Скачать 136.44 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине “Теоретическая грамматика ” специальности - 033200 / 050303 “Иностранный язык” Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «12» октября 2006 г. ВОРОНЕЖ 2006В Ы П И С К А из Госстандарта по дисциплине «Теоретическая грамматика» Предмет грамматики как науки. Грамматический строй языка. Грамматическая форма и грамматическое значение, грамматические категории. Морфология и синтаксис, их основные. Виды морфем. Морфемный состав слова. Части речи и их морфологические категории. Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и периферии в языке. Методы грамматического анализа. Этапы развития теоретической грамматики. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра немецкого языка Программа учебной дисциплины «Теоретическая грамматика» для специальности - 033200 / 050303 “Иностранный язык” (Дневное отделение) Трудоемкость - 90 В том числе аудиторных - 52 Из них: практических - 26 лекционных - 26 СРС - 38 Форма отчетности –экзамен в 8 семестре по учебному плану 2000/05 года Составитель: доц. Сиротина А. А. ВОРОНЕЖ 20061. Пояснительная записка Теоретическая грамматика входит в федеральный компонент ГОС в блок дисциплин предметной подготовки. Теоретическая грамматика тесно связана с теоретической фонетикой, лексикологией, стилистикой, теорией перевода. Предметом изучения учебного курса теоретической грамматики является грамматический строй немецкого языка. Цели и задачи курса: 1. Освоение грамматического строя немецкого языка как целостной системы. 2. Развитие навыков критической оценки грамматических теорий. 3. Формирование у студентов научного представления о формальной и смысловой структуре грамматических единиц и средств. Курс теоретической грамматики должен научить студентов применять на практике приобретенные теоретические знания и известные им методы грамматического анализа, четко и точно излагать суть грамматического явления на базе новейших достижений современной грамматической теории. Кроме того, студенты должны знать наиболее вероятные причины появления чаще всего встречающихся грамматических ошибок и способы их предотвращения, а также уметь провести, в случае необходимости, сопоставление с родным языком. Студенты должны получить информацию о том, в каких книгах и научных журналах они могут найти сведения об интересующих их явлениях грамматического строя современного немецкого языка. При прохождении курса студенты должны научиться излагать и обосновывать собственную точку зрения по спорным грамматическим вопросам и приобрести навыки иллюстрирования теоретических положений убедительными языковыми примерами. Курс завершается экзаменом. На экзамене студенты дают ответы на 2 теоретических вопроса (проблемный и частный), а также проводят практический анализ указанных в 3-м вопросе грамматических явлений, проводят замену грамматических единиц на синонимы, выявляют их стилистические различия Курс теоретической грамматики немецкого языка тесно связан с курсами истории языка, теоретической фонетики, лексикологии и стилистики немецкого языка. Этот курс развивает ключевые компетенции трех основных видов. Интеллектуальная деятельность, необходимая для критического осмысления грамматических теорий и усвоения грамматического строя как целостной системы, способствует формированию компетенций, относящихся к познавательной деятельности человека. Курс теоретической грамматики способствует: ● развитию лингвистического мышления на базе современных представлений о грамматическом строи языка, ● совершенствует навыки грамматического анализа текста, ● развивает умение выявлять тенденции и закономерности развития грамматического строя, ● критически оценивать лингвистические теории и уметь четко излагать и аргументировать собственную точку зрения. Практическое овладение грамматической системы языка, умение выбирать наиболее выразительные грамматические средства в процессе общения развивает компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды. Курс теоретической грамматики способствует совершенствования студента как личности и профессионала, который сможет в своей дальнейшей деятельности способствовать развитию лингвистического мышления учеников, развивать их умение четко и ясно формулировать свои мысли в процессе общения. 2. Тематический план
3. Содержание дисциплины Введение. Грамматика как наука, задачи курса «Теоретическая грамматика». Разделы научной грамматики, их соотношение в концепциях классической грамматики, трудах современных отечественных и зарубежных лингвистов. Морфология как грамматическое учение о слове, его строении, грамматических классах слов (частях речи) и их грамматических категориях. Грамматическая категория, ее сущность и оппозитивиый способ организации; грамматическое значение и его соотношение с лексическим значением; грамматическая форма, грамматические средства, классификация грамматических форм (простые, аналитические, супплетивные формы) и средств (внешняя, внутренняя флексия, грамматические аффиксы, аналитические средства). Понятие морфологической парадигмы и ее виды. Морфемика как учение о значащих частях слова. Разграничение лексических, грамматических и лексико-грамматических морфем. Синонимия и омонимия в морфологии. Морфология. Части речи. Критерии выделения частей речи: значение, форма, функция. Знаменательные и служебные части речи. Дискуссионные вопросы в классификации частей речи. Имя существительное. Значение предметности как грамматическое значение имени существительного. Грамматические категории существительного. Категория числа, ее сущность, структура (микропарадигма), средства выражения. Категория падежа, ее структура (микропарадигма), семантика и функции падежей. Проблема «общего» падежа. Артикль. Статус артикля, его различные трактовки. Употребление артикля. Функции артикля (морфологическая, индивидуализирующая, генерализирующая, коммуникативная). Имя прилагательное. Общая характеристика прилагательного как части речи: категориальное значение, проблема соотношения прилагательных и качественных наречий. Семантико-структурные классы прилагательных. Грамматические категории прилагательного. Относительный характер категории рода, числа и падежа. Теория монофлексии. Категория степеней сравнения, ее семантика и структура, синтетический и аналитический способы выражения сравнительной и превосходной степеней. Элатив. Глагол. Общая характеристика глагола как части речи. Личные и неличные формы глагола. Морфологическая классификация глаголов. Классификация глаголов по характеру протекания действия, отличие от грамматической категории вида в русском языке. Грамматические категории глагола. Категория времени. Понятие времени в грамматике. Система временных форм в немецком языке, ее организация. Абсолютное и относительное значение временных форм индикатива. Презенс индикатив актив как полисемичная форма. Трактовка презенса в работах отечественных и зарубежных грамматистов. Временные формы прошедшего. Парадигматические и синтагматические значения претерита, перфекта и плюсквамперфекта. Временные формы будущего. Парадигматические и синтагматические значения футурума 1 и 2. Трактовка футурума 1 в отечественной и зарубежной грамматике. Оппозитивные отношения во временной системе индикатива. Категория наклонения. Ее структура. Соотношение категории наклонения с модальностью предложения. Место наклонения в поле модальности. Общая характеристика индикатива, императива, конъюнктива. Конъюнктив. Оппозиция в микропарадигме конъюнктива. Модальные значения конъюнктива 1. Конъюнктив 2 как основное средство выражения потенциально-ирреальной модальности в современном немецком языке. Конъюнктив косвенной речи. Нормы употребления временных форм конъюнктива в косвенной речи. Трактовка конъюнктива косвенной речи в отечественной и зарубежной германистике. Специфика модального значения конъюнктива косвенной речи. Роль контекста в определении модального значения конъюнктива косвенной речи. Категория залога, ее структура, современные интерпретации. Лексическая база категории залога. Дефектность парадигмы (одноличность) большинства глаголов в пассиве. Отношение категории залога к парадигме глагола и моделированию номинативно-коммуникативного аспекта предложений. Пассив состояния (статив). Его трактовка в работах отечественных и зарубежных германистов. Одночленный пассив, его различные трактовки. Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и тексте. Предложение. Основные аспекты предложения: структурный, семантический, прагматический. Трактовка предложения в работах зарубежных и отечественных германистов. Дискуссионные проблемы теории предложения. Моделирование предложения. Связь моделей предложения с лексикой, с валентностью глагола. Формально-морфологические, семантико-морфологические, семантические модели; их соотношения. Дискуссионные вопросы моделирования. Простое предложение. Парадигма простого предложения. Глагольные предложения - основной тип предложений в современном немецком языке. Коммуникативное членение предложения. Члены предложения порядок слов. Теория коммуникативного членения предложения в отечественной и зарубежной лингвистике. Модели коммуникативного членения. Система средств его выражения в немецком языке: интонация, порядок слов, артикль, обособление, лексические и грамматические средства конверсии. Сложное предложение как полипредикативная единица, как семантико-синтаксическая целостная единица. Конституенты сложного предложения и их синтаксический статус. Виды сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Семантика отношений между конституентами сложносочиненного предложения и средств их связи. Моделирование сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Характер связи между конституентами сложноподчиненного предложения. Моделирование сложноподчиненных предложений. Автосемантия и синсемантия конституентов. Проблемы классификации сложноподчиненных предложений. Придаточные конституснты предложения, не укладывающиеся в систему членов предложения. Псевдопридаточные конституенты сложноподчиненного предложения. Многокомпонентные сложные предложения; разные виды комбинирования паратаксиса и гипотаксиса. Предложение и текст. Текст, текстообразующие элементы. Текст и абзац. Композиционная и коммуникативная функция абзаца в письменной речи. Теория актуализации. Понятие ядра и периферии в языке. Методы грамматического анализа текста на разных этапах развития теоретической грамматики. Для самостоятельного изучения отведены следующие темы: «Числительное», «Местоимение», «Наречие», «Модальные слова», «Служебные слова». Эти темы полно и доступно изложены в рекомендуемых учебных пособиях по теоретической грамматике. Практические знания по этим темам были даны студентам на занятиях по практической грамматике. По всем этим темам студентам даются консультации во время индивидуальных занятий. 1. Индивидуальное изучение научной литературы. 2. Подбор иллюстриротивнного материала по изучаемым темам. 3. Составление вопросов по темам, имеющим практический выход. 4.Краткая формулировка ответов. Иллюстрация ответов примерами из художественной литературы и прессы ФРГ. 5.Сообщение на указанную тему семинарских занятий. 4. Список рекомендуемой литературыОсновной1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Б.А. Абрамов- М, 1999. – 382 c. 2. Admoni W.G. Der deulsche Sprachbau. - W.G Admoni -L.., 1976. – 205 c. 3. Moskalskaja O.I. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. O.I. Moskalskaja- M., 1975. – 280 c. Дополнительный1. Гулыга Е.В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. Е.В. Гулыга - М., 1971.-120 с. 2. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М., 1969.-35 с. 3. Зиндер Л.Р., Строева Т.В. Современный немецкий язык. Теоркурс. Л.Р Зиндер., Т. В. Строева. - М., 1957.-180 с. 4. Шендельс Е.И. Многозначность и синонимия в грамматике. М., 1970.-25 с. 5. Erben J. Abriss der deutschen Grammatik. . J. Erben - Berlin, 1965.-205 c. 6.Grebe P. Ger GroBc Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartsprache. P.Grebe.-Leipzig, 1962.-310 с. 7. Deutsche Grammatik. G., Helbig J.Buscha - Leipzig, 1974- 420 c. 8. Jung W. Grammalik der deutscben Sprache. W. Jung - Leipzig, ] 960.-345s. 9. Schendels E.I. Deutsche Grammatik. E.I. Schendels - M., 1988.-385 c. 10. Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik. Eine Einfuhrung in die funktionale Sprachlehre. Schmidt W. - Berlin, 1965.-281s. 11. Weinrich H. Duden. Textgrammatik der deutschen Sprache. H. Weinrich - Mannheim, 2000.-510 c. Zeitschriften1. Deutsch als Fremdsprache. - 1967. - № 1. - S. 11 -34. 2. Deutsch als Fremdsprache. - 1990. - № 2. - S. 65-73, 83-98. 3. Deuisch als Fremdsprache. - 2005. - № 4. - S. 220-228. Сборник упражнений Зиндер Л.Р., Строева Т.В. Пособие по теоретической грамматике и лексикологии немецкого языка. Л. Р. Зиндер, Т. В. Строева , - Л., 1962.-171. 5. Экзаменационные вопросы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Учебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс практическая грамматика для специальности:... С 34 Практическая грамматика немецкого языка: учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 20... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),... |