Скачать 97.09 Kb.
|
Приложение 5. Суворова Е. В., учитель истории «МОУ Эммаусская СОШ» Калининского района. Урок на тему: « Петр I – новатор в истории России» (10 класс). Пояснительная записка: Вашему вниманию представлена разработка урока по технологии дебаты, который используется для обобщения и систематизации знаний сразу по двум темам в изучении истории России: «Россия в XVII веке (вторая половина)» и «Россия в эпоху Петра I». При данном подходе учащиеся должны не только актуализировать свои знания по культурному, политическому и экономическому развитию страны в обозначенные периоды, но и продемонстрировать навыки сравнения и анализа. Тема сформулирована таким образом, что дает обеим командам возможность использования широкой доказательной базы. При этом следует отметить, что данная постановка проблемы дебатов может исключить некоторые аспекты внутренней и внешней политики Петра. Это сделано, намерено для того, чтобы обе команды имели равные доказательные возможности. В уроке принимают участие две команды: одна утверждает и доказывает сформулированный тезис, а вторая пытается опровергнуть его. Следует сказать, что, несмотря на кажущийся большим объем материала, все занятие умещается в один урок при условии уже наработанной с классом данной технологии. Каждая команда готовит выступления и доказательную базу по четырем аспектам: экономическому, политическому, социальному и культурному. Отсюда вытекает известная трудность, так как в каждой команде определено по три человека. Возможен другой алгоритм проведения дебатов: не проводить отдельно раунд вопросов, а сразу после выступления утверждающей команды начать вопросы к ней со стороны отрицающей. Цели и задачи урока:
Подготовительный этап: 1.Разделение класса на команды, распределение позиций и ролей. 2.Подготовка командами материала для проведения дебатов. 3.Помощь учителя в процессе полготовки к уроку (предварительные консультации). Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Проведение дебатов: а) позиция утверждающей стороны; б) позиция отрицающей стороны; 3. Раунд вопросов. 4. Подведение итогов:
1. Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы подводим итог сразу по двум темам: «Россия в XVII веке» и «Петровская эпоха в истории страны». 2. Утверждающая сторона: Мы утверждаем, что «Петр Великий являлся новатором в истории России», т.к.: 1. В период его правления в стране были проведены преобразования во всех сферах жизни общества. 2. Эти преобразования носили новаторский характер. 3. Определяемся с понятием новатора (от латинского – обновитель) - тот, кто вносит и осуществляет принципиально новые идеи и приемы в какой-либо области (по Большому толковому словарю современного русского языка Д.Н.Ушакова, М,2007, с.453). Цитата: «…сотворил флот, основал гавани, издал многия законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопии, завел мануфактуры, училища, Академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы». (Н.М.Карамзин «История Государства Российского», кн.4, с.489) 4. Наша система доказательств состоит из 4-х аспектов: политического, экономического, социального и культурного. I –политический аспект. Аргумент 1. В результате реформ Петра изошла полная смена аппарата управления страной. Доказательства: В течение довольно короткого времени были проведены следующие изменения:
Аргумент 2. Были созданы регулярная армия и флот. Доказательства:
Цитата: «У России не было регулярной армии - он сформировал ее; не было флота - он построил его! »(В.О.Ключевский, «Российская история», с.660) II - экономический аспект. Аргумент 1. При Петре произошел рост мануфактурного производства. Доказательства:
Аргумент 2. Император проводил последовательную политику протекционизма. Доказательство:
III - социальный аспект. Аргумент 1. Реформы Петра давали возможность карьерного роста в целом и в том числе выходцам из низших слоев населения. Доказательства:
Цитата: «Так вполне сознательно Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания-родовитости» (С.Ф.Платонов, с.510) IV – культурный аспект. Аргумент 1. В первой четверти XVIII века происходило обмирщение культуры и развитие образования. Доказательства:
Цитата: «Предшественники Петра мало заботились о распространении знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел» (О.Ф.Платонов, с.542). Аргумент 2. Именно в правление Петра началась «европеизация» России, поворот страны (в культурном плане) в сторону Запада. Доказательства:
Цитата: «Всяких чинов людям…носить платье немецкое; верхнее - саксонское и французское, а исподнее - камзолы и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки - немецкие, и ездить на немецких седлах; а женскому полу всех чинов…носить платье и шапки, и контуши, а исподние бостроги и юбки…»(Карпов Г.М. ,ПИШ № 7, с.66) Отрицающая сторона. Мы считаем, что во многих сферах общественной жизни Петр I продолжил политику своих предков, а значит, не является новатором в истинном смысле этого слова. Просто устоявшимся стереотипом является деление истории на допетровский и петровский периоды. I – политический аспект. Аргумент 1. В сфере реформ управления мы не видим абсолютного новаторства, речь может идти только о завершении начатого другими. Доказательства:
Цитата: «Коллегиальная система управления, какой бы она не была, так и не смогла устранить ни произвола, ни волокиты, ни страха президента перед вышестоящими чиновниками» (Н.И.Павленко, с.138) Аргумент 2. Реформирование армии началось до Петра, и можем говорить о продолжении преобразований. Доказательства:
Цитата: «…все большее значение приобретают т.н. полки нового строя - рейтарские, драгунские и солдатские. Комплектование этих полков предвосхитило будущую рекрутскую систему, введенную Петром». (Н.И.Павленко «Петр Первый и его время», М, Просвещение, 2001, с.6) II - экономический аспект. Аргумент 1.Мануфактуры были и раньше, причем как государственные, так и частные. Доказательство:
Аргумент 2. Петра никак нельзя назвать первым защитником отечественных производителей! Доказательства:
II - социальный аспект. Аргумент 1.Доступ к управлению страной лиц незнатного происхождения был начат при предшественниках Петра. Доказательство:
IV – культурный аспект. Аргумент 1. Так называемая «европеизация» настолько срослась с образом Петра, что при этом забывается, что началась она раньше. Да и в культуре уже шла секуляризация. Доказательства:
Создание следующих учебных заведений:
3.Раунд вопросов, обмен репликами. Утверждающая сторона.
Отрицающая сторона.
Подведение итогов. Судьи голосуют тайно, побеждает та команда, которая наберет больше голосов. Судебный протокол.
Судьи: ______________________________________________ Команда-победитель:___________________________________ «___»______________20__г.____________/______________ Литература:
|
Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой... | Урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл | ||
Реферат по Истории Студента 103 группы I курса факультета Социологии Петр Первый был, пожалуй, самым выдающимся из русских монархов. Не было в истории России более яркой и противоречивой фигуры | Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
Дополнительный материал по теме самообразования «Опорные конспекты... Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и... | Урок по истории России XIX в. «Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века» ... | ||
Реферат по истории. Петр I и его время России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра I. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся... | Окружающий мир — вводный курс истории и обществознания "Мое Отечество"... | ||
«История России» Политика, проводимая И. В. Сталиным, искалечила судьбы многих людей, среди них были мои предки: прабабушка Колесова Пелагея Васильевна... | Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс) Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства... | ||
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» Основные понятия: Золотое кольцо России, «жемчужина» Золотого кольца России, памятник древнерусской архитектуры, промысел, корень... | Великий реформатор Петр «Значение реформ Петра I» потому, что хотела раскрыть важность петровских преобразований для русского государства. Актуальность данной... | ||
Роль Александра II в истории России Он не был назван современниками и историками Великим, как Петр или Екатерина, но реформы его определены как Великие. Тем интереснее... | Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного... Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории России Министерства образования РФ | ||
Тематическое планирование по Всеобщей истории и Истории России 9 класс Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента... | Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории гоу торжокская... |