Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири»





Скачать 226.13 Kb.
НазваниеШкольный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири»
Дата публикации23.08.2014
Размер226.13 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > История > Исследовательская работа


Управление образования администрации г. Канска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 г. Канска

Школьный музей: «Сибирская изба»

исследовательская работа
секция «Традиционная народная культура Сибири»
Выполнили:

Нагочевская Екатерина

Хмелинина Юлия

ученицы 8 «Б» класса

МОУ СОШ № 15 г. Канска

Руководитель: Горбач Л.Г.,

учитель географии МОУ СОШ

№15 г. Канска

Консультант: Медведева И.В.

МОУ СОШ № 15

Канск

2009
Содержание
1. Вступление 3
2. Что такое «Сибирь» и краткая история заселения

Сибири русскими 4
3. Черты быта и культуры сибиряков 6
4. Краеведческий музей в общеобразовательной школе 8
5.Экскурсия по экспозициям и выставкам 11
6. Приглашение в музей 11
7. Библиографический список 18

Вступление

Актуализация темы:
Современные жители Сибири, называют себя сибиряками, при этом практически ничего не знают о своих корнях, о том, как жили их бабушки и дедушки.
Гипотеза исследования:
Быт, культура сибиряков должны бережно сохраняться и передаваться поколениям.
Объект исследования:
Предметы культуры и быта сибиряков.
Цель исследования:
Разработать экскурсию по школьному музею «Сибирская изба».
Задачи:
1.Практически осмыслить литературу по теме исследования.

2.Систематизировать знания о сибиряках.

3.Проводить экскурсию для учащихся 2-6 классов в рамках уроков регионального компонента.

Что такое «Сибирь» и краткая история заселения Сибири русскими
Я живу в Сибири. Я – сибирячка. Звучит красиво, даже романтично. Но вдруг читала в газете « Челдон » ( т.е. варнак, поселенец, переселенец, боец…), расчетливый, как американец, жестоко наказывающий за провинность и больше всех падающий нищим,- все это сибиряк,- считает историк краевед Борис Андюсев. Так кто же такие сибиряки? Кого можно считать сибиряком?

Сибирью сейчас называют часть Азии площадью примерно 10 млн. кв. км, простирающуюся от Урала до горных хребтов Охотского побережья, от Северного Ледовитого океана до Казахстанских и монгольских степей.

Что означает название «Сибирь»? О его происхождении высказывалось множество суждений. В настоящее время наиболее распространены две точки зрения. Одни ученые выводят слово «Сибирь» от монгольского «шибир» («лесная чаща») и полагают, что во времена Чингисхана монголы так называли пограничную с лесостепью часть тайги. Другие связывают слово «Сибирь» с именем «сабиров» или «сипыров» - народов, возможно населявших лесостепное Прииртышье. В древности и в средневековье слово «Сибирь» по отношению к территории Северной Азии не употреблялось. Термин «Сибирь» появляется в русских летописях только в 15 веке. Как бы то ни было, но распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца 16 века.

К этому времени Сибирь была редконаселенной, но давно обитаемой страной. К началу 17 века там проживало 200-220 тыс. человек. Население было более плотным на юге и чрезвычайно редким на севере. Сибирские народы имели свою древнюю и сложную историю, сильно различались по языку, хозяйственным занятием и уровню общественного развития. Совершенно определенно известно, что по территории Сибири постоянно происходило передвижение народов. Движение это шло главным образом с юга на север. Более развитые и сильные народы надвигались на древнейших обитателей, смешивались с ними и в итоге поглощали их. Кровавые внутренние расправы, истребительные межплеменные войны, грабежи, оттеснение на худшие земли и ассимиляция одних народов другими – все это было обыденным в сибирской жизни с древнейших времен. Крепнувшее единое Российское государство расширяло торговые связи с развитыми европейскими странами. Пушнина там пользовалась большим спросом, а ее запасы в России истощились. Крупное купечество стремилось к сибирскому «мягкому золоту». Английские и голландские частные компании пытались самостоятельно торговать в Сибири, что вызвало ответные меры со стороны России. Коренные жители к приходу русских отнеслись спокойно. Русских не интересовали олени (главная ценность аборигенов), а местных не интересовала охота на соболя. Дружеские контакты возникли сразу, меновая торговля, выгодная для каждой стороны. Русские привезли железные ножи и

топоры, медные котлы, украшения. Все это менялось на шкуры соболей. Все изменилось с появлением воевод и казаков. Аборигенов обязали платить дань (по-сибирски ясак). Служилые казаки проявляли излишнее старание, чтобы ускорить сбор ясака, брали в плен заложников. Каждый факт жестокости со стороны русских вызывал ответное действие. Так в течение всего 17 века в Мангазейском уезде происходили конфликты между сборщиками ясака и коренным населением. Часто кровавые схватки предотвращали русские охотники из Поморья. Жизнь учила рядовых русских промысловиков уважительно относиться к коренным жителям Сибири. Женились на ненецких и эвенкийских девушках, учились местному языку. Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства завершился в течение одного столетия.

Процесс колонизации Сибири русскими имел свои особенности: В 1640 году Якутским казакам было официально разрешено заниматься промыслом и торговлей наряду с выполнением своих служебных обязанностей. Преобладание частной инициативы сделало движение на восток стремительным, придало ему стихийный характер. Колонизация огромного края произошла на удивление быстро.

В процессе хозяйственного освоения Сибири формировалось её постоянное население, точную численность которого невозможно установить по двум причинам:

1)несовершенство статистических методов.

2)уклонение населения от переписи.

В результате переписи 1719-1722г, проведённой по указу Петра 1 численность мужского населения Сибири составила 241084 человека.

Территория Приенисейского края заселялась по направлению с севера на юг. Это были служилые люди, ссыльные, беглые и вольные пришлые (черносошные крестьяне). Старожняческий костяк сформировался к первому десятилетию 18 столетия. К этому времени численность женщин в основном сравнялась с численностью мужчин, а главная роль в пополнении населения перешла к естественному приросту.

Переселенцы в основном были из Северного и Центрального Поморья. Довольно пёстрым был национальный состав населения. В первую очередь это ссыльные: украинские и белорусские дворяне и казаки. Кроме этого в росписях ссыльных встречаются «семчины», «Гречанин» и даже «француженин». В Приенисейском крае русских насчитывалось 30-35 тыс. человек в трёхстах населённых пунктах. Коренное население насчитывало 15 тыс. человек.

Сословия: XVII века

- Крестьяне

- Казачество

- Посадские люди

- Ясачные люди
Одним из важнейших направлений аграрных реформ была политика массового переселение крестьян за Урал; в Сибирь, где было много пустующих земель. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места.

Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15га на главу семьи и 45га на остальных членов семьи); денежное пособие (200р на семью), мужчин освобождали от воинской повинности.

Всего с 1906 по 1914г в Сибирь переселились 3млн 40тыс человек (около 17% из них вернулись обратно).

С начала 30х годов развернулась массовая репрессивная компания против кулачества и середеднов, затем эвакуация населения в годы _____ и послевоенные ударные комсомольские стройки. Численность населения Сибири неуклонно росла.

Этапы заселения Сибири

16-17 в. Казаки

казачьи остроги

17-18 в. Колонизация (из Поморья, Верхнее и

Среднее Поволжье и Прикамье где не было помещичьих землевладений).

Всего населения 241084 человек.

Первые города.

Конец 19 начало 20 в. – ссыльные революционеры.

Начало 20 в. – столыпинская реформа.

30г. 20 в. – репрессированные.

1941- 42г. – эвакуированные.

60е годы 20 в. – комсомольские стройки.
Черты быта и культуры сибиряков

Сосуществование с могучими природными силами, стремление использовать их для своих нужд несовместимы были с расслабленностью духа, ленью, мечтательностью или пустозвонством.

Сибирь практически не знала, лаптей и это было предметом насмешек над выходцами из России.

Строили тёплые стайки, что положительно сказалось на продуктивности местного животноводства.

Стола без пельменей они не представляли. Помимо пельменей употребляли много хлебных продуктов: пироги, шаньги, блины. Описывая завтрак у крестьянина из сибирского притрактового села А.П.Чехов писал: «К чаю мне подают блинов из пшеничной муки, пирогов с творогом и яйцами, оладий, сдобных калачей. Хлеб пекут вкуснейший. Пшеничная мука здесь дешёвая:30-40 копеек пуд».

Летом ели сырое, топленое и квашеное молоко, сметану, творог. Зимой молоко замораживали. Из сметаны сбивали коровье масло.

П.А.Столыпин писал: «Сибирское маслоделие даёт золота вдвое больше, чем вся Сибирская промышленность». В 1913 году 90 % всего российского масла составляло масло Сибири. Русский консул в Штеттине в 1911 году писал: «Сибирское масло до покупателя не доходит, а идёт на сдабривание местных германских масел или прибывает «в подправленном» виде из Германии и Дании. Т.е. немцы и датчане скупали масло в Сибири и продавали его в Европе выдавая за своё.

М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «В Сибири мужик пьёт умеренно. Я никогда не видел сибирских мужиков пьяными: они все такие солидные, что как-то не верится, чтобы они унижались до скотского опьянения, к которому так склонен русский мужик.

Отсутствие в Сибири крепостного права и помещиков, относительная немногочисленность дворянства наложили глубокий отпечаток, как на внешнее поведение, так и на внутренний мир сибиряка.

Сибиряк не очень почтителен к чиновничьему начальству, он глубоко демократичен и не очень верноподданный.

Стремление жить собственным умом и интересами проявлялось в отношении к политическим ссыльным.

Купец М.В.Сабашников получал через Китай, запрещенный герценовский Колокол и его читали все: купцы, интелегенты, политические ссыльные и местные официальные лица. Все от декабристов до социалистов в Сибири не попадали в положение отверженных. Их знания, ум, деловую хватку использовали, предоставляя хорошо оплачиваемую работу.

Сибиряки никогда не разыгрывали национальную карту. Лейтмотивом публичных выступлений сибирских патриотов всегда были интересы территории, а не нации.

Такая сравнительно благополучная жизнь не сваливалась с неба, а являлась результатом ежедневного упорного, подчас тяжёлого изнурительного труда. Работа в поле от темна до темна летом, зимой заготовка дров. Кроме этого жители Сибири занимались скотоводством, различными видами ремесла, промыслами пушного зверя, ловили рыбу, держали пчел, перевозили грузы.

Чехов писал «Девять месяцев не снимает он рукавиц, и не распрямляет пальцев. Круглый год ведёт он жёсткую борьбу».

Большинство домов были деревянные срубные. Дома ставились на подклети, делали подполье, а в нём сруб, погреб. Наиболее зажиточные хозяева строили двухэтажные дома.

Путешественников удивляло внутреннее убранство сибирских домов. «В этих домах нет ничего похожего на русские крестьянские избы. Комнаты высоки, все стены обшиты тесом и выкрашены масленой краской. Русская печь содержится с кошачьей опрятностью. Чистота удивительная.

Усадьбы в городах были большими, обычно более 10соток и состояли из двух частей: дворовой и огородной.

Дворовое место выглядит так: жилое помещение- изба с сенями и плеть – находилось по одну сторону от ворот. Напротив избы, по другую сторону от ворот, стояла вторая плеть, рядом с которой находились хозяйственные постройки. Дворы усадеб огораживали заплотом, а огороды – частоколом. В богатых усадьбах двор был крытый иногда даже мощённый. Из хозяйственных построек в каждой усадьбе имелись амбары, крытые сараи, хлева, овины, погреба, бани. Бани обычно ставили в огородах.

Культ денег, стремление к наживе вообще никогда не были отличительными чертами сибиряков. Н.М Ядринцев писал « В этой глухой стороне начинают пробуждаться другие потребности, и здесь находятся люди желающие просвещения и блага своей Родине.

И желанием получить доход или прославиться руководствовались деловые люди. Они давали деньги на училища, библиотеки, на Сибирский университет на площадь сибирскому студенчеству. Так в 1912 году байский купец А.П. Копылов пожертвовал 100 тыс. рублей на строительство народного дома.

С.Л.Елпатьевский писал «Пришлое население быстро, во втором, а иногда в третьем поколении осибирячивалось и утрачивало национальные черты. Мне приходилось наблюдать как сравнительно быстро осибирячывались поляки, украинцы, немцы, евреи, но особенно поразительно быстро великороссы».

Человек решивший назвать этот суровый край своей родиной «не знает, не чувствует разделительных граней, религиозных, национальных, он безгранный, вненациональный. Он – сибиряк.

Сибиряк: отличительные черты

гордость;

чувство собственного достоинства;

трудолюбие;

бережное отношение к природе, любовь к родной земле;

гостеприимство;

чистоплотность;

несдержанность в гневе;

недолюбие правительства;

неуважение к церкви;

самокритичность.
Краеведческий музей в общеобразовательной школе

Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества, возможно, и имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли:

* природа с ее всеми проявлениями жизни;

* человек, его духовное и физическое здоровье;

* духовность как активное внутренне стремление к истине, правде, добру и красоте;

* любовь и мир как сущностные человеческие отношения;

* отечество, род, язык, традиции как основы социального бытия;

* познание и возможность творчества;

* свободный труд и его результаты как составляющие культуры.

Перечисленные ценности предоставляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей.

Краеведческий музей в общеобразовательной школе… Каковы его возможности? Насколько ценен труд педагогов и учащихся, ведущих поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края, улицы, школы? Об этом и пойдет наш рассказ.

Создание музея в школе – это, прежде всего, результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», учит получать знания из самой жизни. Именно такой подход к собиранию и изучению материалов характерен для музея общеобразовательного учреждения – школы №15.

Нашему музею «Сибирская изба» - всего лишь 9 месяцев, он является результатом детского краеведческого движения, и у него есть уже своя история и традиции. Профиль музея - краеведческий, что позволяет проводить поисково-исследовательскую работу, осуществлять сбор подлинных вещественных материалов, а также реализовать широкие возможности собирательной, внеклассной и учебной деятельности.

Известно, что музей ценится своими фондами, ибо, только имея богатые фонды, он сможет стать настоящей базой. На сегодняшний день наш фонд не велик и составляет около 300 различных предметов, которые соответствуют профилю и тематике. В нем находятся вещные, письменные, изобразительные и фотоисточники. Фонды музея пополняются. В поисковой деятельности задействованы все учащиеся школы с 1-го по 11-й класс.

Школьный музей – эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы. Работа в данном направлении позволяет простраивать межпредметные связи на всех уроках: чтения и письма, русского языка и развития речи, природоведения и экологии, изобразительного искусства и художественного труда.

За много лет накоплен и систематизирован теоретический и дидактический, поисковый и этнографический материал, который помогает организовать работу по предметам краевого (национально- регионального) компонента (смотри приложение №1)

Мы ещё так мало знаем о своём крае. Живём рядом с уникальными историческими местами и почти не интересуемся ими. Детям кажется порой, что только в столице или далеко за морями есть нечто ценное и интересное, достойное изучения. Именно поэтому мы и работаем над расширением фондов школьного музея, который гостеприимно распахнул свои двери в канун праздника Пасха. Трудно сейчас найти предметы старины – свидетелей быта и культуры наших предков. Но благодаря усилиям старшего поколения и заинтересованности младшего, в нашем музее уже оформлен и принимает первых посетителей. Здесь – плетеная корзина, железная кровать, ступа, ухват и много других старинных вещей, которые у малышей ассоциируются со сказками о Бабе- Яге, Машеньке и медведях. А старшие школьники узнают о подробностях быта наших предков, ремёслах, культуре.

Музей – это место для диалога, и мы используем его разнообразные формы, с учетом наших посетителей. Для учащихся начальной школы готовятся театрализованные представления со старинными предметами быта, для учащихся 5-7-х классов – краеведческие уроки и викторины, для старшеклассников – встречи с интересными людьми, ветеранами, запланированы передвижные выставки детского творчества.

В планах школьного музея – создание экспозиций, рассказывающих об истории нашего города, о наших земляках.

Время вносит свои коррективы, и музейное дело не стоит на месте.

Основной целью и содержанием музейных уроков является реализация регионального компонента, раскрывающего богатейшую историю Сибири, традиции и их роль в развитии становлении Российского государства.

Задача – как можно более полно включить музей в учебный и воспитательный процесс, в инновационную деятельность.

Миссия музея определена так: «Содействовать единению общества, приобщая детей к познанию истории и сохранению культуры народов Сибири».

Социальные механизмы в досуговой деятельности музея:

- образовательная деятельность;

- воспитательная деятельность;

- коммуникативная деятельность.

Структуру социокультурной музейной технологии составляют следующие формы:

1. Музейные уроки.

2 .Музейные конкурсы и программы.

3 .Музейные праздники.

4. Социокультурная музейная практика.

Немыслимо представить себе начальную школу без букваря и прописей: ребенку надо быть грамотным, надо уметь читать и писать. Несомненна для нас и других важнейшая задача начальной школы: научить учиться. Ребенок в дальнейшем, когда вырастет, не раздвинет горизонты научного и художественного познания, не построит разумные планы творческого созидания в любой отрасли. Очевидно, что само время ставит перед начальной школой задачу: каждому ребенку необходимо овладевать азбукой народной культуры. Безграмотному в этой области человеку трудно понять свое место в мире. Музей «Сибирская изба» - выполняет роль азбуки народной культуры. Такая азбука помогает детям «прочесть» бесценный опыт миропонимания.

Задача сложная, но увлекательная.

Основной целью познания считаем: освоение детьми нравственных и эстетических ценностей народа. Знание того, как складывался национальный характер в ходе народной истории, как сам народ в произведениях духовной и материальной культуры оценивал свою историю, помогает ребёнку понять, что каждый из нас – неотъемлемая часть этого целого, наследник национального богатства, творец истории Отечества.

Ещё одно важное значение музея - он помогает, начиная с первого класса, заложить основу эмоционально- деятельностного подхода к учёбе; способствует неформальному, заинтересованному сотворчеству младших и старших, доверительному взаимодействию семьи и школы.

Осваивая азбуку народной культуры, мы учимся проектировать собственное будущее – семейное и гражданское. А это необходимо каждому человеку.

Естественным образом, музей «врастает» в целую систему классных и внеклассных занятий, создавая необходимость пережить радость от встречи с любимыми годовыми праздниками, убеждая в том, что современный ребёнок может и должен стать равноправным участником праздника «Старина, старина к нам на диво дошла».
Экскурсии по экспозициям и выставкам

Наиболее специфичной для школьного музея формой идейно-воспитательной работы являются экскурсии по экспозициям и выставкам школьного музея. Это совместная работа экскурсовода и посетителей, к которой юные экскурсоводы подходят творчески. Любой старшеклассник может попробовать себя в роли экскурсовода, работая с учениками младших классов.

Экскурсии в школьном музее проводятся по следующим направлениям:

-выставка творчества детей и родителей;

-вечер русских народных сказок «Изба-читальня»;

-встреча «Из бабушкиного сундука» (салон народных промыслов);

-выставка «Старинные русские игры»;

-народные праздники («Пасха», «Осенины»).

Для самых маленьких мы придумали увлекательную экскурсию «Старый бабушкин сундук» по знакомству с предметами старинного быта, в стихах, загадках (многие из них сочинили сами)

Цель экскурсии: постижение мудрости народной через знакомство с предметами старины; воспитание глубокого уважения к прошлому: традициям и обычаям.

Задача музейного экскурсовода – пробуждать «чувства добрые» с помощью предметов; быть носителем культуры.

Приглашение в музей

Мы приглашаем вас в музей, как приглашают в театр, на концерт, чтобы узнать, услышать, увидеть, почувствовать, поговорить и поразмышлять о самом-самом.

Название музея – «Сибирская изба». О Сибири часто говорят: суровая. Действительно, средняя температура января от -30 на севере и от -18 на юге, лето коротко, и человеку надо приложить много усилий, чтобы обустроить здесь свою жизнь. Но, может быть, поэтому о сибиряках говорили и говорят так уважительно.

Вы здесь родились или оказались волею судеб. Сибирь – ваш Дом. Узнайте как можно больше об этом Доме, чтобы стать в нем настоящими хозяевами.

А ещё мы верим в то, что общение с людьми, чей талант – Слово, не пройдет бесследно. Крупицы таланта есть в каждом, они есть и в вас. Откройте в себе эти особые способности и развивайте их. Сила и богатство любой страны приумножаются людьми талантливыми.

От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

Среди горя и обид

Бес не дремлет, Бог не спит.

Иль безверье одолеет,

Или ... вера исцелит.

Многое забыли, растеряли... давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук!

Сколько интересного может рассказать его содержимое. Это не только скопленное добро, это – целая жизнь.

Мы чуем с предками родство,

Их золотое мастерство,

Одолевая жизни зло,

Хотим, чтобы к потомкам перешло.

Какой сундук старый, большой. Да под замком! Видно, много в нем добра. Верно, старый, ему уже больше ста лет... Хотите, покажу, что я в сундуке храню?
Давным-давно в деревне

Жила одна семья.

Оставила в наследство нам

Большой сундук добра.
Его сейчас откроем

И поведем рассказ,

Как жили наши предки

Всего лишь век назад.
Забывать мы стали, что главное в доме – печь.

Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.
Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить!

И зимой в ней, как весной!

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю и ем!»
А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Причина её долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись.

Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны.

Вот старинные кувшины.

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу, кому не лень.

Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность.

Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты,

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приёмы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарили целыми тушками. Окорока запекали целиком.

Но с 18 века русская печь постепенно начала уступать место огненной

плите, а горшок – наплитной посуде.

Тем не менее, во многих местах, как всем известно, она сохранилась до наших дней.

Перед вами утюг,

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Горящие угольки накладывали в специальное отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагрелся.

Издавна в народе известна пословица: «Кабы не липа да береста, так мужик бы рассыпался». Она говорит о большой популярности в народе этих материалов. Кошельки, туеса, корзины, лапти и многие другие изделия использовались в быту любой крестьянской семьи.

На кухне находятся туеса – это берестяная посуда цилиндрической формы, сделанная из цельного куска коры березы, с деревянным донышком и крышкой. В туесах носили молоко, квас соленья. Двойной слой бересты – хорошая термоизоляция. Поэтому в туесах жидкости оставались холодными, а молоко дольше не скисало.

В быту широко применялась берестяная плетеная посуда. Для пищи использовались разнообразные миски, распространены были солонки, самые различные по форме.

Севольня – небольшое лукошко служила подставкой для жерновов.

Лопаточник – футляр для деревянной « косной лопатки» для заточки кос.

Средство для переноски:

Кошель – заплечный короб с трапециевидной крышечкой и ушками для лямок.

Кузовок (корзина) – лукошко для ягод и грибов.

Самовар шумит, подходить велит,

Бублики-баранки, как на самобранке.

Я услужливый пузанок, всех охотно угощаю, то молчу, как истукан, а то песни распеваю. (Самовар)

Загадки подчеркивают ту или иную особенность предмета, заставляют более внимательно взглянуть на него, указывает на его сходство с другими, на первый взгляд несхожими предметами и явлениями.

Продолжим отгадывать загадки?

Загадки подчеркивают ту или иную особенность предмета, заставляют более внимательно взглянуть на него, указывает на его сходство с другими, на первый взгляд несхожими предметами и явлениями.

Продолжим отгадывать загадки?

Ножек четыре, шляпок одна,

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Мочили, колотили, рвали, крутили, и на стол клали. (Скатерть)

Есть клен, есть он,

Есть платье на нем,

Есть и шапка с бобром.

Есть глаза – не видят,

Есть уши – не слышат.

Есть рот – не говорит.

Есть нос – не нюхает. (Портрет)

Двенадцать сестриц в один рост,

В одну стать,

По рукам, по ногам вместе связаны стоят. (Кадка)

Шумит, гремит, досыта молока пьет. (Сепаратор)

Четыре ноги, да не зверь,

Душа и тело, да не человек,

Есть перья, да не птица. (Кровать)

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.
Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит». Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.

В разных областях России вычесывали лен при помощи разных чесал, гребней, даже собственными расческами. Обратите внимание на самопрялку, которая является «дочкой» обычной прялки. На Руси она появилась в 17 веке, но вплоть до наших дней бабушки пользуются как самопрялками, так и обыкновенными прялками.

Рубашка самотканая у бабушки была,

Украшена узорами по вороту она.

У наших прабабушек существовал древнейший обряд: если кто-нибудь заболел или в семье было какое-то несчастие, то женщина могла давать обет – обещание богу, что она за один день сможет из сухого льна сделать пелену для храма, т.е. за день лен обмять, потрепать, почесать, спрясть, соткать, сшить и отдать в церковь.

Сундучок мы закрываем.

Память предкам продлеваем.

Время поворачиваем вспять.

Скоро встретимся опять.

Надеемся, что нам удалось показать, насколько наши прадеды и прабабушки были трудолюбивы, терпеливы, и, несмотря на тяжелый физический труд, они успевали создать вокруг себя удивительно красивый, светлый мир, передавая свою внутреннюю, душевную красоту через приобретение всего, что их окружало. Уклад жизни передавался из поколения в поколение. Внуки могли с гордостью сказать, что этот дом строился моим дедом, этот костюм творила моя бабушка, и мы желаем вам, чтобы ваши внуки, правнуки вспоминали о вас с такой же гордостью и любовью.

Только скажем мы вам – копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша, любовью богат и трудом.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно.

Процветай, народ, -

Твердый, как скрижаль,

Жаркий, как гранат,

Чистый, как хрусталь.

Одно из золотых правил музейной педагогики – это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Личный интерес, личная уверенность- пропуск в НОУ. Работа над проектами - неотъемлемая часть музейного дела. Интерес учащихся к истории, пониманию мира и себя в этом мире подтверждается и уровнем выполнения исследовательских работ учащихся.

Участие в городской детской конференции

Тема

Участники

Святой дух праздников Христовых.

Балаганская А.

Долбенко Ю.

Спиридонова А.

Русский народный костюм. Женский образ.

Ларионова А.

Пыреськина Е.

Матрешка – кукольный символ России

Бабурова Кристина

Проектные работы учащихся, представленные на городских конференциях получили высокую оценку жюри и опубликованы в сборнике материалов конференции.

Однако успешность учащихся в интеллектуальных состязаниях не является самоцелью. Главное – сформировать в детях ценностные ориентации, включающие любовь к родине, уважение к личности человека, в освоении достижений культуры края, гражданскую активность.
Диагностика уровня знаний предметов деревенского быта

Подводя итог проделанной работы (за 9 месяцев), можно сказать, что музей живет, он нужен, учащиеся посещают его, он оправдывает цели и задачи, стоящие перед ним. Школьный музей «Сибирская изба» действительно становится центром гражданско-патриотического воспитания учащихся школы (см. приложение)

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что музей живет, он нужен, учащиеся посещают его, он оправдывает цели и задачи, стоящие перед ним. Школьный музей «Сибирская изба» действительно становится центром гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.

Наш музей - небольшой мостик между прошлым и будущим.

Мы приглашаем всех познакомиться с нашим музеем. Вы увидите и услышите много интересного о нашем крае. И мы почти уверены – вам понравится!

Нам очень хотелось бы подружиться с другими музеями, занимающимися работой с детьми.

Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»


Темы учебных предметов краевого (национально-регионального) компонента во многом перекликаются с направлениями работы музея

А значит, и цель – едина: формирование у младших школьников целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной, социальной). Это способствует формированию креативных способностей учащихся, развитию гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям.


Библиографический список:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва 1989г.
2. Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории Красноярск 2005.
3. Забылин В. «Русский народ». Обычаи, предания, обряды. Москва 2003г.
4. Каннские ведомости 30 апреля 1991 года.

А и Ф на Енисее № 13 2008 года.
5. Кузнецова Ф.С. История Сибири

Новосибирск 1997 года.
6. Митрофанова В.В. «Памятники русского фольклора». Загадки. Ленинград 1968г.
7. Никитин Н.И. Освоение Сибири в 17 веке.

Москва, «Просвещение 1990 года.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва 1989г.
9. Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Москва 2007г.
10. Энциклопедия «Я познаю мир». История вещей. Москва 2001г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconРеализация комплексной программы «Народная традиционная культура»...
Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconВ. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа)
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» icon«Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие»
Современный этап модернизации российского образования – это начало перехода к ориентации учащихся на поиск источников знаний, формирования...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconИсследовательская работа с 2008 года сотрудниками кафедры ведется...
Динамика термокарстовых озер криолитозоны Западной Сибири как индикатор климатических изменений (по данным космического и наземного...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconЗачем нужно краеведение в школьной программе?
В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconАналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская...
Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconИсследовательская работа по теме: «Народная этимология в сказе Н....
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconТемы рефератов и список литературы по разделам дисциплины «История...
Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. – Свердловск, 1988
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconМетодические рекомендации по организации тематических выставок, направленных...
Ключевые слова: внеклассная работа, факультативные занятия, тематические кружки, школьный музей, профессиональная ориентация, тематические...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconИсследовательская работа Аз да Буки вот и все науки Работу
Традиционная Зимняя Пущинская школа – XXII состоится на школьных каникулах с 25 по 31 марта. Школьники смогут выбрать интересные...
Школьный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция «Традиционная народная культура Сибири» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск