Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей»





Скачать 126.28 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей»
Дата публикации21.09.2014
Размер126.28 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > История > Исследовательская работа
Министерство образования Российской федерации

Исследовательская работа

по историческому краеведению

на тему:

«Еленинский пришкольный краеведческий музей »


Работу выполнила:

Шеметова Любовь,

Ученица 8 класса МОУ Еленинская СОШ
Научный руководитель:

Трегубова Нина Ивановна,

Учитель истории МОУ Еленинская СОШ


с. Еленинка 2012 год

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………1стр
1глава.Музей и их виды…………………………………………………………………………………………………2стр
2глава.Еленинский пришкольный краеведческий музей……………… 4стр
Заключение………………………………………………………………………………………………………9стр
Источники………………………………………………………………………………………………………10стр
Приложения……………………………………………………………………………………………………11стр.

Введение

В 2011 году нашему селу Еленинка исполняется 175 лет. Безусловно, это знаменательная дата, достойная не только упоминания. К сожалению, повседневностью обыденных дел, большинству жителям некогда вспомнить ни о значимой дате, ни об истории посёлка вообще. И поэтому мало кто из жителей нашего села знают и интересуются его историей.

В нашем селе давно существует краеведческий музей-островок где останавливают время и показывают кусочки застывшей истории. При музеи работает краеведческий кружок. И именно там я имею возможность изучать историю своей малой Родины. Изучение истории- это не только работа с документами ,это ещё и люди - старожилы, в памяти которых сохранились события давно ушедших лет. Незаменимыми в плане фиксирования прошедших событий оказываются встречи со старожилами, интервью, проведенные и записанные с ними. Во время таких бесед есть возможность узнать много нового о людях села, о том, как выглядел наш посёлок в прошлом столетии. Постепенно, как мозаичная картина из кусочков, складывается чёткое представление о родном посёлке :от его зарождения- до настоящего времени.

И как следствие , невольно возникают вопросы о музее :когда возник пришкольный краеведческий музей, и кто стоял у его истоков? Так постепенно возникло желание исследовать историю музея.
Цель работы:

1.Изучить историю становления пришкольного музея


Задачи:

1.Ознакомится с различными видами музеев.

2.Проанализировать работу музея села Еленинка.

3.Проанализировать проведённое анкетирование.

1 глава. Музеи и их виды.
Мы живём в цивилизованном мире. Старина всё дальше и дальше уходит от нас , поэтому важно сохранить историю своей малой Родины, места, где ты родился. Эту важную функцию под силу выполнить только музею.

Само слово «Музей» произошло от греческого «museion» - храм муз – ныне это – «научно – просветительное, культурное , учреждение , осуществляющее комплектование , хранение , систематизацию , изучение популяризации памятников естественной истории ,материальной и духовной культуры.»( 1 )

Музеи сосредотачивают в своих фондах различные предметы , обладающие весомой исторической ценностью. Это могут быть картины , вещи, рукописи и книги. В принципе экспонатом музея может стать любая вещь , достойная внимания , несущая какую либо историю , интересную людям.

В соответствии с уровнем источника финансирования музея можно разделить на несколько видов :

1)Государственные музеи

2) Ведомственные музеи

3)Муниципальные музеи

4)музеи общеобразовательных учреждений.

Музеи общеобразовательных учреждений , в отличии от прочих имеют свои особенности. Главной отличительной особенностью является не просто набором выставочных залов и экспонатов . Такие музеи – это центры детского , юношеского, молодёжного творчества, центры педагогической деятельности. Кроме того, они являются образовательными центрами, аккумулируя функции и обучающего и воспитательного учреждения, что для нынешней сельской молодёжи является весьма актуальным.

В нашем музее детская и молодёжная аудитория является приоритетной. Здесь молодое поколение стараются ориентировать на истинные, принятые многими поколениями, ценности. Именно здесь воплощается идея сотрудничества учащихся, их родителей, преподавателей и сотрудников музея.

В работе музея принимают участие студенты – выпускники Еленинской школы и учащиеся. Подобная работа способствует активизации их познавательной деятельности.

Работа в музее – способствует формированию навыков ориентации в потоках информации, умению самостоятельно добывать и анализировать знания, повышает интерес к учёбе, помогает в сложном выборе будущей профессии. Посещение любого музея – это и расширение кругозора, и повышение интеллектуального уровня, и развитие творческих способностей. В последствии, лучшая осведомленность в истории и истоках происходящих ныне событий неизменимо, для человека думающего, становится повышением социальной и общественной активности.

Наш музей использует различные формы и методы работы:

-тематические и обзорные экскурсии в музее;

-музейные чтения и уроки;

-индивидуальные консультации в экскурсионных залах

-кружковая работа;

-НОУ.

Особое место в работе музея занимают праздники.

Музейный праздник – это комплексная форма культурно-образовательной деятельности музеев, основанная на различных приёмах активизации музейной аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие: театрализации, игры, применение особой атрибутики, имитация ритуалов и т.д. подобные мероприятия носят, как правило, массовый характер и способствует расширению музейной аудитории.

Проводится праздник по предварительно разработанному сценарию при участии творческих коллективов, различных обществ, организаций.

По тематике музейные праздники подразделяются на:

-фольклорные

-военно – исторические

-литературные, профессиональные , календарные.

-отчетные, как форма подведения итогов работа кружка, студии, проекта.
Музейный праздник включает подготовку отчетных выставок, изготовление атрибутов, костюмов, проведение викторин, конкурсов по музейной тематике, концертные номера и театрализованные представления, основанные на знание культуры определённой эпохи или народа.

2 глава. Еленинский пришкольный краеведческий музей.
В 1974 в Еленинскую школу на должность директора перевели очень интересного человека – Утяшева Ильгама Хабибуловича. Прежде он работал в Новокаолиновой школе учителем истории. Там же он создал школьный краеведческий музей. В Еленинке Ильгам Хабибулович предложил тогда молодому специалисту Трегубовой Нине Ивановне , заняться созданием местного краеведческого музея. « В далеком 1975 году в кабинете истории появился прототип будущего музея : на двух школьных партах были выложены первые экспонаты музея, а с верху, прислонив один край к стене, другой к краю парты, экспонаты накрыли стекла . Это и были первые витрины будущего музея.(2) Стали появляться новые экспонаты : их находили и приносили ученики, учителя , жители села .Музей пополнялся новыми материалами, и требовалось больше места. Администрацией школы под музей была выделена отдельная комната в пришкольном интернате, где жили ребята из соседних деревень. Они, и их родители активно пополняли фонды музея .Постепенно количество экспонатов увеличивалось, музей расширялся, и его переместили – вначале – в дом культуры, а затем в дом Ситниковых. Музей не жил, а выживал: в доме не было воды и отопления. От перепада температуры портились экспонаты. В настоящее время музея занимает отдельное отапливаемое здание площадью более 100 кв.м. (Приложение 1)

В музее имеется 4 зала:

- Зал истории возникновения с. Еленинка. В нём представлена экспозиция первых поселенцев, впоследствии сформировавших сама село Еленинка; представлены предметы и документы, свидетельствующие об участии еленинцев в Гражданской войне и становлении советской власти. Одним из самых ярких экспонатов является кресло последнего станичного атамана Янгельского В.Г.. Оно представляет большую историческую ценность, и является предметом зависти музейщиков. Кресло уникально, так как в нём соединены византийские, языческие и славянские мотивы. Основа кресла – дерево тонкой ручной работы, сиденье обтянуто натуральной кожей.(Приложение 2).

В зале собрана большая коллекция утюгов, различных модификаций. Кроме того, на стендах расположились прялки, старинные гвозди, рогачи и многое, многое другое.
-зал «Казачья изба».Экспонаты рассказывают посетителям о быте казаков – первых жителях Еленинки. В этом зале собрана коллекция предметов, которые были не обходимы и часто используемые в бытку казаков. В каждо избе в углу была печь, в которой долго оставались горячими щи и каша. На столе всегда доброжелательно пыхтел самовар. Долгими зимними вечерами женщины занимались рукоделием: пряли, шили, вязали. Рядом с кроватью висела зыбка, в которой спал ребёнок. В переднем углу комнаты располагались иконы.(Приложение 3)
-зал трудовой славы еленинцев. Здесь развёрнута экспозиция предметов, документов о людях, прославивших с.Еленинка своими трудовыми, пусть и повседневными, но подвигами. Представлено много документов и фотографий. Только в зале трудовой славы можно увидеть фотографии людей, которые в годы Великой Отечественной войны работали от зари до зари. Для них тыл был фронтом. В этом зале можно узнать, как происходило освоение целинных и залежных земель в нашем крае.

В зале представлены материалы, рассказывающие о жизни и творческом пути еленинского поэта Прохорова А.И.. Здесь же расположен стенд с полезными ископаемыми и минералами, рассказывающие о богатстве земли Карталинского района; Экспозиция быстро пополняется, этому способствуют находящиеся рядом мраморные карьеры и каолиновый завод. (Приложение4)

- зал боевой славы целиком посвящен ратному подвигу еленинцев и в годы Великой Отечественной войны, и в период локальных воин. Центральное место занимает экспозиция, посвященная карталинцам - Героям Советского Союза. Большая центральная витрина рассказывает о Зайцеве В.Г.- знаменитом снайпере, который родился в селе Еленинка. В послевоенные годы в ходе переписки школьного клуба «Поиск» с Зайцевым В.Г. были получены личные вещи героя, его книги, очки и папка с документами. (Приложение5)

В этом зале разместились каски, гильзы, патроны, фотографии, документы времён Великой Отечественной войны. В канун встречи 65 годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войны зал был полностью обновлён и была открыта новая экспозиция, посвящённая Утяшеву И.Х., который был не только Воином, но, в равной мере и Гражданином свой страны, и Педагогом Еленинской средней школы. (Приложение 6)
Один из стендов посвящен участнику боевых действий в Чеченской республики – Майорову Виктору, который погиб при исполнении воинского долга. ( Приложение 7)
Вооружённые события в Афганистане также нашли своё отражение и в судьбах еленинцев, и в экспозиции музея. На витражах в зале боевой славы нашли своё место предметы, которые когда то несли смерть и страх: снаряды, пули, гильзы, фрагменты оружия, гранаты и прочее.

Кроме того в музее представлена нумизматическая коллекция, собранная «всем миром». В неё входят русские, советские, зарубежные монеты и банкноты. Некоторые монеты датированные первой половиной 18 века. Достойно представлены бумажные денежные знаки. Данная коллекция постоянно пополняется.
Имеется комната для занятий с детьми, в которой проходят заседания краеведческого кружка. Участниками которого являются ученики с 4-го по 9-ый класс Еленинской средней школы. Ребята изучают историю своей малой Родины, знакомятся с людьми старшего поколения: проводят встречи с приглашенными участниками давно минувших событий. (Приложение 8). Результатами подобных встреч появляются материалы публикуемые в районной газете « Карталинская новь» (Приложение 9). Ребята пробуют себя в роли корреспондентов, учатся общаться не только со сверстниками, но и со старшим поколением. При музее действует Научное общество учащихся, цель деятельности которого развить интерес подрастающего поколения к истории родного края и сформировать навыки исследовательской и журналистской работы. Члены НОУ являются участниками районных конференций и областных конкурсах таких как «Отечество», «Наследие», «Шаг в будущее».Награды, полученные на конкурсах, являются предметом гордости и самих учеников, и музея.

Работа по краеведению ведётся и вне стен музея. Для повышения заинтересованности в изучении краеведения все классы школы получают поисковое задание, о выполнение которого класс отчитывается в начале мая в виде презентации альбома по указанной теме. Например, в 2010 году 6-ой класс выполнил работу, посвященную Рябовой А.А. – участнице Великой Отечественной войны, проживающей в Еленинке. А учащиеся 10-го класса подготовили альбом «Дети войны», который рассказывает о нелегкой судьбе еленинцев, которые работали как взрослые, познали весь ужас и тяжесть трудовых будней военного лихолетья.

Музеем проводится большая работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Накануне 65-ой годовщины Великой Отечественной войны состоялось торжественное открытие обновленного зала боевой славы : администрацией села был проведен ремонт зала Военной славы и приобретено новое современное оборудование. На открытии присутствовали председатели сельской администрации, ветераны Великой Отечественной войны, участники НОУ, юные краеведы и жители села.(Приложение 10)

В музее постоянно проводятся экскурсии, уроки краеведения, истории встречи с интересными людьми. После экскурсии люди, находясь под впечатлением от увиденного и услышанного оставляют свои отзывы в «Книге отзывов»(Приложение 11).Вот некоторые высказывания:

Собственный корреспондент газеты «Челябинский рабочий»: «Огромное спасибо, всем, кто умеет искать, собирать и хранить крупинки нашей общей истории».

Сотрудники контрольно- счетной палаты КМР: «Огромное спасибо Нине Ивановне (Трегубовой) за то, что она учит любить свой край, знать его историю и наглядно показывать эту историю в музее».

Руководитель клуба «Поиск» и студенты МИК: «Группа студентов Магнитогорского индустриального колледжа с огромным удовольствием посетила ваш уникальный музей. Выражаем огромную благодарность за энтузиазм, память о прошлом, за воспитание уважения к предкам и любовь к молодым».

Из года в год растёт количество посещений музея. Частыми посетителями его являются учащиеся школы, местные жители и гости.(Приложение 12).
В рамках изучения общественного мнения о наличии и деятельности музея мною была разработано анкета.
frame1§


Анализ проведённого анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

1.Большенство опрошенных людей гордятся тем, что в нашем селе есть такой уютный и интересный музей.
2.Многие из опрошенных бывают на презентациях новых экспозиций.
3.У многих вызывает чувства гордости наличие кресла последнего еленинского атамана - Янгельского.
4.Всем хотелось бы видеть музей 21 века с новейшим техническим оборудованием, с новыми интереснейшими экспонатами.
В музее были проведены презентации:
- о жизни одной из первых учительниц А.Ф. Ворожевой. На открытии экспозиции были приглашены: дочь Анны Федоровны, её бывшие ученики односельчане.

На презентацию, посвященную памяти жителя нашего посёлка, погибшего в Чечне Виктора Майорова были приглашены учителя района, его родители и дедушка, Лебедев Афанасий Михайлович – участник Великой Отечественной войны, и первая учительница – Баранова Вера Васильевна.
-Очень интересной была презентация новой экспозиции, посвященная памяти бывшего учителя музыки Еленинской средней школы Прохорова Александра Ивановича, который был не только замечательным педагогом, но и поэтом. Все приглашенные имели возможность услышать стихи Александра Ивановича о Еленинке, школе, хлебе. Вокальная группа из Дома культуры исполнила песни на его стихи. Подобные встречи оставляют глубокий след в душах людей.
Мы также приглашаем в гости детей войны и просто интересных людей. Недавно у нас была Стебнёва Зинаида Филипповна. Она рассказала много неизвестных нам исторических фактов из истории посёлка и из своей жизни.
Гордостью музея является предметный план. Он помогает раскрыть суть быта той или иной эпохи. Самыми первыми экспонатами были монеты. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время люди приносят больше медалей и монет.
Я хочу заметить, что все экспонаты, кроме печки в «Казачьей избе», настоящие.

В жизни музея огромную роль играют экскурсии, так как они показатель работы и интереса к истории своего края, своей Родине. Гостям интересно быть с экскурсоводом. Особенно если он опытный. Экскурсоводами в нашем музее являются учащиеся школы с 5-9 классов (Приложение 13).

Заключение

Таким образом, Музей - это не только рассказ о прошлом, это наказ на будущее. И подрастающее поколение, работая над формированием материалов для музея, через свои руки и сердце пропускают нити, связывающее прошлое, настоящее и будущее. Наличие музея важно, но более значимо его развитие, расширение, укрепление связей с другими музеями и просто заинтересованными лицами..

Источники:
Энциклопедия Челябинской области. «Каменный пояс» Челябинская область 2008 г. Том 4.стр.399 из 686
1.Интервью с Трегубовой Н.И. 20 октября 2010 года.
2.Конухова Е.Н из истории работы русских и советских художественных музеев с детьми.М.1997г.
3.Музейный праздник: проведение. Методических рекомендаций.М.,1995 год.
4.Книга отзывов музея села Еленинка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconИсторическая справка об Обливском краеведческом музее
Полное наименование: муниципальное бюджетное учреждение культуры Обливского сельского поселения «Обливский краеведческий музей»....
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» icon3. Программа проведения слёта: познавательный краеведческий маршрут...
Открытый окружной экскурсионно-краеведческий слёт «Зима-2014» проводится в рамках традиционного окружного Первенства по туристскому...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconС 1961 года в нашей школе существует историко-краеведческий музей....
С 1961 года в нашей школе существует историко-краеведческий музей. Созданный руками учеников и учителей, он ежегодно пополняется...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconМуниципальное учреждение культуры Сунский историко-краеведческий музей создан в 1996 году
За №208 от 30. 05. 96г был открыт музей и включен в сеть культурно- досуговых учреждений Сунского района
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconЗачем нужно краеведение в школьной программе?
В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconМурманский областной художественный музей мурманский областной краеведческий музей
Мурманский государственный гуманитарный университет мурманская организация союза писателей россии мурманская государственная областная...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconРабочая программа по «историческому краеведению»
«Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconКраеведческий музей в г. Калаче-на-Дону
Установление Советской власти и гражданская война в крае. В 1972 году полностью отремонтированный дом бывшего купца С. И. Кравченко...
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский пришкольный краеведческий музей» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск