Скачать 80.34 Kb.
|
ПЕРСИН Анатолий Иванович. ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА АКТИВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ (программа) 1. Введение 2. Цели и задачи программы 3. Содержание и проблемы организации поисково-краеведческой работы в школьном музее 4. Организационное обеспечение и механизм реализации программы. 5. Предполагаемая эффективность программы 6. Список литературы 1. Введение Программа подготовлена с учетом все возрастающей роли краеведения в современном образовательном пространстве. В течение предыдущего ХХ века краеведение испытывало взлеты и падения. Вспомним активное развитие и расцвет краеведения в начале ХХ века и в 1920-х годах. Некоторый спад в 1930-40-х гг. перерос в своеобразный музейный бум 1960-х гг. Отметим, что краеведческая и музейная деятельности тесно связаны между собой, хотя не являются абсолютно тождественными. Декларированное провозглашение краеведения как важного фактора учебно-воспитательного процесса в послевоенной советской школе серьезным образом сдерживалось из-за жесткого идеологического диктата. В конце ХХ столетий отечественное краеведение оказалось вновь на подъеме. Ликвидированы идеологические барьеры. Словно из небытия возродились историко-культурные пласты отечественного краеведения. Возникли новые темы исследований: история семьи и рода, история религии в самых различных аспектах, история многочисленных сословных и иных групп российского общества (дворяне, купцы, промышленники, меценаты и др.). Намечается преодоление искусственно созданного разрыва краеведческой работы и образовательного процесса школы. Тем самым происходит медленное, но неуклонное восстановление лучших отечественных традиций школьного краеведения и музейной деятельности в России. Реализация программы призвана способствовать сохранению в определенной степени общественной стабильности, приобщению юных граждан к традициям отечественной истории и культуры, наследию в целом, более эффективному использованию потенциала школьных музеев и краеведения в целом в образовании и воспитании. Программа ориентирована на различные структуры системы образования (школа, учреждение дополнительного образования и т.п.). Программа учитывает опыт и достижения школьного краеведения в Российской Федерации, имеет открытый характер, т.е. может быть доработана или трансформирована с учетом местных традиций, достижений, личного опыта. 2. Цели и задачи программы Главной целью данной программы является разработка и последующее развитие системы организации поисково-краеведческой деятельности на разном уровне (школа, учреждение дополнительного образования), которая будет способствовать более эффективному формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, исторического сознания, привязанности к родному краю, бережному отношению в историко-культурному наследию малой Родины. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создание условий для эффективного функционирования краеведческих и музейных программ разного уровня; - формирование любви и привязанности к родному краю в процессе поисково-краеведческой деятельности; - оптимизация деятельности краеведческих объединений, школьных музеев с учетом накопленного опыта, отечественных традиций, современных требований; - удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей юных краеведов, приобщение их к навыкам научно-исследовательской деятельности; - максимальное использование потенциала краеведения, школьного музея в учебно-воспитательном процессе. 3. Содержание проблемы организации поисково-краеведческой деятельности актива школьного музея Поисково-краеведческая деятельность - это систематическая и целенаправленная работа по изучению (комплексному или в определенных тематических рамках) местной истории с древнейших времен и до наших дней, направленная на воспитание у юных граждан любви, привязанности и бережному отношению к родному краю. Деятельность в области краеведения содействует патриотическому воспитанию, более эффективному решению образовательных и воспитательных задач современной школы, профессиональной ориентации. Перемены последнего времени вместе с демократизацией, раскрепощением общества не избавили от многочисленных проблем, принесли ряд новых. К числу последних можно отнести социальное расслоение общества, активное воздействие на детей и молодежь массовой культуры, внедрение в сознание граждан индивидуализма, цинизма и низменных инстинктов. Деятельность в области краеведения призвана противостоять если не всем, то многим негативным тенденциям современного общественного развития. Традиционно считалось, что краеведение - это во многом удел энтузиастов, одиночек-летописцев. Отчасти это так. Краеведение во многом держится на людях, беззаветно любящих родную землю и желающих сохранить ее историко-культурное достояние для потомков. Но задача состоит в том, чтобы максимально использовать опыт краеведческой деятельности учителей, активистов-учащихся, с помощью современных технологий сделать его достоянием максимально большего числа молодежи. Это возможно при консолидации усилий, координированных действиях различных образовательных структур, педагогов, общественности. При этом эффективность может быть достаточно высокой даже при минимальных или относительно небольших финансовых затратах, а всякие вложения в данную сферу компенсируются за счет создания благоприятной атмосферы духовности, сотворчества педагогов и школьников, а также из-за снижения многих негативных социальных явлений. 4. Организационное обеспечение и механизм реализации программы. Организационное и методическое обеспечение включает следующие основные направления деятельности: - создание коллектива единомышленников. - Формирование банка краеведческих и других вспомогательных данных, необходимых для работы. - Разработка программы музейно-краеведческой деятельности. - Планирование работы - текущее и перспективное. - Обучение активистов навыкам научно-исследовательской работы. - Агитация и пропаганда своей работы. Механизм реализации программы включает: - Создание краеведческих объединений различного типа: кружки, клубы, студии, музейно-краеведческие лектории, научные общества учащихся, экскурсионные бюро, экспедиционные отряды, краеведческие лагеря и др. - Использование различных форм деятельности: занятия, семинары, мастер-классы, экскурсии, экспедиции, вечера, участие в конференциях, смотрах, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Тематические и системные блоки для реализации программы: (на примере Московской школы) - Здравствуй, Москва! (первое знакомство с родным краем). - Москвоведение (краеведение). - Домашний архив. - Школьный архив. - Система творческих дел и конкурсов. ЗДРАВСТВУЙ, МОСКВА! В целях знакомства первоклассников со школой, музеев необходимо предусмотреть обязательные небольшие экскурсии по выставке о родном крае (филиал музея) и по экспозиции самого музея. Экскурсии проводят учащиеся старших классов, активистов школьного музея. После экскурсий для закрепления проводятся: - творческие конкурсы (рисунки, стихи, сочинения), викторины, посвященные родному краю; - экскурсии по окрестностям школы с использованием исторической карты или небольшого путеводителя; - просмотры слайдфильмов и видеофильмов; - экскурсии в ближайшие музеи, посвященные истории родного края. МОСКВОВЕДЕНИЕ Тема истории Москвы, истории своего района должна войти составной частью в школьную программы обучения. Возможно введение понятия "краеведческого минимума". Сюда входит тот минимальный объем знаний, который должен дать каждый учитель по своему предмету. Проводниками этого минимума могут стать активисты школьного музея (по интересам). В большей степени это касается предметов гуманитарного профиля (география, история, литература). В меньшей степени технического профиля. Хотя при изучении математики целесообразно воспользоваться нетрадиционным задачником С.и Б. Перли "Страницы русской истории на уроках математики". Сочинения, изложения, творческие работы с использованием краеведческого материала должны прочно войти в практику уроков. Консультативную помощь школьникам оказывают активисты историко-краеведческого клуба, члены актива школьного музея, школьная библиотек готовит набор необходимой литературы, другого вспомогательного материала. ДОМАШНИЙ АРХИВ Основная идея - ориентировать каждую семью на создание собственного домашнего (семейного) архива, куда войдут: семейные реликвии, основные документы, предания, воспоминание о предках, памятные предметы быта, любимые игрушки и т.п. В домашнем архиве особую ценность должны представлять материалы московского периода семьи (рассказы о первых жителях Москвы, документы, фотографии, воспоминания и т.п.). Наиболее интересные материалы активисты школьного музея принимают на хранение в фонды своего музея. Возможные мероприятия для развития данного направления: - конкурс "Мой домашний архив". В оргкомитет конкурса приносятся наиболее интересные материалы из своего домашнего архива (если они представляют материальную ценность, следует использовать фотографии, ксерокопии, рисунки предмета, вещи); - Выставка "Из домашних архивов", устроенная в фойе школы. На открытие приглашаются родители. Возможен конкурс юных экскурсоводов с рассказом о своих реликвиях. Желательно представить на выставке отдельным разделом материалы из домашних архивов учителей; - круглый стол (при соответствующей подготовке - конференция), куда приглашаются учителя, родители, специалисты, где подводятся итоги проведенных конкурсов, награждаются лучшие участники; - консультации, занятия для школьников и учителей по архивному и музейному делу, посещение местных архивов, музеев. - выпуск бюллетеня, газеты "Мой домашний архив", представление лучших материалов в СМИ. СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ И КОНКУРСОВ Система складывается из различных мероприятий творческого характера, пронизывающих урочную и внеурочную жизнь школы (часть этих мероприятий по согласованию с администрацией школы может иметь обязательный характер). - Сочинения и творческие работы по темам: "Моя улица, мой дом", "Любимый уголок Москвы", "История моей семьи", "Наша семейная реликвия" и др.; - конкурс знатоков родного края; - игры "Мой край", "Создаем музей!"; - конкурсы экскурсоводов (по школьной выставке, по собственному маршруту, по собственной коллекции фотографий, рисунков и др.); - конкурс рисунков, фотографий, видеозарисовок о родном крае, школе, семье; - конкурс методических пособий, дидактических материалов по краеведению (для учителей); - конкурс на лучший урок (занятие, экскурсию и др.); - тематическая выставка (рисунки, творческие работы, поделки и др.); - конкурс отчетов об экскурсиях, путешествиях, экспедициях краеведческого характера; - подготовка исторической карты родного края, словаря, путеводителя и т.п.; - конкурсы "Моя родословная", "Мой домашний архив", "летопись школы" и др.; - выпуск школьного альманаха "Школьная летопись", "Школьный музей"; - формирование школьного архива как составной части школьного музея; - организация кабинета краеведения. Предлагайте еще! 5. Предполагаемая эффективность программы В случае реализации программы работа по краеведению органично входит в учебно-воспитательный процесс школы, учреждения дополнительного образования, что позволит более эффективно реализовывать задачу патриотического воспитания юного поколения, приобщить школьникам к историко-культурному наследию родного края. |
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжение поисково-краеведческой работы. Сбор материала для школьного музея. Работа по уходу за обелиском погибшим землякам | ||
Образовательная программа «Школьного музея» Автор программы Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея | План работы школьного музея Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год | ||
План работы школьного музея. I. Вступление Вся деятельность школьного музея направлена на обогащение воспитанников эмоциональным и нравственным опытом. Прежде всего дать детям... | 5. Основные направления деятельности школьного музея ... | ||
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место – Яковлева Л. Д., руководитель краеведческого музея «К истокам города» мбоу сош №132 Ленинского района г. Новосибирска, «Исследовательская... | ||
Анатолий кончаковский, директор музея Этот литературно-мемориальный дом-музей (на правах отдела государственного музея истории Киева) был учрежден в 1989 году. А в 1991-м... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выборы нового актива музея. Отправление заявки на конкурс экскурсоводов до 09. 13г | ||
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской... Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания» | Программа деятельности школьного краеведческого музея Составитель:... Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская... | ||
Памятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога» Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея» | Исследование модели Фрелиха методом функциональных производных Иванов Анатолий Иванович, профессор, зав каф. Теоретической физики и волновых процессов | ||
Программа работы актива музея боевой славы и казачьей доблести «наше наследие» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной... | План работы школьного музея Истории Военно-Морского флота России на 2011/2012 учебный год № Совещание с приглашением администрации школы, представителей Совета ветеранов по вопросу «Перспективы работы музея по военно-патриотическому... |