Скачать 62.38 Kb.
|
Чуб О. В. Учитель музыки Каменской СОШ № 2 Г. Дмитров Московской области Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и нравственности школьников. Интегрированный урок музыки и духовного краеведения. По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Иными словами мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена. Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит будущее России – зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит настойчивого, убедительного слова учителя, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье. Православная культура отразила высокий христианский идеал человека. Донести этот высокий идеал до сердец наших учеников помогает нам обращение к понятиям: «Святая Русь», «русская святость», «Русские святые». Русский народ имеет такую историю, что его страна получила название Святой Руси. Заметьте: ни одна страна в мире никогда не называлась святой. Русь – единственная страна, которая называлась и называется святой по жизни ее народа, по огромному числу подвижников, которые, как звезды, украсили небосклон ее истории. Это известные всему миру преподобный Сергий Радонежский, близкий нам по времени преподобный Серафим Саровский и неисчислимое множество великих святых угодников Божиих. Святые – это идеал человека, а жизнь святых – пример для подражания всем людям. На уроках музыки и литературы создана благоприятная среда для осуществления духовно-нравственного воспитания, в ходе которого решаются следующие задачи:
При подготовке интегрированных уроков учитель должен продумать некоторые проблемы и аспекты:
1. Литературное произведение часто связано с религиозным знанием, без которого смысл многих произведений остается непонятным и туманным. Используя знания Священной истории, Священного Писания, учитель литературы и музыки осуществляет духовное воспитание, помогает подрастающему поколению оценить современную литературу и музыку с духовно-нравственных позиций. Пласт духовной классической музыки сейчас открыт, прошли те времена, когда духовная музыка была в тени или под запретом (например, произведения П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Бортнянского). Великие русские композиторы и писатели были воспитаны на традициях Русской Православной Церкви. Русская духовная музыка и литература несут особый внутренний строй, собранность, они содержат богатую палитру: скорбь, печаль, радость, ликование. Посещая Храм, мы наблюдаем, как в пении объединяются церковный хор и прихожане, возникает СОБОРНОСТЬ. На интегрированных уроках мы обсуждаем важные в наше время вопросы: К чему призывает духовная музыка и литература?
Например в 4 классе мы проводим урок по теме «Русские святые Кирилл и Мефодий». На этом уроке мы говорим о русской письменности и выносим на обсуждение такие вопросы: Что есть слово? Почему на Руси слово так важно? (например, образ святой Авдотьи Рязаночки, которая словом сумела остановить Орду. За ее спиной стоял рязанский народ. Мы сравниваем силу слова и физическую силу). Почему Библия начинается с утверждения: «Вначале было слово»? Почему мы говорим плохие слова, как слово ваше отзовется? Что в современной литературе и музыке разрушает, а что созидает? 2. Нравственность и соборность лежат в основе русской духовной музыки и литературы, способствуют воспитанию в детях сострадания к человеку, окружающему миру, любви, внутренней гармонии, патриотических чувств. (Например, по мотивам русских былин в нашей школе проводился театрализованный праздник «Сильна Богатырями Земля Русская», на котором мы образы богатырей рассматриваем с разных позиций: Илья Муромец – богатырь, Илья Муромский – святой). Говоря на уроках литературы и музыки о духовности, мы поднимаем пласт истории и культуры Руси. 3. На интегрированных уроках литературы и музыки есть сквозные темы, которые изучаются на протяжении многих классов: 1. Молитва. Службы в православном храме. В произведениях П.Чайковского, А.Пушкина, С.Рахманинова, А.Ахматовой мы знакомимся с молитвами. 2. Образ Богородицы. Мы сравниваем различные образы Богородицы – Владимирская, Казанская. Эпитет «Воспетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А.Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В.Васнецова и картину Рафаэля, и стихи нашего современника М.Волошина как произведения мирового искусства. Как продолжение этой темы, мы говорим о материнстве, вспоминаем о православном обряде БЛАГОЧЕСТИЯ. (Современные девушки ориентированы на карьеру, а ведь назначение женщины – быть матерью). Продолжить тему можно рассказом о традиции, в которой женские образы святых варьируются с образом Богородицы: Держа светильники зажжены, Шли до конца на Божий глас Святой Руси святые жены, Молите Господа о нас. 1. Праздники Православной Церкви (12 самых главных праздников). На уроках мы знакомим детей с историей возникновения праздников и традиций Православной Церкви, раскрываем содержание и смысл Православной музыки и искусства. 2. Образы русских святых. Реально существовавшие русские люди, ставшие в последствии святыми. В их честь написано множество икон, воздвигнуты храмы, сложены молитвы и песнопения, написаны жития, поэмы и стихотворения, в которых отражена тема патриотизма. Речь идет не только о воинах-защитниках Князь Игорь, Александр Невский, но например Сергий Радонежский – он не воевал с оружием в руках, а побеждал с помощью молитвы: Он отвращал молитвой беды, И в грозный час у Бога сил, Дар силы, славы и победы Стране родимой испросил. Из песнопения о Сергия 3. Колокольность. Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. Колокольность стиха мы слышим у А.Пушкина, М.Цветаевой, И.Северянина. Семь холмов – как семь колоколов, На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, Колокольное семихолмие. М.Цветаева 4. Зрительное и образное восприятие – основные компоненты духовной музыки и литературы. Духовная музыка звучит с архитектурой, с фреской, со словом, с иконой. Когда мы говорим об уроке по духовно-нравственному развитию, то зрительный, литературный, музыкальный ряд должны присутствовать в интеграции. Исторически сложилось, что архитектура, иконопись являются культурным достоянием нашего народа, и в интеграции с литературой и музыкой на уроке будут способствовать развитию ассоциативного мышления школьников. Не стоит забывать и об использовании на уроке фрагментов из кинофильмов, которые обогатят и дополнят интегрированный урок. 5. Необычность построения интегрированного урока, в основе которого должна быть литературно-музыкальная драматургия: Жанровое многообразие интегрированных уроков по духовной культуре может включать такие методы:
Велика роль учителя, сила его слова и духа, сила его убеждений. Без истинной веры невозможно решить проблему воспитания высоконравственной, духовно богатой личности, к чему нас и призывает Святейший Патриарх Алексий: «Мы ответственны за то время, в котором живем. Мы убеждены, что нашему обществу очень важно сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их бережно относиться к культурному наследию нашей Родины». |
Реферат на тему: «р оль русской литературы в формировании духовности» И одна из задач литературы привить нам духовные, нравственные ценности, влить добро и свет в наши души | Родительское собрание на тему: «Роль уроков орксэ в формировании... Познакомить родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) | ||
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности Рао, профессор мгпу, педагог-гуманист современности, считает, что «творчество В. А. Сухомлинского есть высшая ступень современной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной... | ||
Пояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей... Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании... | Рабочая программа Учебного курса «Технология» Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной... | ||
Роль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством... | Методика Решение задачи из учебника Алгебра 9 класс. 1 Атлас древнего мира Волгоградские писатели и художники о духовности, нравственности, патриотизме народа – основе Победы в Сталинградской битве | ||
Городской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя... Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко... | 1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства... Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Учителя музыки Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки» | Рабочая программа по дисциплине ... | ||
Урок-анализ Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании... | В процессах европейской интеграции Института Европы ран, член-корреспондент ран в. Н. Шенаев. В ходе дискуссии были обсуждены вопросы национальной самоидентификации... |