Скачать 107.03 Kb.
|
МОУ лицей №44 г. Липецка Богачева Татьяна Анатольевна Урок по обществознанию 11 класс (социально гуманитарного профиля) Программно-методическое обеспечение: Боголюбов Л.Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г. (Базовый уровень). Учебники: Боголюбов Л.Н. «Человек и общество» Просвещение 2005 г., Кравченко А.И. «Обществознание» Русское слово 2004 г. Тема урока: Политический лидер. Каков он? Цели урока: Образовательные: дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров разных типов; Воспитательные: Развивающие: Оборудование: Словарь: Эпиграф: План: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, вызвать стремление к самосовершенствованию; способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, выделения общего из частного на основы анализа текстов. тексты для анализа, ватман для кластера, листы для синквейна, исторические справки на заданные темы, учебная книга «Человек и общество. 10-11 кл. под ред. Боголюбова», список дополнительной литературы, таблица «Политический лидер», схематический портрет «Политический лидер», видеоролик (тема: «Роль политика в организации общественной жизни»). политика, политический лидер, харизма, власть, политическая активность, политическая пассивность, легитимность, политическая культура. «Общество держится типами и движется характерами» ММ. Пришвин.
Ход урока
- Не слишком ли резко, как Вам кажется? Выскажите своё мнение. Политическая активность масс и каждого отдельно определяет развитие общества. Радует, что многие граждане нашего общества это понимают. Вот какие ответы мы слышали в ответ на вопрос «Считаете ли вы, что от политической активности личности зависит развитие общества?» (Фрагмент видеоролика) Политическая активность, политическое лидерство, политический лидер... за этими общими понятиями стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание. Оно включает в себя ряд очень важных сторон такого явления как политическое лидерство. Какие это стороны?
Это основные вопросы, которые нам предстоит выяснить сегодня. Итак, тема «Политический лидер. Каков он?» (запись в тетрадь - тема, основные вопросы плана). 3. институт политического лидерства. Политическое лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. (Сообщение «Эволюция института политического лидерства») Лидерство - один из механизмов объединения общественной деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е организует, направляет деятельность всей группы или общества. 4. Политический лидер (работа над термином) Запись в тетрадь. Политический лидер (английское leader ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Термин лидер имеет два значения: 1). Индивид, обладающий наиболее ярко выраженными «полезными» качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной (образец для подражания). 2). Лицо, за которым данное сообщество признаёт право на принятие решений (основан на способности объединять). Различают (в политике по характеру и масштабу деятельности) лидерство 3-х уровней: 1). Лидерство малой группы лиц 2). Лидерство общественного движения 3). Политик, действующий в системе властных отношений 5. Типология лидерства С точки зрения типологии политическое лидерство как вид политического поведения весьма разнообразно. Наиболее признанной является типология лидерства, предложенная немецким социологом М. Вебером (учащийся даёт биографическую справку). Он различал три разновидности лидерства. На доске таблица, которая будет заполняться по ходу работы Проблемное задание: ознакомившись с характеристиками исторических деятелей, выделить общие черты политического лидера определённого типа. Групповая работа - 3 группы - 10 минут - выполнение следующих видов работ:
Группы разбиты на аналитиков, докладчиков, художников. Каждая группа имеет руководителя, который направляет работу своей группы и учитывает работу каждого с помощью карточки-учёта активности учащихся на уроке. Тип лидера отличительная среда Традиционное
(бюрократическое)
• умение ориентироваться в сложной внутриполитической обстановке
• недолговечно, с течением времени рутиницируется Обсуждение итогов работы в группах по схеме кластер, синквейн, основные черты (запись на доске и в тетради) Данная типология не единственная. Если Вебер под лидерством понимал способность отдавать приказы и вызывать повиновение, то другим критерием может быть стиль лидерства. В соответствие с этим критерием лидерство различают 2-х видов. Каких? Какие черты характеризуют данные виды? Авторитарное и демократическое. - требует монопольной власти -побуждает в подчинённых чувство собственного достоинства
6. Особенности лидерства в современной России. Образ идеального лидера. Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определённых исторических этапах развития общества. На современном этапе развития России выделяют несколько особенностей лидерства:
Для того, чтобы политический процесс в России всё больше приобретал черты рационализма, стал более предсказуемым и конструктивным необходимо чётко представить политического лидера, который мог бы решать стоящие задачи и проблемы. Ваше видение идеального лидера Деловой выражать взгляды Предприимчивый учитывать интересы общества Властный сплачивать Заинтересованный решать важные задачи Дружелюбный уметь снимать напряжение Умный выдвигать инновационные идеи Талантливый взаимодействовать с окружающей средой Результаты анкеты показывают, что наши представления совпадают с представлениями большинства опрошенных. Через определённое количество лет кто-то из вас будет выполнять роль лидеров в каком-либо виде деятельности. Есть ли у вас задатки? (ответить поможет анкета) Ваши права и обязанности - памятка (политическая деятельность начинается с осознания себя личностью, которое предполагает знание прав и обязанностей). 7. Роль политического лидера в обществе велика и реализуется через те функции, которые он выполняет. К их числу относятся следующие функции (комментирование называемых функций и запись в тетрадь)
8. Общие выводы Подводя итог нашей работы давайте обратим внимание еще раз на роль, которую выполняет лидер в обществе. (Работа с таблицей - закрыта на доске) ЛИДЕР руководство обеспечение жизнедеятельности систем, основанных на взаимодействии различных интересов и их носителей задачи выработка целей развития распределение функций эффективность функционирования упорядочение поведения Т.о. практическое значение проблемы лидерства связано с поиском эффективных форм руководства и управления социальными процессами. 9. Постановка домашнего задания: определить тип лидерства Николая I, Александра II, Сталина, Черчилля на выбор учащегося. Подведение итогов урока (собрать карточки учёта активности) |
«Лидер – каким он должен быть» Лидер – это человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. Так объясняет слово «лидер» Толковый словарь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политический лидер как персонаж телевизионных новостей: инструменты формирования социальной мифологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На втором месте лидер кпрф геннадий Зюганов 8,14%, на третьем лидер лдпр владимир Жириновский 6,82%, на четвертом Михаил Прохоров... | Курсовая работа ... | ||
Некоторые вопросы теории и практики киев «мистецтво» 1980 Рецензенты:... Ракитина Е. Б., кандидат искусствоведения; Лидер Д. Д., заслуженный художник усср, лауреат Государственной премии СССР | Некоторые вопросы теории и практики киев «мистецтво» 1980 Рецензенты:... Ракитина Е. Б., кандидат искусствоведения; Лидер Д. Д., заслуженный художник усср, лауреат Государственной премии СССР | ||
Российский политический процесс первой четверти ХХ века в идейном... Охватывают первую четверть ХХ столетия: с 1905 года – по начало 1920-х годов. В этот период российский политический процесс принял... | Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
«Средняя общеобразовательная школа№82» Призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства руководителей образовательных учреждений «Лидер... | Мир красок каков он? Автор проекта: Драневич Людмила Вячеславовна, преподаватель Петрозаводского педагогического колледжа | ||
Каков будет курс? Банк получил от банка-корреспондента «приказ» купить 10000 тыс. Gbp за eur по курсу 1,1430 | Название работы Лидер в настоящем и прошлом на примере вещего Олега в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федорова Ю. В. «Образованный человек сегодня. Каков он? Что включает в себе понятие «образованность»?» | Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смекалкина, У. Каков он, современный урок истории? /Смекалкина, У.// Учитель. 2007. №3. С. 51-53 | Тема : Вычисление информационного объема сообщения Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов? |