Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников





Скачать 62.38 Kb.
НазваниеРоль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников
Дата публикации27.08.2014
Размер62.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Чуб О. В.

Учитель музыки Каменской СОШ № 2

Г. Дмитров Московской области
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников.

Интегрированный урок музыки и духовного краеведения.
По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Иными словами мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит будущее России – зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит настойчивого, убедительного слова учителя, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

Православная культура отразила высокий христианский идеал человека. Донести этот высокий идеал до сердец наших учеников помогает нам обращение к понятиям: «Святая Русь», «русская святость», «Русские святые». Русский народ имеет такую историю, что его страна получила название Святой Руси. Заметьте: ни одна страна в мире никогда не называлась святой. Русь – единственная страна, которая называлась и называется святой по жизни ее народа, по огромному числу подвижников, которые, как звезды, украсили небосклон ее истории. Это известные всему миру преподобный Сергий Радонежский, близкий нам по времени преподобный Серафим Саровский и неисчислимое множество великих святых угодников Божиих. Святые – это идеал человека, а жизнь святых – пример для подражания всем людям.

На уроках музыки и литературы создана благоприятная среда для осуществления духовно-нравственного воспитания, в ходе которого решаются следующие задачи:

  1. Ликвидация элементарной религиозной безграмотности.

  2. Восстановление исторической памяти и преемственности культурно-исторического и литературного наследия.

  3. Знакомство с выдающимися деятелями православной культуры России.

  4. Духовно-нравственная профилактика развития пороков.

При подготовке интегрированных уроков учитель должен продумать некоторые проблемы и аспекты:

  1. Соотношение классического литературно-музыкального наследия, религиозных традиций, которые должны быть внесены в контекст интегрированного урока литературы и музыки.

  2. Овладение материалом произведений духовной музыки и литературы как основы становления национального самосознания учащихся.

  3. Методико-педагогические приемы освоения духовной музыки и литературы на уроках.

  4. Взаимодействие различных видов искусств (иконопись, живопись, архитектура) на интегрированных уроках литературы и музыки.

  5. Жанровое многообразие на уроках музыки и литературы, в основе которого стоит драматургия построения интегрированного урока.

1. Литературное произведение часто связано с религиозным знанием, без которого смысл многих произведений остается непонятным и туманным. Используя знания Священной истории, Священного Писания, учитель литературы и музыки осуществляет духовное воспитание, помогает подрастающему поколению оценить современную литературу и музыку с духовно-нравственных позиций.

Пласт духовной классической музыки сейчас открыт, прошли те времена, когда духовная музыка была в тени или под запретом (например, произведения П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Бортнянского). Великие русские композиторы и писатели были воспитаны на традициях Русской Православной Церкви. Русская духовная музыка и литература несут особый внутренний строй, собранность, они содержат богатую палитру: скорбь, печаль, радость, ликование. Посещая Храм, мы наблюдаем, как в пении объединяются церковный хор и прихожане, возникает СОБОРНОСТЬ. На интегрированных уроках мы обсуждаем важные в наше время вопросы:

К чему призывает духовная музыка и литература?

  • к гармонии с миром; для нас, православных это очень важно, ведь наши традиции это уют в доме, покой, дружба с соседями;

  • к гармонии чувств и мыслей.

Например в 4 классе мы проводим урок по теме «Русские святые Кирилл и Мефодий». На этом уроке мы говорим о русской письменности и выносим на обсуждение такие вопросы:

Что есть слово? Почему на Руси слово так важно? (например, образ святой Авдотьи Рязаночки, которая словом сумела остановить Орду. За ее спиной стоял рязанский народ. Мы сравниваем силу слова и физическую силу). Почему Библия начинается с утверждения: «Вначале было слово»? Почему мы говорим плохие слова, как слово ваше отзовется? Что в современной литературе и музыке разрушает, а что созидает?

2. Нравственность и соборность лежат в основе русской духовной музыки и литературы, способствуют воспитанию в детях сострадания к человеку, окружающему миру, любви, внутренней гармонии, патриотических чувств. (Например, по мотивам русских былин в нашей школе проводился театрализованный праздник «Сильна Богатырями Земля Русская», на котором мы образы богатырей рассматриваем с разных позиций: Илья Муромец – богатырь, Илья Муромский – святой). Говоря на уроках литературы и музыки о духовности, мы поднимаем пласт истории и культуры Руси.

3. На интегрированных уроках литературы и музыки есть сквозные темы, которые изучаются на протяжении многих классов:

1. Молитва. Службы в православном храме. В произведениях П.Чайковского, А.Пушкина, С.Рахманинова, А.Ахматовой мы знакомимся с молитвами.

2. Образ Богородицы. Мы сравниваем различные образы Богородицы – Владимирская, Казанская. Эпитет «Воспетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А.Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В.Васнецова и картину Рафаэля, и стихи нашего современника М.Волошина как произведения мирового искусства.

Как продолжение этой темы, мы говорим о материнстве, вспоминаем о православном обряде БЛАГОЧЕСТИЯ. (Современные девушки ориентированы на карьеру, а ведь назначение женщины – быть матерью). Продолжить тему можно рассказом о традиции, в которой женские образы святых варьируются с образом Богородицы:

Держа светильники зажжены,

Шли до конца на Божий глас

Святой Руси святые жены,

Молите Господа о нас.
1. Праздники Православной Церкви (12 самых главных праздников). На уроках мы знакомим детей с историей возникновения праздников и традиций Православной Церкви, раскрываем содержание и смысл Православной музыки и искусства.

2. Образы русских святых. Реально существовавшие русские люди, ставшие в последствии святыми. В их честь написано множество икон, воздвигнуты храмы, сложены молитвы и песнопения, написаны жития, поэмы и стихотворения, в которых отражена тема патриотизма. Речь идет не только о воинах-защитниках Князь Игорь, Александр Невский, но например Сергий Радонежский – он не воевал с оружием в руках, а побеждал с помощью молитвы:
Он отвращал молитвой беды,

И в грозный час у Бога сил,

Дар силы, славы и победы

Стране родимой испросил.

Из песнопения о Сергия
3. Колокольность. Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. Колокольность стиха мы слышим у А.Пушкина, М.Цветаевой, И.Северянина.

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи холмах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков,

Колокольное семихолмие.

М.Цветаева

4. Зрительное и образное восприятие – основные компоненты духовной музыки и литературы. Духовная музыка звучит с архитектурой, с фреской, со словом, с иконой. Когда мы говорим об уроке по духовно-нравственному развитию, то зрительный, литературный, музыкальный ряд должны присутствовать в интеграции. Исторически сложилось, что архитектура, иконопись являются культурным достоянием нашего народа, и в интеграции с литературой и музыкой на уроке будут способствовать развитию ассоциативного мышления школьников. Не стоит забывать и об использовании на уроке фрагментов из кинофильмов, которые обогатят и дополнят интегрированный урок.

5. Необычность построения интегрированного урока, в основе которого должна быть литературно-музыкальная драматургия:

Жанровое многообразие интегрированных уроков по духовной культуре может включать такие методы:

  1. Нравственно-эстетическое познание литературно-музыкальных тем (это вводный урок, который вводит в круг образов).

  2. Интонационно-стилевое постижение литературно-музыкальных тек-стов (разбор, сравнение, анализ).

  3. Эмоциональная драматургия (этот урок полностью проводит учитель, стараясь поразить детей новизной).

  4. Метод концентричности организации литературно-музыкального материала.

  5. Метод перспективы и ретроспективы (забегание вперед и возвращение к пройденному материалу).

Велика роль учителя, сила его слова и духа, сила его убеждений. Без истинной веры невозможно решить проблему воспитания высоконравственной, духовно богатой личности, к чему нас и призывает Святейший Патриарх Алексий: «Мы ответственны за то время, в котором живем. Мы убеждены, что нашему обществу очень важно сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их бережно относиться к культурному наследию нашей Родины».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconРеферат на тему: «р оль русской литературы в формировании духовности»
И одна из задач литературы привить нам духовные, нравственные ценности, влить добро и свет в наши души
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconРодительское собрание на тему: «Роль уроков орксэ в формировании...
Познакомить родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ)
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconТворчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности
Рао, профессор мгпу, педагог-гуманист современности, считает, что «творчество В. А. Сухомлинского есть высшая ступень современной...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconПояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей...
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconРабочая программа Учебного курса «Технология»
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconМетодика Решение задачи из учебника Алгебра 9 класс. 1 Атлас древнего мира
Волгоградские писатели и художники о духовности, нравственности, патриотизме народа – основе Победы в Сталинградской битве
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconГородской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя...
Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников icon1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconУчителя музыки
Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки»
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconРабочая программа по дисциплине
...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconУрок-анализ
Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании...
Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников iconВ процессах европейской интеграции
Института Европы ран, член-корреспондент ран в. Н. Шенаев. В ходе дискуссии были обсуждены вопросы национальной самоидентификации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск