Скачать 94.2 Kb.
|
Урок контроля знаний по теме: «Россия XIV – XVI вв.» (10 класс).Цель урока: - провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий; - развивать умение работать в группах; - воспитывать коллективизм, терпимость, взаимопомощь. Тип урока: урок контроля знаний. Метод урока: групповая игра. Оборудование урока: - карты по истории России «Образование единого русского государства XIV – XV вв.», «Россия в XVI в.»; - портреты исторических личностей, московских правителей; - карточки с заданиями «Тест», «Блиц», «Дальше…», «Знай», «Подумай»; - звёздочки для поощрения правильных ответов учащихся; - таблица ответов команд учащихся. Ход урока. I. Условия игры. Класс делится на 3 – 5 команд по 4 – 6 человек, в зависимости от количества учащихся. Команды выбирают капитанов, которые руководят игрой команды: выбором вопроса и ответом команды. Каждая команда выбирает вид вопроса с разным уровнем сложности и оценки в баллах. Вопросы: – «Тест» (1 балл); – «Блиц» (отвечает каждый член команды, взяв предложенную ему карточку с написанным понятием, именем или датой и объясняя его; за каждый правильный ответ – 2 балла, при первой ошибке ответ прекращается); – «Дальше…» (вопрос на перечисление, оценивается от 1 и более баллов, на обсуждение отводится 20 секунд); – «Знай» (команде даётся 30 секунд на обсуждение, после которых один ученик отвечает; правильный ответ – 3 балла); – «Подумай» (команде на обсуждение дается минута, правильный ответ – 5 баллов). Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Если команда, которой был адресован вопрос, дала неправильный ответ, команды-соперницы имеют право ответить, о чём сообщают капитаны. На доске ведётся учёт набранных командами баллов. Учащимся, которые дали правильный ответ, вручаются звездочки, что позволит в конце урока поставить каждому оценку в соответствии с долей участия в уроке-игре. Команда-победительница получает право на повышение оценки её участников на один балл. За нарушение условий игры командам назначается штраф. II. Вопросы для карточек «Тест». Команда, выбравшая «Тест», предоставляет одному из участников выбрать карточку, прочитать вопрос с несколькими вариантами ответа, из которых только один правильный и дать ответ. 1. Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – XVI вв. выберите центральные органы: а) приказы; б) наместники; в) волостели. 2. Как называется литературный памятник, посвящённый Куликовской битве? а) «Повесть временных лет»; б) «Задонщина»; в) «Слово о полку Игореве». 3. В честь какого события построен Собор Василия Блаженного? а) победы на Куликовом поле; б) освобождения от ига Золотой Орды; в) взятия Казани. 4. Кого называли стрельцами? а) княжеских управителей; б) служилых людей, составлявших постоянное войско; в) торговцев оружием. 5. Какая из книг первой была отпечатана в России Иваном Федоровым? а) «Евангелие»; б) «Апостол»; в) «Азбука». 6. Кто из названных пар исторических личностей были современниками? а) Иван Калита и Ярослав Мудрый; б) Андрей Рублёв и Александр Невский; в) Иван IV и Ермак Тимофеевич. 7. Дворянским войском, назначением воевод, других офицеров, военными действиями ведал при Иване IV: а) Ямской приказ; б) Разрядный приказ; в) Посольский приказ. 8. Первый единый свод законов Московского государства был принят в: а) 1497 г.; б) 1550 г.; в) 1410 г. 9. Какой из памятников русской архитектуры был создан в XVI веке? а) Покровский собор на Рву; б) церковь Покрова на Нерли; в) Софийский собор в Новгороде. 10. Пожилое – это: а) плата крестьян за двор; б) деньги на содержание наместника или воеводы; в) плата за место в Боярской думе. 11. Впервые понятие (название) Россия появилось в летописи при: а) Иване IV Грозном; б) Дмитрии Донском; в) Иване III Васильевиче. 12. Этот литературный труд воплотил в себе социально-нравственные идеалы русского общества XVI в. и жёстко регламентировал семейную жизнь. Он назывался: а) «Четьи Минеи»; б) «Домострой»; в) «История государя Московского». 13. Елена Глинская: а) проводила политику укрепления государства; б) поддерживала местничество; в) стремилась принять новый титул правителя. 14. Кому принадлежат слова: «Все – холопы государевы, мы вольны казнить и миловать каждого»? а) Ивану III; б) Василию III; в) Ивану IV; г) Борису Годунову. 15. Челобитную избу (приказ), учрежденную в 1549 г., возглавил: а) А. Ф. Адашев; б) Борис Годунов; в) А. М. Курбский; г) Малюта Скуратов. 16. К концу правления Ивана IV Россия: а) стала процветающей в экономическом отношении страной; б) приобрела значительный международный авторитет и имела много союзников; в) оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного опричниной и поражением в Ливонской войне; г) вошла в состав Речи Посполитой. 17. «Заповедные лета» - это: а) запрет боярам со своими вотчинами входить в опричнину; б) запрет крестьянам выходить в Юрьев день от своих старых хозяев; в) запрет русским колонистам селиться за Уральскими горами; г) запрет дворянам покупать вотчины. 18. Стоглав – это: а) собор, у которого было сто куполов; б) собрание из ста человек; в) документ, принятый церковным Собором 1551 г.; г) орган, в который входило сто иерархов церкви. 19. Самая мелкая монета в Российском государстве: а) полушка; б) копейка; в) деньга; г) алтын; 20. Основной военный налог в России в XVI в.: а) большая соха; б) стрелецкие деньги; в) кабацкие деньги; г) ямские деньги. III. Задания для карточек «Блиц». Каждому члену команды, выбравшей «Блиц», даётся карточка с понятием, именем или датой. Каждый участник должен объяснить понятие, дать краткую характеристику личности или назвать событие, которое оказалось у него на карточке. Ответ прерывается при первой ошибке и команды-соперницы имеют возможность закончить ответ. Варианты карточек. Понятия: митрополит, уезд, Судебник, уния, кормление, улус, заповедные годы, Земский собор, засечная черта, приказы, местничество, помещик, Боярская дума, патриарх, кремль, царь, миниатюра, ярлык, опричнина, волость, урочные лета, пожилое, шатровый стиль, Юрьев день, Избранная рада. Имена: Малюта Скуратов, Андрей Рублёв, Ермак, Афанасий Никитин, Василий Тёмный, Иван Фёдоров, Сильвестр, Андрей Курбский, Мария Темрюковна, Ахмат. Даты: 1380, 1410, 1471, 1480, 1497, 1462 – 1505, 1547, 1552, 1558 – 1583, 1564. IV. Задания для карточек «Дальше…». Команда, выбравшая задание «Дальше…», через 20 секунд обсуждения представляет одному ученику дать ответ. Ответ прекращается при первой ошибке. Команды-соперницы могут продолжить ответ. Количество баллов, набранных командой, зависит от количества перечисленных понятий. Варианты карточек.
V. Вопросы для карточек «Знай». Команда, выбравшая вопрос «Знай», имеет право обсудить его в течение 30 секунд, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.
VI. Вопросы для карточек «Подумай». Команда, выбравшая вопрос «Подумай», имеет право обсудить его в течение минуты, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.
И новгородцы, не переча, Холмы и топи! Глушь лесная! Глядели бледною толпой, И тут размыло… Как тут быть? Как медный колокол с их веча И царь, добравшись до Валдая, По воле царской снят долой! Приказ дал: колокол разбить! Сияет копий лес колючий, Разбили колокол, разбили! Повозку царскую везут, Сгребли валдайцы медный сор. За нею колокол певучий И колокольчики отлили На жердях гнущихся несут. И отливают до сих пор. (Легенда об уничтожении новгородского вечевого колокола – символа самостоятельности Новгорода)
Почему на Руси и князья, и бояре, и дворяне, строили трёхъярусные жилища? Как вы полагаете, куда выходили передние окна?
VII. Подведение итогов урока. Анализ игры, знаний учащихся, характерные ошибки, определение победившей команды, выставление оценок, рефлексия. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Урок-игра «Счастливый случай» Цели урока Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний... | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения» ... | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» 12 часов по учебной программе А. А.... | Урок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения... | «Единая Россия» начинает борьбу за власть в регионе? В субботу в... Яковлев О. Г., Путинцева И. Г., Серебренникова И. А., Кириллин К. В., Гашников Р., Раитин Е. В., Никитин А. А., Бородин А., Ельцов... | ||
План Начальные этапы формирования Московского государства (XIV первая... Начальные этапы формирования Московского государства (XIV первая половина XV века) | Практическая работа Политическая география. Урок контроля знаний по теме № «Современная политическая карта мира» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | Урок контроля и оценки знаний При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению... | ||
Различные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Урок смотр знаний в 10 классе по теме: Производная Цели и задачи: Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования». Систематизация и обобщение знаний учащихся.... | ||
Урок в 6 классе «Россия с древнейших времен до конца XVI века» Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... |