Скачать 0.85 Mb.
|
Пояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются:
Наша начальная школа работает по программе Школа России всвязи с тем, что обучающиеся пришли к нам в 1 класс с разным уровнем подготовки, некоторые дети плохо считают даже в пределах 10. До школы они не посещали детский сад. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Цель данной программы:
Задачи программы обучения:
•Использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; • Овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, записи и выполнения алгоритмов; • Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач; • Уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами , решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпритировать данные;
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Ведущие принципы обучения математике в младших классах— учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. Формы, методы, средства На уроках математики используется групповая работа, работа в парах. Работа над проектами: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Математика вокруг нас». Уроки в нетрадиционной форме (путешествия, КВН и др.). Обучающиеся приучаются к самоконтролю. Использование различных видов памяти. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. Репродуктивные методы. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения. Преобладающая деятельность на уроке – игра. Дидактические принципы обучения 1. Принцип научности 2. Принцип проблемности 3. Принцип наглядности 4. Принцип активности и сознательности 5. Принцип доступности 6. Принцип систематичности и последовательности 7. Принцип завершенности обучения 8. Принцип развития учебной деятельности 9. Принцип воспитательного воздействия урока Место курса в учебном плане На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю — 132 ч (33 учебные недели). Распределение часов в течение учебного года
Учебно-тематический план
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся В результате изучения курса математики в 1 классе обучающиеся должны:
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). - Познавательный интерес к математической науке. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. -Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны знать: - названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания Учащиеся должны уметь: - Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20 - Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20 - Записывать и сравнивать числа в пределах 20 - Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок) - Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и - Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной - Строить отрезок заданной длины - Вычислять длину ломаной. Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: - использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень) - использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм); - выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; - выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие); - производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию; - решать задачи в два действия на сложение и вычитание; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, - определять длину данного отрезка; - заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень) - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: показывать:
воспроизводить в памяти:
различать:
сравнивать:
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
решать учебные и практические задачи:
Результаты изучения учебного предмета. Предметные Ученик научится: Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать число от 0 до20; Устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность в пределах 20 и составлять последовательность по правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); Группировать числа в пределах 20 по заданному признаку; Читать и записывать массу (в кг), время (в часах), длину (в см, дм), использовать соотношение дециметр-сантиметр; Выполнять сложение и вычитание в пределах 20 устно (на основе знания состава чисел); Выделять неизвестный компонент сложения/вычитания и находить его значение; Находить значение числового выражения в 1-2 действия (без скобок); Решать задачи в одно действие; Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; Определять расположение предметов в пространстве и на плоскости; Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямоугольник, треугольник, луч, многоугольник, квадрат; Выполнять построение отрезка, квадрата, прямоугольника с помощью линейки, угольника; Соотносить реальные фигуры с моделями геометрических фигур; Измерять длину отрезка в сантиметрах и дециметрах; Оценивать размеры объектов и расстояний приближённо (на глаз); Заполнять и читать несложные готовые таблицы. Ученик получит возможность научиться: Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям; Использовать переместительное свойство сложения для удобства вычислений; Проводить проверку правильности действий; Распознавать геометрические тела: цилиндр, конус. Универсальные учебные действия Личностные У ученика будут сформированы: Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; Регулятивные Ученик научится: Адекватно воспринимать оценку учителя; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные Ученик научится: Строить речевое высказывание в устной форме; Осуществлять простой анализ объекта с выделением определённых признаков; Использовать схемы для решения задач. Коммуникативные Ученик научится: Задавать вопросы; Использовать речь для регуляции своих действий; Адекватно использовать речевые средства для решения для различных коммуникативных задач. Ученик получит возможность научиться: Проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. Контроль уровня обучения Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Согласно нормам СанПиН 2.4.11.78.-.02 учащимся 1 класса оценки (отметки) не выставляются. Особенности организации контроля по математике Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). |
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
Оглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного... России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... | Оглавление рабочей программы. Пояснительная записка. Содержание учебного... России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского... | Урок-анализ Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании... | ||
Рабочая программа По литературному чтению 3 класс Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных... | Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального... М.: Вентана – Граф, 2010. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... | Обучение грамоте. Пояснительная записка Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных... | ||
Рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального... Петропавловска Камчатского, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших... | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников... Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |