Скачать 141.61 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине “История науки” для специальности - 033200 / 050303 “Иностранный язык” Рассмотрено и утвержденона заседании кафедры от «12» октября 2006 г. ВОРОНЕЖ 2006ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра немецкого языка Программа учебной дисциплины «История науки» для специальности - 033200 / 050303 “Иностранный язык” (Дневное отделение) (Заочное отделение) Трудоемкость - 74 Трудоемкость - 74 В том числе аудиторных - 34 В том числе аудиторных - 14 Из них: лекционных - 34 Из них: лекционных - 14 СРС - 40 СРС - 60 Форма отчетности – зачет в 7 семестре Форма отчетности – зачет в 7 семестре по учебному плану 2000/05 года по учебному плану 2005 года Составитель: асс. Демидкина Е.А. ВОРОНЕЖ 20061. Пояснительная запискаКурс «История науки» представляет собой изложение истории мирового и отечественного языкознания. Целью данного курса является ознакомление студентов с основными направлениями и школами в области лингвистики, с деятельностью и взглядами выдающихся лингвистов, с характеристикой их основных принципов, методикой исследования и т.п. Задачами данного курса является:
всего с философией. Наличие разнообразных подходов к изучению языка объясняется тем, что объект исследования науки о языке - язык - представляет собой сложное явление, изучаемое в тесной взаимосвязи с мышлением, человеком, обществом и действительностью.Языкознание находится в состоянии постоянного развития, поэтому для полного понимания сути предмета и состояния современных научных проблем необходимо четкое представление о предшествующей истории развития науки. Лингвистические идеи, начиная от древнеиндийских грамматик и трактатов древнекитайских ученых, оказывали влияние концепции языковедов последующих эпох. В рамках курса «История науки» отражается процесс познания такого сложного феномена, как язык, а также демонстрируется преемственность в науке о языке, её единство и многоаспектность.Изучение истории языкознания представляется особенно значимым, поскольку история науки о языке тесно связана с общим развитием культуры, с историей других наук. Как известно, возникновение культуры народа связано с появлением языка, поэтому познание культуры начинается прежде всего с познания языка. Курс «История науки» направлен на развитие следующих ключевых компетенций: компетенций, относящихся к деятельности человека, необходимой для освоения теоретического и практического материала, компетенции интеграции, т.е. расширения и приращения ранее накопленных знаний, что предполагает критическое рассмотрение накопленных знаний и оценку имеющихся достижений в свете современного уровня развития науки, а также учета исторического подхода, поскольку для развития языка характерна непрерывность и каждое данное состояние в развитии научных знаний есть лишь фаза поступательного движения науки. Данный курс также направлен на развитие компетенции самосовершенствования студента как профессионала, личности. Изучение истории науки (языкознания) имеет большое познавательное значение, поскольку история языкознания неразрывно связана с изучением культуры, с историей других наук. Курс «История науки» предназначен для студентов, изучающих иностранных язык как основную специальность, и продолжает процесс общелингвистической подготовки студентов, синтезируя ранее изученные теоретические курсы («Языкознание», «Введение в частную филологию», «Теоретическая фонетика», «Лексикология»). Курс «История науки» завершается зачетом, который предполагает диагностику освоения студентами изучаемого материала. Текущий контроль - фронтальный опрос на лекциях. 2. Тематический план
3. Содержание дисциплиныТема № 1. Введение. История языкознания как наука. Античное языкознание Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания. Условия возникновения языкознания. Первые научные представления о языке. Появление первых трудов в области фонетики, грамматики, лексикографии. Основные достижения в исследовании языка в Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме, арабских странах. Тема № 2. Языкознание Средних веков и эпохи Возрождения Зарождение филологии как науки. Создание и развитие национальных языков, изучение наречий, диалектов. Проекты искусственных международных языков. Первые попытки установления родства языков и их историческое изучение. Теории происхождения языка. Возникновение Универсальной и рациональной грамматики (Пор-Рояль). Тема № 3. Сравнительно-историческое языкознание в начале 19 века в Европе и России Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Проблема метода языкознания и вопросы периодизации сравнительно-исторического языкознания. Основные достижения основоположников сравнительно-исторического языкознания в Европе и России. Тема № 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта Возникновение общего языкознания. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка. Проблема соотношения языка и мышления. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков. Антиномии языка. Тема № 5. Развитие сравнительно-исторического языкознания в Европе Развитие и применение сравнительно-исторического метода при изучении языковых групп. Возникновение романтического, натуралистического и психологического направления в языкознании Тема № 6. Русское языкознание в 30-60-е годы 19 века Сравнительно-историческая проблематика в трудах И.И. Срезневского. Логико-грамматическое направление (труды Ф.И. Буслаева). Лексикографическая деятельность В.М. Даля Тема № 7. Лингвистическая концепция А.А. Потебни Соотношение языка и мышления. Учение о слове. Теория грамматической формы. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка). Тема № 8. Младограмматическая школа в языкознании Теоретические основы младограмматиков. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции в трудах младограмматиков. Учение о звуковых законах и аналогиях как важнейших факторов развития языков. Основы теоретического синтаксиса. Проблемы изменения слова. Тема № 9. Русское языкознание на рубеже 19 и 20 веков Московская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа. Тема № 10. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра Определение языка. Теория языка и речи. Язык как система. Учение о лингвистическом знаке. Учение о синхронии и диахронии. Внешняя и внутренняя лингвистика. Тема № 11. Основные школы и направления, сформировавшиеся в первой половине 20 века Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики). Копенгагенская школа структурализма (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Французская школа социологической лингвистики. Тема № 12. Отечественное языкознание в 20-60 годы 20 века Языкознание в 20-е годы (Н.Я. Марр). Грамматическая концепция И.И. Мещанинова и проблемы синтаксической типологии языка. Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы. Тема № 13. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 века Генеративное (порождающее) языкознание. Современные исследования в области функциональной лингвистики. Лингвистическая семантика. Коммуникативно-деятельностные теории языка. Психолингвистика и нейролингвистика. Язык и этнос. Язык и социум. Когнитивная лингвистика. 4. Список рекомендуемой литературыОсновной
Дополнительный
5. Вопросы к зачету
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Учебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | ||
Учебно-методический комплекс Практика устной и письменной речи Третий... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика... Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... | Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» |