«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
Одинцовской СОШ №16
_______________О.Ю.Леденёва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №16
Программа по духовно-нравственному воспитанию
«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»
Одинцово, 2011 год
Содержание программы
Паспорт программы……………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………….5
Цели и задачи Программы………………………………………8
Фунциональное обеспечение программы…………………… 10
Направления воспитательной работы
«Ученик и нравственность. Ученик и школа»………………… 14
«Ученик и его здоровье»………………………………………… .20
«Ученик и его отношение к природе»…………………………….24
«Ученик и его отношение к труду»……………………………….26
Мы – защитники нашего Отечества……………………………... 30 «Ученик в мире прекрасного»……………………………………..36
Школа, дом – одна семья………………………………………… 40
Предполагаемые результаты……………………………………45
Диагностика………………………………………………………. 49
Критерии успешности нравственного образования……… 52
Литература…………………………………………………………55
Паспорт программы
Наименование программы
«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»
Основание для разработки
программы
Современная концепция ФГОС о «Духовно-нравственном воспитании детей и молодежи»
Программа разработана в содружестве
классных руководителей, социальных
педагогов, учителей-предметников,
педагога-психолога, педагога - организатора,
при участии Совета старшеклассников Сообщества
обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №16 «Форум»
под руководством заместителя директора по воспитательной работе
МБОУ Одинцовской СОШ №16
Цель программы
Создание условий:
для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов.
для более тесного сотрудничества семьи и школы, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.
Задачи программы
Сохранение исторической преемственно поколений, развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России,
формирование духовно-нравственных качеств учащихся.
Оценка социальных последствий реализации программы
формирование ценностных ориентиров духовно-
нравственной личности;
повышение воспитательного потенциала семьи;
совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по физическому, патриотическому и нравственному воспитанию детей
Критерии выполнения программы
совершенствование методов духовно-нравственного и семейного воспитания;
снижение роста правонарушений, понимание значимости учащегося, воспитание гражданской ответственности, патриотизма и культурно-нравственных ценностей.
Пояснительная записка Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили) Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций. Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ СОШ №16. Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Нормативно-правовые документы. Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
Декларация прав и свобод человека
Конвенция о правах ребёнка
Устав школы
Цели и задачи Программы
Цель программы.
Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы Программы
Принцип природосообразности.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Возрастной подход.
Программа соответствует специфике начального, среднего и старшего образования детей, и способствует:
духовному и личностному росту учащихся;
развитию творческого и логического мышления;
развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».
|