Урок на тему: «Петр I новатор в истории России»





Скачать 97.09 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Петр I новатор в истории России»
Дата публикации08.10.2014
Размер97.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Приложение 5. Суворова Е. В., учитель истории «МОУ Эммаусская СОШ» Калининского района. Урок на тему: « Петр I – новатор в истории России» (10 класс).

Пояснительная записка: Вашему вниманию представлена разработка урока по технологии дебаты, который используется для обобщения и систематизации знаний сразу по двум темам в изучении истории России: «Россия в XVII веке (вторая половина)» и «Россия в эпоху Петра I». При данном подходе учащиеся должны не только актуализировать свои знания по культурному, политическому и экономическому развитию страны в обозначенные периоды, но и продемонстрировать навыки сравнения и анализа. Тема сформулирована таким образом, что дает обеим командам возможность использования широкой доказательной базы. При этом следует отметить, что данная постановка проблемы дебатов может исключить некоторые аспекты внутренней и внешней политики Петра. Это сделано, намерено для того, чтобы обе команды имели равные доказательные возможности. В уроке принимают участие две команды: одна утверждает и доказывает сформулированный тезис, а вторая пытается опровергнуть его. Следует сказать, что, несмотря на кажущийся большим объем материала, все занятие умещается в один урок при условии уже наработанной с классом данной технологии. Каждая команда готовит выступления и доказательную базу по четырем аспектам: экономическому, политическому, социальному и культурному. Отсюда вытекает известная трудность, так как в каждой команде определено по три человека. Возможен другой алгоритм проведения дебатов: не проводить отдельно раунд вопросов, а сразу после выступления утверждающей команды начать вопросы к ней со стороны отрицающей.

Цели и задачи урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по допетровскому и петровскому периодам истории России.

  • Развитие критического мышления и формирование умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

  • Развитие навыка работы в команде, обучение технологии групповой работы.

  • Формирование культуры спора, развитие терпимости к иным взглядам и оценкам.

Подготовительный этап:

1.Разделение класса на команды, распределение позиций и ролей.

2.Подготовка командами материала для проведения дебатов.

3.Помощь учителя в процессе полготовки к уроку (предварительные консультации).

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Проведение дебатов:

а) позиция утверждающей стороны;

б) позиция отрицающей стороны;

3. Раунд вопросов.

4. Подведение итогов:

  • голосование судей;

  • заключительное слово учителя.

1. Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы подводим итог сразу по двум темам: «Россия в XVII веке» и «Петровская эпоха в истории страны».

2. Утверждающая сторона: Мы утверждаем, что «Петр Великий являлся новатором в истории России», т.к.:

1. В период его правления в стране были проведены преобразования во всех сферах жизни общества.

2. Эти преобразования носили новаторский характер.

3. Определяемся с понятием новатора (от латинского – обновитель) - тот, кто вносит и осуществляет принципиально новые идеи и приемы в какой-либо области (по Большому толковому словарю современного русского языка Д.Н.Ушакова, М,2007, с.453).

Цитата: «…сотворил флот, основал гавани, издал многия законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопии, завел мануфактуры, училища, Академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы». (Н.М.Карамзин «История Государства Российского», кн.4, с.489)

4. Наша система доказательств состоит из 4-х аспектов: политического, экономического, социального и культурного.

I –политический аспект.

Аргумент 1. В результате реформ Петра изошла полная смена аппарата управления страной.

Доказательства: В течение довольно короткого времени были проведены следующие изменения:

  • 1711год-замена Боярской Думы Сенатом;

  • 1721 год-замена патриаршества Синодом;

  • 1718-1720-замена приказов коллегиями.

Аргумент 2. Были созданы регулярная армия и флот.

Доказательства:

  • 1705 год-введение рекрутского набора;

  • к 1725 году в армии насчитывалось около 200 тысяч человек (В.О.Ключевский, с.580);

  • были приняты «Устав воинский»(1716) и «Морской устав»(1720).

Цитата: «У России не было регулярной армии - он сформировал ее; не было флота - он построил его! »(В.О.Ключевский, «Российская история», с.660)

II - экономический аспект.

Аргумент 1. При Петре произошел рост мануфактурного производства.

Доказательства:

  • к 1725 году в стране насчитывалось 233 мануфактуры (дается по В.О.Ключевскому, с.608);

  • по выплавке чугуна к 1725 году Россия вышла на 2 место в Европе.

Аргумент 2. Император проводил последовательную политику протекционизма.

Доказательство:

  • в 1724 году был принят Таможенный тариф, по которому пошлины на импорт достигали 75%.

III - социальный аспект.

Аргумент 1. Реформы Петра давали возможность карьерного роста в целом и в том числе выходцам из низших слоев населения.

Доказательства:

  • 1722-введение знаменитой « Табели о рангах» с принципом личной выслуги;

  • карьера светлейшего князя А.В. Меньшикова как самый яркий тому пример.

Цитата: «Так вполне сознательно Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания-родовитости» (С.Ф.Платонов, с.510)

IV – культурный аспект.

Аргумент 1. В первой четверти XVIII века происходило обмирщение культуры и развитие образования.

Доказательства:

  • развитие светской живописи (братья Никитин, А.Матвеев);

  • Были открыты следующие учебные заведения:

  • 1701-Навигацкая, Артиллерийская школы, 1712- Инженерная школа, 1725-Академия наук;

  • 1719- открыт первый музей-Кунсткамера.

Цитата: «Предшественники Петра мало заботились о распространении знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел» (О.Ф.Платонов, с.542).

Аргумент 2. Именно в правление Петра началась «европеизация» России, поворот страны (в культурном плане) в сторону Запада.

Доказательства:

  • в 1699 году было введено новое летоисчисление от Рождества Христова;

  • введение одежды европейского образца.

Цитата: «Всяких чинов людям…носить платье немецкое; верхнее - саксонское и французское, а исподнее - камзолы и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки - немецкие, и ездить на немецких седлах; а женскому полу всех чинов…носить платье и шапки, и контуши, а исподние бостроги и юбки…»(Карпов Г.М. ,ПИШ № 7, с.66)

Отрицающая сторона.

Мы считаем, что во многих сферах общественной жизни Петр I продолжил политику своих предков, а значит, не является новатором в истинном смысле этого слова. Просто устоявшимся стереотипом является деление истории на допетровский и петровский периоды.

I – политический аспект.

Аргумент 1. В сфере реформ управления мы не видим абсолютного новаторства, речь может идти только о завершении начатого другими.

Доказательства:

  • Петру и не надо было решать вопрос с Боярской Думой, т.к. она потеряла свое значение еще при Алексее Михайловиче (что породило так называемую ближнюю Думу);

  • что касается Земского собора, так последний раз он был созван в1653 году, и поле деятельности было расчищено. Кроме того, вся сущность системы в целом осталась прежней!

Цитата: «Коллегиальная система управления, какой бы она не была, так и не смогла устранить ни произвола, ни волокиты, ни страха президента перед вышестоящими чиновниками» (Н.И.Павленко, с.138)

Аргумент 2. Реформирование армии началось до Петра, и можем говорить о продолжении преобразований.

Доказательства:

  • введение полков «нового строя»: солдатских, рейтарских, драгунских;

  • с 40-х годов 17 века в драгуны начали записывать крестьян в качестве отработки государственной повинности;

  • нельзя забывать и про т.н. Дединовский эксперимент во времена правления Алексея Михайловича, датируемый 1672 годом (попытка создания небольшого флота, правда, неудавшаяся, с этим мы согласны).

Цитата: «…все большее значение приобретают т.н. полки нового строя - рейтарские, драгунские и солдатские. Комплектование этих полков предвосхитило будущую рекрутскую систему, введенную Петром». (Н.И.Павленко «Петр Первый и его время», М, Просвещение, 2001, с.6)

II - экономический аспект.

Аргумент 1.Мануфактуры были и раньше, причем как государственные, так и частные.

Доказательство:

  • Ницинский медеплавильный завод на Урале, оружейная мануфактура Виниуса под Тулой.

Аргумент 2. Петра никак нельзя назвать первым защитником отечественных производителей!

Доказательства:

  • в 1649 году в Соборном Уложении были отменены привилегии иностранных купцов;

  • по Новоторговому уставу 1667 года русские купцы получали привилегии.

II - социальный аспект.

Аргумент 1.Доступ к управлению страной лиц незнатного происхождения был начат при предшественниках Петра.

Доказательство:

  • в 1682 году по настоянию В.В.Голицына произошла отмена местничества, и как одно из последствий данной реформы стал доступ к управлению (а значит, и возможность сделать карьеру) выходцам из дворян и приказных людей.

  • карьера А.Л. Ордина-Нащокина является ярким тому примером.

IV – культурный аспект.

Аргумент 1. Так называемая «европеизация» настолько срослась с образом Петра, что при этом забывается, что началась она раньше. Да и в культуре уже шла секуляризация.

Доказательства:

  • 1672 год-учреждение театра;

Создание следующих учебных заведений:

  • 1653 год - школа при Чудовом монастыре;

  • 1665 год - Заиконоспасская школа;

  • 1689 год - Славяно - Греко- Латинская академия;

  • первыми «западниками» в смысле приобщения к культуре были В.В.Голицын и А.Л.Ордин-Нащокин;

  • парсуны (портретная живопись) писали еще при Алексее Михайловиче.

3.Раунд вопросов, обмен репликами.

Утверждающая сторона.

  1. Не кажется ли вам, что мы не можем говорить о полках «нового строя» как о регулярной армии, ведь не они все еще составляли основу войска?

  2. Не согласитесь ли вы с тем, что и приказы, и патриаршество, и Боярская Дума были отменены все-таки Петром?

  3. Кроме того, когда мы говорим об отмене местничества, ведь речь идет прежде всего о дворянах; карьера подобной генералиссимусу была просто невозможна, на ваш взгляд?

  4. Приведя примеры первых «западников», найдете ли вы кого-нибудь еще, в то время как при Петре оно (западничество) было широко распространено?

Отрицающая сторона.

  1. Не является ли служба крестьян в драгунских полках по сути своей прообразом рекрутского набора?

  2. Вы все говорите о количестве мануфактур, школ, но ведь речь идет о новаторстве, т.е. о качественных показателях, а не о количественных, не правда ли?

  3. Согласны ли вы с тем, что «европеизация» затронула только верхушку, в то время как основную массу населения составляли крестьяне?

Подведение итогов.

Судьи голосуют тайно, побеждает та команда, которая наберет больше голосов.

Судебный протокол.

Критерии оценки

1 команда

2 команда

Доказательность



















Логичность



















Рациональность



















Научность



















Системность



















Корректность




















Судьи: ______________________________________________

Команда-победитель:___________________________________

«___»______________20__г.____________/______________

Литература:

  1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ», Л., 1989.

  2. Калинкина Е.Г. «Дебаты на уроках истории», М., РОСМЭН, 2002.

  3. Карамзин Н.М. « История государства Российского», Р. - на Д., «Феникс», 1995.

  4. Карпов Г.М. «Петровская эпоха в российской истории и культуре», //ПИШ №5, 6, 8 за 1996 и №1-4, 6, 7 за1997

  5. Ключевский В.О. «Российская история», М., Эксмо, 2005.

  6. Лемерман Х. « Уроки риторики и дебатов», М., Уникум-Пресс, 2002.

  7. Павленко Н.И. « Петр Первый и его время», М., Просвещение, 2001.

  8. Павленко Н.И. «Петр Великий», М., Просвещение, 1990.

  9. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории», С.-Пб.,1993.

  10. Святенко Т.В. « Путеводитель по дебатам», М., «Бонфи», 2001.

  11. Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка», М., 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconУрок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый»
Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconРеферат по Истории Студента 103 группы I курса факультета Социологии
Петр Первый был, пожалуй, самым выдающимся из русских монархов. Не было в истории России более яркой и противоречивой фигуры
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconОбраз Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconДополнительный материал по теме самообразования «Опорные конспекты...
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconУрок по истории России XIX в. «Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века»
...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconРеферат по истории. Петр I и его время
России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра I. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconОкружающий мир — вводный курс истории и обществознания "Мое Отечество"...

Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» icon«История России»
Политика, проводимая И. В. Сталиным, искалечила судьбы многих людей, среди них были мои предки: прабабушка Колесова Пелагея Васильевна...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconУрок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России»
Основные понятия: Золотое кольцо России, «жемчужина» Золотого кольца России, памятник древнерусской архитектуры, промысел, корень...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconВеликий реформатор Петр
«Значение реформ Петра I» потому, что хотела раскрыть важность петровских преобразований для русского государства. Актуальность данной...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconРоль Александра II в истории России
Он не был назван современниками и историками Великим, как Петр или Екатерина, но реформы его определены как Великие. Тем интереснее...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории России Министерства образования РФ
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconТематическое планирование по Всеобщей истории и Истории России 9 класс
Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента...
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» iconУрок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках»
Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории гоу торжокская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск