Оплата по-тюменски





Скачать 201.21 Kb.
НазваниеОплата по-тюменски
Дата публикации20.08.2014
Размер201.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОПЛАТА ПО-ТЮМЕНСКИ.

От «подушевого» финансирования – «к подушной» оплате за урок.
(Заключение Профсоюза на постановление Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных уч­реждений в Тюменской области», предусматривающее введение новых условий оплаты труда в общеобразовательных учреждениях в Тюменской области)


I.Исходные положения для анализа



С апреля 2005 года в порядке эксперимента, а с 1 сентября 2005 г. повсеместно (за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) оплата труда работников общеобразовательных учреждений в Тюменской области строится на принципах, существенно отличающихся от условий оплаты труда, основанных на Единой тарифной сетке, применяемой до настоящего времени в других субъектах Российской Федерации.

Для работников общеобразовательных учреждений, за исключением учителей и руководителей, не установлено централизованного порядка регулирования размеров и условий оплаты труда. Размеры и условия оплаты труда таких работников определяются работодателем при заключении трудовых договоров, а в ряде случаев предусматривается заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами.

Регулирование условий оплаты труда учителей и руководителей общеобразовательных учреждений предусмотрено постановлением Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных уч­реждений в Тюменской области», принятым, как следует из преамбулы, в целях реализации Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ, финансового обеспечения в соответствии с установленными нормативами государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Указанным постановлением утверждена методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных уч­реждений (далее сокращенно – Методика), которая определена в качестве системы оплаты и стимулирования труда работников государственных общеобразовательных учреждений Тюменской области и рекомендована главам муниципальных образований области для использования в муниципальных общеобразовательных учреждениях начиная с 1 января 2005 г., но не позднее 1 сентября 2005 г. Наряду с этим, по имеющейся информации, на заседании коллегии Департамента образования и науки Тюменской области были одобрены комментарии к указанной Методике, которые не имеют официального статуса, но получили распространение и рекомендуются к применению в общеобразовательных учреждениях.

Методика предусматривает следующий порядок формирования фонда заработной платы общеобразовательных учреждений.

1. Фонд оплаты труда (далее сокращенно - ФОТ) формируется в соответствии с государственным заданием по предоставлению государственных услуг бюджетными учреждениями на основании утверждаемого ежегодно законом о региональном бюджете норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося для обеспечения реализации государственного образовательного стандарта общего образования и складывается с учетом количества обучающихся в общеобразовательном учреждении.

При этом доля ФОТ в общем нормативе бюджетного финансирования на одного обучающегося определена в объеме 90-95% и включает все расходы на заработную плату.

2. Органу местного самоуправления предоставлено право снижать на 5% ФОТ общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании и централизовать эти средства на стимулирование труда работников, в первую очередь руководителей (преимущественно в виде премий).

3. 95 % от норматива ФОТ, определенного на региональном уровне, направляется общеобразовательным учреждениям, из которого:

70 % составляет тарифную и надтарифную части (включая надбавки и доплаты за классное руководство, заведование кабинетом);

30 % составляет стимулирующую часть, которая распределяется ежемесячно в полном объеме.

4. Из 70% средств, приходящихся на тарифную и надтарифную части ФОТ,

85% приходится на оплату педагогических работников, осуществ­ляющих учебный процесс, т.е. учителей, причем, непосредственно на тарифную часть оплаты учительского труда приходится 84%, а остальные средства используются на доплаты за классное руководство, заведование кабинетом);

15% остается на оплату труда остального персонала (административно-управленческого пер­сонала, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала, педагогического персонала, не связанного с учебным процессом).

5. Для оплаты труда учителей за преподавательскую работу за основу принимается тарифная стоимость «педагогической услуги» - руб./ученико-час., т.е. размер оплаты учителя в рублях за один час преподавательской работы за одного обучающегося.

Тарифная стоимость «педагогической услуги» рас­считывается путем умножения тарифной части годового фонда оплаты труда учителей на количество дней в учебном году (245) и деления полученного результата на годовое количество часов по учебному плану, на количество учащихся (отдельно по каждому классу) и на календарное количество дней в году (365).

В результате образуется не реальная, а среднегодовая тарифная стоимость «педагогической услуги» - руб./ученико-час для обеспечения выплаты заработной платы в течение календарного года с учетом отпускных и каникулярного времени.

6. Учебный план разрабатывается самостоятельно каждым общеобра­зовательным учреждением. Максимальная учебная нагрузка не может пре­вышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом (нормы САНПиНа).

Установлено, что реализация федерального компонента базисного учебного плана обяза­тельна для всех общеобразовательных учреждений.

Региональный компонент вводится по решению органа управления об­щеобразовательного учреждения по согласованию с департаментом образо­вания и науки Администрации области.

7. Тарифная стоимость «педагогической услуги» увеличивается по двум показателям на:

«повышающий коэффициент сложности по предмету» и

«коэффициенты, учитывающие категории педагогов, осуществляющих учебный процесс».

Если в Методике под категорией педагога подразумевается квалификационная категория учителя, то за II-ую квалификационную категорию тарифная стоимость «педагогической услуги повышается на 5%; за I-ую – на 10%; за высшую – на 15%.

При отсутствии у учителя квалификационной категории размер оплаты за 1 ученико-час остается прежним, поскольку стаж педагогической работы во внимание не принимается и не дает право на увеличение размера стоимости 1 ученико-часа, принимаемого для расчета его заработной платы;

Для определения повышающего коэффициента за «сложность предмета» учебные предметы, а следовательно и преподающие их учителя, распределены на 4 группы сложности:

1 группа (русский язык, литература, иностранный язык, математика, 1 класс начальной школы) дает право на увеличение стоимости 1 ученико-часа на 15%;

2 группа (история, обществознание, география, био­логия, информатика, физика, химия, 2-4 классы начальной школы) – на 10%;

3 группа (право, экономика, технология) – на 5%;

4 группа (астрономия, физвоспитание, изо, музыка, черчение, ОБЖ) – стоимость 1 ученико-часа не увеличивается.

8. Определение оплаты труда учителя осуществляется путем умножения тарифной стоимости «педагогической услуги» руб./1уч.-час, увеличенной за квалификацию учителя и за сложность предмета (либо оставшейся прежней без увеличения, если отсутствует квалификационная категория), на количество часов по учебному плану в каждом классе и на количество обучающихся также в каждом классе, в котором учитель ведет преподавание.

Если учитель преподает несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

Методика предусматривает, что «в норму рабочего времени, применяемую общеобразовательным учреж­дением при исчислении заработной платы, входит аудиторная и неаудитор­ная занятость».

9. Учителям помимо определенной таким образом оплаты производятся выплаты компенсационного характера в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее сокращенно – ТК РФ), а также за классное руководство и заведование кабинетом. Проверка письменных работ дополнительной оплате не подлежит, т.к. вменена в обязанность учителя и учтена при определении сложности предмета.

10. Оплата труда педагогических работников, «не связанных с учебным процессом» (педагоги-психологи и др.), а также других работников учреждения (за исключением учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала) определяется непосредственно руководителем при заключении с работником трудового договора.

Оплата труда учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала осуществляется на основании договора подря­да, заключаемого как с физическими лицами, так и с юридическими лицами.

В случае сокращения фонда оплаты труда для данных категорий работников увеличивается фонд оплаты труда для учителей, и, соответственно, тарифная стои­мость педагогической услуги, т.е. 1 ученико-час. в рублях, принимаемый за основу при исчислении заработной платы учителей.

11. Заработная плата руководителей общеобразовательных учреждений определяется при заключении трудового договора с учредителем, исходя из средней зарплаты педагогических работников данного учреждения и группы по оплате труда руководителей, к которым относится учреждение по объемным показателям.

Аттестация руководителей на первую категорию обязательна при назначении на должность. Зависимость заработной платы руководителя от наличия высшей квалификационной категории не установлена.

Из Методики вытекает, что трудовой договор с руководителем должен предусматривать «дополнительное условие от­несения к обязанностям руководителя учреждения: а) обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам; б) осуществления мероприятий по эффективному использованию фи­нансовых и материальных средств; в) выполнения общих требований (качество, здоровье, воспитание и др.).». Исполнение этих «дополнительных» обязанностей, по всей видимости, должно влиять на размер (увеличение или уменьшение) заработной платы руководителя.

12. Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения обеспечивается за счет стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения (30% ФОТ) и включает:

а) ежемесячные доплаты за ученые степени доктора наук, кандидата на­ук, за почетное звание СССР или Российской Федерации "Заслуженный ра­ботник...", за орден СССР или Российской Федерации;

б) иные выплаты стимулирующего характера (премии и т.д.).

Ежемесячные доплаты работникам, имеющим государственные на­грады (включая почетные звания) СССР или Российской Федерации, ученую cтепень доктора наук или кандидата наук, устанавливаются в размере:

а) за ученую степень доктора наук - 3600 рублей;

б) за ученую степень кандидата наук - 3000 рублей;

в) за почетное звание СССР или Российской Федерации "Заслуженный работник...", соответствующее профилю выполняемой работы, - 3000 рублей;

г) за орден СССР или Российской Федерации - 1800 рублей.

За счет стимулирующей части фонда оплаты труда также осуществ­ляется социальная поддержка в форме единовременного вознаграждения педагогическим работникам по достижении пенсионного возраста вне зависимости от продолжения или прекращения ими трудовых отношений с обще­образовательным учреждением в размере 20 тысяч рублей.
II. Экономико-правовой анализ региональной системы оплаты труда в Тюменской области
1. Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных уч­реждений в Тюменской области определена на уровне регионального нормативного правового акта в качестве системы оплаты труда и стимулирования труда работников государственных общеобразовательных учреждений Тюменской области.

Как региональная система оплаты труда Методика не предусматривает установление:

тарифной системы оплаты труда, которая в соответствии с частью 4 статьи 143 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2005 г. № 122-ФЗ) должна устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно для работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений с включением основных ее элементов: тарифных ставок (окладов), тарифной сетки, тарифных коэффициентов;

фиксированных (гарантированных) размеров ставок заработной платы или окладов, отсутствие которых недопустимо, т.к. противоречит нормам ТК РФ (ст. ст. 57, 129, 143, 147, 155, 157, 333).

2. Отсутствие в Методике фиксированных размеров ставок заработной платы для учителей нарушает положения статьи 333 ТК РФ, постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающие зависимость между законодательно установленными для учителей нормами часов педагогической работы и ставками заработной платы, исходя из которых за превышение установленных норм производится соответствующая оплата труда.

Нарушаются также основополагающие начала в регулировании оплаты труда учителей:

гарантии, предусматривающие выплату ставки заработной платы в полном размере отдельным учителям, которым не может быть обеспечен полный объем учебной нагрузки (учителям 1-4 классов (при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам), учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений и в других случаях);

гарантии по выплате до конца учебного года учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной при тарификации нагрузкой, заработной платы в размере не ниже ставки, если оставшаяся нагрузка будет ниже установленной нормы за ставку;

принцип, при котором учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, допускается только с письменного согласия работника.

3. Методика предусматривает порядок определения и расчета заработной платы только для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, а не для всех работников образовательных учреждений (в т.ч. общеобразовательных), как это установлено федеральным законодательством.

4. Установленная в Методике прямая зависимость оплаты труда учителей за каждый час преподавательской работы от количества учеников в каждом классе (п.п. 9,10) не подкреплена объективными основаниями и сложившимся порядком регулирования этих вопросов, поскольку в общеобразовательных учреждениях учитель обучает не индивидуально каждого ученика, а ведет преподавательскую работу по предмету для всего класса в пределах установленного количества часов по учебному плану независимо от наполняемости каждого класса.

Если количество обучающихся в классе не превышает предельную их наполняемость, то не должно иметь значения, для какого количества единовременно учитель проводит урок, поскольку затрачивается одинаковое количество рабочего времени (академический час).

Кроме того, обеспечение установленной наполняемости классов не входит в обязанность учителя, в связи с чем неправомерно снижать размер оплаты его труда за проведенные уроки по предмету в классе с меньшей наполняемостью.

Позиция профсоюза о необходимости осуществления компенсации учителям в виде доплат за превышение предельного количества обучающихся в классе, поскольку это нарушает установленные нормы обслуживания за один час его работы, не означает, что за меньшее количество учеников надо платить меньше, т.к. количество часов по предмету на такой класс не уменьшается, а также не изменяется характер и содержание трудовой функции учителя.

5. Методика устанавливает прямую зависимость стоимости «педагогической услуги» (руб./ученико-час) от количества учебных часов в учебном плане учреждения (п. 10). Так, для увеличения стоимости педагогической услуги - 1 ученико-часа, от которого зависит средняя заработная плата учителя (и в свою очередь зарплата руководителя), учреждение заинтересовано сокращать количество часов по учебному плану. Такая зависимость приводит к искусственному сокращению учебного плана и одновременно к увеличению доли платных дополнительных образовательных услуг, осуществляемых в рамках обязательной части БУПа (государственного стандарта), что грубо нарушает законодательство РФ в области образования.

В некоторых случаях учебный план сокращен на 25% (исключено бесплатное для обучающихся количество учебного времени, отводимого на региональный и школьный компонент, за счет которого, например, проводились занятия по физкультуре в объеме 3 часов в неделю в каждом классе, проводились индивидуальные занятия с обучающимися).

Наряду с этим и вся педагогическая работа за пределами количества часов федерального компонента, в том числе работа групп продленного дня, занятия кружков, отнесена к разряду платных образовательных услуг.

Следовательно, помимо появления оснований для незаконной коммерциализации гарантированного бесплатного образования (т.е. целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства) в объеме государственного стандарта общего образования и дополнительных образовательных услуг, создаются предпосылки для усиления неравенства прав обучающихся, в т.ч. в возможностях получения в дальнейшем профессионального образования, поскольку снижается общий (включая бесплатный для семьи) уровень образовательной подготовки в рамках государственного стандарта.

6. В результате применения Методики становится невыгодным деление классов на подгруппы при изучении отдельных предметов, обучение детей с хроническими заболеваниями на дому, наличие других педагогических работников, которые наряду с учителями призваны обеспечивать образовательный процесс, поскольку это снижает стоимость 1 ученико-часа.

В комментариях к Методике содержатся рекомендации об осуществлении учителям, обучающим детей с хроническими заболеваниями на дому, оплаты труда не за фактическое количество затраченного учебного времени, а за доплату из фонда доплат и надбавок в ущерб тем доплатам, которые устанавливаются за классное руководство и заведование кабинетами.

Такой произвольный подход к оплате труда учителей нарушает принцип оплаты за количество труда, исходя из повышенного размера ставки, а также ущемляет интересы других учителей, которым из-за этого уменьшается объем средств, направляемых на доплаты за указанные виды дополнительной работы.

7. Отсутствие в Методике указаний на соблюдение установленных федеральным законодательством норм рабочего времени учителей (норм часов за ставку заработной платы), а также отсутствие гарантированных размеров ставок заработной платы за установленную норму рабочего времени приводит к регулированию по усмотрению работодателя минимального объема учебной нагрузки, при котором учителей либо оставляют на работе, либо увольняют, к неопределенности в вопросах порядка регулирования их рабочего времени, функциональных обязанностей, а также порядка оплаты труда.

Кроме того, неясно, на каком правовом основании и каким образом общеобразовательные учреждения будут учитывать в «норме рабочего времени», применяемой при исчислении заработной платы, «аудиторную и внеаудиторную занятость», принимая во внимание, что сами эти понятия не определены нормативно и носят оценочный характер, т.е. могут определяться самим учреждением (преимущественно руководителем учреждения).

8. При оплате труда учителей в стоимости педагогической услуги (1 ученико-час) не учитывается уровень их образования и стаж педагогической работы, относящиеся к основным показателям квалификации работника, с которой ТК РФ (статья 132) связывает размер оплаты труда работников.

При оценке квалификации во внимание принимается только наличие квалификационной категории, что нарушает принципы добровольности аттестации, поскольку вынуждает учителей участвовать в аттестационных процедурах. Методика при отсутствии у учителя квалификационной категории предусматривает один минимальный размер тарифной стоимости «педагогической услуги» независимо от уровня образования и стажа педагогической работы.

Следует отметить также крайне низкую стимулирующую роль повышающих коэффициентов за наличие квалификационных категорий, поскольку соотношение минимальной и максимальной стоимости 1 ученико-часа составляет только 15% (по 5% за каждую квалификационную категорию).

9. Предусмотренная Методикой дифференциация в оплате труда учителей по сложности преподаваемых предметов на 4 группы (п. 11), учитывая то, что речь идет только об учителях, реализующих федеральный компонент государственного стандарта, также представляется необоснованной и неправомерной, поскольку по своему содержанию и характеру такой вопрос, если в его решении есть объективная необходимость, должен, по нашему мнению, разрешаться на федеральном уровне.

10. Возложение на учителей обязанностей по проверке письменных работ или иных дополнительных функций, которые оценочно могут подпадать под понятие «внеаудиторная занятость», без внесения соответствующих изменений в должностные обязанности учителя, прежде всего в устанавливаемые на федеральном уровне тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, неправомерно, т.к. противоречит статье 143 ТК РФ.

11. Методикой (п. 13) предусмотрено, что оплата труда младшего обслуживающего персонала и учебно-вспомогательного персонала осуществляется на основе договора подряда, заключаемого в том числе с физическими лицами. Из этого следует, что при заключении с этими категориями работников учреждения гражданско-правового договора они лишаются правовых оснований для защиты своих прав как работников, так как выводятся из сферы действия защитных норм трудового законодательства.

Фактически выполняя регулярную работу в учреждении, они будут лишены таких основных трудовых прав и гарантий, как регулирование норм труда, оплаты труда за единицу рабочего времени, обеспечение времени отдыха, предоставление и оплата отпусков, оплата за сверхурочные работы, оплата учебных отпусков, оплата времени нетрудоспособности, исчисление стажа при назначении трудовой пенсии по старости, ее перерасчет через каждые 12 месяцев работы после ее назначения и т.д.

Следовательно, введение такого порядка противоречит трудовому законодательству и нарушает права этой категории работников.

12. При решении вопроса об определении размера оплаты труда руководителя общеобразовательного учреждения, с нашей точки зрения, необоснованно внесение в трудовой договор в качестве «дополнительных условий» отнесение к обязанностям руководителя обязанностей по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам, осуществлению мероприятий по эффективному использованию фи­нансовых и материальных средств, выполнению общих требований (качество, здоровье, воспитание и др.), поскольку эти обязанности вытекают из требований законодательства и не являются дополнительными по своему содержанию.

Неправомерен, на наш взгляд, также и отказ признавать высшую квалификационную категорию руководителя для стимулирования его труда, поскольку при ее присвоении учитываются все стороны профессиональной деятельности руководителя, дающие основания для повышения размера оплаты руководителя.
III. Социальные и правовые последствия введения новой региональной системы оплаты труда в Тюменской области
1. В ходе осуществления перевода учителей на новые условия оплаты труда, при котором не соблюдались установленные законодательством Российской Федерации нормы часов педагогической работы за гарантированный размер оплаты труда, определяемый в виде ставки заработной платы, за нижнюю границу обязательной учебной нагрузки было принято 23 часа в неделю.

По информации из райкомов (горкомов) территориальных профсоюзных организаций Тюменской области, для обеспечения принятого в области уровня средней месячной заработной платы (7 тысяч руб.) значительная часть учителей, имеющих учебную нагрузку в объеме 18 и менее часов в неделю, были уволены с работы по сокращению численности, а их учебная нагрузка перераспределена между другими учителями для обеспечения требуемого объема.

При этом в большинстве случаев при осуществлении таких мероприятий имели место нарушения норм трудового законодательства. Например, увольнение по сокращению численности в ряде случаев осуществлялось при фактическом отсутствии сокращающегося объема работы, который просто перераспределялся. По оперативным данным, на первом этапе без работы осталось более 1000 учителей. Поскольку первая волна сокращений (к тому же проведенных с нарушением трудового законодательства) не дала желаемого результата по выходу на требуемый уровень средней заработной платы, сокращения продолжаются и на 1 октября 2005 г. количество уволенных учителей превышает в общей сложности 2,5 тыс. человек.

2. Значительная часть оставшихся учителей, которых для обеспечения требуемого уровня заработной платы обязали вести учебную нагрузку в объеме 23 и более часов в неделю, вынуждены преподавать учебные предметы не по своей специальности, что никак не увязывается с законодательно установленными правами работника свободно распоряжаться своими способностями к труду в соответствии со своей квалификацией, с необходимостью оплаты труда с учетом качества выполняемой работы.

3. Установление оплаты труда учителей исходя из количества обучающихся в каждом классе влечет за собой пересмотр зарплаты при уменьшении или увеличении их количества, что требует соблюдения процедуры предупреждения об этом работника. Поскольку для предупреждения работника об изменении существенных условий трудового договора (в том числе при увеличении количества учащихся) предусмотрены длительные сроки, теряется всякий рациональный смысл в регулировании оплаты труда учителей в зависимости от этого показателя.

4. Другие педагогические работники, «не связанные с учебном процессом» (воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.) также значительно сокращены. Работа педагогических работников из числа перечисленных оплачивается по остаточному принципу.

Размер оплаты их труда определяется самим руководителем учреждения произвольно, что противоречит статье 135 ТК РФ, предусматривающей, что размеры ставок, окладов работникам организаций, финансируемых из бюджета, устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, а никак не работодателями при заключении трудового договора. Кроме того, статья 57 ТК РФ к существенным условиям трудового договора относит условия оплаты труда работника, к которым в том числе относится размер тарифной ставки или должностного оклада. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Установление зависимости заработной платы каждого учителя от количества обучающихся в каждом классе приводит к увеличению наполняемости классов сверх норм, установленных САНПиН (25 чел.), особенно в последнее время, поскольку такая мера является одним из единственно возможных путей для повышения стоимости педагогической услуги, а другие почти исчерпаны.

6. Включение в обязанности учителя проверки письменных работ, которая является показателем сложности работы и дает основание для применения коэффициента сложности при определении стоимости 1 ученико-часа (максимум на 15%), снижает размер оплаты за этот вид дополнительной работы, который предусматривался в большем размере, например, для учителей русского языка и литературы.

7. Кроме того, предусмотренные Методикой нововведения в организации оплаты труда учителей в зависимости от стоимости 1 ученико-часа сопровождаются следующими негативными явлениями.

Для общеобразовательного учреждения становится невыгодным :

- формирование количества классов в общеобразовательном учреждении с наполняемостью 25 и менее учащихся;

- сохранение количества часов по учебному плану в каждом классе с учетом регионального и школьного компонента;

- осуществление деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов, поскольку это приводит к увеличению количества часов,;

- нахождение работника на курсах повышения квалификации, в командировке и в других случаях его отсутствия с сохранением средней заработной платы;

Все перечисленное, а также необходимость оплаты первых 2 дней нетрудоспособности за счет работодателя влекут за собой снижение стоимости педагогической услуги (1 ученико-часа), а отсюда - уменьшение размера оплаты труда учителя.

Работодатель (в лице представителя – руководителя учреждения) становится при такой системе заинтересованным в:

- сокращении количества классов (за счет увеличения их наполняемости);

- сокращении количества часов по учебному плану (за счет регионального и школьного компонента), даже в ущерб качеству образования;

- сокращении других педагогических работников и иного персонала.

Эти меры увеличивают стоимость 1 ученико-часа, а, следовательно, размер зарплаты самого руководителя. Зависимость его заработной платы от этих показателей вынуждает руководителей идти на нарушение законодательства, увеличивать платные услуги вместо предоставления гарантированного государством бесплатного минимума.

7. Установленная Методикой система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения делает также невыгодным для учреждения наличие работников, имеющих ученую степень, почетные звания, государственные награды, поскольку выплаты за эти показатели очень значительны, а обеспечиваются они за счет стимулирующего фонда в расчете на всех работников учреждения, что практически сводит этот фонд к минимуму или значительно уменьшает долю средств для установления стимулирующих выплат другим работникам. Кроме того, за счет этой стимулирующей части фонда оплаты труда также осуществ­ляется социальная поддержка в форме единовременного вознаграждения педагогическим работникам по достижении пенсионного возраста.
Таким образом, анализ с экономической и правовой позиций постановления Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных уч­реждений в Тюменской области», предусматривающего установление региональной системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, позволяет сделать следующие основные предварительные выводы.

1. Рассматриваемый документ должен стать предметом серьезной комплексной экспертизы на федеральном уровне, прежде всего со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

2. Указанный региональный нормативный правовой акт содержит положения, которые явно противоречат трудовому законодательству и законодательству в области образования, в связи с чем он должен быть приведен в соответствие в нормами федерального законодательства.

3. Нуждаются в серьезном комплексном анализе и оценке социальные и правовые последствия применения новых условий оплаты труда, прежде всего с точки зрения возникновения нарушений трудовых прав работников, особенно в связи с массовым высвобождением.

4. Необходимо принятие соответствующих мер по устранению выявленных нарушений трудового законодательства и восстановлению трудовых прав работников.

Заключение подготовлено специалистами аппарата ЦК Профсоюза:

экспертом ЦК Профсоюза В.Н. Понкратовой,

секретарем ЦК Профсоюза, зав. правовым отделом Ж.П. Осипцовой.


© Профсоюз работников народного образования и науки РФ, 2005 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оплата по-тюменски iconОплата замещения и оплата уроков отсутствующих по болезни и другим причинам учителей

Оплата по-тюменски icon«потребности и мотивация трудовой деятельности»
Оплата труда, ее сущность, определяющая роль в системе вознаграждения основы регулирования оплаты труда. Формы и системы тарифных...
Оплата по-тюменски iconОплата труда как фактор мотивации персонала на предприятии
Каковы бы ни были взгляды на трудовую мотивацию, невозможно отрицать, что компенсация (оплата труда) играет исключительно важную...
Оплата по-тюменски iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Организация, нормирование...
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Оплата по-тюменски icon«Учебно-методический комплекс 080502 «Организация, нормирование и...

Оплата по-тюменски iconПрайс-лист постановка свадебного танца
Индивидуально. Без предоплаты. Оплата за каждый урок: 1 час 2000 руб. Подробнее…
Оплата по-тюменски icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
«Оплата медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования», который состоится с 13 по 24 октября
Оплата по-тюменски icon«Финансирование», «Оплата труда», «Социальные льготы», «Бухгалтерский учет»
Итоговый тест по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения»
Оплата по-тюменски iconПредмет и система учебной дисциплины «Прокурорский надзор»
Начало сессии – 12 ноября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 12. 11. 2012г
Оплата по-тюменски iconПротокол №3 от 20. 09. 2011 года 20. 09. 2011г
Оплата труда работников школы устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами на основе утвержденного...
Оплата по-тюменски iconОплата за авторский курс «Уроки дизайна». В т ч. Ндс 2898,31 руб
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т ч с суммой взимаемой платы за услуги банка
Оплата по-тюменски iconСпецификация на закупку моторной лодки
Условия оплаты: оплата осуществляется Покупателем после поставки в течение 60 (шестидесяти) дней со дня получения от Поставщика Товара...
Оплата по-тюменски iconКурсовая работа по предмету: «Аудит» тема: «Аудит труда и его оплата»
Проверка соответствия записей первичных документов регистрам бухгалтерского учета. 15
Оплата по-тюменски iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Содержание жилища, его оплата. Упражнения в снятии показаний электросчетчика, газового, водяного
Оплата по-тюменски iconРасписание занятий 3-15 января 2014 г. Стоимость: 4100 юаней (включая...

Оплата по-тюменски iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стоимость указана в условных единицах для турагенств(1y e.=1 Usd). Оплата принимается в рублях по внутреннему курсу компании на дату...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск