В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа)





НазваниеВ. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа)
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер412 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Научно-исследовательская работа
  1   2   3
Русская классика

в зеркале современной линговометодики.


ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН РАССКАЗА

В. Г. РАСПУТИНА «ИЗБА»

(научно-исследовательская работа).

Автор: Иванова Зоя Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения.

Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, МОУ «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа».

2006 г.

Работа награждена:

1. дипломом первой I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2006»;

2.благодарностью от академика Российской академии наук Ю.А.Рыжова – председателя Научного Совета Конкурса, Э.Б. Финкельштейн – председателя Оргкомитета Конкурса, Э.М.Раутбарт – директора Клуба учителей «Доживем до понедельника»- 2006г.


Оглавление.
Введение.……………………………………………………………

Глава I. Жизненные бури изба встречает достойно…………… 1

Глава II. Разрушение устоявшихся в деревне традиций…… 19

Глава III. Новая изба Агафьи……………………………………23

Заключение……………………………………………………… 28

Глоссарий…………………………………………………………32

Введение
Выбор темы «Постижение тайн рассказа В.Г.Распутина «Изба» неслучайный.

О высоте гор судят по их вершинам, о литературе, о ее месте в мировой культуре судят также по ее вершинным творениям. Творчество Распутина – одна из вершин современной русской литературы.

Интерес к книгам Распутина огромен во всем мире. Его произведения люди ждут с напряжением, с радостью, потому что он пишет о самом главном: о любви к Родине без громких слов, о душевной тревоге. А язык его произведений такой естественный, простой, кажется единственно возможным для таких глобальных проблем. Язык героев – это они сами. Единство идеи с формой позволяет читателям разных поколений, разного жизненного опыта естественно и спокойно войти в мир героев Распутина, довериться этому миру, ощутить, как свои собственные, его вечные и сегодняшние вопросы.

Психологизм распутинских произведений потрясает читателей. Неторопливо, но с огромной силой он увлекает нас в такие глубины человеческой души, что дух захватывает.

Распутин стремится сохранить народность в нашей литературе, поэтому каждая страница его произведений дышит этим неравнодушием.

Но ощутить силу, спрятанную в слове, дано не каждому. Ролану Барту (1915-1980) – французскому структуралисту – это, по всей вероятности, было дано. И я тоже хочу попытаться услышать голос Распутина, помещенный в рассказе «Изба», прикоснуться к тайне текста, используя метод текстового анализа Ролана Барта.
Актуальность исследования подтверждается тем, что структурный анализ текста позволяет через расшифровку слов-кодов раскрыть глубинные «подводные течения» художественного произведения, доказывающих основную мысль и идею рассказа. Исследуя лексии, я в рассказе «Изба» увидела настоящее произведение искусства, будто напилась живой воды, черпала наше спасение в бездонных колодцах русской души, ее самобытности.

Структурный анализ рассказа «Изба» ярко раскрывает и основную мысль автора – это его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме: возвращать истинно русское женственное начало, возвращать чувство Родины, восстанавливать здоровье нации. И Распутин горячо верит в народ, потому что «одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».

Сегодня актуально, как никогда, научить учащихся различать подлинное искусство от поддельного, ложного. И этому может научить только знание метафорического языка, знание кодов французского структуралиста Р. Барта.

В современном искусстве много зла, а ведь искусство родилось для того, чтобы объединять людей. И когда между обрядом и мифом начался конфликт, они дали нам в наследство разные жанры, чтобы мы сумели выжить. Человек имеет мощную память жанра, причем восприятие жанров соответствует возрасту человека. Метафора, появившаяся первой, сближает нас с природой. Метафора – след корней искусства. Затем появилось сравнение, потом – эпитет. Все развитие шло пластами, и обрывать сегодня нам эту связь нельзя, губительно. Это хорошо понимает Агафья из рассказа «Изба». Чтобы этого не случилось, нужно различать подлинное искусство от ложного. А поддельное искусство – это такое, в котором нет ни метафор, ни сравнений, ни других изобразительно-выразительных средств, нет памяти жанра, нет фольклорных мотивов, нет традиций, исторической памяти. Вот все это и понимает Агафья и автор произведения Распутин.
А какие проблемы поставлены мною в этой работе?
1. Через структурный анализ текста по методу Барта увидеть настоящее произведение искусства. Этому же помогает работа с группами ключевых слов-существительных и составление кластеров. Кроме того, я убедилась, что Распутин прекрасный строитель. Его рассказ поразил меня своей композиционной стройностью. Все три части текста одинаковы по объему. В первой части повествуется о разрушении поселка, во второй части строит женщина избу, в третьей части изба осталась без хозяйки, но будет стоять века. Начало и конец рассказа образуют своеобразное эмоциональное обрамление в форме символических кодов. А еще мне понравились абзацы: они большие, кажутся «крепкими» и «устойчивыми», как изба Агафьи. Понравилась речь Агафьи, ее просторечные слова, диалекты, слово «стать».

2. Научить учащихся восхищаться умением автора обращаться со словом. Во всех абзацах, главах прекрасная архитектоника. И современный читатель должен уметь «читать», связывать, расшифровывать, догадываться – наслаждаться произведением искусства и сопереживать ее героям. Этим и пленил меня рассказ «Изба». И мои ученики должны научиться читать «медленно», всматриваться в лексии, ведь это русская классическая литература!

3. Знания о жанровом древе и памяти жанра должны стать основным стержнем в познании произведения искусства, чтобы разобраться в его подлинности.

Память жанра –
исторический путь искусства, становление художественной культуры.
1 блок Обряд и миф нерасчленимы:
Мы одной крови с природой. Но началось противостояние человека и природы.


2 блок Рождение искусства.
Обряд театр, изо, Миф придания, сказки,

песня, лирика. легенды, эпос.

Миф передает искусству память о единстве человека и природы через метафоры.

Цель искусства –

разъединенный мир надо восстановить, ведь мы одной крови с природой . (найти семью…). Но обряд и миф конфликтуют с искусством: Иван – царевич и Кощей Бессмертный.
3 блок Героический эпос – былина.
Отрыв от обрядов и мифов: государственные связи. Природа враждебна человеку: Соловей Разбойник.
4 блок Античная трагедия.

Противостояние актера и хора. Пьер Безухов должен слиться с народным и природным телом на уровне духа.
5 блок Христианство.

Активное выделение человека как личности, как духа. Иисус Христос – символ тернистого пути к всепрощающей любви.
6 блок Культура средневековья.

Данте Алигьери, жития святых, иконы, соборы, вера и учение высмеиваются. А карнавал объединял людей.
7 блок Эпоха Возрождения .

Шекспир. Человек осознал свою частичность. Он между небом землей. Страдает.
8 блок Романы.

Человек берется и как часть, и как целое одновременно. Достоевский. Сюжетная незавершенность. Слово идеологично. Киноискусство – единство природы и человека.
Первоклетка искусства – обряды и мифы.

Опорный конспект составлен по книге В.П.Филимонова «Память жанра», часть1, Владимир, 1994, 261с.



Объектом, то есть предметом исследования, стал для меня рассказ Распутина «Изба», так как я люблю проводить уроки на тему деревни. Кроме того, произведение Распутина отражает многие проблемы современности, в частности, проблему судьбы деревни, а значит, и России. Он стремится переустроить народную душу через перевоспитание народного сознания.

Мои гипотезы.
1. Если произведение Распутина «Изба» действительно настоящее произведение искусства, то в нем я найду все необходимое для такого доказательства.

2. Так как писатель Распутин тесно связан с судьбой Родины и его народа, то его рассказ «Изба» действительно народное произведение.

3. При условии, что данная методика исследования позволяет увидеть психологизм, который таится в тексе, то произведение искусства действительно волнует душу читателя, учит переживать, болеть за судьбу России. Более того, мысль о судьбе духовных ценностей, выдерживающих напор времени, проверяемых в трагических обстоятельствах, проходит через все произведения Распутина.
Методы
Я использовала метод французского структуралиста Ролана Барта (1915-1980). Этот метод называется структурный анализ текста. Он позволяет ощутить силу, спрятанную в слове благодаря расшифровке десяти кодов. И я хочу попытаться услышать голос Распутина в рассказе «Изба», прикоснуться к тайне текста, используя метод текстового анализа Барта. Какие же я буду использовать коды при разгадке тайны текста? Остановлюсь на них.

1. Культурный код. С его помощью определяют, к какой культуре принадлежал писатель и созданный им текст.

2. Эмоциональный код. С его помощью нужно выделять элементы, которые нам нравятся или не нравятся, называть те чувства, которые вызывает текст.

3. Хронологический код. С помощью данного кода определяют, как в то время принимали этот текст, опережал он время или нет, как время диктовало текст, говорят о времени, в котором существует этот текст, в котором существовал, был написан, говорят о времени, в котором жил сам автор.

4. Социо-исторический код. Используя данный код, нужно определить соединение общественного начала с временным началом, найти детали, говорящие об особенностях общества того времени.

5. Код коммуникации и адресации. Опираясь на данный код, определим то, к кому обращен текст; известно, что автор пишет не для себя, он его адресует кому-то. Кому же? Что заложил в произведение? Текст, как мы знаем, пишется с установкой. Какова она?

6. Код действия. Используя данный код, определим, на что акцентировано внимание автора, кто автор строки, фразы, есть ли инверсия: рассмотрим цепочку слов, которая существует в данном тексте.

7. Символический код. С помощью этого кода удобно расшифровывать символы; интересно то, что этот код вбирает в себя почти все коды.

8. Код означивания. С его помощью нужно разбить слова, которые являются знаками текста.

9. Нарративный код. С помощью него определим, как при помощи того или иного суффикса изменялось значение слова, остановимся на фонике, попытаемся выйти на философию звука.

10. Метаязыковый код. Нужно определить метаязыковые связи, то есть те связи, которые существуют между фразами (выводы, посылки), например, мысли А.Болконского о славе и размышления писателя о славе есть метаязык, то есть авторские размышления связываются с действиями героя и вытекают из них.
Мои наблюдения привели меня к результатам, которые не зависели от моей воли, чувств и желаний. Просто мне было интересно попробовать силы, а также мне понравились коды Барта. Также я использовала метод составления кластеров и метод группировки ключевых слов-существительных. Они тоже помогли мне прогуляться по тексту, провести анализ и синтез, то есть совершить процесс абстрагирования и дать результат – абстракцию.
Этапы исследования.
1. С 2000 года начала изучение источников по теме, законспектировала изученную литературу (более 30 названий).

2. В 2003 году защитилась на высшею категорию в Чебоксарах, где моя работа на тему «Литература фольклор» была признана самой лучшей в Чувашской Республике, так как я обратила особое внимание на метафоричность языка и научилась самостоятельно применять на уроках жанровое древо и память жанра.

3. Особенно увлекли меня книги В.П. Филимонова « Память жанра »в двух частях, А.Т. Журавлева «Звук и смысл». Мой опыт работы по ним в школе распространен в нашем Канашском районе и Чувашской Республике.

4. Училась на курсах у Г.Н. Ермаковой, доктора педагогических наук, в Республиканском институте образования, где уделяется большое внимание анализу текста. Также помогла мне книга Г.Н.Ермаковой «Постижение тайны слова». (Цели преподавания литературы и пути их достижения), Чебоксары, 2001. Изучила метод Р. Барта.

5. Прочитала новый рассказ Распутина «Изба» (1999) и решила исследовать его. Считаю, что исследование прошло успешно, и я довольна, что смогла сделать это совершенно самостоятельно.


Структура исследования.
1. Нужно умело выбрать лексии – это или часть предложения, или часть абзаца.

2. Затем выбрать в каждой лексии слова или слово и расшифровать их, то есть описать их спрятанный смысл.

3. Изучив таким образом лексии в тексте, провести анализ, а потом синтез.

4. Обобщить, написать вступление к каждой главе и выводы ко всей научно- исследовательской работе.

5. Озаглавить каждую главу своей работы.

6. И, конечно, по каждой главе определить тему, проблему, цели, задачи исследования, подтверждается ли гипотеза и т.д.
Практическая значимость исследования .
1. Практическая значимость исследования большая, так как в наше сложное время ученик должен уметь отличать настоящее произведение искусства от поддельного. И в школе учитель должен учить методам анализа текста, уметь видеть язык произведения. Чему учить? Находить метафоры, эпитеты, сравнения я считаю уже недостаточным. Надо научить учащихся понимать и историю жанра, ведь даже у малыша есть память жанра. Наши учащиеся в течение последних 5 лет уже научились этому, и эту тему они очень любят. Жанровое древо - наша опора на уроках литературы с 5 по 11 классы. Мы умеем «читать» жанровое древо, объяснять мифологизм и метафоризм мышления человека, и учимся этому сами: ребята сочиняют былины, песни, стихи, эссе, синквэйны…Также мои учащееся с большим удовольствием описывают произведения по цвету гласных звуков. Книга А.Т. Журавлева «Звук и смысл» помогает углубить знания учащихся о звуках и применять их в исследованиях лирических и прозаических текстов, делать правильные выводы.

Итак, составление кластеров, группировка ключевых слов существительных, расшифровка слов – кодов, анализ изобразительно- выразительных средств языка, знание теории «Жанрового древа» и «Памяти жанра» - все служит средством определения настоящего искусства от поддельного, ложного. А это сегодня так актуально, как никогда.


Глава I.

Мое заглавие первой главы: «Жизненные бури изба встречает достойно».
Цели исследования первой главы .
1.Доказать, что есть жизнь в избе, то есть жива Россия: пока народ не растерял главное в себе – традиции, духовность, жанровую память. Россия как неопалимая купина: горит, но не сгорает. Нет уже Агафьи, умерла, но ее изба живет, хотя жестокий внешний мир уже ворвался в ее избу.

2. Заметить боль автора за судьбу русской деревни, русской женщины – символа России, почувствовать стремление автора сохранить духовность.
Задачи первой главы:
1) выявить, какие коды использует автор для решения такой задачи в I главе: жизнь продолжается, изба борется, как когда-то и ее хозяйка Агафья;

2) установить, что время не властно над нашими традициями, что у нас имеется прочная связь времен и поколений. И пока не поздно, надо усиленно бороться. Иначе случится непоправимое;

3) почувствовать авторское отношение к изображаемому, его сочувствие избе, женщинам России. Именно метафорический язык выражает горячие чувства Распутина, его тревогу за духовное здоровье нации.

Вступление к I главе.
Книги В.Г.Распутина стали неотъемлемой частью нашей духовной жизни, инструментом нашего нравственного совершенствования, воспитания в нас социальной активности, гражданственности и патриотизма. Литературные критики всех времен утверждали: главным качеством подлинной литературы является его народность. А что такое народность? А это то, что есть в произведениях Распутина, что является их плотью и кровью. Народные характеры, народная нравственность, народный язык, народные думы и чаяния, народное понимание и ощущение главного хребта жизни – вот что отличает произведение Распутина. Он верит в свое слово, выстраданное, искреннее и совестливое, честное и правдивое. Такое слово рождается только в душе, а не на бумаге.

Деревенская проза привлекала внимание читателей к глубинным пластам нашей жизни, к ее нравственным подлинным ценностям, складывающимся веками в трудовой практике народа; воспитывала память – память благодарность, к земле, к национальной истории, природе.

В первой главе автор использует 21 код . (см . в тексте). Половина из них подтверждает, что с течением времени многое изменяется в жизни деревни, но остается главное – это историческая память, память жанра; будет жива деревня – будет жива и Россия. А главное - не потеряна вера в лучшее будущее. Об этом говорит один символический код, 4 эмоциональных кода, 1 метаязыковый код и 1 код означивания.

Итак, все детали в тексте играют большую роль в осознании целого. Деталь – это солнце текста, это идея текста. Деталь дает возможность увидеть целое в столь малом.

Исследование I главы.
Лексия(1): «Изба». Барт замечает, что функция заглавия изучена недостаточно. Но он считает, что заглавие – это «маркировка текста», «представление его в виде товара». Заглавие – загадка, в которой скрывается скрытый смысл всего текста, это компас к тексту-пространству. Заглавие, по мнению Барта, имеет несколько одновременных смыслов, из которых надо выделить как минимум два:

- высказывание, содержащееся в заглавии и связанное с конкретным содержанием текста;

- указание на то, что ниже следует литературная «вещь», то есть товар.

Значит, в заглавии всегда присутствует код загадки. Задача заглавия – «возбудить у читателя аппетит». А этому способствует нарративный код, то есть значение суффиксов и фоники. «Изба». В нем два гласных: «и», «а». Это хорошие звуки: «и» - голубого цвета, «а» - красного цвета. Мы знаем, что все гласные звуки имеют свой цвет. Об этом повествует книга А.П.Журавлева «Звук и смысл». В слове «изба» два согласных звука: «з» и «б». Они звонкие и стоят рядом в середине слова. Итак, начало у слова голубое, доброе. Потом раздается звон, в котором чувствуется бодрость, активность, сила. После этого звона – красный цвет. Это звук «а». А красный цвет всегда приятный, добрый, красивый. Значит, в тексте речь пойдет о приятном, хорошем «товаре», который является опорой в жизни.

И не удивительно, что это слово «возбудило наш аппетит».

Лексия(2): «Изба была небольшой, старой, почерневшей и потрескавшейся по сосновым бревнам невеликого охвата, осевшей на левый затененный угол…». Разберем эту лексию, используя коды Барта. Погружаясь в анализ этой лексии, я могу отметить, что в ней содержится символический код. Этот код символический, так как он вбирает в себя почти все коды:

1) Культурный код, потому что писатель живет в России и выражает культуру Родины через образ деревни.

2) Эмоциональный код, так как он вызывает определенные эмоции: конечно, изба нам пока не нравится.

3) Хронологический код, так как через образ старой избы показано время. Много времени прошло, и изба постарела. Время диктует текст.

4) Социо-исторический код, потому что в тексте соединяется общественное начало с временным началом. Мы видим особенности общества того времени. Строится Братская ГЭС.

5) Код коммуникации и адресации. Этот текст адресуется современным читателям. Распутин дает нам установку, что изба старая, но сильная. Она «держала достоинство и стояла высоконько и подобранно».

Барт считает, что лексии должны выполнять значения ячеек соты, с помощью которых мы будем обнаруживать вторичные смыслы, то есть видеть тайное в явном. Это замедленное чтение, чтение, раскрывающее тайну текста, его смысл. В тексте часто устанавливаются определенные отношения между его частями, иногда весьма удаленными друг от друга (например, действие, начатое в одном месте текста, может иметь продолжение в другом месте).

6) Код действия. Автор этих трех строк сам писатель. Чтобы определить это, я рассмотрела цепочку слов-существительных, но когда я их выписала, у меня получилось пять групп. С помощью них я покажу, что начало текста имеет продолжение в других местах, в частности, в первом абзаце.

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа 5-я группа
изба изба ветер изба хозяйка

бревна окна крыша достоинство ласточка

охват восток тесины стекла гнезда

угол сторона углы палисадник застрехи

постав улицы голоса рябина припевки

стать переулок дверь черемуха жизнь

избенка вода сенцы ограда вода

догляд канава стекла крапива солнце

жилье заборы пыль

поленницы нежить

силы
Итак, в первой, второй и третьей группах слов на первом месте стоит слово «изба». А это очень важно. Во-первых, текст называется «Изба», и об этом писатель не забывает. Во-вторых, изба – главный герой, символ нашей жизни, основная лексия. В -третьих, это не избенка, а изба. Отсутствие суффикса в слове говорит о силе предмета, о ее характере: «…но оставалось что-то в ее поставе и стати такое, что не позволяло назвать ее избенкой». В-четвертых, слово «изба» повторяется трижды, потому что число 3 мифологическое, волшебное, часто использующееся в фольклоре как обязательный элемент.

Первая и пятая микротемы в первом абзаце связаны между собой словами «жилье» и «жизнь»: жилье – место, где живет человек, а жизнь – это процесс существования всего живого. Значит, автор хочет показать, что изба – это вечный источник жизни, даже если нет хозяйки избы. А это вселяет в нас веру в лучшее будущее.

Во второй лексии фраза «была старой» содержит прилагательное «старой». Но оно употребляется в роли сказуемого. А причастия совершенного вида «почерневший» и «потрескавшийся» обозначают признак по действию. А это вновь влияние времени. Значит, во второй лексии содержится хронологический код.

Но за стенами избы находится внешний мир, о чем и говорит третья группа слов. В ней смыслоносными существительными являются слова «ветер», «голоса», «пыль». Ветер - это стихийное явление, движение, напор, космогоническое ощущение. Ветер поднимает пыль, которая забивается в стекла. Значит, внешний мир хочет ворваться в избу, разбить стекла. Внешний мир страшный: «Ветер … наигрывал по углам тоскливыми голосами …». Но изба «каким-то макаром из последних сил держала достоинство и стояла высоконько и подобранно, не дала выхлестать стекла, выломать палисадник с рябиной и черемухой, просторная ограда не заросла крапивой…».

А в пятой группе главным является слово «жизнь». Почему? Потому что хозяйка умерла, а жизнь в этом доме продолжается. Распутин пишет: «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда по застрехам и напевали-наговаривали со сладкими протяжными припевками жизнь под заходящим над водой солнцем».

Что же мы слышим в этих строках? Четко слышится аллитерация на звук «л». Данная аллитерация помогает нам ощутить душевное спокойствие, гармонию лирического героя. Кроме этого, мы слышим и ассонанс на звуки «а» и «о». Звук «о» - божественный звук горнего мира, мира любви и веры. «А» - звук чистоты, красоты, мира.

Фоника выводит нас на идею данного произведения; мы слышим гул сердца, его стоны, но мы слышим и звуки мира горнего, мира любви, и их больше в этом отрывке, значит, и через фонику писатель говорит нам о том, что жизненные бури надо встречать с любовью в сердце, то есть достойно.

Вот такой и выглядит вторая лексия после анализа по коду действия Барта.

7) Код означивания. Он убеждает нас в том, что слова являются знаками текста. В этой второй лексии немало слов со звуком «р»: старой, почерневшей, потрескавшейся, бревнам. Звук «р» означает строгость, сдержанность. Это сильный, могучий, слегка грубый звук, о чем пишет Журавлев в книге «Звук и смысл». Этот звук имеется в определениях оценочного характера. Значит, изба постарела, но она мужественно держится.

Лексия(3): «… но оставалось что-то в ее поставе и стати такое, что не позволяло назвать ее избенкой». В этой лексии глагол совершенного вида «оставалось» раскрывает нам такую тайну, что изба что-то сохранила в себе, именно что-то. Изба не разрешает назвать ее избенкой. В этой лексии содержится хронологический код: время не властно над избой.

Лексия(4): «Без хозяйского догляда жилье стареет быстро…». Ключевым словом в этой лексии является глагол несовершенного вида «стареет». Все течет, все меняется в жизни, все дряхлеет, стареет; это символ времени; время не ждет. Это сильная объективная категория. Значит, в этой лексии содержится хронологический код.

Лексия(5): «… постарела до дряхлости и эта изба». Глагол совершенного вида «постарела» обозначает законченное действие под влиянием неумолимо текущей жизни. Знаменательно то, что этот глагол находится сразу после четвертой лексии, и все четыре лексии отделяются от пятой с помощью тире. Итак, слово «постарела» обобщает все действия, которые происходили в этих четырех лексиях. Слово «постарела» имеется и в других лексиях. И в этой лексии я обнаружила хронологический код.

Лексия(6): «…с двумя маленькими окнами на восток и двумя на южную сторону». Почему на восток? Там всходит солнце! Почему на юг? Там тепло! Значит, солнце по-прежнему с раннего утра обогревает, освещает избу, а южный ветер несет тепло. Изба живет. Эта лексия несет в себе биографический код. Разгадкой этого кода служит духовный мир автора: он знает деревню, как строят избы.

Лексия(7): «…стоящая на пересечении большой улицы и переулка, ведущего к воде, прорытого извилисто канавой и заставленного вдоль забора поленницами». Изба видит все вокруг, так как она стоит на пересечении улицы и переулка. А вода - это жизнь. Эта лексия рассеивается и по второму абзацу: «Оттуда виден был весь скат деревни к воде и все широкое заводье». Я вижу в этой лексии код действия, так как изба все видит, на всех действует своей энергией.

Лексия(8): «Постарела, осиротела…». Я заметила четыре слова с корнем -стар-. Автор обращает внимание читателя на этот корень. Здесь содержится хронологический код. Время изменяет все, это огромная сила. Рождаться и уходить - закон природы. Автор использует в этой лексии два олицетворения.

Лексия(9): «… ветер дергал отставшие на крыше тесины, наигрывал по улицам тоскливыми голосами…». Погружаясь в анализ этой лексии, я могу отметить, что всемогущий ветер не пугает избу, хотя ветер очень активный: он «дергал…тесины, наигрывал по углам тоскливыми голосами». Эта лексия насыщена тропами: дергал, наигрывал (олицетворения), тоскливый (эпитет), голос (метафора). Мне стало жалко избу, и я поняла, что здесь эмоциональный код.

Лексия(10): «…жалко скрипела легкая и щелястая дверь в сенцы, которую некому и не для чего было запирать…». В этой лексии я чувствую очень сильный эмоциональный код, так как имеется слово «жалко». Дверь скрипит жалко, она уже старая. Дверь легкая, и ветер легко ее открывает. Некому закрывать дверь, и запирать ее не для чего. Дверь будто живая, она страдает под влиянием внешнего мира.

Лексия(11): « …оконные стекла забило пылью…». Обычно окна украшают избу, являются главным элементом. И если они забиты пылью, то будто и глаз нет у избы. Видимо, автор проводит такую мысль: у старого человека глаза тоже плохо видят. Так и у избы. Мне нравится эта ассоциация, это скрытое сравнение избы со старым человеком. Значит, эта лексия характеризуется эмоциональным кодом.

Лексия(12): «…нежить выглядывала отовсюду». В этой лексии ключевое слово «нежить», то есть уже нет жизни в избе, она дряхлая, причем отовсюду выглядывает нежить. «Выглядывает» - олицетворение. В основе этой лексии лежит код времени, так как мы видим необратимый процесс. И это очень эмоционально выражено глаголом «выглядывает». Я заметил, что знак тире после двенадцатой лексии имеет большое значение, так как здесь обозначено резкое противопоставление нежити и жизни. Но есть жизнь в избе!

Лексия(13): «…и все же каким-то макаром из последних сил изба держала достоинство и стояла высоконько и подобранно». В этой лексии содержится немало троп: достоинство (метафора), держит, стоит (олицетворения), последние силы (эпитет). Очень хороши и наречия «высоконько» и «подобранно». А грамматический признак, суффикс -оньк-, выражает отношение автора к избе. Это ласкательный суффикс. Фразы «все же», «каким-то макаром» выражают эмоции автора. Он восхищается мужеством избы. Она действует, она активна, как и ее умершая хозяйка Агафья. Итак, автор акцентирует внимание читателя на действия этой избы, значит, в этой лексии обозначен код действия, хотя немало и эмоционального.

Лексия(14): «…не дала выхлестать стекла, выломать палисадник с рябиной и черемухой, просторная ограда не зарастала крапивой». Эта лексия просто удивительна. Изба борется, как и ее бывшая хозяйка, за жизнь. Стекла и палисадник она сохранила, а это очень важно: иначе изба казалась бы заброшенной.

Рябина имеет красные плоды, а черемуха - черные. Это контрастные цвета, как жизнь и смерть. Все это символизирует борьбу жизни со смертью; и побеждает рябина, так как плоды ее висят на дереве всю зиму, а плоды черемухи быстро засыхают, и их даже не видно среди листвы.

А Агафья умерла осенью, в Покров день. И так как она жила в полном согласии с природой, то и крапива не смеет разрастаться. Значит, в основе этой лексии лежит метаязыковый код, потому что между фразами существует связь мыслей автора и избы, связь природы с избой.

Лексия(15): «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда по застрехам и напевали-наговаривали со сладкими протяжными припевками жизнь под заходящим над водой солнцем». Жизнь - ключевое слово в этой лексии; жизнь победила. Об этом свидетельствуют фразы «все так же», «как при хозяйке». А слово «гнездо» - это домик живых существ, красивых ласточек. Ласточки не покинули избу, они чувствуют здесь тепло, уют. Они воспевают своими сладкими припевками жизнь. Солнце заходящее, но завтра оно снова появится. Это знают ласточки, это знает и изба. И вода рядом. Все есть для жизни. Есть добрая память людей об Агафье. Память - это высшая инстанция, особая форма времени. Память - это составная хронологического кода; человек, помнящий прошлое, знающий его, ответственен за то, чтобы передать его будущему времени. Значит, Распутин - писатель-философ. Человек, забывший прошлое, выпадает из цепи времени, а выпавший попадает во вневременное пространство, то есть, у него нет прошлого, настоящего и будущего, значит, его ожидает духовная смерть. Память - одна из форм красоты. Поэтому память носит общечеловеческий характер.

Метод Барта очень помог мне понять текст правильно, суметь расшифровать «подводные течения». Воспользуемся также и таким методом анализа, как составление кластера.

неживое живое

дряхлость окна на восток

ветер окна на юг

крыша вода

дверь поленницы

пыль силы

нежить ИЗБА достоинство

черемуха рябина

другой мир ограда

запустение чистота

кладбище солнце

хозяйка ласточки

гнездо

припевки

жизнь

заводье

скат деревни

живые старухи

чурка

покой

задумчивость

души

гостевание

двор

ворота

земля

народ
Итак, эти две группы слов вокруг «избы», то есть два поля, контрастны не только по качеству, но и по количеству. Видно, что жизнь побеждает. Изба вечная, потому что она символ России.

Ролан Барт считает, что читатель должен испытывать жажду текста, что текст должен доставлять удовольствие, что анализ - это прогулка по тексту. Действительно, эта прогулка по лексиям доставила мне удовольствие.

В первом же абзаце я заметила философские мотивы: показана связь времен и поколений, смысл бытия, сострадание, принятие боли. Почему рука Распутина дважды выводит слова «все же» и «все так же»? Распутин таким образом обращает наше внимание на то, что жизнь продолжается, хотя хозяйки и нет в живых. Автор использует сравнение как при хозяйке и усиливает это сравнение словом «так» в выражении «все так же». Этой же цели служит суффикс -оньк- в слове «высоконько»,то есть автор относится с сочувствием к избе.

Мне показались очень значимыми два выражения: «что-то» и «каким-то». Они указывают на необъяснимые явления, происходящие в этой избе: «Считалось, что за избой доглядывает сама хозяйка…». Эта магия расшифровывается далее.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconШкольный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция...
Современные жители Сибири, называют себя сибиряками, при этом практически ничего не знают о своих корнях, о том, как жили их бабушки...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно-исследовательская работа отчет о научно-технической продукции...
Ооо «Научно-производственное объединение «Центр благоустройства и обращения с отходами»
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconШутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно исследовательская работа в семестре. 6 Цель нирм в семестре 6
...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно исследовательская работа в семестре. 5 Цель нирм в семестре 5
...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно исследовательская работа /2009-2013
Порядок организации и проведения научной работы в Институте регламентируются Положением о научно-исследовательской работе, Положением...
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) iconНаучно-исследовательская работа в семестре. Выпускная квалификационная работа магистра
Дисциплина «Экономика городского хозяйства» имеет практическую направленность и ведется в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск