Скачать 141 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемым дисциплинам, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Предлагаем рекомендации по изучению теоретических и практических дисциплин на английском отделении факультета иностранных языков. Теоретические дисциплины Филологические теоретические дисциплины Самостоятельная работа по филологическим дисциплинам включает:
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 54 часа. Рекомендации по изучению литературы. Студент должен, прежде всего, освоить издания из списка основной литературы к курсу. При подготовке к лабораторным занятиям, написании докладов, выполнении докладов-презентаций, подготовке рефератов, углублении своих знаний по темам дисциплины следует использовать следующую научную литературу:
Для поиска литературы следует использовать:
Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях. Нужно также активно использовать, получившие широкое распространение в последние годы электронные ресурсы (Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru), Университетская библиотека онлайн (http://www.biblioclub.ru), фундаментальная библиотека ВГПУ (http://lib.vspu.ac.ru), электронные библиотеки других вузов, персональные страницы выдающихся ученых и т.д.). Рекомендации по подготовке докладов и рефератов. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы. Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. Выбор темы должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы. Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соответствующей научной литературы. Чтение научной литературы, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Очень желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант реферата и составить его план. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов. Против каждого из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте реферата. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной вами темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы. В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата. Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения - объяснять значение терминов в скобках или сноске. В научных исследованиях и рефератах, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: "Как представляется...", "Думается, что...", "На наш взгляд...". Не принято изложение от первого лица, лучше применять такие обороты как "автор считает", "по мнению автора", "нет сомнения в том, что..." и т. д. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст в компьютерном исполнении - разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. Работа выполняется на вертикально расположенных листах. Все страницы реферата, исключая титульный лист, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. Объем реферата в среднем - 15-20 страниц. Работа должна содержать библиографические ссылки. Библиографические ссылки (оформленные в соответствии с требованием ГОСТа Р 7.0.5-2008) употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций; при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос. Недопустимо соединение двух цитат или их частей в одну, а тем более - использование чужих мыслей, выводов и приведенных другими фактов без ссылки на автора. Это рассматривается как присвоение чужой интеллектуальной собственности (плагиат). Вся литература, указанная в подстрочных примечаниях (сносках) реферата, должна быть в алфавитном порядке включена в библиографический список. Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-2003 Методические дисциплины Самостоятельная работа по методическим дисциплинам включает:
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу составляет 154 часа (5 семестр – 57 часов, 6 семестр- 40 часов, 7 семестр- 57 часов). Рекомендации по изучению методических источников. Студент должен, прежде всего, освоить издания из списка основной литературы к курсу. При подготовке к лабораторно-практическим занятиям, написании докладов, углублении своих знаний по темам дисциплины следует использовать следующую научно-методическую литературу: - монографии (научные книги по специальным темам); - научные статьи журналов; - статьи в сборниках научных трудов; - статьи в материалах научных конференций; - рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи; - авторефераты диссертаций; - аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках; Для поиска литературы следует использовать: - предметные и систематические каталоги библиотек; - библиографические указатели; - реферативные журналы; - указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (например, см. ж. «Иностранные языки в школе»). Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях. Нужно также активно использовать, получившие широкое распространение в последние годы электронные библиотеки (Университетская библиотека онлайн «»Biblioclub.ru, электронная библиотека ВГПУ, электронные библиотеки других вузов и т.д.) сайт Министерства образования и науки РФ (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/) для поиска нормативно-правовых и других официально-документальных источников (инструкции, письма и др.). Рекомендации к конспектированию методических статей
На самостоятельную работу студентов выносятся также темы по истории методов обучения иностранному языку. Студентам предлагается самостоятельно изучить вопросы, связанные с этапами развития теории и практики обучения иностранному языку (отечественный и зарубежный опыт). Дисциплины гуманитарного блока Речевая культура личности Данный курс предполагает обязательное посещение лекционных и семинарских занятий и активное участие в них (допускается пропуск одной лекции за семестр). Лекции носят диалогических характер и предполагают постановку и обсуждение с аудиторией проблемных вопросов, формулирование вопросов студентами, работа по заданию лектора в малых группах и презентация результатов данной работы. На лекциях предусмотрено осуществление периодического контроля за усвоением дисциплины в виде небольших тестов, результаты которых учитываются в итоговом контроле (зачете). Для подготовки к семинарским занятиям требуется: а) усвоение и критическое осмысление информации, содержащейся в материалах лекций и ознакомление с рекомендованной литературой по проблемам (см.список литературы к каждому семинарскому занятию в пособии: Речевая культура личности: Практикум для ст-тов 3 к. ф-та ин. языков / Сост.: В. Ф. Гревцева. – ВГПУ, 2009). Ответы на поставленные на занятии проблемы не предполагают пересказа соответствующего раздела прослушанной лекции (хотя данный момент является обязательным этапом подготовки к семинару), а требуют критического обзора рекомендованных источников и анализа собственной речевой практики и опыта. б) выполнение практических заданий к некоторым семинарским занятиям типа: подготовить публичное выступление на определенную тему (продолжительность 5 минут), подобрать из литературных произведений примеры, иллюстрирующие теоретические положения (виды споров и уловки в них и т. д.), проведение целенаправленного наблюдения за речевым поведением окружающих в различных ситуациях общения, а также представителями иноязычных культур. С целью качественной и своевременной подготовки к семинарскому занятию рекомендуется заранее познакомиться с вопросами и списком рекомендованных источников к следующему занятию. Обязательным условием прохождения данной дисциплины является подготовка и проведение публичного выступления на выбранную тему (см. список тем в Практикуме на стр. 11-12 (указан выше). Выступление будет удачным, если в ходе работы над ним Вы будете следовать рекомендациям:
Практический курс иностранного языка Данный курс предполагает систематическую обязательную работу над иностранным языком, активное участие в практических занятиях. Самостоятельная работа предполагает:
Список рекомендуемой литературы по практическому курсу английского языка Основная литература
Дополнительная литература
Список рекомендуемой литературы по грамматикеОсновная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Обучающие интерактивные ресурсы
Подкасты
Онлайн радио
Международные тесты
|
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями... | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Распределение внеаудиторной самостоятельной работы по темам, часами баллам | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной... Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)... Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21 | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 Гривцова С. Л. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 01 Право социального... | Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов... Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,... | ||
Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика» ... |