Скачать 139.42 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра французского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Латинский язык и античная культура» для специальности – 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры французского языка от 19.12.2006 г., Протокол № __4_______ Воронеж - 2006 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ГСЭ.Ф.01 Латинский язык и античная культура Латинский язык и античная культура – основа европейской цивилизации. Грамматический строй латинского языка. Части речи. Лексика латинского языка. Фразеология. Пословицы и поговорки. Латинские корни в лексике европейских языков. Влияние латыни на грамматический строй романских языков. Древняя Греция и Рим – колыбель европейской цивилизации, их влияние в области религии, литературы, искусства и языка. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра французского языка Программа учебной дисциплины «Латинский язык и античная культура» для специальности – 050303 «Иностранный язык» Составитель: ст.преп. Кирьянова М.Л. Воронеж - 2006 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Латинский язык и античная культура» представляет федеральный компонент ГОС. Данная дисциплина изучается в 1-ом семестре. Латинский язык и античная культура являются основой европейской цивилизации. Студентам, обучающимся на факультете иностранных языков и изучающих современные европейские языки (английский, немецкий, французский), знания латинского языка необходимы. Поскольку Древняя Греция и Рим – это колыбель европейской цивилизации, их влияние в области религии, литературы, искусства на европейскую культуру велико, то в качестве материала по античной культуре, мы предлагаем студентам разнообразные темы докладов и рефератов на самостоятельную работу. Цель данных работ – расширить кругозор студентов, повысить их культурный уровень. Цель курса – расширение общелингвистического кругозора студентов, выработка научного подхода к изучаемому современному иностранному языку и общий обзор античной культуры; формирование у студентов полного и ясного представления о системе латинской грамматики в сопоставлении с грамматикой изучаемого европейского языка; выявление латинских корней в лексике европейских языков. Задачи курса:
Занятия проводятся на лингвистической, сравнительно-исторической и самостоятельной основе. Основная форма учебной работы – практические аудиторные занятия под руководством преподавателя. Необходимым условием успешного изучения курса является систематическая самостоятельная работа студентов, цель которой состоит в освоении пройденного материала, развитии навыков лингвистического анализа и перевода незнакомого текста. Закрепление пройденного материала и контроль за его усвоением предусматриваются в форме письменных контрольных работ, проводимых 3 раза в семестр. В период прохождения курса предусматривается текущий, промежуточный и итоговый контроль – зачет в конце семестра. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Латинский язык и античная культура» рассчитан на 34 часа. При распределении его мы старались руководствоваться последовательностью изложения материала в приложении к учебнику «Латинский язык» (см. список литературы). В течение семестра изучаются разделы I-XVI. На изучение каждого раздела отводится примерно 2 часа в неделю. Были выбраны наиболее важные темы, без прочного усвоения которых у студентов не сможет сформироваться четкое представление о строе латинского языка как основе всех современных индоевропейских языков. Кроме того, оставшееся время мы используем для выполнения заданий с практической направленностью, целью которых является сопоставление слов и грамматических форм латинского языка с современными изучаемыми языками. Это вызвано необходимостью межпредметных связей латинского языка с другими специальными дисциплинами, в частности с историей языка. При проведении занятий по латинскому языку мы постоянно стараемся демонстрировать прикладной характер этого предмета: овладение латинским языком является непременным условием для дальнейшего усвоения современных иностранных языков на научной основе. Тема 1. Основные сведения по истории латинского языка. Происхождение латинского языка, этапы его развития. Алфавит. Правила чтения и ударения. Тема 2. Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Основные типы склонений существительного. Первое склонение имени существительного, основные характеристики, исключения. Тема 3. Общая характеристика латинского глагола. Основные формы глагола. Четыре спряжения глагола. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога. Спряжение глагола esse («быть»). Тема 4. Личные местоимения. Склонение местоимений. Повелительное наклонение, образование. Выражение формы запрещения. Тема 5. Второе склонение имен существительных. Основные формы и исключения. Тема 6. Страдательный залог. Перевод действительной конструкции в страдательную. Настоящее время. Изъявительное наклонение страдательного залога. Тема 7. Прошедшее незаконченное время действительного и страдательного залога (имперфектум). Способы образования, особенности спряжения глаголов четырех спряжений. Тема 8. Будущее первое изъявительного наклонения действительного и страдательного залога. Отличительные особенности спряжения для глаголов первого-второго и третьего-четвертого спряжений. Тема 9. Третье склонение имен существительных. Типы третьего склонения. Третье согласное склонение. Прилагательные первой группы. Тема 10. Третье склонение имен существительных. Третье гласное и третье смешанное склонение. Основные формы и исключения. Тема 11. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Таблицы склонений. Прилагательные третьего склонения. Тема 12. Неличные формы глагола. Основные способы образования инфинитивов и причастий. Склонение причастий. Тема 13. Перфект и плюсквамперфект изъявительного наклонения действительного и страдательного залога. Способы образования и спряжения глаголов. Тема 14. Будущее второе действительного и страдательного залога. Способы образования и спряжения глаголов. Тема 15. Четвертое склонение имен существительных. Основные формы и особенности склонения. Тема 16. Пятое склонение имен существительных. Основные формы и особенности склонения. Тема 17. Повторение. Заключительный тест по пройденным темам. РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Студенты самостоятельно работают над написанием докладов и рефератов по античной истории и литературе, цель которых – расширить кругозор студентов, повысить их культурный уровень. Темы рефератов
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основной: 1.Токмакова Л.Е. Латинский язык / Л.Е. Токмакова. – Ростов н/Д : Изд-во Ротсовского ун-та, 1974. 2. Ярхо В.Н. Латинский язык : Учебник для ст-тов пед. вузов / В.Н. Ярхо, В.И. Лобода. – М. : Высшая школа, 1998. Дополнительный: 1. Боровской Я.М. Латинский язык / Я.М. Боровской, А.В. Болдырев. – М.-Л., 1975. 2. Дуров Ю.С. Юлий Цезарь. Человек и писатель / Ю.С. Дуров. – М., 1991. 3. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность / Г.С. Кнабе. – М., 1962. 4. Кривченко В.И. Помпеи / В.И. Кривченко. – М., 1985. 5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М., 1984. 6. Маяк И.Л. Рим первых царей / И.Л. Маякю – М., 1983. 7. Моммзен Г. История Древнего Рима / Г. Моммзен. – М., 1969. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Контрольная работа Вариант №1 1. Просклоняйте: Periǒdus longa 2. Определите глагольные формы (время, наклонение, лицо, число), переведите: Intellegǐtur, credo, venīunt, noli tacēre, legi, vocāmini, sumus, docētis, narrā, dicǐte 3. Сделайте грамматический разбор предложений: 1) Filius amici nostri aegrotus est, medicum ad illum advocāmus. 2) Mihi cum illo negotium est. 3) Nemo debet bis puniri pro uno delicto. 4) Non muri sed viri sunt praesidium oppidōrum. Вариант №2 1. Просклоняйте: Collega bonus 2. Определите глагольные формы (время, наклонение, лицо, число), переведите: Laborāmus, scribunt, dormio, discunt, legis, narrā, vocāte, nolite tacēre, puniunt, intellegis 3. Сделайте грамматический разбор предложений:
ТЕСТ 1. Сколько гласных в латинском языке? a) 4 b) 6 c) 10 2. Поставьте ударение в слове «labyrintus»: a) labyrintus b) labyrintus c) labyrintus 3. Определите по инфинитиву спряжение глагола «cavēre». a) 1 b) 2 c) 3 4. Назовите 1 лицо множественное число Praesens Indicatīvi глагола «esse». a) sum b) est c) sumus 5. Переведите на латинский язык «Вы читаете»: a) lego b) legǐt c) legǐtis 6. Переведите на русский язык «noli docēre»: a) не читай b) не учи c) не учите 7. Сколько типов склонения имен существительных есть в латинском языке? a) 3 b) 5 c) 4 8. Какое окончание имеют существительные 1 склонения в Accusatīvus singularis: a) am b) um c) is 9. Какой из предлогов употребляется с 2-мя падежами (Accusatīvus и Ablatīvus): a) in b) ad c) pro 10. Переведите форму личного местоимения «tibi»: a) ты b) тебе c) тебя 11. Признак 2-го склонения существительных (окончание в Genetīvus singularis): a) ae b) i c) is 12. В каких падежах имена существительные среднего рода имеют одинаковые окончания: a) Nominatīvus и Accusatīvus plurālis b) Genetīvus и Ablatīvus singularis c) Nominatīvus и Datīvus plurālis 13. Назовите окончания прилагательных 1-2 склонения: a) us, er, a, um b) a, um, is c) er, is, e 14. Согласуйте существительное «amicus» с прилагательным: a) vester b) vestra c) vestrum 15. Назовите Infinitīvus praesentis passīvi для глагола «credĕre»: a) credi b) credĕri c) credo 16. Назовите личные окончания страдательного залога: a) o, s, t, mus, tis, nt b) or, ris, tur, mur, mini, ntur 17. Что обозначает 2-ая форма глагола: a) 1 sing. Praesens indicatīvi actīvi b) 1 sing. Perfectum indicatīvi actīvi c) supinum 18. Определите форму глагола «dormiēbant»: a) 1 sing. Praesens indicatīvi actīvi b) 2 plur. Imperfectum indicatīvi actīvi c) 3 plur. Imperfectum indicatīvi actīvi 19. Переведите на латинский язык «он был»: a) eram b) eratis c) erat 20. Futurum indicativi activi для глагола «scribĕre» во 2-ом лице singularis: a) scribes b) scribĕris c) scribēmus 21. Как переводится форма глагола «ero»: a) ты был b) я буду c) он будет 22. К какому типу 3-го склонения существительных относится существительное «ars, artis (f)»: a) смешанное b) согласное c) гласное 23. Какие падежи имеют в согласном образце окончание -ǐbus: a) Nom. и Accusat. plurālis b) Dat. и Abl. plurālis c) Nom. и Accusat. sing 24. Назовите окончания прилагательных двух окончаний: a) is, e b) a, um c) er, e 25. Perfectum indicatīvi actīvi для глагола «esse» 2 plurālis: a) fui b) fuit c) fuistis 26. Определите форму следующего глагола «portavĕrint»: a) 3 plur. Plusquamperfectum ind. act. b) 2 sing. Imperfectum ind. act. c) 3 plur. Fut. 2 ind. act. 27. Область распространения латинского языка: a) Лациум b) Этруссия c) Галлия 28. Кого А.Блок назвал «Латинским Пушкиным»: a) Катулл b) Гораций c) Вергилий 29. Бог войны, отец великого римского народа: a) Янус b) Марс c) Юпитер 30. Кому принадлежат слова «Veni, vidi, vici»: a) Овидию b) Цезарю c) Горацию СПИСОК АДРЕСОВ В ИНТЕРНЕТЕ www.sunhome.ru www.lib.sported.ru www.book.vsem.ru www.study.ru www.subscribe.ru www.repeople.ru www.pn.pglu.ru www.knigirossii.ru www.school.ort.spl.ru |
Учебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык и античная культура Пенза 2007 Программа по дисциплине " Латинский язык и античная культура" составлена в соответствии с требованиями Госстандарта впо по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) | Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: «050303. 65... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | Рабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) |