна и конопли, пряли из шерсти коз и овец нитки и вязали. Зимой носили шубы, сшитые из шкур домашних и диких животных. Любили славяне и украшения




Открой слайд 2 презентации и посмотри, как одевались восточные славяне

Перечисляет одежду древних славян

Слайд 5

А сейчас давай рассмотрим жилища древних славян и прочтем, как они назывались, и что они из себя представляли

Читает названия жилища, выделляет его особенности

Слайд 6, 7

IV. Физминутка.

Цель – реализация двигательной активности, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

А сейчас давай немного расслабимся.

  1. Потягивание

  2. Руки на пояс. Наклоны головы.- 4 раза

  3. Закрываем глаза ладошками с поворотамии разведением рук в стороны.

  4. Вращение кистями с подниманием рук вверх.




V. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.

Отдохнули, теперь продолжим работу.

Ячейкой общества у славян был род или родовая община. Что такое родовая община?

-Коллектив родственников, живших и работавших вместе.




Давай прочтем, что писал Прокопий Кесарийский об общественных отношениях славян.

Чтение исторического документа.

Приложение 2

Как осуществлялось управление в родовых общинах?

Извлекая информацию из текста, делает вывод.

Важные вопросы в родовой общине решались сообща.




Участие в таких собраниях принимали только мужчины-воины. Здесь же избирались предводитель родовой общины – родовой старейшина, который имел большую власть. Несколько родов объединялись в племя. Несколько племён объединялись в племенной союз или союз племён.В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (вече) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.







Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел — бортничеством, охотой, рыболовством.




Слайд 8

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": 
Балтийское море - Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море - Константинополь.

Слушает аудиозапись

http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php

Попробуй представить себя на месте славян. Какие бы чувства ты испытала, если бы охота и рыболовство приносили скудную добычу или год оказался очень скудным на урожай?

Предполагаемый ответ — страх голода, смерти. Если ученик затрудняется, учитель помогает ему найти ответ.




Поэтому славяне искали ответ в природе, смотрели на неё, как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Как называется вера во множество богов?

Наверное, ты слышала такие слова как святилище, идол, капище, но не знала, что эти слова очень старые и относятся ко времени, когда славяне были язычниками.

Давай прочтем их определения

Язычество

Чтение терминов в словаре.

Словарь

Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.




Слайд 9

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель – проверить усвоение материала, вести учебный диалог, развитие речи, умение выражать свои мысли.

А сейчас давай проверим, что ты усвоила на нашем уроке.

Решает кроссворд «Союзы племен восточных славян»

http://LearningApps.org/682465




выполняет упражнение на соответствие «Языческие боги славян»

http://LearningApps.org/665968




отвечает на вопросы викторины «Восточные славяне в древности»

http://LearningApps.org/646509

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Понравился ли тебе урок?

Какое задание очень понравилось выполнять?

Какое задание оказалось трудным?

За что себя можешь похвалить?

Беседа с учителем

Можно предложииь заполнить таблицу, высланную по электронной почте. (Приложение 3)

VIII. Домашнее задание

  1. Изучить материал урока 20, выполнить тест. http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=195605

  2. Изучить исторический документ, ответить на вопрос.http://iclass.home-edu.ru/mod/assign/view.php?id=424805

  3. Нарисовать в программе Neo Office схему управления у древних славян


Спасибо за работу, до свидания.

Выбирает из предложенных понравившиеся задания для домашней работы.

Задания присылаются по Skype или e-mail и объясняются учителем


Словарь

Индоевропейцы - древнейшее население огромных территорий Европы и Азии.

Бортничество-бортевое пчеловодство, добывание меда и воска диких лесных пчел из естественных дупел и разведение пчел в выдолбленных дуплах

Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.

Святилище — специальное место для ритуальных обрядов, к которому стягивались люди на "событие" (т. е. на совместное пребывание "со-бытие") со всего племени или даже из нескольких соседних дружественных племен.

Капище — место жертвоприношения богам и божествам

Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Дружина — княжеское войско.
Приложение 1

Прокопий Кесарийский о славянах и антах

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский.»

Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую»
Приложение 2
Прокопий Кесарийский. Об общественных отношениях славян.

«…Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров»
Приложение 3


Получил прочные знания

9-10 б.




Усвоил учебный материал частично

7-8 б.




Мало понял, нужно ещё поработать

4-6 б.




Сам справился с заданиями

9-10 б.




Допускал ошибки

7-8 б.




Сделал много ошибок

4-6 б.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма вступительных экзаменов в сгу по истории россии восточные славяне
Восточные славяне. Праславяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные...
Восточные славяне в VI ix вв iconРекомендации
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Восточные славяне в VI ix вв iconИтоги Интернет-конференции «Августовский педсовет фипи» 2008 года
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Восточные славяне в VI ix вв iconЭкзаменационные вопросы по истории. Происхождение восточных славян....
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
Восточные славяне в VI ix вв iconВосточные славяне ныне население, говорящее на русском, украинском...
Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические...
Восточные славяне в VI ix вв iconИспользуемые методы, приемы средства
Факторы, влияющие на развитие страны. Восточные славяне. Происхождение, верования, хозяйство
Восточные славяне в VI ix вв iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «история»
Восточные славяне в мировом историческом процессе VI-VIII вв.: проблема этногенеза
Восточные славяне в VI ix вв iconЭкзаменационные вопросы Восточные славяне. Образование Древнерусского государства
...
Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма вступительных испытаний по истории Восточные славяне в...
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения...
Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Восточные славяне и их соседи в древности: теории происхождения и расселения восточных славян. Проблемы этногенеза. Основные занятия...
Восточные славяне в VI ix вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План урока истории в 10 классе «Восточные славяне в VIII-IX вв.» (по учебнику Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до...
Восточные славяне в VI ix вв iconПлан История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй
Необходимо также дать определение исторического источника, указать виды исторических источников, рассмотреть основные этапы развития...
Восточные славяне в VI ix вв iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История»
Восточные славяне: Племена восточных славян в VIII – IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный...
Восточные славяне в VI ix вв iconВосточнославянские племена и их соседи Современные
То есть, восточные славяне понятие этноисторическое. История восточных славян начинается с того периода, когда из общеславянского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск