Конспект интегрированного урока





Скачать 96.62 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока
Дата публикации14.07.2013
Размер96.62 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов с. Александровского

Конспект интегрированного урока

Изобразительного искусства

и окружающего мира

« История вокруг тебя.Изображение предметов

быта».

Учитель - Галкина Е.В.

Апрель 2010 года

Тема: ИСТОРИЯ ВОКРУГ ТЕБЯ ( ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА. ( ИЗО И ХУД. ТРУД)

Цели: сформировать новые понятия: исторические источники и их виды, археологические раскопки; развивать интерес к познанию прошлого своих предков, умения видеть в настоящем опыт предыдущих поколений; воспитывать уважительное отношение к наследию предков.

Оборудование: иллюстрации, на которых изображены архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга, родного края, старинные фотографии, на которых видна старинная одежда, предметы из раскопок, страницы старинной книги с «ятями», старинные монеты, старинный корабль, дневник воспоминаний, граффити; таблички с надписями: «Исторические источники», «Вещественные», «Письменные», «Устные», «История семьи».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Россия начинается с пристрастия К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней - Россия Не с гор берет начало, а с тебя!

  1. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

  • Какие изменения могут происходить в жизни человека и общества?

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни.

Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку», одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История.

Наши уроки окружающего мира - это маленькие окошки, через которые вы сможете заглянуть в Историю, познакомитесь с людьми и событиями далеких и не очень далеких времен.

  • Отправляемся в путешествие по истории.

Пойдемте со мною веселой гурьбой, Улыбку, смекалку возьмите с собой.

История - очень древнее слово, в переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

  • Что же это за наука - история?

История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.

На доске: рисунок «Дворец Истории».

Работа с заголовком.

  • Как называется следующий раздел? (История вокруг тебя.)

  • Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить на уроках изучения истории. (Вопросы задают дети.)

  • Кто такие предки?

  • Где они жили?

  • Что мы называем Родиной? (Ответы детей.)

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов... и когда мы уснем навеки, то она же прикроет и кости наши.

К. Д. Ушинский

Беседа по вопросам:

  • Что такое быт? (Быт - это обычное протекание жизни людей, их вещи, предметы обихода, обычаи и традиции, характер труда и отдыха.)

  • Что такое культура? (Совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.)

Наука, открытия и изобретения, искусство, житейско-обыден-ные знания, изделия, постройки - все, что создано поколениями людей, составляет культуру народа.

Без уважительного отношения к житейскому, практическому, нравственному опыту предыдущих поколений нельзя строить будущее.

III. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам.

  • Как узнают о прошлом?

Дети отвечают.

Учитель. Человек на Земле живет уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди Древней Руси?

Оказывается, все, что нас окружает, это история - следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности - вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Могут передаваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, пословицы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом своего народа.

На доске: вверху - табличка «Исторические источники»; внизу - иллюстрации (см. оборудование).

  • Можно ли разделить исторические источники на группы? Если да, то на какие группы вы бы их разделили? (В случае затруднения учащихся им помогает учитель.)

  • Историк распределил бы эти источники следующим образом...

Учитель группирует картинки.

  • Как назовете эти группы?

На доске: таблички «Вещественные» - справа, «Письменные» - слева.

  • Все ли виды исторических источников представлены на доске? Есть ли такие источники, которые нельзя показать? Вам захотелось узнать историю своей семьи?

На доске: табличка «История семьи».

  • Какие исторические источники могут вам пригодиться? (Фотография, медаль и другое.)

  • Какими письменными источниками вы можете воспользоваться? (Письма, рисунки и другое.)

  • Как еще можно узнать о прошлом своих родителей, бабушек, дедушек, родных? (Расспросить.)

  • Как можно назвать такой источник?

На доске: табличка «Устные».

  • Где находят исторические источники далекого прошлого наших предков? (На раскопках.)

  • Как называют людей, занимающихся раскопками? (Археологами.)

Словарная работа.

Слово археолог составлено из двух греческих слов: «археос» - древний и «логос» - слово, наука.

  • Чем занимается наука археология?

Археология - наука, занимающаяся изучением прошлого человечества на основе вещественных и письменных исторических источников, найденных на месте раскопок.

  • Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены раскопки и найденные в них предметы быта наших предков.

Сценка.

Ваня. А что, разве осталось что-то в Стране исторических источников, что мы не посетили?

  • Осталась еще очень большая область, где изучают различные вещественные источники. Ну-ка, вспоминаем: с какими вещественными источниками мы уже успели ознакомиться?

Алеша. Находками археологов.

  • А ведь остались еще орудия труда, утварь, одежда, посуда, предметы мебели, роскоши, осветительные приборы... да мало ли что еще! И нас там ожидают встречи со многими знакомыми.

Алеша. Какими знакомыми?

  • Сейчас попадете туда и увидите.

Вещественные и письменные, Устные, изобразительные - Раскройтесь нам, таинственные Источники удивительные!

На д о с к е: рисунок.


г
' ■ ; ■ У ' . I





/

г .





. с

/





* 4

,'1 Г г ! ' j

Ijcmat'u


V
% ■"

Ж" '

f

''/Л.'/

' V"', А

Работа в тетради № 2 (задания2, 3, с. 38).

Обсуждение и проверка правильности выполнения заданий.

Самостоятельная работа с учебником.

Задание. Прочитать первый раздел текста «Как узнают о прошлом», найти вопрос (из перечня в конце темы), на который можно ответить, прочитав данный текст, и подготовиться ответить на него.

Например: Какие исторические источники помогают нам узнавать о событиях прошлого, о занятиях и умениях наших предков? (Вещественные источники - постройки, посуда и так далее.)

Работа с иллюстрациями в учебнике (ч. 2, с. 104-105).

  • Какие исторические источники представлены на иллюстрациях?

  • Какие сведения вы может собрать, рассматривая названную иллюстрацию?

  • Какие вещественные или письменные источники, изображенные на рисунках, вы считаете наиболее древними?

На фото (с. 104): полевик - добрый дух поля у славянских народов - умение выращивать хлебные колосья еще во времена язычества на Руси.

Валенки - обувь, которую носили наши предки. Праздничные валенки, так как с узором.

Музей мыши находится в г. Мышкин Ярославской области.
На фото (с. 105): Псковский монастырь - где и как строили, какие защитные укрепления сооружали.

У каждой вещи свой рассказ, История своя. И каждая важна для нас - Частица бытия.

IV. Итог урока.

  • К каким историческим источникам можно отнести старинные монеты, печати?

  • Что мы называем устным народным творчеством? Когда оно возникло? Как мы узнаем о нем?

«Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа» (Л. Н. Толстой).

  • Как вы понимаете слова JI. Н. Толстого?

  • Что можно узнать о питании наших предков по старинным сказкам: «Гуси- лебеди», «Маша и медведь», «Колобок», «Медведь и мужик»?

  • Какие сказки подскажут нам, что печь особо ценилась нашими предками?

  • О чем рассказывают народные сказания - былины? Можно ли заключить по былинам, что князья часто враждовали между собой?

  • Что можно отнести к культуре народа? (Научные знания, религию, письменность> искусство.)

Красота, величие, богатое историческое наследие нашего края трогают и вдохновляют умы и сердца многих гостей и жителей нашего города. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми. Успешное решение возможно только при наличии любви, знаний и понимании истории края.

Чтобы знать историю, надо ею интересоваться, искать вокруг себя следы прошлого. Этому можно научиться. Вот несколько полезных советов:

    1. Задавайте себе «исторические» вопросы и ищите на них ответы.

    2. Спрашивайте у товарищей и у взрослых. Ищите ответы в книгах дома и в библиотеке. Сходите в музей. Если есть возможность, научитесь находить нужную вам информацию через компьютерную сеть Интернет.

Особенно ценные сведения могут сообщить старики. Им всегда есть что вспомнить. Смело задавайте им свои вопросы. Будьте вежливыми, уважительными и внимательными, и тогда вы непременно получите интересные ответы прямо из уст очевидцев событий недавнего прошлого.

    1. Ищите «исторические» подсказки в значениях корней слов. Знайте, что источником ценных исторических знаний является ваш родной язык. Вы используете хорошо знакомые вам слова, но не всегда вдумываетесь в глубокий смысл, заложенный в них нашими предками много веков назад. Разгадать этот смысл помогает корень слова. Сопоставляйте, сравнивайте значения однокоренных слов, и тогда вы сможете делать маленькие исторические открытия.

    2. Развивайте свое историческое воображение. Научитесь в уме запускать воображаемую чудо-машину времени и «переносить» себя в прошлое - в выбранное вами время. Для этого вообразите себя на месте мальчика или девочки того времени. Вообразите на себе старинную одежду. Представьте рядом с собой наших предков. Как они могли бы выглядеть, во что быть одетыми? Попробуйте посмотреть кругом глазами своего ровесника и вообразить, что он мог наблюдать, о чем думать, что делать и что чувствовать.

Вы убедитесь, какое это увлекательное и полезное занятие - учиться быть любителем и знатоком истории.

Вещественные и письменные, Устные, изобразительные - Мы встретим еще вас, таинственные Источники удивительные!

Организация рабочих мест

Самостоятельная работа учащихся.

Организация выставки рисунков.

Домашнее задание: I ря д. Повторить по учебнику материал об обычаях и занятиях наших предков осенью; IIряд - зимой; IIIряд - весной.

Подготовить всем ответы на вопросы в учебнике (ч. 2, с. 107). Рабочая тетрадь № 2 (задания 1,4, с. 38-39). Учебник (ч. 2, с. 103-107).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного занятия для детей средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока iconПлан конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс...
План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект интегрированного урока iconМетодика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного...
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование...
Конспект интегрированного урока iconКонспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока iconКонспект урока по изобразительному искусству «Сказочная Гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока iconКонспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке....
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока (изо – экология)
Роговцева Н. И., Богданов Н. В., Фрейтаг И. П., Технология, 1 класс, Москва, Просвещение, 2011 г
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока по информатике и математике по теме:...
Методы: объяснительно–иллюстративный, использование пк для выполнения самостоятельной работы
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя...
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
Конспект интегрированного урока iconКонспект открытого интегрированного урока
Семья. Активизация употребления лексического материала, повторение алфавита, ознакомление с новыми словами
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе «Причины...
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика...
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками
Конспект интегрированного урока iconСценарий открытых уроков по биологии
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада
Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск